Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
- определение и объяснение своего эмоционально>оценочного отношения к прочитанному;
- приобщение к литературе как искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем:
В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.
Такова внутренняя логика системы чтения.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. - Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
- Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. - Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. - Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
- Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
- Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
- (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается в неделю:
1 класс - 3 часа в неделю
2-4 Класс – 4 часа в неделю 136 часов
В том числе: на проведение проверочных работ – 6 часов;
на проведение уроков проверки техники чтения – 2 часа;
на проведение уроков внеклассного чтения – 8 часов.
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
- самостоятельно находить ключевые слова;
- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
- формулировать основную мысль текста;
- составлять простой и сложный план текста;
- писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
- аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
- понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
- иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
- самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
- относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
- относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
- видеть языковые средства, использованные автором
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
- Круг детского чтения.
- Техника чтения.
- Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
- Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
- Литературоведческая пропедевтика.
- Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Любимые книги (7 часов)
Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы ( 17 ч).
Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. ( 30 ч).
Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. ( 48 ч).
Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса>сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
Развитие умений:
- самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
- проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
- самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
- устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
- находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:
- прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
- самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
- проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
- формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
- составлять простой и сложный план текста;
- пересказывать текст по плану.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа
4-й класс
Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).
Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.
Наблюдение над языком художественных произведений.
Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.
Литературоведческая пропедевтика
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
4-й класс
Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.
Пролог и эпилог в художественном произведении.
Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).
Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).
Баллада – рассказ в стихах.
Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести.
Юмор и сатира в произведениях детской литературы.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи
Обучение:
- подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
- составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
- творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
Дети, заканчивая 4 класс, должны уметь:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
- составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
- учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
- выполнять творческие задания по прочитанному тексту.
Таблица предметных требований
по литературному чтению (программный минимум) (1−4-й классы)
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение» | ||
|
|
|
4 класс | ||
|
|
|
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план предмета
№ | Тема | Кол-во часов | Занятия в форме неурочной деятельности (не менее 10%) |
Раздел 1. Любимые книги. | 8 | 1 | |
2. | Раздел 2.У истоков русской детской литературы. | 20 | 2 |
3. | Раздел 3.XIX век. Путешествие продолжается. | 45 | 4 |
4. | Раздел 4. Век XX.Новые встречи со старыми друзьями. | 63 | 7 |
Итого: | 136 ч. | 14 ч. |
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Содержание ( разделы, темы) | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата | Корректировка | |
№\№ | ||||||
1. | Введение в курс литературного чтения. Знакомство с учебной книгой «В океане света».«Пролог» | 1 | Регулятивные :Воспринимать на слух стихотворения и рассказы. отвечать на вопросы по содержанию текста. Познавательные: ,Оценивать свои эмоциональные реакции. Коммуникативные :Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Личностные результаты: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | 2.09 | ||
I. | Любимые книги. | 8 | ||||
2. | Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий. | 1 | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других. Личностные результаты: умение осознавать и определять свои эмоции; умение воспринимать красоту природы, чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | 3.09 | ||
