Айога
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Работа над нанайской сказкой «Айога».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ayoga_-_konspekt_uroka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: работа над нанайской сказкой «Айога».

  1. Подготовительная работа

1.1 

У: Ребята, над какой темой вы сейчас работаете?

Д: Сказки.

У: Ребята, а кто может мне сказать, какое произведение называется сказкой?

Д: Произведение, в котором есть вымысел.

У: Какие сказки вы читали?

Д: (ответы детей).

У: Посмотрите на выставленные книги сказок. Чем они отличаются?

Д: У одних сказок есть автор, а у других – нет.

У: Значит, на какие 2 группы мы можем разделить все сказки? Как называются эти группы?

Д: Авторские и народные.

У: Скажите, а чем они отличаются?

Д: Народные сказки передаются «из уст в уста», потому одна и та же сказка каждый раз может звучать по-разному. А содержание авторской сказки не изменяется.

У: Молодцы, ребята. Я вижу, что вы действительно разбираетесь в сказках.

1.2 Словарно-лексическая работа

Сегодня мы будем работать над народной сказкой эта сказка – нанайская. Вы знаете, кто такие нанайцы?

Д: (мнения детей).

У: Нанайцы – северный народ, они живут, в основном, на территории России, но разговаривают на нанайском языке. Посмотрите, как могут выглядеть нанайцы. (на доске – изображение нанайца). Они рыбачат, охотятся на белку, соболя, ездят на собачьих упряжках и сочиняют сказки, одну из которых мы сегодня прочитаем.

   Кроме того, для того, чтобы верно понять сказку, нам необходимо знать значения всех слов, которые в ней использованы. Уточним значение некоторых из них.

   Кто знает, что такое «стойбище»?

Д:…

У: Раньше нанайцы не жили в каком-то одном месте, а все время перемещались. Иногда они устраивали стоянки для отдыха и жили там некоторое время. Эти стоянки и называют «стойбища».

   Что такое «наперсток»?

Д: …

У: Это колпачок, который надевают на палец, чтобы не уколоться при шитье.

Нанайцы использовали наперстки из ровдуги. Это крепкая кожа, баранья, козья или оленья.

Что значит «покоробиться»?

Д:…

У: Это значит, сделаться неровным, искривленным, твердым.

Что такое «мялка»?

Д:…

У: Это приспособление для размягчения, разглаживания чего-либо.

Что такое «очаг»?

Д:…

У: Это устройство для разведения и поддержания огня.

(на доске карточки со словами и их толкованием)

  1. Определение целей урока

У: Скажите, ребята, можно ли гордиться своей красотой?

Понравится ли вам красивый внешне человек?

А если он будет ленив и груб, тогда? Почему вы так считаете?

  1. Первичное чтение и проверка читательского восприятия

У: Ребята, сейчас я прочитаю вам сказку. Проверьте, чтобы у всех вас были закрыты учебники. Слушайте внимательно, после этого я буду задавать вам вопросы.

(учитель выразительно читает рассказ).

У: Ребята, понравился ли вам этот рассказ? Почему?

Какие моменты вам запомнились? Почему?

 Как вы считаете, хорошая ли девочка была Айога?

Жалко ли вам Айогу?

  1. Постановка учебной задачи анализа

У: Ребята, сейчас мы должны поработать с этой сказкой, понять характеры героев для того, чтобы к концу урока вы могли правильно прочитать ее по ролям.

  1. Анализ сказки

У: Ребята, прочитайте первый разговор Айоги с матерью. Как она с ней разговаривает? Какие черты характера Айоги мы можем увидеть?

Д: Она разговаривает с ней грубо, не хочет ей помогать. Айога – ленивая и самовлюбленная.

У: Докажите текстом.

Д: (читают отрывок)

(на доске – карточка с характеристикой Айоги, далее – и др. героев сказки). 

У: А как ведет себя мать Айоги?

Д: Спокойно, она уговаривает Айогу, а не ругается на нее.

У: А как мы можем характеризовать соседскую девочку?

Д: Она заботливая, трудолюбивая, услужливая.

У: Докажите текстом.

Д: (читают отрывок)

У: Прочитайте второй диалог со слов «Замесила мать тесто…». Найдите слова, характеризующие отношение матери к поступку Айоги.

Д: Зачем тебе трудиться, красоту свою портить?

У: Как вы считаете, правильно ли поступила мать, отдав пирожок соседской девочке?

