Урок литературного чтения 2 класс И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику Л.А. Ефросининой «Начальная школа 21 века» Тема урока: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока Басня Крылова | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе
по учебнику Л.А. Ефросининой «Начальная школа 21 века»
Тема урока: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Цель урока: Ознакомление учащихся с произведением И.А.Крылова. Формирование представлений обучающихся о басне, как о жанре литературы. Способствование развитию навыка выразительного чтения, умения работать над прочитанным текстом, мышления, речи обучающихся. Расширение читательского кругозора, обогащение словарного запаса.
Воспитание интереса к чтению, к творчеству И.А.Крылова и культуры речи.
Планируемые результаты:
предметные: научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.
метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;
-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию;
-строить понятные для партнёра высказывания
личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.
Оборудование урока: интерактивная доска; компьютер; книги с баснями И.А. Крылова, иллюстрации к басням;
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Доброе утро (руки в стороны)
Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)
И тогда весь день будет веселее.
Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)
Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)
А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)
Улыбнулись снова
Будьте все здоровы! (руки в стороны)
Молодцы садитесь.
- Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
II. Речевая разминка
А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе.
Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Лена искала весь день.
- Прочитайте с удивительной интонацией; с вопросительной интонацией; с огорчением, скороговоркой.
III.Актуализация знаний
Назовите героев “Сказки о рыбаке и рыбке”. (Золотая рыбка, старик, старуха)
Название самой большой из рыболовных сетей, которой старик ловил рыбу. (Невод)
Слова-ответы на вопросы записаны на доске.
ЗОЛОТАЯ РЫБКА
СТАРИК
СТАРУХА
НЕВОД
- Сейчас мы составим слово из букв этих слов, которое имеет непосредственное отношение к уроку.
- Третья буква в слове “рыбка” Б
- Третья буква в слове “старик” А
- Первая буква в слове “старуха” С
- Первая буква в слове “невод” Н
- Седьмая буква в слове “золотая” Я
IV. Сообщение темы урока.
- Какое получилось слово?
- Ребята, сформулируйте тему нашего урока? (Познакомиться с новым жанром литературы и познакомиться с новым произведением.)
- Что такое басня?
Басня- это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.
- Посмотрите на выставку книг, которую мы оформили к сегодняшнему уроку. Кто автор всех этих произведений.
-Сегодня мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. Давайте прочитаем эпиграф к уроку.
Слайд 1. “Люблю, где случай есть, пороки пощипать…” И.А.Крылов.
- Посмотрите на портрет писателя, каким он вам представляется по характеру. (Добрый, умный и т.д.)
- В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него- лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные.
- Да это И.А. Крылов и его герои басен. Дедушка Крылов, как его часто называли. В литературе можно много назвать писателей, которые писали рассказы, повести, сказки и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Иван Андреевич Крылов родился в семье армейского офицера. Семья была очень бедной, поэтому на достойное образование у родителей Крылова денег не хватало, но, несмотря на это, мальчик с детства любил читать, и как он сам позднее вспоминал главным его багажом и учителем был отцовский чемоданчик книг. Стремление к образованию было на столько сильным, что он сам овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным человеком. За свою жизнь он написал более двухсот басен, обогатил русский язык, русскую речь, крылатыми, остроумными, образными выражениям, сравнениями. «Кукушка хвалит петуха…», «А Васька слушает да ест…», - говорим мы в подходящий момент, порой даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои басен И. Крылова. Многие поколения детей зовут писателя «Дедушка Крылов. Он был автором комедий, журналистом и стихотворцем. Но широкую известность он получил как автор прекрасных басен.
- Вспомните, какие произведения писал И.А.Крылов. (дети называют известные им басни Крылова)
V. Работа с иллюстрациями к басням.
- Рассмотрите рисунки. Вспомните названия басен. Расскажите, что перепутал художник?
VI. Постановка цели урока.
-На какой жанр литературы похожа басня? (На сказку)
Что у них общего, чем отличаются?
- Прочитайте, что написано на слайде, только справа налево, так как подписывал свои басни И.А.Крылов. (тренировка произвольного внимания)
КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ
Ответы детей.
- Правильно, сегодня мы прочитаем басню И.А.Крылова “Лебедь, Щука и Рак”. Будем учиться находить в басне мораль-поучение.
VII. Изучение нового материала.
1. Актуализация знаний.
Слайд.
- Посмотрите на слайды. Что общего у всех этих животных? (Они живут в воде)
2. Чтение басни учителем.