3. | Начало удивительных событий. Е. Велтистов «Приключения Электроника». Глава I (части 1, 2). | 1 | Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации, строить рассуждения. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других; задавать вопросы. Личностные результаты: понимание ценности семьи; уметь осознавать и определять эмоции других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей. | 4.09 | ||
4. | Что может Электроник? Е. Велтистов «Приключения Электроника». Глава I (часть 3). | 1 | Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах- текст, иллюстрации, м/ф; перерабатывать преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Личностные результаты: стремиться к совершенствованию собственной речи. | 5.09 | ||
5. | Наука как искусство. Е. Велтистов «Приключения Электроника». Глава I (часть 4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести. | 1 | Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: осуществлять анализ и синтез. Коммуникативные: слушать и слышать других. Личностные результаты: умение воспринимать красоту природы, чувствовать красоту художественного слова | 9.09 | ||
6. | Смешные стихи о серьёзных вещах. Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада». | 1 | Р.:сам-но формулировать тему и цели урока. П.: устанавливать причинно-следственные связи. К.: оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации. Л.р.: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | 10.09 | ||
7. | Обобщение по разделу «Любимые книги». Проверочная работа № 1. | 1 | Р.: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П.: пользоваться словарями, справочниками. К.: владеть монологической формой речи. Л,р.: умение осознавать и определять свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других; умение воспринимать красоту природы. | 11.09 | ||
8. | Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения). Конкурс «Самое увлекательное путешествие в страну книг» | 1 | Р.: определять степень успешности своей работы (чтения). П.: пользоваться разными видами чтения. К.: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Л.р.: эмоциональность. | 12.09 | ||
9. | Что такое детская литература ? Р/Р Сочинение о любимом писателе. Турнир «Лучшее сочинение» | Р.: самостоятельно формулировать тему и цель урока. П.: строить рассуждения. К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Л.р.: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей. | 16.09 | |||
II. | У истоков русской детской литературы. | 20 | ||||
Зарождение литературы. Летописи А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…». | 1 | Р.: работать по плану; корректировать свою деятельность. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другую. К.: оформлять свои мысли в письменной форме. Л.р.: эмоциональность; стремиться к совершенствованию собственной речи. | 17.09 | |||
«Повесть временных лет». «Расселение славян». | 1 | Р.: работать по плану. П.: пользоваться разными видами чтения; осуществлять анализ и синтез. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Л.р.: чувствовать красоту художественного слова; стремиться к совершенствованию собственной речи. | 18.09 | |||
Славяне и их просветители. «Изобретение славянской азбуки». | 1 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П.: вычитывать все виды текстовой информации, осуществлять анализ и синтез. Л.р.: стремиться к совершенствованию собственной речи. | 19.09 | |||
«Похвала книгам» Ярослава Мудрого. | 1 | Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока. П,: строить рассуждения. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л.р.: интерес к чтению. | 23.09 | |||
Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? «Поучение» Владимира Мономаха детям. | 1 | Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока. П.:пользоваться разными видами чтения. К.: оформлять свои мысли в устной речи с учётом речевой ситуации. Л.р.: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей. | 24.09 | |||
Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. | 1 | Р.: работать по плану, корректировать свою деятельность. П.: вычитывать все виды текстовой информации. К.: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Л.р.: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста. | 25.09 | |||
Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. | 1 | Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока. П.: пользоваться разными видами чтения; устанавливать причинно- следственные связи. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л.Р.: наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей. | 26.09 | |||
17-18 | Обобщение по разделу (древнерусская литература XV – XVII в.в.) Проверочная работа № 2. | 2 | Р.: работать по плану, сверяя свои действия с планом, корректировать свою деятельность. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другую (текст- рисунок). К.: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Л.р.: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей. | 30.09. 1.10 | ||
Внеклассное чтение. Книги о книгах. Турнир «Лучший рассказчик» | 1 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П.: пользоваться разными видами чтения. К.: задавать вопросы. Л.р.: наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей. | 2.10 | |||
Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. «Детские годы Багрова – внука» (гл. 1) | 1 | Р.: сам-но формулировать тему и цели урока. П.: устанавливать причинно- следственные связи. К.: владение монологической и диалогической формами речи. Л.р.: эмоциональность; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста. | 3.10 | |||
Традиция семейного чтения. С. Аксаков «Детские годы Багрова – внука» (гл. 2 – 3). | 1 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П.: вычитывать все виды текстовой информации. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Л.р.: эмоциональность; эмпатия. | 7.10 | |||
