Литературное чтение (4 класс). Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок совершенствует навыки выразительного чтения у учащихся, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Воспитывает бережное отношение к природе, животному миру; формирует умение работать в паре, группах; способствует развитию творческого и ассоциативного мышления, воображения учащихся; развивает критическое мышление, а также умение анализировать стихотворение, находить художественные средства; определять главную мысль произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.a._zabolotskiy_lebed_v_zooparke.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
в 4 классе по УМК «Начальная школа XXI века»
составлена учителем начальных классов ГБОУ гимназия №52
Приморского района г. Санкт - Петербурга
ФИО: ПОЛЕЖАКА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА
Место работы: ГБОУ гимназия №52
Должность: учитель начальных классов
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Тема урока: Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»
Цель урока:
- Ввести в круг чтения учащихся стихотворение Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»;
- Формировать речевые и читательские умения и навыки детей (закрепить понятия «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение», работать над выразительностью чтения, обучать анализу стихотворения);
- Развивать речь, мышление учащихся;
- Воспитывать любовь к природе.
Учебник: «Литературное чтение» 4 класс Л.А. Ефросинина, А.О.Евдокимова - М.:Вентана- Граф, 2014 (Нач. школа XXI века) с.106-107
Задачи:
Образовательные:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения;
– совершенствовать навыки выразительного чтения; умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитательные:
– воспитываем бережное отношение к природе, животному миру;
– формируем умение работать в паре, группах, слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Развивающие:
– развиваем речь (оформлять свои мысли в устной и письменной форме), способствуем развитию творческого и ассоциативного мышления, воображения учащихся; развиваем критическое мышление;
– развиваем умение анализировать стихотворение, находить художественные средства; определять главную мысль произведения.
Тип урока: комбинированный.
Технологии, используемые на уроке: создание ситуации успеха, предвидение, проблематизация, теория развития критического мышления.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: ПК (1), мультимедийный комплекс с ИД
Структура и ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Организационный момент. | Настрой на работу. Эпиграф к уроку: Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! - Кто автор этой строфы? - Как вы понимаете фразеологизм «воду в ступе толочь»? - Пусть эти строки Н. А. Заболоцкого станут эпиграфом нашего урока. | Подготовка класса к работе. | Личностные УУД: самоопределение, желание и стремление хорошо учиться. Регулятивные УУД: настрой на работу, создание ситуации успеха.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Самоопределение к учебной деятельности. Постановка учебной задачи. | Мотивировать учащихся к учебной деятельности, определить содержательные рамки урока (план урока на доске) Ребята, сегодня урок литературного чтения окунёт нас в мир творчества известного русского поэта, произведения которого восхищают своей неповторимостью и изобилием художественных средств. Тогда начинаем путешествие по страницам нашего урока:
Итак, мы открываем первую страницу нашего увлекательного урока. Какую? | Участвуют в беседе. Выполняют анализ, мотивируют дальнейшую работу. Выдвигают предположение о цели и задачах каждого этапа урока. | Р. – Планирование, опреде- ление последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, готовность к активной работе, чтению и обсуждению. Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения. П. – Строить свои речевые высказывания в устной форме. |
3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
| Страничка «Мир жизни поэта». Особенность этой странички сегодня в том, что её подготовили ребята нашего класса. Они помогут вам больше узнать или вспомнить о жизни и творчестве Н. А. Заболоцкого. - Что вы уже о нём знаете? - Что нового запомнили из сообщений ребят? Страничка «Конкурс чтецов». (Чтение наизусть стихотворения Н. А. Заболоцкого «Детство») Как вы думаете, что предложит нам эта страничка урока? Кто из поэтов ещё написал стихотворения с таким же названием? Сравните эти произведения. | Ответы детей. Систематизируют знания. Выступление группы детей, подготовивших информацию. Предположения детей. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Размышляют, отвечают на поставленный вопрос. | Р. - целеполагание. П. - постановка вопросов; анализ объектов с целью выделения признака. Л. - уметь подбирать верную характеристику личности.
