Статья по теме"Образы помощников народных и литературных колыбельных песен"
статья по чтению на тему
В этой статье рассказывается о образах помощников народных и литературных колыбельных песен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образы помощников народных и литературных колыбельных песен | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Образы помощников народных и литературных
колыбельных песен
Древнее происхождение колыбельных песен доказала А.Н.Мартынова. Исследовательница считает, что колыбельные песни произошли из охранительных заговоров, входивших в обряд “первого укладывания ребенка в колыбель”, которые должны были защитить ребенка от бессонницы, болезней, действий враждебных сил. А.Н.Мартынова показала, что антропоморфные образы Дремы, Сна, Покоя присутствовали в подобных заговорах и потом из них перешли в тексты колыбельных:
Ходит сон по сеням,
А дрема по терему,
Ищет Валю в пологу,
На гибком качелю.
Сон говорит:
“Надо Валю усыпить”…
Если малыш не засыпал, то винили Сон и Дрему. К ним обращались с упреками:
Глупый Сон, Сон,
Неразумный дрема!
Мимо ты ходишь,
Колыбель не находишь.
Тогда Сон и Дрему просили прийти к ребенку:
Сон да Дрема,
Приди к Ване в голова.
Сон да Дрема,
Накатись на глаза.
Очень популярны песни с образами животных, например, голубей:
Люли – люли - люленьки,
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать.
Люли – люли - люленьки!
Прилетели гуленьки!
Сели в изголовьице:
Спи-ка на здоровьице!
У народов, живущих в тайге, зафиксированы колыбельные песни, содержащие обращения к медведю и волку. С первых дней жизни ребенка мать просила их оказать покровительство.
А.Н. Мартынова отмечает, что особенности композиции колыбельных песен напоминают заговоры. В некоторых текстах представлена типичная для заговора схема договора с представителями иного мира: им обещают подношение, взамен просят сон и благополучие.
В.В. Головин, автор книги «Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе», пишет, что колыбельная песня в силу своей природы не может использовать символику заговора. Слово, даже случайно или “не в час” сказанное, может повлиять на судьбу ребенка (именно в силу его незавершенности) и обернуться проклятием, странствием в чужом пространстве и в чужом статусе. В традиционной колыбельной, в отличие от литературной, нет даже упоминания ночи, практически отсутствует черный цвет, встречается узкоограниченный “демонологический” ряд. Такие образы как девки - пустоволоски, змеи – скоропеи, тридцать три мертвеца, обычные для заговора, в колыбельной невозможны. Многие заговорные формулы противоестественны колыбельной. Младенец крайне открыт для “действий против него”, и постоянное использование сильной заговорной формальности, где открывается иное опасное пространство (“болота, гнилые колодцы”), иные опасные реалии и образы (например, полуночница) могут разрушить все охранительные границы, которые устанавливает колыбельная песня. Только если создается безвыходное положение (ребенок заболел), прибегают к столь сакральному мощному и насыщенному “чужими” образами жанру заговора. Можно обнаружить аналогии в следующем заговоре и колыбельной: ребенка, который кричит, кладут под куриный нашест и приговаривают: “Куры вазмитя сваи криксы” (Майков 1992, №57, 59). В колыбельных мы постоянно встречаем обращение к курам: “Тише, куры не шумите” или “Шишь, вы куры, не шумите”.
Колыбельные и заговоры — самые древние песни человечества, обладающие огромной силой внушения. Ханты, селькупы, татары, казахи, населявшие Сибирь до Ермака, придавали колыбельным мистическое значение. Для каждого младенца колыбельная была своя — ее при рождении ребенка сочиняла мать. Потом эта пеня всю жизнь была его оберегом.
Еще один момент – в колыбельных часто призываются в успокоители или успокаиваются животные, которые являются избавителями или передают свои качества в заговорах – это кот (например, заговор от грыжи), собака, петух, курица.
Со временем колыбельные песни утратили обрядовый и заговорно-заклинательный характер. Примером могут служить сюжеты тех песен, которые издавна избрали своим “героем” кота. Древняя основа их возникла в связи с поверьями о том, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой ребенку. Существовал обычай класть в колыбель спящего кота, чтобы малыш лучше спал. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов.
