Проект "секреты колыбельных песен"
проект по чтению (1 класс) на тему

Туленкова Наталья Владимировна

На уроках литературного чтения мы познакомились с малым жанром устного народного творчества – колыбельными песнями – и удивились, какое разнообразие их существовало в прежние времена. До нашего же времени дошли лишь немногие из них. Но ведь недаром тысячелетия хранились они в народной памяти? Значит в колыбельной песне, на первый взгляд такой простой и незатейливой, таятся свои секреты. Когда мы были маленькими, мы лишь впитывали в себя мелодию колыбельных песен, непроизвольно запоминали слова, а теперь можем вслушаться, вглядеться, оценить их красоту как произведений народного творчества. Поэтому мы выбрали для исследования тему: «Секреты колыбельной песни».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Секреты колыбельной песни».

Тип проекта: практико- ориентированный

Участники проекта: учащиеся 1 «а» класса.

Заказчик проекта: родители учащихся 1 «а» класса.

Сроки проведения: 30.03.16- 11.04.16

Руководитель: Туленкова Наталья Владимировна, учитель начальных классов МОАУ «СОШ № 10 г.Новотроицка Оренбургской области»

Погружение в проект

На уроках литературного чтения мы познакомились с малым жанром устного народного творчества – колыбельными песнями – и удивились, какое разнообразие их существовало в прежние времена. До нашего же времени дошли лишь немногие из них. Но ведь недаром тысячелетия хранились они в народной памяти? Значит в колыбельной песне, на первый взгляд такой простой и незатейливой, таятся свои секреты. Когда мы были маленькими, мы лишь впитывали в себя мелодию колыбельных песен, непроизвольно запоминали слова, а теперь можем вслушаться, вглядеться, оценить их красоту как произведений народного творчества. Поэтому мы выбрали для исследования тему: «Секреты колыбельной песни».

 Цель: открыть секреты колыбельной песни, доказать, что она необходима в жизни маленького ребёнка.

 Задачи:

1. Изучить содержание колыбельных песен, исследовать их язык.

2. Выяснить, какие уроки жизни незаметно для себя получал малыш, слушая колыбельную песню.

 3. Узнать мнение одноклассников и родителей о значении в их жизни колыбельной песни.

Гипотеза: колыбельные песни необходимы, их нельзя забывать, так как они помогают ребёнку понять окружающий мир, почувствовать своё место в нём.

Методы исследования: анкетирование, опрос, интервью, анализ литературы.

 Объект исследования: колыбельные песни.

1.Теоретическое исследование

1.1. Знакомство с определением колыбель, колыбельная песня. 

Для того   чтобы выполнить поставленные задачи, мы изучили тексты колыбельных песен. Для начала мы вспомнили те колыбельные, которые пели нам мамы и бабушки, спросили у родных, потом обратились к своим одноклассникам, знакомым, соседям, потом работали с теми текстами, которые нашли в различных книгах и хрестоматиях. Все колыбельные песни мы выписали, изучили. Выяснили: В словаре С.И.Ожегова значится: Колыбель. Род качающейся кроватки, в которой укачивают ребёнка. Колыбельная песня –песня, которой убаюкивают ребёнка.

В русской избе колыбели уделялось особое, почётное место, самое светлое и тёплое. Её украшали орнаментом, с любовью описывали:

У кота была, кота

Колыбелька золота,

А у моего Толеньки

Лучше того:

Новоточеная,

Позолоченная,

Сверху медью

Околоченная.

1.2. Назначение колыбельной песни.

Изучая тексты пятнадцати колыбельных песен, мы выяснили, что колыбельная буквально пронизана нежностью, любовью. Поющие её, любуются малышом, радуются ему. Поэтому в песне так много ласковых , нежных слов:

Спи, Аннушка моя,

Спи, голубушка моя,

Баю, баюшки, баю.

Баю, баюшки, баю,

Баю милую дитю.

Спи, хорошая моя,

Укачаю я тебя.

Спи, ребёнок дорогой,

Ненаглядный, золотой.

Таким образом, мы открыли первый секрет колыбельной песни: в ней выражается любовь и нежность близких к малышу.

1.3.Содержание колыбельной песни.