П.Р. – Уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения. П.- Построение логической цепи рассуждения. |
5.Определение темы и осмысление материала. Проблемная ситуация. | Страничка «Предвидение». 1. Введение в тему урока. Работа с иллюстрациями и фото. - Ребята, скажите, что вы чувствуете, глядя на эти фотографии? (лебедь в природе) Какое у вас настроение? Что вам хочется сделать? (радостное настроение, хочется любоваться, рассмотреть поближе). 2. Работа с текстом до чтения. - А что вы можете рассказать об этом произведении до того, как мы начнем знакомиться с ним? (Ф.И.О. автора – Н.А. Заболоцкий; заголовок – «Лебедь в зоопарке»; жанр – стихотворение; тема – о природе; рифма, четверостишия, запись в столбик). 3. Моделирование обложки. - А можете ли вы предположить, какие чувства вызовет это произведение у читателей, какое настроение возникнет у вас после знакомства с этим произведением? (ответы). | Выражают свои мысли. Делятся чувствами друг с другом. Высказывают свои предположения. Моделируют обложку. | К. – Уметь в коммуникации строить высказывания. П. – Строить свои предположения, высказывания в устной форме и отображать схематически. |
5. Первичное восприятие текста. Работа в парах. | Страничка «Ознакомительная» (рассказ учителя сопровождается презентацией) 1. Первичное восприятие текста.
Беседа: - Ребята, что вы можете сказать о чувствах, которые вы испытывали во время слушания этого стихотворения? Менялось ли у вас настроение? (в начале – радостное, веселое; в конце – грустное, испытывали жалость). -Как вы думаете, на сколько частей можно разделить это стихотворение? (3) - Установите порядок названий частей стихотворения: 1) Белоснежное диво 2) Зоопарк 3) Песня птицы о счастье весны ( композиция стихотворения) Словарная работа: - Давайте познакомимся с этим произведением, и вы сможете не только узнать его содержание, но и проверить свои предположения. Но сначала давайте обратим внимание на слова, которые встретятся вам в тексте. (Учитель просит объяснить значение знакомых слов. При затруднении дети обращаются к карточкам-помощникам) Грёзы – мечты; Лоно – поверхность; Лиловый – «цвета фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый»; Мантия – широкая длинная одежда в виде плаща; Аметист – драгоценный камень фиолетового или голубого цвета; Колеблет – заставляет волноваться поверхность воды; Изваянье – скульптурное изображение; Перламутровый – переливчатый, серебристо-розовый, напоминающий окраску перламутра; Громоздить – беспорядочно класть много предметов; Лира – струнный музыкальный инструмент. Крылатое диво - ..? | Прогнозирование названия. Рассуждения детей. Дети работают в парах. Анализируют содержание стихотворения, делают выводы. Вместе с учителем объясняют значение слов. Повторное чтение стихотворения детьми. Анализируя ситуацию, дети должны постараться выполнить чтение с соответствующей интонацией. |
Р.- планирование, прогнозирование. П.- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование. К.- сотрудничество в поиске и выборе информации. Л. - уметь подбирать синонимы и давать верное толкование слов.