«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. | 1 | Р.: сам-но формулировать тему и цели урока. П.: извлекать информацию, представленную в разных формах. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л.р.: понимание ценности семьи,чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким. | 8.10 | |||
Нравоучительные статьи Н. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума». | 1 | Р.: сам-но формулировать тему и цели урока. П.: строить рассуждения К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л.р.: интерес к чтению, потребность в чтении | 9.10 | |||
Конкурс « Лучший журналист»Р\Р. Сочинение в стиле нравоучительной статьи. | 1 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П.: извлекать информацию, представленную в разных формах. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Л.р.: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | 10.10 | |||
Образ «идеального ребёнка» в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь». | 1 | Р.: работать по плану, корректировать свою деятельность. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации Л.р.: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||||
26-27. | Урок семинар. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI –XVIIIв.в. Проверочная работа № 3. | 2 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П.: осуществлять анализ и синтез К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения Л.р.: чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому | 14.10 15.10 | ||
28. | Внеклассное чтение. Писатели о себе(автобиографические книги). | 1 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П.: извлекать информацию, представленную в разных формах. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Л.р.: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи | 16.10 | ||
29. | Р/Р Сочинение. | 1 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П.: осуществлять анализ и синтез К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения Л.р.: чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому | 17.10 | ||
III. | Раздел 3.XIX век.Путешествие продолжается. | 45 | ||||
Путешествие 3. Москва начала XIX века.Интересны ли детям басни? И.Крылов «Слон и Моська». | 1 | Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока. П.е: устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, извлекать информацию, представленную в разных формах. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других. Л. р.: умение осознавать и определять свои эмоции; умение воспринимать красоту природы, чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | 21.10 | |||
И.А. Крылов «Квартет», «Свинья под дубом». Характерные особенности жанра басни. | 1 | Р.: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П.: вычитывать все виды текстовой информации, строить рассуждения. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других; задавать вопросы. Л. р.: понимание ценности семьи; уметь осознавать и определять эмоции других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей. | 22.10 | |||
Обобщение. Басни И.А. Крылова | 1 | Р.: работать по плану, корректировать свою деятельность. П.: извлекать информацию, представленную в разных формах- текст, иллюстрации, м/ф; перерабатывать преобразовывать информацию из одной формы в другую. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Л.р.: стремиться к совершенствованию собственной речи. | 23.10 | |||
Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. | 1 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П.: осуществлять анализ и синтез. К.: слушать и слышать других. Л. р.: умение воспринимать красоту природы, чувствовать красоту художественного слова | 24.10 | |||
34-36. | А.Погорельский «Чёрная курица…». 1. Нелёгкий путь в подземное царство. (ч. 2,3) 2. Встреча с подземными жителями. (ч.4-5) 3. Главный герой сказки (ч.6) | 3 | Р.:сам-но формулировать тему и цели урока. П.: устанавливать причинно-следственные связи. К.: оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации. Л.р.: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому | 28.10 29.10 30.10 | ||
Путешествие 5. Лето 1831 г. Как писать для детей? | 1 | Р.: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П.: пользоваться словарями, справочниками. К.: владеть монологической формой речи. Л,р.: умение осознавать и определять свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других; умение воспринимать красоту природы. | 31.10 | |||
38-42. | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». 1.Знакомство с героями сказки. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». (ч.1-3) 2. Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом. (ч.4-6) 3.Первое чудо и вторая встреча с отцом . Мир Салтана и мир Гвидона (ч.7-9) 4.Царь Салтан и князь Гвидон(ч. 10-15) 5. В чём главный смысл сказки?(Финал) | 5 | Р.: определять степень успешности своей работы (чтения). П.: пользоваться разными видами чтения. К.: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Л.р.: эмоциональность. | 11.11 12.11 13.11 14.11 18.11 | ||
Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике Балде» Конкурс «Лучшая художественная зарисовка сказки» | 1 | Р.: самостоятельно формулировать тему и цель урока. П.: строить рассуждения. К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Л.р.: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей. | 19.11 | |||
В.Жуковский «Спящая царевна». | 1 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П.: вычитывать все виды текстовой информации. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Л.р.: эмоциональность; эмпатия. | 20.11 | |||
Семинар. Литературные сказки. | 1 | Р.: работать по плану; корректировать свою деятельность. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другую. К.: оформлять свои мысли в письменной форме. Л.р.: эмоциональность; стремиться к совершенствованию собственной речи. | 21.11 | |||
