Статья по теме"Образы помощников народных и литературных колыбельных песен"
статья по чтению на тему

Одинцова Мария Владимировна

В этой статье рассказывается о образах помощников народных и литературных колыбельных песен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образы помощников народных и литературных

колыбельных песен

Древнее происхождение колыбельных песен доказала А.Н.Мартынова. Исследовательница считает, что колыбельные песни произошли из охранительных заговоров, входивших в обряд “первого укладывания ребенка в колыбель”, которые должны были защитить ребенка от бессонницы, болезней, действий враждебных сил. А.Н.Мартынова показала, что антропоморфные образы Дремы, Сна, Покоя присутствовали в подобных заговорах и потом из них перешли в тексты колыбельных:

Ходит сон по сеням,

А дрема по терему,

Ищет Валю в пологу,

На гибком качелю.

Сон говорит:

“Надо Валю усыпить”…

Если малыш не засыпал, то винили Сон и Дрему. К ним обращались с упреками:

Глупый Сон, Сон,

Неразумный дрема!

Мимо ты ходишь,

Колыбель не находишь.

Тогда Сон и Дрему просили прийти к ребенку:

Сон да Дрема,

Приди к Ване в голова.

Сон да Дрема,

Накатись на глаза.

Очень популярны песни с образами животных, например, голубей:

Люли – люли - люленьки,

Где вы, где вы, гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать.

Люли – люли - люленьки!

Прилетели гуленьки!

Сели в изголовьице:

Спи-ка на здоровьице!

У народов, живущих в тайге, зафиксированы колыбельные песни, содержащие обращения к медведю и волку. С первых дней жизни ребенка мать просила их оказать покровительство.

А.Н. Мартынова отмечает, что особенности композиции колыбельных песен напоминают заговоры. В некоторых текстах представлена типичная для заговора схема договора с представителями иного мира: им обещают подношение, взамен просят сон и благополучие.

В.В. Головин, автор книги «Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе», пишет, что колыбельная песня в силу своей природы не может использовать символику заговора. Слово, даже случайно или “не в час” сказанное, может повлиять на судьбу ребенка (именно в силу его незавершенности) и обернуться проклятием, странствием в чужом пространстве и в чужом статусе. В традиционной колыбельной, в отличие от литературной, нет даже упоминания ночи, практически отсутствует черный цвет, встречается узкоограниченный “демонологический” ряд. Такие образы как девки - пустоволоски, змеи – скоропеи, тридцать три мертвеца, обычные для заговора, в колыбельной невозможны. Многие заговорные формулы противоестественны колыбельной. Младенец крайне открыт для “действий против него”, и постоянное использование сильной заговорной формальности, где открывается иное опасное пространство (“болота, гнилые колодцы”), иные опасные реалии и образы (например, полуночница) могут разрушить все охранительные границы, которые устанавливает колыбельная песня. Только если создается безвыходное положение (ребенок заболел), прибегают к столь сакральному мощному и насыщенному “чужими” образами жанру заговора. Можно обнаружить аналогии в следующем заговоре и колыбельной: ребенка, который кричит, кладут под куриный нашест и приговаривают: “Куры вазмитя сваи криксы” (Майков 1992, №57, 59). В колыбельных мы постоянно встречаем обращение к курам: “Тише, куры не шумите” или “Шишь, вы куры, не шумите”.

Колыбельные и заговоры — самые древние песни человечества, обладающие огромной силой внушения. Ханты, селькупы, татары, казахи, населявшие Сибирь до Ермака, придавали колыбельным мистическое значение. Для каждого младенца колыбельная была своя — ее при рождении ребенка сочиняла мать. Потом эта пеня всю жизнь была его оберегом.

Еще один момент – в колыбельных часто призываются в успокоители или успокаиваются животные, которые являются избавителями или передают свои качества в заговорах – это кот (например, заговор от грыжи), собака, петух, курица.

Со временем колыбельные песни утратили обрядовый и заговорно-заклинательный характер. Примером могут служить сюжеты тех песен, которые издавна избрали своим “героем” кота. Древняя основа их возникла в связи с поверьями о том, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой ребенку. Существовал обычай класть в колыбель спящего кота, чтобы малыш лучше спал. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов.