|
Минутка релаксации | Отдых (видео «Лебеди на пруду») | Личностные УУД: формирование эстетических чувств и воспитание любви к природе. | |
6. Осмысление и обобщение материала. Работа в группах. | Страничка «Подумаем вместе» Учитель, беседуя с детьми, устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. -Какие художественные средства помогают увидеть дивную красоту птицы? (В 1-ой строфе: слова красавица, дева, дикарка, эпитет высокая Во 2-ой строфе: метафора «белоснежное диво», выражение «животное, полное грез», т.е. задумчивое, мечтающее В 3-ей строфе: эпитет «головка шелковиста», метафоры «мантия снега белей», «дивные два аметиста// Мерцают в глазницах у ней») -Объясните при помощи сносок значения слов «мантия», «аметист». Как вы думаете, почему автор использовал такую лексику? (Чтобы создать царственный, величественный образ гордой птицы) -Какие художественные средства использовал автор в 4-ой строфе? (эпитеты «светлое сияние», «белый изгиб», сравнение «как изваянье приподнятой к небу волны») -Итак, что представляют собой 4 первые строфы? (Развернутое описание лебедя) -С какой интонацией их следует читать? (Спокойно, плавно, напевно) Поработаем в группах. Поставить учебную задачу, организовать проверку выполненного задания. -Прочитайте следующие 3 строфы. Как меняется настроение, звучание, лексический строй стихотворения? -С какой интонацией нужно читать последнюю строфу. Аргументируйте свою точку зрения. -Прочитайте стихотворение в группах по частям. | Выполняют задание, обобщают, делают выводы; контролируют выполнение задания товарищами. Ответы на вопросы, рассуждения, доказательства своей точки зрения. Подготовка к выразительному чтению. Упражнение в выразительном чтении стихотворения по частям. | Р.П.- Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Л. – Уметь не создавать конфликтов, договариваться, распределяя работу в группе. Р. – Умение удерживать учебную задачу. |
8. Осмысление и обобщение материала. Упражнение в выразительном чтении стихотворения. | Страничка «Артистичная» Упражнение в выразительном чтении 1 и 2 части. - Как вы думаете, как нужно читать последнее четверостишие? (с надеждой и верой в лучшее, не смотря ни на что). Выразительное чтение стихотворения (полностью, вслух). -Как заканчивается стихотворение? Как можно понять эту последнюю строфу? (Перед нами снова образ лебедя. Птица в своем сказочном мире поет о счастье весны. Он назван крылатым дивом, значит, он свободен, он выше этого страшного жестокого мира, хотя и не собирается взлетать, а плывет по заливу.) -Что по мысли поэта воплощает собой лебедь? (Лебедь воплощает красоту, свободу, гармонию) | Выразительное чтение стихотворения детьми. Ответы на вопросы, рассуждения, аргументирование своей точки зрения. Познавательная деятельность учащихся. | Регулятивные УУД: -выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению. Познавательные УУД: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Активизация познавательной деятельности. |
9. Рефлексия деятельности (итог урока). | Организует беседу по уточнению и конкретизации новых знаний. (Вывод: образ лебедя становится в этом стихотворении олицетворением поэзии и поэта, свободного от житейской суеты и хаоса, устремленного в мир красоты и гармонии.) Синквейн «Лебедь в зоопарке» | Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы. Составляют синквейн. | Познавательные УУД: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные УУД: -умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: -понимание значения природы в жизни человека, желание беречь животный мир и гармонию природы. |
Физкультминутка к уроку:
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.
Белые лебеди, лебеди летели.
И на воду сели. Сели, посидели.
Снова полетели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературное чтение по теме Н. А. Заболоцкий "Весна в лесу"
презентация для детей к уроку чтения....
Литературное чтение 3 класс ЛНТолстой "Лебеди" "Зайцы"
урок по УМК "Начальная школа 21 века"...
Урок на тему «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» по произведению Н.А.Заболоцкого «Весна в лесу». Литературное чтение 4 класс
Цели урока: познакомить учащихся со стихотворением Н.Заболоцкого, показать на примере этого произведения необычность его поэзии; развивать воображение детей, творческую инициативу; умение рассуждать н...
Урок литературного чтения 2 класс И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"
Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику Л.А. Ефросининой «Начальная школа 21 века» Тема урока: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»...
Урок литературного чтения 4 класс на тему Н.А. Заболоцкий "Сентябрь"
Открытый урок, проведенный в 4 классе на тему Н.А. Заболоцкий " Сентябрь", изучаемый по прог7рамме перспективной начальной школы....
Конспект урока литературного чтения Н. А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке» (3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»;формирование речевых и читательских умений и навыков детей. Планируемые результаты:П...
Урок по литературному чнеию в 4 классе "Н.Заболоцкий Лебедь в зоопарке"
Стихотворение "Лебедь в зоопарке" изучается в разделе "Стихи Н. Заболоцкого". В конспекте представлена поэтапная работа над стихотворением с использованием активных методов обучени...