"Урок литературного слушания в 1 классе"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Работа со сказкой В.Сутеева "Дядя Миша". Работа с моделью, картинный пересказ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного слушания в 1 классе | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
I. Тема урока: В. Сутеев. «Дядя Миша».
II. Цель: учить воспринимать сказочный текст.
Задачи: - формировать понятие «сказка»;
- учить определять тему сказки, правильно называть произведение;
- учить рассказывать сказку по плану;
- развивать память, мышление, речь;
- воспитывать взаимопомощь, доброе отношение друг к другу
III. Литература.
- Л.А.Ефросинина, «Литературное чтение. Уроки слушания», учебная хрестоматия, Москва, «Вентана-Граф», 2010 год.
- Л.А.Ефросинина, «Литературное чтение. Уроки слушания», рабочая тетрадь, Москва, «Вентана-Граф», 2010 год.
- Л.А.Ефросинина, «Литературное чтение. Уроки слушания», методическое пособие, Москва, «Вентана-Граф», 2010 год.
- В.Иванкова «1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок», М., ООО «Аквариум Принт», 2005 г.
- В.И.Ковалько «Школа физкультминуток» (1 – 4 кл.), «ВАКО», Москва, 2005 г.
- В.Сутеев «Сказки и картинки», «Планета детства», ООО «Издательство Астрель», 2002 год
IV. Оборудование урока:
для учителя: | для учащихся: |
- учебник - тетрадь - портрет В.Сутеева - загадки - рисунки к загадкам - серия картинок - модель обложки - книги В.Сутеева | - учебник - тетрадь - пенал - круг – трафарет (из цветного картона) - листочек для модели обложки |
V. План урока:
1. Организационное начало. 1
2. Подготовительная работа. 3
3. Слушание произведения. 5
4. Беседа после чтения. 2
5. Моделирование обложки. 2
6. Работа с готовой модель обложки. 1
7. Физкультминутка. 1
8. Работа с текстом произведения и тетрадью. 15
9. «Восстанови сказку» 3
(рассказ сказки по серии картинок).
10. Рекомендации для учащихся. 1
11. Организационный конец. 1
VI. Ход урока.
1. Организационное начало.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок!
- Проверьте глазками готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал, маленький лист для моделирования, цветные карандаши, круг.
2. Подготовительная работа.
- Отгадайте, о ком идет речь.
А) В птичник повадится –
Жди беды.
Рыжим хвостом
Заметает следы.
- Лиса. (ил. помещается на доску)
Б) По деревьям скок-скок,
А орешки щёлк-щёлк.
- Белка. (ил. помещается на доску)
В) Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
- Медведь. (ил. помещается на доску)
Г) Под полом скребусь,
А кошки боюсь.
- Мышь. (ил. помещается на доску)
Д) Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками.
- Ёж. (ил. помещается на доску)
Е) Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится.
- Заяц. (ил. помещается на доску)
- Кто это?
- Животные (звери).
- Какие это животные?
- Дикие животные.
- Какое из этих животных самое крупное?
- Медведь.
- А самое маленькое?
- Мышка.
- Кто догадался, о ком будет наше произведение?
- Проверим ваше предположение.
3. Слушание произведения.
- Послушайте, я буду вам читать.
4. Беседа после чтения.
- Понравилось ли вам произведение?
- Почему?
- Когда вам было весело? А грустно?
- Оправдалось ли ваше предположение?
5. Моделирование обложки.
- Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала?
- Сказку.
- Почему вы так решили? Докажите.
- Нарисуем на листочке «заместитель» круг.(по шаблону)
(Дети работают на листочках. Рисуют «заместитель»)
- О ком эта сказка?
- О животных.
- Закрасим круг коричневым цветом.
(Учащиеся закрашивают круг коричневым цветом)
-Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто написал эту сказку?
- В.Сутеев.
(портрет В.Сутеева)
- Владимир Сутеев не только писал сказки для детей, но и сам иллюстрировал свои произведения. Писал сценарии к мультфильмам. Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.
- Нарисуй в верхней части листочка рамочку.
- Прочитайте название сказки.
- Дядя Миша.
- Нарисуй в нижней части листочка рамочку.