В.Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В.Даля), «Кузовок» (игра). | 1 | Р.: работать по плану. П.: пользоваться разными видами чтения; осуществлять анализ и синтез. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Л.р.: чувствовать красоту художественного слова; стремиться к совершенствованию собственной речи. | 25.11 | |||
Р\Р Устное сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И. Далю). | 1 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П.: вычитывать все виды текстовой информации, осуществлять анализ и синтез. Л.р.: стремиться к совершенствованию собственной речи. | 26.11 | |||
Как надо писать для детей? А.Ишимова «Славяне» (Из «Истории России в рассказах для детей») | 1 | Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока. П,: строить рассуждения. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л.р.: интерес к чтению. | 27.11 | |||
Обобщение по разделу . Проверочная работа № 4. | 1 | Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока. П.:пользоваться разными видами чтения. К.: оформлять свои мысли в устной речи с учётом речевой ситуации. Л.р.: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей. | 28.11 | |||
Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе,его прошлом и настоящем или «Литературные сказки писателей XIX века» | 1 | Р.: работать по плану, корректировать свою деятельность. П.: вычитывать все виды текстовой информации. К.: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Л.р.: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста. | 2.12 | |||
Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. | 1 | Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока. П.: пользоваться разными видами чтения; устанавливать причинно- следственные связи. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л.Р.: наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей. | 3.12 | |||
Картины природы в книге С.Аксакова «Детские годы Багрова - внука». | 1 | Р.: работать по плану, сверяя свои действия с планом, корректировать свою деятельность. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другую (текст- рисунок). К.: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Л.р.: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей. | 4.12 | |||
Поэты XIX века о природе. Стихи А.Толстого, А.Плещеева. | 1 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П.: пользоваться разными видами чтения. К.: задавать вопросы. Л.р.: наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей. | 5.12 | |||
Стихи А.Майкова, Ф.Тютчева о природе. | 1 | Р.: сам-но формулировать тему и цели урока. П.: устанавливать причинно- следственные связи. К.: владение монологической и диалогической формами речи. Л.р.: эмоциональность; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста. | 9.12 | |||
55-56. | Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». 1. Картины русской природы в стихотворении. 2. Дедушка Мазай – добрый охотник. | 2 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П.: вычитывать все виды текстовой информации. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Л.р.: эмоциональность; эмпатия. | 10.12 11.12 | ||
Путешествие 7. Школа Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. | 1 | Р.: сам-но формулировать тему и цели урока. П.: извлекать информацию, представленную в разных формах. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л.р.: понимание ценности семьи,чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким. | 12.12 | |||
Л.Н. Толстой как учитель. Сказка «Два брата». | 1 | Р.: сам-но формулировать тему и цели урока. П.: строить рассуждения К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л.р.: интерес к чтению, потребность в чтении | 16.12 | |||
Непростые простые тексты. Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья». | 1 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П.: осуществлять анализ и синтез К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения Л.р.: чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому | 17.12 | |||
Практикум «Учусь читать художественную прозу». | 1 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П.: вычитывать все виды текстовой информации. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Л.р.: эмоциональность; эмпатия | 18.12 | |||
Учебная книга К.Д.Ушинского «Детский мир и хрестоматия». («Столица и губернский город».) | 1 | Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока. П.е: устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, извлекать информацию, представленную в разных формах. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других. Л. р.: умение осознавать и определять свои эмоции; умение воспринимать красоту природы, чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | 19.12 | |||
Первое знакомство с Родиной. К.Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога». | 1 | Р.: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П.: вычитывать все виды текстовой информации, строить рассуждения. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других; задавать вопросы. Л. р.: понимание ценности семьи; уметь осознавать и определять эмоции других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей. | 23.12 | |||
Р/Р Сочинение в форме путевого очерка. Конкурс «Лучший писатель» | 1 | Р.:сам-но формулировать тему и цели урока. П.: устанавливать причинно-следственные связи. К.: оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации. Л.р.: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | 24.12 | |||
Как помочь детям полюбить свою родную землю? К.Ушинский «Наше Отечество». | Р.: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П.: пользоваться словарями, справочниками. К.: владеть монологической формой речи. Л,р.: умение осознавать и определять свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других; умение воспринимать красоту природы. | 25.12 | ||||