Второй вопрос, над которым мы задумались: что является содержанием колыбельной песни? О чём в ней обычно поётся? Колыбельные песни предназначены для того, чтобы убаюкать, усыпить ребёнка. В них звучит пожелание сна и дрёмы, а чтобы малыш побыстрее заснул, сначала его стараются успокоить, привлечь его внимание, поэтому рассказывают о чём-нибудь: то о чём-то из жизни семьи, то о чём- то сказочном.

Баю, баю, зыбаю,

Отец ушёл за рыбою.

Мать ушла пелёнки мыть,

Дедушка – дрова рубить,

А бабушка – уху варить,

Тебя, Машенька, кормить.

 

Бай, бай, качи!

На улице калачи,

За улочком — прянички.

Качь, качь, качь!

Привезет отец калач,

Матери - сайку, Дочери – китайку.

 

Стану я качать, В балалаечку играть.

Баю, баю, баиньки, Купим Ване валенки,

Наденем на ножки, Пустим по дорожке.

Будет Ванечка ходить, Будет валенки носить.

Итак, открыт второй секрет колыбельной песни: с её помощью успокаивают и убаюкивают ребёнка

1.4. Чему учит колыбельная? 

Третий вопрос, который мы решали: чему учит колыбельная песня? Какие уроки жизни незаметно для себя мог получить малыш, слушая колыбельную?

Проанализировав колыбельные песни, мы выяснили, что ребёнок получал:

1. Уроки трудолюбия:

Спи, посыпай, на повоз поспевай!

Доски готовы, кони сряжены…

Спи, посыпай, боронить поспешай!...

Поскорее вырастай, Ко работе привыкай,

Тяте с мамой помогай…

Когда вырастешь большой,

Пойдёшь в поле за сохой.

Будешь сеять и косить,

Будешь хлебы молотить.

Баю-баюшки, бай, бай,

Спи, мой Коля, засыпай.

2. Уроки христианской веры:

Уж как вырастешь большая,

Будешь в церковь ходить,

Будешь в церковь ходить, Будешь Бога молить.

3. Наставление об ответственности за стареющих родителей:

Станешь птичку ловить, И родителей кормить…

4. Уроки добра и справедливости:

А как вырастешь большой, Будешь в золоте ходить,

Нянюшек и бабушек Златом, серебром дарить.

Итак, мы открыли третий секрет: ребёнок, слушая колыбельные песни, получал первые для себя уроки жизни, в ней открываются жизненные или сказочные картинки.

 1.5.Значение сказочных, фантастических существ и животных в колыбельной.

 Следующий вопрос, который мы поставили в своём исследовании: для чего в колыбельных песнях используются такие персонажи, как сказочные, фантастические существа и животные? Колыбельная не только воспитывала ребёнка, но и развивала его фантазию, учила быть осторожным. Так волчком и Букой пугали капризных, неугомонных детей, а Дрёма, Угомон и Сон приходили, чтобы убаюкать непослушных.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придёт серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

 

К нам, волчок, не ходи,

Нашу Машу не буди.

Бай, бай, бай, бай,

Поди, Бука, за сарай,

Маше спать не мешай!

Уж ты, Машенька, усни,

Угомон тебя возьми!

Ходит Сон близ окон: «Все ли спят?»

Бродит Дрёма возле дома: «Кто не спит из ребят?»

Часто укачивать малыша приглашали гуленек, кота. Почему? Наверное, потому, что голуби тихонько воркуют, убаюкивая:

Люли, люли, люленьки! Где вы, гули, гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать!

Люли, люли люленьки!

Прилетели гуленьки!

Сели в изголовьице,

Спи-ка на здоровьице!

А славный котик мягкий, пушистый….

Он и сам любит поспать, уютно мурлычет, навевая дремоту, успокаивая. Котенька-коток, Котя, серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать, колыбелечку качать.

Колыбелечку качать, прибаюкивати.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам тебе молока

И кусочек пирога.

Итак, четвёртый секрет: сказочные персонажи и животные используются, чтобы развивать фантазию, воображение ребёнка.

 1.6.Повтор как способ создания эмоционального настроя колыбельной песни. 