Кота зовут ночевать:

Ваня будет спать,

Котик Ваню качать...

Коту обещают награду за работу:

Котя, котенька, коток

Котя, серенький хвосток,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да кусок пирога…Очевидно, что колыбельная наиболее часто контактирует не с заговором, а с оберегом. В контексте оберега, как и колыбельной, как правило, не входят другие действия. Пространство оберега нейтрально: оно, в отличие от заговора, не вторгается в чужое пространство. Приоритет в нем получают божественные образы. Имеют место обращения к Иисусу Христу, Богородице и святым, например:

Тускло мерцает лампадка

Перед иконой святой,

Спи ж бесконечно и сладко,

Спи, мой сынок дорогой!

Образы в литературных колыбельных песнях.

Учёные насчитали огромное количество колыбельных стихов, авторами которых являются выдающиеся русские поэты. Колыбельные стихи есть у А.Шишкова, В.Жуковского, М.Лермонтова, А.Плещеева, М.Цветаевой, В.Брюсова, А.Блока, А.Майкова, Н.Гумилева, В.Набокова, И.Бродского и многих других. Особенно много хороших колыбельных у знаменитых детских поэтов: С. Маршака, А.Усачёва, И.Токмаковой и Я.Акима. Современные поэты часто обращаются к жанру колыбельной: многие любимые мамами колыбельные песни и стихи на ночь были написаны для кинофильмов и мультфильмов. И у каждой современной звезды эстрады, бардов, и даже рок - исполнителей найдётся в репертуаре колыбельная песня (есть колыбельные у В.Высоцкого, Ю.Башлачёва, А.Розенбаума, группы «Ногу свело», у Тани Булановой, Анжелики Варум и Полины Гагариной).

У каждого автора свой стиль и характер в произведении, например:

Колыбельная (для маленького брата)

Баю-бай! Васик – бай!

Ты собачка, не лай,

Ты бычок не мычи...

Ты медведь, не рычи!

Волк, миленький не вой,

Петушок, дружок не пой!

Баю-бай! Васик – бай!

Жил в зернице попугай,

Зеленый и гладкий,

На желтой подкладке.

(Саша Черный)

Стиль и характер авторов хорошо заметен. Литературные колыбельные отличаются от народных, например, тем, что в них делается уклон на один из наиболее популярных мотивов: ”Все спят, и ты спи” . Доказательством этого могут служить следующие колыбельные:

Спят луга, спят леса,

Пала Божия роса,

В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Малым детям спать велит:

“Спите, спите, поздний час”.

Завтра брат разбудит вас.

А. Блок

Спи, мой милый, Спи мой мальчик!

Закрывай глаза, мой сладкий!

Спит в твоей коляске зайчик,

Прилегла в углу лошадка.

На диване дремлет мишка...

В. Лунин

Колыбельная знакомит малыша с образами животных и сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре, чести.

Спи, мой мальчик! Птицы спят;

Накормили львицы львят;

Прислонясь к дубам, заснули

В роще робкие косули;

Дремлют рыбы под водой,

Почивает сом седой.

В. Брюсов

В литературных колыбельных образы животных совпадают с образами фольклорных песен. Во многих литературных текстах присутствует призыв традиционных успокоителей, чаще всего это кот, также Сон, Дрема. Но в связи с изменением функционального и образно-смыслового контекста литературной колыбельной несколько видоизменяются и традиционные персонажи. Дрема предстает в виде дедка, в колпачке и с мешком. Создается ощущение некого смешения сказочного гнома с Дедом Морозом, только в мешке у него припасены не подарки, а сны (сладкие – для хороших детей, горькие ”для дурных, для шалунов”:

Только мой сынок уснет –

Дедка Дрема к нам придет...

Старый Дрема старичок –

Острый серый колпачок...

Дедка Дрема, сам с вершок,

Принесет с собой мешок...

А в мешке для деток сны

У него припасены...

Для дурных и шалунов

Не припас он сладких снов,

Но для крошки моего

Лучший сон есть у него!

Г. Галина

Следует отметить, что в литературных колыбельных распространены образы, связанные с волшебным временем суток - ночью (месяц, звезды, луна):

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

М.Ю.Лермонтов

Образы ночи создают успокаивающую атмосферу в знаменитой колыбельной А. Гладкова:

«Лунные поляны...