Кота зовут ночевать:
Ваня будет спать,
Котик Ваню качать...
Коту обещают награду за работу:
Котя, котенька, коток
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога…Очевидно, что колыбельная наиболее часто контактирует не с заговором, а с оберегом. В контексте оберега, как и колыбельной, как правило, не входят другие действия. Пространство оберега нейтрально: оно, в отличие от заговора, не вторгается в чужое пространство. Приоритет в нем получают божественные образы. Имеют место обращения к Иисусу Христу, Богородице и святым, например:
Тускло мерцает лампадка
Перед иконой святой,
Спи ж бесконечно и сладко,
Спи, мой сынок дорогой!
Образы в литературных колыбельных песнях.
Учёные насчитали огромное количество колыбельных стихов, авторами которых являются выдающиеся русские поэты. Колыбельные стихи есть у А.Шишкова, В.Жуковского, М.Лермонтова, А.Плещеева, М.Цветаевой, В.Брюсова, А.Блока, А.Майкова, Н.Гумилева, В.Набокова, И.Бродского и многих других. Особенно много хороших колыбельных у знаменитых детских поэтов: С. Маршака, А.Усачёва, И.Токмаковой и Я.Акима. Современные поэты часто обращаются к жанру колыбельной: многие любимые мамами колыбельные песни и стихи на ночь были написаны для кинофильмов и мультфильмов. И у каждой современной звезды эстрады, бардов, и даже рок - исполнителей найдётся в репертуаре колыбельная песня (есть колыбельные у В.Высоцкого, Ю.Башлачёва, А.Розенбаума, группы «Ногу свело», у Тани Булановой, Анжелики Варум и Полины Гагариной).
У каждого автора свой стиль и характер в произведении, например:
Колыбельная (для маленького брата)
Баю-бай! Васик – бай!
Ты собачка, не лай,
Ты бычок не мычи...
Ты медведь, не рычи!
Волк, миленький не вой,
Петушок, дружок не пой!
Баю-бай! Васик – бай!
Жил в зернице попугай,
Зеленый и гладкий,
На желтой подкладке.
(Саша Черный)
Стиль и характер авторов хорошо заметен. Литературные колыбельные отличаются от народных, например, тем, что в них делается уклон на один из наиболее популярных мотивов: ”Все спят, и ты спи” . Доказательством этого могут служить следующие колыбельные:
Спят луга, спят леса,
Пала Божия роса,
В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит:
“Спите, спите, поздний час”.
Завтра брат разбудит вас.
А. Блок
Спи, мой милый, Спи мой мальчик!
Закрывай глаза, мой сладкий!
Спит в твоей коляске зайчик,
Прилегла в углу лошадка.
На диване дремлет мишка...
В. Лунин
Колыбельная знакомит малыша с образами животных и сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре, чести.
Спи, мой мальчик! Птицы спят;
Накормили львицы львят;
Прислонясь к дубам, заснули
В роще робкие косули;
Дремлют рыбы под водой,
Почивает сом седой.
В. Брюсов
В литературных колыбельных образы животных совпадают с образами фольклорных песен. Во многих литературных текстах присутствует призыв традиционных успокоителей, чаще всего это кот, также Сон, Дрема. Но в связи с изменением функционального и образно-смыслового контекста литературной колыбельной несколько видоизменяются и традиционные персонажи. Дрема предстает в виде дедка, в колпачке и с мешком. Создается ощущение некого смешения сказочного гнома с Дедом Морозом, только в мешке у него припасены не подарки, а сны (сладкие – для хороших детей, горькие ”для дурных, для шалунов”:
Только мой сынок уснет –
Дедка Дрема к нам придет...
Старый Дрема старичок –
Острый серый колпачок...
Дедка Дрема, сам с вершок,
Принесет с собой мешок...
А в мешке для деток сны
У него припасены...
Для дурных и шалунов
Не припас он сладких снов,
Но для крошки моего
Лучший сон есть у него!
Г. Галина
Следует отметить, что в литературных колыбельных распространены образы, связанные с волшебным временем суток - ночью (месяц, звезды, луна):
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
М.Ю.Лермонтов
Образы ночи создают успокаивающую атмосферу в знаменитой колыбельной А. Гладкова:
«Лунные поляны...