Р\Р Сочинение-подражание Ушинскому. К.Д.Ушинский «Жалобы зайки». | 1 | Р.: определять степень успешности своей работы (чтения). П.: пользоваться разными видами чтения. К.: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Л.р.: эмоциональность. | 26.12 | |||
66-68. | А. Куприн «Слон». 1.Непонятная болезнь. Часть I и III. 2.Можно ли выполнить желание Нади? (ч. 4-5) 3.Я уже совсем здорова! (ч.6) | 3 | Р.: самостоятельно формулировать тему и цель урока. П.: строить рассуждения. К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Л.р.: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей | 30.12 13.01 14.01 | ||
69-70. | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 5. | 2 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П.: вычитывать все виды текстовой информации. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Л.р.: эмоциональность; эмпатия | 15.01 16.01 | ||
71-72. | Внеклассное чтение.Мир детства в рассказе А.П.Чехова «Мальчики» | 2 | Р.: работать по плану; корректировать свою деятельность. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другую. К.: оформлять свои мысли в письменной форме. Л.р.: эмоциональность; стремиться к совершенствованию собственной речи. | 20.01 21.01 | ||
73-74 | Резервные уроки. Турнир «Самое увлекательное путешествие в страну книг». | 2 | Р.: работать по плану. П.: пользоваться разными видами чтения; осуществлять анализ и синтез. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Л.р.: чувствовать красоту художественного слова; стремиться к совершенствованию собственной речи. | 22.01 23.01 | ||
Раздел 4. Век XX.Новые встречи со старыми друзьями. Путешествие 8. (в … библиотеку). Загадка Лидии Чарской. | 62 1 | Р.: работать по плану. П.: пользоваться разными видами чтения; осуществлять анализ и синтез. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Л.р.: чувствовать красоту художественного слова; стремиться к совершенствованию собственной речи. | 27.01 | |||
76-78. | Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки». Главы 1, 4. 1. Первый день Лены в гимназии. (гл. 8) 2.Друзья и враги Лены Икониной(гл.10-11) 3.Образ Лены Икониной.Обобщение | 3 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П.: вычитывать все виды текстовой информации, осуществлять анализ и синтез. Л.р.: стремиться к совершенствованию собственной речи. | 28.01 29.01 30.01 | ||
Внеклассное чтение. Мир детства. | 1 | Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока. П,: строить рассуждения. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л.р.: интерес к чтению. | 3.02 | |||
Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак. | 1 | Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока. П.:пользоваться разными видами чтения. К.: оформлять свои мысли в устной речи с учётом речевой ситуации. Л.р.: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей. | 4.02 | |||
Настоящий капитан. Б. Житков «Николай Исаич Пушкин». | 1 | Р.: работать по плану, корректировать свою деятельность. П.: вычитывать все виды текстовой информации. К.: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Л.р.: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста. | 5.02 | |||
Гимназисты Корнея Чуковского. К. Чуковский «Телефон». | 1 | Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока. П.: пользоваться разными видами чтения; устанавливать причинно- следственные связи. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л.Р.: наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей. | 6.02 | |||
«Обэриуты». Стихи Д. Хармса. | 1 | Р.: работать по плану, сверяя свои действия с планом, корректировать свою деятельность. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другую (текст- рисунок). К.: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Л.р.: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей. | 10.02 | |||
Стихи Ю. Владимирова и А.Введенского. | 1 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П.: пользоваться разными видами чтения. К.: задавать вопросы. Л.р.: наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей. | 11.02 | |||
Внеклассное чтение. Современные чудаки. | 1 | Р.: сам-но формулировать тему и цели урока. П.: устанавливать причинно- следственные связи. К.: владение монологической и диалогической формами речи. Л.р.: эмоциональность; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста. | 12.02 | |||
Путешествие 10. «Вокруг Маршака». С. Сивоконь «Везите все как есть, почитаем». | 1 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П.: вычитывать все виды текстовой информации. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Л.р.: эмоциональность; эмпатия. | 13.02 | |||
Внеклассное чтение. Современные детские журналы. Проект «Мой детский журнал» | 1 | Р.: сам-но формулировать тему и цели урока. П.: извлекать информацию, представленную в разных формах. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л.р.: понимание ценности семьи,чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким. | 17.02 | |||
88-90 | Е.Шварц «Два брата» 1 Живой мир и мир вечного покоя..(ч.1-4). 2. Спасение Младшего-победа живого мира. (гл.5-8) 3. Мудрость сказки Е.Шварца «Два брата» (обобщение). | 3 | Р.: сам-но формулировать тему и цели урока. П.: строить рассуждения К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л.р.: интерес к чтению, потребность в чтении | 18.02 19.02 20.02 | ||
Превращение Пиноккио в Буратино. Б.Галанов «Книжка про книжку» (отрывок), «Пишу на ту же тему по – своему». | 1 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П.: извлекать информацию, представленную в разных формах. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Л.р.: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | 24.02 | |||
92 93 | Рассказ о сказке и детских фантазиях. А.Толстой «Фофка». Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? А.Толстой «Кот сметанный рот». | 2 | Р.: работать по плану, корректировать свою деятельность. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации Л.р.: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | 25.02 26.02 | ||
