1. | Организационный момент Словесный: 1.побуждающий диалог Языковой анализ Работа над скороговоркой | ≈3 | Здравствуйте, я рада видеть вас всех. Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему и пожелайте что-то хорошее на день. Присаживайтесь, начнем наш урок. Внимание на экран, вы видите скороговорку. Сейчас каждый прочтите ее про себя «ВорОна вОрона враз вразумит». Прочтем скороговорку хором в медленном темпе. Какие звуки чаще всего повторяются? Какой звук твердый или мягкий? Прочтем чуть быстрее, выделяя звук [р]. Теперь прочтем быстро. Как понимаете смысл этой скороговорки? Обратим внимание на глагол, как вы его понимаете? Кто главные действующие герои? Почему именно об этих птицах мы говорили, вы поймете дальше. | Приветствуют учителя и гостей.
Выполняют работу со скороговоркой. Отвечают – ворона птица бойкая, активная, она быстро может убедить ворона. | Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности
К: выслушивают разные точки зрения
|
2. | Мотивационный Словесный: ответы на вопросы
Практический: выразительное чтение и самоанализ
Словесный: 1.побуждающий диалог; 2.фиксация предположений детей
Анализ морали басни | ≈5 | На прошлых уроках вы познакомились с жанром «басня», кто напомнит, что обозначает этот термин? На слайде вы видите опору Басня – это короткий рассказ, в котором действуют животные, а подразумеваются люди. В баснях высмеиваются пороки людей такие как: жадность, лень, глупость и т.д. Басня состоит из двух частей – основная часть и мораль. Давайте вместе прочитаем, что у нас получилось. Кто такой баснописец? Каких вы уже знаете? Выразительное чтение каких басен вы готовили дома? Кто готов прочитать? Перед тем как … прочитает нам басню, давайте вспомним, как надо читать? (Выразительно, эмоционально, в умеренном темпе, безошибочно, громко) За что можно похвалить? Какие замечания были? Давайте подумаем и сформулируем своими словами мораль к этим двум басням? Какие вы знаете пословицы, подходящие к морали этих басен? Выделите фамилии баснописцев? | Отвечают с опорой на слайд. Проговаривают хором Баснописец – тот, кто пишет басни. Эзоп, Крылов. Отец и сыновья. Быки и лев 1.Один в поле не воин 2.одна пчела не много меду натаскает 3.одной рукой и узла не завяжешь 4.в согласном стаде волк не страшен 5.одна головня и в печи гаснет, а две – и в поле дымятся 6.веника не сломишь, а по пруту весь веник переломаешь Выбирают И.А.Крылова и Эзопа. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу
П: осуществляют подведение под понятие
К: выслушивают разные точки зрения
Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную П: строят речевое высказывание Л: Определяют конкретный смысл понятий. |
2. | Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы
Практический: выразительное чтение и анализ текста басен
Эвристический: 1.формулирование вывода; 2.сверка вывода с учебником
Словесный: ответы на вопросы
Работа над пониманием смысла басни.
Работа с новыми понятиями.
Словесный: диалог.
Эвристический: побуждающий диалог
Языковой анализ слов | ≈ 20
| Крылов и Эзоп написали много басен. Отгадайте загадки и узнаете название басен, с которыми будем работать сегодня на уроке. Носит серенький жилет, Но у крыльев – чёрный цвет. Видишь, кружат двадцать пар И кричат: - Карр, карр, карр. (ворон)
Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живёт. В деревне кур крадёт. (лиса) Кто уже догадался, о каких баснях мы будем говорить? Тему нашего урока вы видите на слайде. Каковы цели нашего урока? -познакомиться с баснями и сравнить их -научиться читать басни выразительно -научиться мудрости на примере басни Откройте учебник на странице 16, басню какого автора мы сейчас будем читать? (Егор Гайсин) прочти, пожалуйста, басню. Прочтите 1 вопрос после текста, как вы на него ответите? Чему посвящена первая часть басни – ее повествование: взаимоотношениям животных или людей? А мораль басни? Прочтите 2 вопрос и сделайте вывод. А в сказках о животных тебе встречались уже сделанные выводы, относящиеся к людям? Теперь ты можешь сказать, чем отличается БАСНЯ от сказки о животных? Ответьте на вопрос: Эзоп подробно описывает повадки, внешность? Автор не описывает, а называет действия. Запомните эту особенность. Как лисица заполучила кусок мяса, который ей был нужен? Лиса преувеличивала, когда говорила о вороне, восхваляла его? Она говорила правду или восхваляла для своей выгоды? Кто знает каким, словом можно назвать действие лисы? Давайте откроем страницу 18 и прочтем два новых слова, с которыми мы познакомились. Прочти, что означает слово лесть? Льстить? Кого осуждает басня: глупого ворона или хитрую лисицу? Докажите свою точку зрения, используя мораль. Сформулируйте мораль своими словами. Перед вами 3 пословицы. Ваше задание – прочитать пословицы, определить смысл. Кому они сочувствуют: льстецу или тому, кто стал жертвой лести? Можно использовать эти пословицы в качестве морали к басне Эзопа? Первый ряд работает на 1 пословицей, второй ряд над второй, а третьему соответственно третья пословица.