Д: Да.

У: Почему вы так считаете?

Д: Потому что работала соседская девочка, а не Айога.

У: Прочитайте сказку до конца. Как повела себя Айога, когда не получила лепешки?

Найдите в тексте.

Д: Рассердилась Айога, пошла за дверь, на реку.

У: Как повела себя соседская девочка по отношению к Айоге? Найдите в тексте.

Д: Говорит девочка Айоге: «Возьми лепешку, мне не жалко!».

У: Найдите в тексте, как произошло превращение Айоги?

Д: Зашипела, замахала руками, пальцы растопырила, побелела от злости – так замахала, что руки у нее в крылья превратились. Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду и превратилась в гуся.

У: Ребята, как вы считаете, почему Айога превратилась именно в гуся? Она ведь была красивой девочкой и могла превратиться, предположим, в лебедя?

Д: Потому что она была красивой только лицом, а внутри – самовлюбленной, грубой и ленивой.

  1. Повторное чтение (по ролям)

У: Сейчас мы будем читать сказку по ролям. Сколько в ней действующих лиц? Назовите их.

Д: Айога, мать и соседская девочка.

У: Посмотрите на карточки с характеристикой героев на доске. Как мы должны читать слова Айоги?

Д: Грубо,  с чувством собственного превосходства.

У: Одинаково ли мы будем читать их в обоих разговорах Айоги с матерью?

Д: Нет, в первом – лениво, а во втором – с нетерпением.

У: А как нужно читать слова соседской девочки?

Д: Ласково, спокойно.

У: Теперь подумайте, как читать слова матери Айоги?

Д: Спокойно, уверенно.

У: Молодцы. Теперь начнем чтение. Айогой будет…, матерью Айоги - …, а соседской девочкой - …. Мы будем читать только сам диалог героев, слова автора читать не нужно.

Д: (читают) 

  1. Обобщающая беседа

У: Ребята, посмотрите на доску. Здесь вы видите 2 русских пословицы.

(Не тот хорош, кто лицом пригож,

А тот хорош, кто на дело гож;

Не все то золото, что блестит.)

Прочитайте первую пословицу. В чем ее смысл?

Д: Смысл этой пословицы в том, что внешность человека не важна, если он трудолюбив, готов прийти на помощь и т.д.

У: Прочитайте вторую пословицу. Что она значит?

Д: Эта пословица означает, что не каждый красивый внешне человек красив внутри. Он может оказаться и плохим человеком.

У: Как вы считаете, отражают ли эти пословицы смысл сказки?
Д: Да.

У: Почему вы так считаете?

Д: Потому что Айога была очень красивая девочка, а оказалось, что она грубая, ленивая и самовлюбленная.  

У: Ребята! А ведь поговорки – наши, русские, а сказка – нанайская. Как вы думаете, почему русскими поговорками можно отразить смысл нанайской сказки?

Д: Потому что у всех народов похожие ценности, не смотря на все отличия.

У: В начале урока я задала вам вопрос: «Можно ли гордиться красотой?». Изменилось ли ваше мнение?

Д: Нет, нельзя. Нужно гордиться другими качествами.

  1. Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственный урок нанайской сказки "Айога"

Нравственный урок нанайской сказки  «Айога»во 2 классе, составитель Матанцева С.В, учитель начальных классов .Цель: развитие умения понимать художественную идею произведения и  раскрывать ос...

Конспект урока по нанайской народной сказке "Айога"

Развернутый конспект урока с вопросами учителя по сказке "Айога"...

"Айога"

Презентация к нанайской сказке "Айога"...

Читательский марафон по сказкам "Колосок", "Три дочери", "Айога", "Волк - ябедник", "Легкий хлеб".

Читательские марафоны содержат развивающие задания, которые помогут сделать уроки внеклассного чтения интересными и увлекательными. Читательские марафоны можно использовать для индивидуальных и группо...

Айога нанайская сказка.

Презентация познакомит детей с традициями и укладом жизни народов Севера....

конспект литературного чтения на тему "Айога Нанайская сказка"

Сабақ Тақырып. Нравственная проблема в сказке. Нанайская сказка Айога.Мақсаттар: развивать умение понимать художественную идею произведения и раскрывать основную идею текста;Көрнекілігі: учебник по ли...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Нравственные уроки сказок. Нанайская сказка "Айога"

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, 2 класс, система Л.В,Занкова...