Ночь как день светла...

Спи моя Светлана,

Спи, как я спала...

В уголок подушки

Носиком уткнись.

Звезды, как веснушки,

Мирно смотрят вниз».

Ночное время описывается и в колыбельной Г. Галиной.

Ночка темная уйдет;

Снова утро будет...

Котик песню допоет,

Котик нас разбудит...

Выйдет солнышко опять,

В окна к нам заглянет...

В литературных колыбельных, в качестве успокоителя – ”укачивателя” появляется ветер, причем он довольно часто может выступать и в роли ”вредителя”. В песенке ветра С.Северного ветер не только поет колыбельную (которая определяется характерной для литературной традиции поэтической формулой: ”песенки – сказочки”), но находит для традиционных колыбельных ”успокоителя” (Сон Дремович, Угомон).

Ходит Ветер под окном,

Бродит ветер у ворот.

Тихий Ветер счет ведет:

Плачет, кто и кто поет.

Ветер верный счет ведет

Под окном и у ворот.

А когда он всех сочтет,

Плачет, кто и кто поет,

Кто не спит спокойным сном, -

У ворот и под окном

Ветер песню запоет,

Укачает, приведет

Всем из радостных сторон

Тихий старый Угомон,

Сон Дремович, крепкий сон.

Существуют также шуточные колыбельные, например, у Саши Чёрного:

Добрый вечер, сад-сад!

Все березы спят-спят,

И мы скоро спать пойдем,

Только песенку споем.

Толстый серый слон-слон

Видел страшный сон-сон,

Как мышонок у реки

Разорвал его в клочки…

Или явное «хулиганство» у Даниила Хармса:

Баю-бай, да баю-бай,

Ты - ко спи да засыпай!

Таракан дрова рубил,

Себе голову срубил.

Комар воду возил,

В грязи ноги увязил.

Его мухи выдирали,

Живот, сердце надорвали.

Такие стихи вовсе не пугают детей, а смешат, но истоки колыбельных «страшилок», всё же народные. Вот, например, английская, в переводе С.Маршака:

Баю-баю, детки

На еловой ветке.

Тронет ветер нашу ель –

Закачает колыбель,

А подует во весь дух –

Колыбель на землю бух...

В стихах часто прогнозируют будущее ребёнка всерьёз, как у Лермонтова:

Сам узнаешь, будет время,

Бранное житьё

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмёшь ружьё.

Или в шутку, как у Евгения Евтушенко:

Потише-ка, потише-ка,

Усни ты, мой детишечка.

Себе приснись ты дедушкой,

За ласковой беседушкой,

Когда поешь ты баюшки,

Внучонку вместо бабушки.

Авторы желают детям самой лучшей жизни и волшебных снов, как, например, Владимир Высоцкий:

И надежно заглушён

Ночью улиц гул.

Пусть тебе приснится сон,

Будто ты уснул.

Мир внизу, а над ним

Ты легко паришь

Под тобою древний Рим

И ночной Париж.

Знаменитая колыбельная песня звучит в конце передачи “Спокойной ночи, малыши”. Каждый ребенок знает, что после того как по телевизору звучат строки: "спят усталые игрушки, книжки спят…", наступает время сна.

Программе около 45 лет, но колыбельная из этой передачи – это не подвластная времени традиция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: "Образ Бабы Яги в русских народных сказках"

УМК "Гармония", 3 класс, р.н.с. «Баба Яга» и «Падчерица и мачехина дочка»...

Статья на тему :«Методика работы с народной сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе»

«Методика работы с народной сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе»...

Методическая статья на тему "Проектные задачи на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей"

В связи с ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни и быстро меняющимся условиям, возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к лю...

«О влиянии колыбельных песен на эмоциональное состояние и поведение младших школьников»

Слушание колыбельных песенположительно влияет на эмоции, настроение и поведение не только маленьких детей, но и щкольников....

Проект "секреты колыбельных песен"

На уроках литературного чтения мы познакомились с малым жанром устного народного творчества – колыбельными песнями – и удивились, какое разнообразие их существовало в прежние времена. До нашего же вре...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....