3. Первичная проверка понимания прочитанного.
- Понравилась ли вам басня?
- Что заставило вас улыбнуться? (Герои не смогли сдвинуть воз)
- Каким был ваш смех? (Добрым, не злым)
- Что узнали из басни? Какое событие описывает Крылов?
- Есть ли незнакомые слова в басне? Объясните их значение.
(Лад, поклажа, воз, впряглись, ныне).
Слайд 9.
VII. Физкультминутка.
VIII. Закрепление изученного.
1. Выборочное чтение.
- Прочитайте басню. Ответьте на вопросы словами из басни.
Слайд 10.
- Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак? (Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.)
- Как они старались выполнить работу? (Из кожи лезут вон)
- Получилась ли их затея? (А возу всё нет ходу)
- Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя. (“Лебедь рвется в облака” – он стремительный, упрямый, быстрый; “Рак пятится назад” – он неповоротливый, нерасторопный, идет назад; “Щука тянет в воду” – настойчиво выполняет свое дело).
- Есть ли в басне слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти? (Товарищи, поклажа легка)
Слайд 11.
- Посмотрите на следующий слайд и подумайте:
Что главного не сделали герои басни: не спели вместе; не договорились, как они будут действовать; не пригласили на помощь кого-то более сильного?
2. Словарная работа.
- Замените своими словами выражения из басни:
Слайд 12.
- “Из кожи лезут вон” – очень стараются.
- “А воз и ныне там” – воз стоит на прежнем месте.
- “А возу все нет ходу” – герои не сдвинули воз с места.
3. Выразительное чтение басни.
Учитель. Давайте прочитаем басню выразительно.
- С каким настроением вы будете читать басню?
- Какое чувство вызывают у вас герои этой басни? (Сожаление, что друзья должны были договориться, как вместе свезти воз).
- Как автор относится к своим героям? (Он сожалеет, что в товарищах нет согласья)
- Для чего и зачем И.А.Крылов написал эту басню? (Баснописец подсказывает нам, как нужно поступить в этой ситуации; учит видеть недостатки, учиться на чужих ошибках)
4. Работа над моралью басни.
Учитель. Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет)
Слайд 13.
Учитель. Посмотрите на слайд, скажите, какое выражение из басни стало крылатым?
Да только воз и ныне там.
- Когда так говорят? (Ответы детей)
IX. Викторина по басням И.А.Крылова “Крылатые слова”.
Слайды 14-16.
- Многие выражения из басен дедушки Крылова стали “крылатыми”. Мы часто их произносим, даже не задумываясь, что эти слова впервые произнесли герои Крылова. Вспомните, их и назовите басни, из которых взяты эти строчки.
- “У сильного всегда бессильный виноват” (Волк и Ягнёнок)
- “Сильнее кошки зверя нет” (Мышь и Крыса)
- “А Васька слушает да ест” (Кот и Повар)
- “Видит око, да зуб неймёт” (Лисица и Виноград)
- “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” (Квартет)
- “Да только воз и ныне там” (Лебедь, Щука и Рак)
X. Итог урока.
-С каким писателем сегодня познакомились?
-С каким жанром литературы познакомились? Что такое басня?
-Как называется нравоучение в басни?
- Что такое мораль басни?
- С какой целью пишут басни?
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли мы этой цели?
-Так какие же пороки любил “пощипать” И.А.Крылов? (глупость, лень и т.д.)
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (рефлексия своих действий, дети показывают изображение “веселого” или “грустного” человечка)
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение басни (желающие могут выучить).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения.И.А.Крылов "Лебедь,Щука и Рак". Л.Н.Толстой "Страшный зверь"
Данный урок литературного чтения во 2 классе (автор Ефросинина Л.А. УМК"Начальная школа 21 века") знакомит обучающихся со спецификой басни как жанра....
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Презентация к уроку литературного чтения И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"
Представлен видеоматериал...
Урок литературного чтения И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
Урок литературного чтения на тему И.А. Крылов "Лебедь,рак и щука". Главная задача урока ознакомить учащихся с произведениями И.А. Крылова, расширять читательский кругозор детей, научить опре...
Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока: И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»
Цель: дать новые знания учащимся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, учить видеть в басне скрытый смысл (мораль)- развивать умение выразительно читать, рассуждать, реш...
Урок литературного чтения "И.А.Крылов "Лебедь, Щука и Рак"
На уроке литературного чтения обучающиеся знакомятся с басней И.А.Крылова "Лебедь, Щука и Рак", учатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, ...