6. Работа с готовой моделью обложки.
- Покажите фамилию автора. Прочитаем: Сутеев
(Дети, поставив пальчик на рамочку, повторяют фамилию – Сутеев)
- Что мы прочитали?
- Фамилию автора.
- Прочитайте заголовок.
(Дети указывают на заголовок и читают – «Дядя Миша»)
- О ком эта сказка?
- О животных. Покажи.
7. Физкультминутка.
8. Работа с текстом произведения.
- Можно ли эту сказку назвать поучительной?
- Да.
- Чему она учит?
- Доделай одно дело до конца, а потом берись за другое.
- Кто в сказке не доделывал дела, которые начинал?
- Медведь.
- Почему у него так получалось?
- Он хотел запасы себе на зиму сделать.
- Чем питается Медведь зимой?
(ответы детей)
- Прочитаем об этом в учебнике. Найдите рубрику «Прочитай».
(читают хорошо читающие дети по цепочке)
- Как же медведь проводит зиму?
- «Залягу в берлогу, буду до весны лапу сосать».
- Что значит «сосать лапу»?
(варианты детей)
- Да, действительно, он питается собственным жиром, который нагулял за лето и осень. Во сне он причмокивает, поэтому и говорят «лапу сосет».
- Кто из героев сказки вам понравился?
(варианты детей)
Работа в тетради.
- Откройте тетрадь. Прочитайте задание № 1.
- Найдите своего героя, возьми цветные карандаши, раскрась.
Проверка:
- Кто выбрал Медведя, поднимите круг. (Зайца, Белку, Ежа, Кота, Лису, Мышонка)
Дифференцированная работа:
- В учебнике, внизу страницы найдите рубрику «Прочитай».
1 гр. - хорошо читающие дети:
- Прочитай предложения самостоятельно. Подчеркни, что собирали герои сказки.
2 гр. – плохо читающие дети:
- Читаем вслух. (помощь учителя)
Проверка:
- Какие запасы делали на зиму герои сказки?
(перечисляют)
Работа в парах:
- Помогите друг другу выполнить задание в тетради № 2.
- Прочитайте задание. Выполняйте.
Проверка: по образцу - наложением (у каждого ребенка образец из кальки).
9. «Восстанови сказку».
- Вы знаете, со мной утром случилась беда. Пока я шла к вам на урок у меня рассыпались картинки. Помогите мне их собрать по порядку.
(На доске прикреплены картинки из сказки. Дети по одному выходят к доске, выбирают нужную картинку и пересказывают сказку).
10. Рекомендации.
- В конце урока я хочу вам порекомендовать:
а) Найти книгу сказок В. Сутеева, прочитать сказку о животных и рассказать ее родителям;
б) Придумай сказку о животных (по желанию).
11. Организационный конец.
- Поднимите руки, кому понравился урок, и он себя может похвалить.
- Вы все на уроке работали хорошо. Молодцы.
(дети получают «кирпичик для строительства своего дома» - «Дома знаний»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного слушания в первом классе (УМК "Начальная школа XXI века"
Русская сказка "Лисичка-сестричка и волк"...
урок литературного слушания в 1 классе "Сутеев "Дядя Миша"
Были использованы задания, направленные на детей разного уровня подготовки Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению...
план-конспект урока по литературному слушанию (1 класс)
План-конспект урока по литературному слушаниюю Тема: "Народные сказки"...
Конспект урока литературного слушания 1 класс М.Михайлов "Лесные хоромы"
Конспект урока литературного слушания для 1 класса "М.Михайлов "Лесные хоромы" 21 век...
Урок литературного слушания 1 класс В.Сутеев Палочка-выручалочка
Мультимедийная разработка урока литературного слушания 1 класс по программе Начальная школа 21 века. Презентация к уроку и аудио сказка...
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») Тема урока: Авторские сказки. Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"
Тема урока: Авторские сказки.Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:Предметные: создать условия для формирования навыка правильного, осознанного ч...
Урок литературного слушания 1 класс УМК «Начальная школа XXI века» Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
Литературное чтение 1 класс УМК «Начальная школа XXI века»Урок литературного слушания Раздел: Мир сказок Тема: Народные сказки. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»...