"Урок литературного слушания в 1 классе"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Работа со сказкой В.Сутеева "Дядя Миша". Работа с моделью, картинный пересказ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

I. Тема урока: В. Сутеев. «Дядя Миша».

II. Цель: учить воспринимать сказочный текст.

 Задачи: - формировать понятие «сказка»;

               - учить определять тему сказки, правильно называть произведение;

               - учить рассказывать сказку по плану;

               - развивать память, мышление, речь;

               - воспитывать взаимопомощь, доброе отношение друг к другу

III. Литература.

- Л.А.Ефросинина, «Литературное чтение. Уроки слушания», учебная хрестоматия, Москва, «Вентана-Граф», 2010 год.

- Л.А.Ефросинина, «Литературное чтение. Уроки слушания», рабочая тетрадь, Москва, «Вентана-Граф», 2010 год.

- Л.А.Ефросинина, «Литературное чтение. Уроки слушания», методическое пособие, Москва, «Вентана-Граф», 2010 год.

- В.Иванкова «1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок», М., ООО «Аквариум Принт», 2005 г.

- В.И.Ковалько «Школа физкультминуток» (1 – 4 кл.), «ВАКО», Москва, 2005 г.

- В.Сутеев «Сказки и картинки», «Планета детства», ООО «Издательство Астрель», 2002 год

IV. Оборудование урока:  

 

для учителя:

для учащихся:

- учебник

- тетрадь

- портрет В.Сутеева

- загадки

- рисунки к загадкам

- серия картинок

- модель обложки

- книги В.Сутеева

- учебник

- тетрадь

- пенал

- круг – трафарет (из цветного картона)

- листочек для модели обложки

V. План урока:

1. Организационное начало.                                            1            

2. Подготовительная работа.                                           3

3. Слушание произведения.                                             5

4. Беседа после чтения.                                                    2

5. Моделирование обложки.                                            2

6. Работа с готовой модель обложки.                             1

7. Физкультминутка.                                                        1

8. Работа с текстом произведения и тетрадью.             15

9. «Восстанови сказку»                                                    3

(рассказ сказки по серии картинок).

10. Рекомендации для учащихся.                                    1

11. Организационный конец.                                           1

VI. Ход урока.

1. Организационное начало.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок!

- Проверьте глазками готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал, маленький лист для моделирования, цветные карандаши, круг.

2. Подготовительная работа.

- Отгадайте, о ком идет речь.

А) В птичник повадится –

     Жди беды.

     Рыжим хвостом

     Заметает следы.

- Лиса. (ил. помещается на доску)

Б) По деревьям скок-скок,

     А орешки щёлк-щёлк.

- Белка. (ил. помещается на доску)

В) Летом по лесу гуляет,

     Зимой в берлоге отдыхает.

- Медведь. (ил. помещается на доску)

Г) Под полом скребусь,

     А кошки боюсь.  

- Мышь. (ил. помещается на доску)

Д) Под соснами, под ёлками

     Лежит мешок с иголками.

- Ёж. (ил. помещается на доску)

Е) Зимой беленький,

     А летом серенький.

     Никого не обижает,

     А всех сам боится.  

- Заяц. (ил. помещается на доску)

- Кто это?

- Животные (звери).

- Какие это животные?

- Дикие животные.

- Какое из этих животных самое крупное?

- Медведь.

- А самое маленькое?

- Мышка.

- Кто догадался, о ком будет наше произведение?

- Проверим ваше предположение.

3. Слушание произведения.

- Послушайте, я буду вам читать.

4. Беседа после чтения.

- Понравилось ли вам произведение?

- Почему?

- Когда вам было весело? А грустно?

- Оправдалось ли ваше предположение?

5. Моделирование обложки.

- Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала?

- Сказку.

- Почему вы так решили? Докажите.

- Нарисуем на листочке «заместитель» круг.(по шаблону)

(Дети работают на листочках. Рисуют «заместитель»)

- О ком эта сказка?

- О животных.

- Закрасим круг коричневым цветом.

(Учащиеся закрашивают круг коричневым цветом)

-Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто написал эту сказку?

- В.Сутеев.

(портрет В.Сутеева)

- Владимир Сутеев не только писал сказки для детей, но и сам иллюстрировал свои произведения. Писал сценарии к мультфильмам. Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.