Когда жил Эзоп? Сколько лет назад? Когда жил И.Крылов? Посмотрите сколько лет разделяет их, тема раскрываемая в басни вечная и не только Эзоп обращался к ней, вот как Крылов видит эту тему. Сейчас мы прослушаем басню Ивана Андреевича Крылова. Обратите внимание на чтение актера. Подумайте, похожи басни? Понравилась вам басня? Чем именно? Что запомнилось? Давайте перечитаем басню, при чтении обратите внимание на слова выделенные жирным шрифтом. На чтение у вас ровно 3 минуты. Прочитайте фрагмент где описаны действия вороны? Взгромоздясь – какое слово? Какое действие оно обозначает? Позадумалась – значит она медлительная. Как вы понимаете слово вещуньина. Автор надсмехается над вороной используя это слово. Обратите внимание, что слова которыми описывает лиса стоят в уменьшительно-ласкательной форме, найдите их. Совпадают слова лисы, то, как она описывает ворону, с ее настоящим видом? Давайте сравним, что говорит лиса про голос, а что автор? Как вы себе представляете себе ангельский голосок? Посмотрите и подчеркните те слова, которые подходят и описывают лису, ниже слова, которые описывают ворона. Прочтите мораль басни, где она находится? Мы уже встречали басни, у которых мораль находится вначале басни? Как вы понимаете ее? (в начале басни) Что бы лучше справиться с заданием, давайте перечитаем басню. | Отвечают. Предполагают. «Ворон и лисица» Эзоп и «Ворона и лисица» И.А.Крылов Первая басня Эзопа 1.Повествование басни посвящено взаимоотношениям животных, а мораль относится к человеку. 2.басня отличается от сказки о животных наличием отдельно сформулированной морали, в которой говорится о поведении и взаимоотношениях людей
Ловкая обманщица, мошенница. Лиса хитрая, догадливая, плутовка, лукавая При помощи хитрости. Расхваливая ворона, заставила каркнуть и выпустить мясо. Лесть – преувеличенное, угодливое восхваление кого-либо льстить – восхвалять кого-либо в корыстных целях Глупый, простофиля, неразумный. Он поддался лести лисы и не заподозрил подвоха. Осуждается глупость а не хитрость. «басня уместна против человека неразумного» 1.Лестью и душу вынимают 2.ласкатель – тот же злодей 3.лесть без зубов, а с костьми съест Они предостерегают глупого человека способного поддаться лести, и их можно применить в качестве морали. Крылов не просто называет действия, как это делает Эзоп, но описывает движения лисицы, описывает интонации ее голоса. характеры героев подробнее разработаны в басне Крылова.
| П: строят речевое высказывание
К: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников
Р: планируют свое действие в соответствии с задачей
К: аргументируют свою позицию
П: осмысленно читают
Р: принимают и сохраняют учебную задачу
П: осуществляют подведение под понятие
К: выслушивают разные точки зрения
Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную П: строят речевое высказывание Л: Определяют конкретный смысл понятий. |
4. | Рефлексия. Подведение итогов Словесный: ответы на вопросы, самоанализ
| ≈5 | В наши дни эти басни сохранили свой смысл? Давайте вернемся к целям и сравним всего ли мы добились? Какую мудрость вы извлекли из урока? Оцените свою работу на уроке лесенкой успеха. Если вы знаете, уверены что работали активно и поняли все, о чем мы говорили, то поднимите правую руку вверх и погладьте себя по головушке, молодцы! Те, кто не по каким-то причинам не принимал активного участия, желаю вам успеха на следующих уроках. Открываем дневники ваше домашнее задание подготовить выразительное чтение басни «ворона и лисица» Крылова. | Истории Эзопа пересказал баснописец Крылов. В разное время осуждаются одни и те же отрицательные качества. Оценивают свои достижения. | П: строят речевое высказывание
П: осуществляют синтез
Р: осуществляют итоговый контроль
|