Птицы с «характерами». М.Пришвин «Изобретатель». | 1 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П.: осуществлять анализ и синтез К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения Л.р.: чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому | 27.02 | |||
95 96 97 | Так кто же он - Михаил Пришвин? Статья С.Я.Маршака «Сила жизни». С.Маршак- критик, поэт, переводчик, редактор. Обобщение. Проверочная работа № 6. | 3 | Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока. П.: устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, извлекать информацию, представленную в разных формах. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других. Л: умение осознавать и определять свои эмоции; умение воспринимать красоту природы, чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | 3.03 4.03 5.03 | ||
Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках- иллюстраторах) | 1 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П.: осуществлять анализ и синтез К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения Л.р.: чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому | 6.03 | |||
99-100 | Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В.Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» (отрывок). А.Барто «Снегирь». | 2 | Р.: работать по плану. П.: пользоваться разными видами чтения; осуществлять анализ и синтез. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Л.р.: чувствовать красоту художественного слова; стремиться к совершенствованию собственной речи. | 10.03 11.03 | ||
101-103 | Ю.Олеша «Три толстяка» «Кукла с хорошим аппетитом». 1.Живая кукла наследника Тутти. (ч.2) 2.Три Толстяка и другие герои сказки (ч.3,4) 3. «Простые высокие истины» сказки.(обобщение) | 3 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П.: вычитывать все виды текстовой информации, осуществлять анализ и синтез. Л.р.: стремиться к совершенствованию собственной речи. | 12.03 13.03 17.03 | ||
Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом». Б.Галанов «Как найти город «Трёх Толстяков». | 1 | Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока. П,: строить рассуждения. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л.р.: интерес к чтению. | 18.03 | |||
Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки!» Р. Фраерман. «Гайдар и дети». | 1 | Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока. П.:пользоваться разными видами чтения. К.: оформлять свои мысли в устной речи с учётом речевой ситуации. Л.р.: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей. | 19.03 | |||
106-108 | А. Гайдар «Тимур и его команда». 1. «Этот чердак был обитаем» (ч.1,2) 2. Игра или серьёзное дело?(ч.3-4) 3. Тимур и тимуровцы(ч.5 обобщение) | 3 | Р.: работать по плану, корректировать свою деятельность. П.: вычитывать все виды текстовой информации. К.: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Л.р.: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста. | 20.03 1.04 2.04 | ||
Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений. Н. Носов «Федина задача». | 1 | Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока. П.: пользоваться разными видами чтения; устанавливать причинно- следственные связи. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л.Р.: наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей. | 3.04 | |||
Юмористический рассказ на серьёзную тему. В. Драгунский «Что любит Мишка». | 1 | Р.: работать по плану, сверяя свои действия с планом, корректировать свою деятельность. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другую (текст- рисунок). К.: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Л.р.: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей. | 7.04 | |||
111-112 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В.Драгунского, Ю.Сотника и Н.Носова | 2 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П.: пользоваться разными видами чтения. К.: задавать вопросы. Л.р.: наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей. | 8.04 9.04 | ||
Стихи А. Барто. Сатира или юмор? | 1 | Р.: сам-но формулировать тему и цели урока. П.: устанавливать причинно- следственные связи. К.: владение монологической и диалогической формами речи. Л.р.: эмоциональность; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста. | 10.04 | |||
Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» | 1 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П.: вычитывать все виды текстовой информации. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Л.р.: эмоциональность; эмпатия. | 14.04 | |||
Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Б. Заходера, Е. Благининой, Ю. Коринца. | 1 | Р.: сам-но формулировать тему и цели урока. П.: извлекать информацию, представленную в разных формах. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л.р.: понимание ценности семьи,чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким. | 15.04 | |||
Стихи И.Токмаковой и Г. Сапгира. | 1 | Р.: сам-но формулировать тему и цели урока. П.: строить рассуждения К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л.р.: интерес к чтению, потребность в чтении | 16.04 | |||
Стихи Э. Мошковской, Э. Успенского. | 1 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П.: извлекать информацию, представленную в разных формах. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Л.р.: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | 17.04 | |||
Стихи С. Чёрного, В. Долиной. | 1 | Р.: работать по плану, корректировать свою деятельность. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации Л.р.: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | 21.04 | |||