- Нарисуй в верхней части листочка рамочку.

- Прочитайте название сказки.

- Дядя Миша.

- Нарисуй в нижней части листочка рамочку.

6. Работа с готовой моделью обложки.

- Покажите фамилию автора. Прочитаем: Сутеев

(Дети, поставив пальчик на рамочку, повторяют фамилию – Сутеев)

- Что мы прочитали?

- Фамилию автора.

- Прочитайте заголовок.

(Дети указывают на заголовок и читают – «Дядя Миша»)

- О ком эта сказка?

- О животных. Покажи.

7. Физкультминутка.

8. Работа с текстом произведения.

- Можно ли эту сказку назвать поучительной?

- Да.

- Чему она учит?

- Доделай одно дело до конца, а потом берись за другое.

- Кто в сказке не доделывал дела, которые начинал?

- Медведь.

- Почему у него так получалось?

- Он хотел запасы себе на зиму сделать.

- Чем питается Медведь зимой?

(ответы детей)

- Прочитаем об этом в учебнике. Найдите рубрику «Прочитай».

(читают хорошо читающие дети по цепочке)

- Как же медведь проводит зиму?

- «Залягу в берлогу, буду до весны лапу сосать».

- Что значит «сосать лапу»?

(варианты детей)

- Да, действительно, он питается собственным жиром, который нагулял за лето и осень. Во сне он причмокивает, поэтому и говорят «лапу сосет».

- Кто из героев сказки вам понравился?

(варианты детей)

Работа в тетради.

- Откройте тетрадь. Прочитайте задание № 1.

- Найдите своего героя, возьми цветные карандаши, раскрась.

Проверка: 

- Кто выбрал Медведя, поднимите круг. (Зайца, Белку, Ежа, Кота, Лису, Мышонка)

Дифференцированная работа:

- В учебнике, внизу страницы найдите рубрику «Прочитай».

1 гр. - хорошо читающие дети:

- Прочитай предложения самостоятельно. Подчеркни, что собирали герои сказки.

2 гр. – плохо читающие дети:

- Читаем вслух. (помощь учителя)

Проверка:

- Какие запасы делали на зиму герои сказки?

(перечисляют)

Работа в парах:

- Помогите друг другу выполнить задание в тетради № 2.

- Прочитайте задание. Выполняйте.

Проверка: по образцу - наложением (у каждого ребенка образец из кальки).

9. «Восстанови сказку».

- Вы знаете, со мной утром случилась беда. Пока я шла к вам на урок у меня рассыпались картинки. Помогите мне их собрать по порядку.

(На доске прикреплены картинки из сказки. Дети по одному выходят к доске, выбирают нужную картинку и пересказывают сказку).

10. Рекомендации.

- В конце урока я хочу вам порекомендовать:

а) Найти книгу сказок В. Сутеева, прочитать сказку о животных и рассказать ее родителям;

б) Придумай сказку о животных (по желанию).

11. Организационный конец.

- Поднимите руки, кому понравился урок, и он себя может похвалить.

- Вы все на уроке работали хорошо. Молодцы.

(дети получают «кирпичик для строительства своего дома» - «Дома знаний»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного слушания в 1 классе "Сутеев "Дядя Миша"

       Были использованы задания, направленные на детей разного уровня      подготовки Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению...

план-конспект урока по литературному слушанию (1 класс)

План-конспект урока по литературному слушаниюю Тема: "Народные сказки"...

Конспект урока литературного слушания 1 класс М.Михайлов "Лесные хоромы"

Конспект урока литературного слушания для 1 класса "М.Михайлов "Лесные хоромы" 21 век...

Урок литературного слушания 1 класс В.Сутеев Палочка-выручалочка

Мультимедийная разработка урока литературного слушания 1 класс по программе Начальная школа 21 века. Презентация к уроку и аудио сказка...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») Тема урока: Авторские сказки. Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"

Тема урока: Авторские сказки.Сказка  В.Сутеева "Палочка-выручалочка"Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:Предметные: создать условия для формирования навыка правильного,  осознанного  ч...

Урок литературного слушания 1 класс УМК «Начальная школа XXI века» Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

Литературное чтение 1 класс УМК «Начальная школа XXI века»Урок литературного слушания Раздел: Мир сказок Тема: Народные сказки. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»...