А теперь попробуем услышать, понять, увидеть, как создаётся успокаивающий ритм колыбельной. что помогает его создать? Ритм создают повторы, которые звучат в такт покачиванию колыбели:

У кота была, кота…

Качь, качь, качь, качь, Привезёт отец калач…

Спи, спи, дитятко, Спи, спи, моё сердечко!

Л юли, люли, люленьки! Где вы, гули, гуленьки?

Прилетайте на кровать, Начинайте ворковать!

Ой, люли, люли, люли! Прилетели журавли. …

Они сели на ворота, А ворота — скрип-скрип.

Не будите у нас Ваню — У нас Ваня спит, спит.

Придёт серенький волчок

И ухватит за бочок.

И ухватит за бочок,

И потащит во лесок.

И пятый секрет колыбельной – эмоциональный настрой (спокойствие, нежность, любовь, защищённость) создаётся самим ритмом этой песни.

II. Практические исследования 

2.1. Микроисследование № 1: анкетирование родителей.

Заинтересовавшись данной темой, мы провели ряд исследований. Проведено анкетирование родителей с целью выявления знания колыбельных песен. Анкета содержала четыре  вопроса: 1.Какие колыбельные песни вы пели для своего ребёнка: народные или литературные? 2. Какие из указанных песенок вы чаще всего используете для убаюкивания?3. Влияют ли колыбельные песни на сон ребёнка? 4. Влияют ли колыбельные песни на развитие ребёнка?

Диаграмма1.Какие колыбельные песни вы пели для своего ребёнка: народные или литературные?

Диаграмма 2. Влияют ли колыбельные песни на сон ребёнка?

Диаграмма 3. Влияют ли колыбельные песни на развитие ребёнка?

Чаще всего родители исполняли песни:

Баю-баюшки, баю, не ложися на краю…-9 человек.

Спят усталые игрушки, книжки спят…-9 человек.

Спи, моя радость, усни…-8 человек.

2.2. Микроисследование № 2: опрос одноклассников.

Были предложены вопросы: 1. Знаешь ли ты, для чего нужны колыбельные песни? 2. Чему учат колыбельные песни? 3.Пели ли вам мамы колыбельные песни?  Отвечали 30 учеников нашего класса. Ответы можно пронаблюдать в таблице:

Диаграмма  4. Значение колыбельных песен

 Нас очень огорчило то, что мы плохо знаем наше русское, родное народное творчество, что оно исчезает из нашей жизни. Ведь наши мамы знают колыбельные, пели их нам, а многие из нас даже не помнят этого!  Ответы наших одноклассников побудили нас к дальнейшей работе над секретами колыбельной песни. Нам захотелось рассказать ребятам, какое богатство скрыто в такой на первый взгляд простой и незатейливой народной мудрости.

III.Творческая деятельность.

Ученики 1 «а» класса при поддержке своих родителей представили вниманию одноклассников свои колыбельные песни:

Ильина Кристина

Спи, моя радость.

Спи, моя сладость.

Спи, мой ребёнок родной!

Спит уже кошка.

Спят уже мышки.

Я охраняю сон твой.

Солтун  Данила.

Мама держит на руках самое родное,

Напевая тихо- тихо: «Солнышко, с тобой я.»

Поцелую нежно щёчки, крепко обнимая,

Спи, моё сокровище, спи, кусочек рая.

Дручинин Никита

Спи, мой маленький малыш,

Спи, мой сладкий,

Спи, мой стриж.

Надо глазки закрывать.

Ночь пришла, пора в кровать.

Спи, сыночек мой, усни,

Интересны будут сны.

Филиппова Катя

Баю, баюшки, баю,

Детке песенку спою.

Ночка тёмная придёт,

Детке сказку принесёт.

Про медведя, про лису, про бодучую козу.

Баю-бай, баю- бай,

Ну-ка, глазки закрывай.

Ляжешь в мягкую кровать

Нужно дочке крепко спать.

Баю-бай, баю- бай,

Поскорее засыпай.

Заключение.