Миниатюры Г. Цыферова. Р\Р Создание собственных миниатюр. Конкурс «Интересные сочинения» | 1 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П.: осуществлять анализ и синтез К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения Л.р.: чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому | 22.04 | |||
Стихи Н. Матвеевой. | 1 | Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока. П.: устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, извлекать информацию, представленную в разных формах. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других. Л. р.: умение осознавать и определять свои эмоции; умение воспринимать красоту природы, чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | 23.04 | |||
Внеклассное чтение. Любимые стихи. Конкурс «Мой лучший стих» | 1 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П.: осуществлять анализ и синтез К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения Л.р.: чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому | 24.04 | |||
Практикум «Учусь читать лирический текст » | 1 | Р.: работать по плану. П.: пользоваться разными видами чтения; осуществлять анализ и синтез. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Л.р.: чувствовать красоту художественного слова; стремиться к совершенствованию собственной речи. | 28.04 | |||
123-126 | Обобщающий урок. Проверочная работа № 7. Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок» 1.Знакомство с героями (к.1-2) 2. Поиски снежного цветка. (к.3-5) 3. Мудрая сказка для малышей. (картины 6-8). | 4 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П.: вычитывать все виды текстовой информации, осуществлять анализ и синтез. Л.р.: стремиться к совершенствованию собственной речи. | 29.04 30.04 5.05 6.05 | ||
Путешествие 15. Современные детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». | 1 | Р.: работать по плану. П.: пользоваться разными видами чтения; осуществлять анализ и синтез. К.: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Л.р.: чувствовать красоту художественного слова; стремиться к совершенствованию собственной речи. | 7.05 | |||
Творческая манера Ксении Драгунской. К. Драгунская «Ерунда на постном масле». | 1 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П.: вычитывать все виды текстовой информации, осуществлять анализ и синтез. Л.р.: стремиться к совершенствованию собственной речи. | 8.05 | |||
Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолёт», «До будущего лета». | 1 | Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока. П,: строить рассуждения. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л.р.: интерес к чтению. | 12.05 | |||
130-131 | Обобщающий урок. Берём интервью у детских писателей. Проверочная работа № 8. | 2 | Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока. П.:пользоваться разными видами чтения. К.: оформлять свои мысли в устной речи с учётом речевой ситуации. Л.р.: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей. | 13.05 14.05 | ||
Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. | 1 | Р.: работать по плану, корректировать свою деятельность. П.: вычитывать все виды текстовой информации. К.: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Л.р.: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста. | 15.05 | |||
Внеклассное чтение. «О чём можно, о чём хочется читать» | 1 | Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока. П.: пользоваться разными видами чтения; устанавливать причинно- следственные связи. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Л.Р.: наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей. | 19.05 | |||
134-136 | Резервные уроки. Конкурс «Лучший читатель года» | 3 | Р.: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. П.: вычитывать все виды текстовой информации, осуществлять анализ и синтез. Л.р.: стремиться к совершенствованию собственной речи. | 20.21.22. 05. |
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплект по литературе:
Для реализации цели и задач обучения литературному чтению по данной программе используется УМК по литературному чтению издательства «Баласс», 2013 г. изд.
Обучение по программе « Литературное чтение» обеспечивается учебниками и пособиями:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «В океане света». Учебник. 4 класс (в 2-х частях);
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «В океане света». Рабочая тетрадь. 4 класс, М.; Баласс, 2013г.;
- Е.В. Бунеева, О.В.Чиндилова. «В океане света». 4 класс. Методические рекомендации для учителя. М.; Баласс, 2013г.
Для реализации задач образования существует учебно-методическая и дидактическая база:
1. Разработки уроков с рабочим материалом.
2. Портреты и их биографии детских писателей и поэтов.
3. Тексты для проверки техники чтения.
4. Сюжетные иллюстрации
5. Экранизация произведений (фильмотека)
Материально-техническая база кабинета
Кабинет оснащён в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования, созданы санитарно- гигиенические и безопасные условия для ведения образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебным курсам, 2 класс ("Школа 2100")
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС, для 2 класса, Образовательная система "Школа 2100"....
Рабочая программа по учебным курсам ( 3 класс "Школа 2100)
Рабочая программа разработана для 3 класса по Образовательной системе "Школа 2100"...
Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс
Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс...
Рабочие программы по учебным предметам 4 класс фгос
Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изо, технологии и ОРКСЭ....
Рабочие программы по учебным предметам. 1 класс УМК "Гармония".
Материал содержит рабочие программы и их аннотации по учебным предметам для 1 класса УМК "Гармония"....
Рабочие программы по учебным предметам 4 класс
Данный материал содержит рабочие программы по предметам, 4 класс...
Рабочие программы по учебным предметам 1 класс
УМК "Школа России"...