Ночь как день светла...
Спи моя Светлана,
Спи, как я спала...
В уголок подушки
Носиком уткнись.
Звезды, как веснушки,
Мирно смотрят вниз».
Ночное время описывается и в колыбельной Г. Галиной.
Ночка темная уйдет;
Снова утро будет...
Котик песню допоет,
Котик нас разбудит...
Выйдет солнышко опять,
В окна к нам заглянет...
В литературных колыбельных, в качестве успокоителя – ”укачивателя” появляется ветер, причем он довольно часто может выступать и в роли ”вредителя”. В песенке ветра С.Северного ветер не только поет колыбельную (которая определяется характерной для литературной традиции поэтической формулой: ”песенки – сказочки”), но находит для традиционных колыбельных ”успокоителя” (Сон Дремович, Угомон).
Ходит Ветер под окном,
Бродит ветер у ворот.
Тихий Ветер счет ведет:
Плачет, кто и кто поет.
Ветер верный счет ведет
Под окном и у ворот.
А когда он всех сочтет,
Плачет, кто и кто поет,
Кто не спит спокойным сном, -
У ворот и под окном
Ветер песню запоет,
Укачает, приведет
Всем из радостных сторон
Тихий старый Угомон,
Сон Дремович, крепкий сон.
Существуют также шуточные колыбельные, например, у Саши Чёрного:
Добрый вечер, сад-сад!
Все березы спят-спят,
И мы скоро спать пойдем,
Только песенку споем.
Толстый серый слон-слон
Видел страшный сон-сон,
Как мышонок у реки
Разорвал его в клочки…
Или явное «хулиганство» у Даниила Хармса:
Баю-бай, да баю-бай,
Ты - ко спи да засыпай!
Таракан дрова рубил,
Себе голову срубил.
Комар воду возил,
В грязи ноги увязил.
Его мухи выдирали,
Живот, сердце надорвали.
Такие стихи вовсе не пугают детей, а смешат, но истоки колыбельных «страшилок», всё же народные. Вот, например, английская, в переводе С.Маршака:
Баю-баю, детки
На еловой ветке.
Тронет ветер нашу ель –
Закачает колыбель,
А подует во весь дух –
Колыбель на землю бух...
В стихах часто прогнозируют будущее ребёнка всерьёз, как у Лермонтова:
Сам узнаешь, будет время,
Бранное житьё
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмёшь ружьё.
Или в шутку, как у Евгения Евтушенко:
Потише-ка, потише-ка,
Усни ты, мой детишечка.
Себе приснись ты дедушкой,
За ласковой беседушкой,
Когда поешь ты баюшки,
Внучонку вместо бабушки.
Авторы желают детям самой лучшей жизни и волшебных снов, как, например, Владимир Высоцкий:
И надежно заглушён
Ночью улиц гул.
Пусть тебе приснится сон,
Будто ты уснул.
Мир внизу, а над ним
Ты легко паришь
Под тобою древний Рим
И ночной Париж.
Знаменитая колыбельная песня звучит в конце передачи “Спокойной ночи, малыши”. Каждый ребенок знает, что после того как по телевизору звучат строки: "спят усталые игрушки, книжки спят…", наступает время сна.
Программе около 45 лет, но колыбельная из этой передачи – это не подвластная времени традиция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме: "Образ Бабы Яги в русских народных сказках"
УМК "Гармония", 3 класс, р.н.с. «Баба Яга» и «Падчерица и мачехина дочка»...
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....
Статья на тему :«Методика работы с народной сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе»
«Методика работы с народной сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе»...
Методическая статья на тему "Проектные задачи на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей"
В связи с ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни и быстро меняющимся условиям, возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к лю...
«О влиянии колыбельных песен на эмоциональное состояние и поведение младших школьников»
Слушание колыбельных песенположительно влияет на эмоции, настроение и поведение не только маленьких детей, но и щкольников....
Проект "секреты колыбельных песен"
На уроках литературного чтения мы познакомились с малым жанром устного народного творчества – колыбельными песнями – и удивились, какое разнообразие их существовало в прежние времена. До нашего же вре...
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....