 Вот и открылись для нас некоторые секреты колыбельной песни. Мы узнали о ней много нового, пели своим младшим сестрёнкам и братишкам, помогли своим одноклассникам увидеть красоту колыбельной песни как произведения народного творчества. В начале нашего исследования при опросе и анкетировании одноклассников и родителей выяснилось, что колыбельные песни мамы пели всем ребятам, но смогли напеть эти колыбельные только 7 наших одноклассников. В результате нашего исследования, после того, как мы познакомили ребят с богатством народной колыбельной песни, теперь все ребята знают: по одной песне – 12  человек, по две песни  10 человек, по три и более –8 человек, а  5 теперь поют колыбельные своим маленьким сестрёнкам и братишкам. Таким образом, наша гипотеза получила подтверждение того, что колыбельные песни необходимы, их нельзя забывать, так как они помогают ребёнку понять окружающий мир, почувствовать своё место в нём. Анализ анкетирования ребят показал, что сегодня колыбельная песня не пропала как жанр, но очень мало детей и родителей поют настоящие народные колыбельные песни. Чаще всего это песни из мультфильмов: «Спят усталые игрушки» Зои Петровой, «Колыбельная Умки» Юрия Яковлева и «Спи, моя радость, усни» Софии Свириденко. В современных колыбельных нет магических элементов, но присутствует доброе пожелания на будущее ребёнка. Современные дети не владеют достаточной информацией о колыбельных песнях. А это требует дальнейшего изучения данного жанра.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей:

1

Какие колыбельные песни вы пели для своего ребёнка: народные или литературные?

народные

Литературные

Не пели никогда

2

 Влияют ли колыбельные песни на сон ребёнка?

да

нет

Не знаю

3

Влияют ли колыбельные песни на развитие ребёнка

Да

нет

Не знаю

4. Укажите песенки, которые вы напевали чаще всего

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Анкета для учащихся

Для чего нужны колыбельные песни?

 1. Чтобы усыпить ребёнка;  

2. Чтобы успокоить, усыпить ребёнка;

 3. Чтобы показать, как его любят родители;

 4. Чтобы учить его говорить

Чему учат колыбельные песни?

1. Учат петь;

 2. Учат добру;

 3.Знакомят с окружающим миром.

Для чего нужны колыбельные песни?

 1. Чтобы усыпить ребёнка;  

2. Чтобы успокоить, усыпить ребёнка;

 3. Чтобы показать, как его любят родители;

 4. Чтобы учить его говорить

Чему учат колыбельные песни?

1. Учат петь;

 2. Учат добру;

 3.Знакомят с окружающим миром.

Для чего нужны колыбельные песни?

 1. Чтобы усыпить ребёнка;  

2. Чтобы успокоить, усыпить ребёнка;

 3. Чтобы показать, как его любят родители;

 4. Чтобы учить его говорить

Чему учат колыбельные песни?

1. Учат петь;

 2. Учат добру;

 3.Знакомят с окружающим миром.

Для чего нужны колыбельные песни?

 1. Чтобы усыпить ребёнка;  

2. Чтобы успокоить, усыпить ребёнка;

 3. Чтобы показать, как его любят родители;

 4. Чтобы учить его говорить

Чему учат колыбельные песни?

1. Учат петь;

 2. Учат добру;

 3.Знакомят с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский реферат "Колыбельные песни"

Цель проекта является расширение и систематизация представлений детей о русских народных колыбельных песенках и авторских колыбельных, собственное сочинение колыбельных песен.Значение колыбельны...

Урок-презентация "Колыбельные, пестушки, дразнилки, прибаутки".

С чего начинается Родина? С маминой колыбельной песни, пестушки, прибаутки. Толковый словарь Даля и представленный репертуар обогатят музыкальные представления и понятийный словарь ученика коррекционн...

Урок литературного чтения "Колыбельные песни».. 2-й класс

Конспект урока литературного чтения, 2 класс, УМК "Школа  2100" по теме "Колыбельные песни"....

Статья по теме"Образы помощников народных и литературных колыбельных песен"

В этой статье рассказывается о образах помощников народных и литературных колыбельных песен....

«О влиянии колыбельных песен на эмоциональное состояние и поведение младших школьников»

Слушание колыбельных песенположительно влияет на эмоции, настроение и поведение не только маленьких детей, но и щкольников....

«Песенно-танцевальная и песенно-маршевая музыка»

Урок улубления в 3 классе по теме "Песенность,танцевальность и маршевость"...