Айога
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: работа над нанайской сказкой «Айога».
- Подготовительная работа
1.1
У: Ребята, над какой темой вы сейчас работаете?
Д: Сказки.
У: Ребята, а кто может мне сказать, какое произведение называется сказкой?
Д: Произведение, в котором есть вымысел.
У: Какие сказки вы читали?
Д: (ответы детей).
У: Посмотрите на выставленные книги сказок. Чем они отличаются?
Д: У одних сказок есть автор, а у других – нет.
У: Значит, на какие 2 группы мы можем разделить все сказки? Как называются эти группы?
Д: Авторские и народные.
У: Скажите, а чем они отличаются?
Д: Народные сказки передаются «из уст в уста», потому одна и та же сказка каждый раз может звучать по-разному. А содержание авторской сказки не изменяется.
У: Молодцы, ребята. Я вижу, что вы действительно разбираетесь в сказках.
1.2 Словарно-лексическая работа
Сегодня мы будем работать над народной сказкой эта сказка – нанайская. Вы знаете, кто такие нанайцы?
Д: (мнения детей).
У: Нанайцы – северный народ, они живут, в основном, на территории России, но разговаривают на нанайском языке. Посмотрите, как могут выглядеть нанайцы. (на доске – изображение нанайца). Они рыбачат, охотятся на белку, соболя, ездят на собачьих упряжках и сочиняют сказки, одну из которых мы сегодня прочитаем.
Кроме того, для того, чтобы верно понять сказку, нам необходимо знать значения всех слов, которые в ней использованы. Уточним значение некоторых из них.
Кто знает, что такое «стойбище»?
Д:…
У: Раньше нанайцы не жили в каком-то одном месте, а все время перемещались. Иногда они устраивали стоянки для отдыха и жили там некоторое время. Эти стоянки и называют «стойбища».
Что такое «наперсток»?
Д: …
У: Это колпачок, который надевают на палец, чтобы не уколоться при шитье.
Нанайцы использовали наперстки из ровдуги. Это крепкая кожа, баранья, козья или оленья.
Что значит «покоробиться»?
Д:…
У: Это значит, сделаться неровным, искривленным, твердым.
Что такое «мялка»?
Д:…
У: Это приспособление для размягчения, разглаживания чего-либо.
Что такое «очаг»?
Д:…
У: Это устройство для разведения и поддержания огня.
(на доске карточки со словами и их толкованием)
- Определение целей урока
У: Скажите, ребята, можно ли гордиться своей красотой?
Понравится ли вам красивый внешне человек?
А если он будет ленив и груб, тогда? Почему вы так считаете?
- Первичное чтение и проверка читательского восприятия
У: Ребята, сейчас я прочитаю вам сказку. Проверьте, чтобы у всех вас были закрыты учебники. Слушайте внимательно, после этого я буду задавать вам вопросы.
(учитель выразительно читает рассказ).
У: Ребята, понравился ли вам этот рассказ? Почему?
Какие моменты вам запомнились? Почему?
Как вы считаете, хорошая ли девочка была Айога?
Жалко ли вам Айогу?
- Постановка учебной задачи анализа
У: Ребята, сейчас мы должны поработать с этой сказкой, понять характеры героев для того, чтобы к концу урока вы могли правильно прочитать ее по ролям.
- Анализ сказки
У: Ребята, прочитайте первый разговор Айоги с матерью. Как она с ней разговаривает? Какие черты характера Айоги мы можем увидеть?
Д: Она разговаривает с ней грубо, не хочет ей помогать. Айога – ленивая и самовлюбленная.
У: Докажите текстом.
Д: (читают отрывок)
(на доске – карточка с характеристикой Айоги, далее – и др. героев сказки).
У: А как ведет себя мать Айоги?
Д: Спокойно, она уговаривает Айогу, а не ругается на нее.
У: А как мы можем характеризовать соседскую девочку?
Д: Она заботливая, трудолюбивая, услужливая.
У: Докажите текстом.
Д: (читают отрывок)
У: Прочитайте второй диалог со слов «Замесила мать тесто…». Найдите слова, характеризующие отношение матери к поступку Айоги.
Д: Зачем тебе трудиться, красоту свою портить?
У: Как вы считаете, правильно ли поступила мать, отдав пирожок соседской девочке?
Д: Да.
У: Почему вы так считаете?
Д: Потому что работала соседская девочка, а не Айога.
У: Прочитайте сказку до конца. Как повела себя Айога, когда не получила лепешки?
Найдите в тексте.
Д: Рассердилась Айога, пошла за дверь, на реку.
У: Как повела себя соседская девочка по отношению к Айоге? Найдите в тексте.
Д: Говорит девочка Айоге: «Возьми лепешку, мне не жалко!».
У: Найдите в тексте, как произошло превращение Айоги?
Д: Зашипела, замахала руками, пальцы растопырила, побелела от злости – так замахала, что руки у нее в крылья превратились. Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду и превратилась в гуся.
У: Ребята, как вы считаете, почему Айога превратилась именно в гуся? Она ведь была красивой девочкой и могла превратиться, предположим, в лебедя?
Д: Потому что она была красивой только лицом, а внутри – самовлюбленной, грубой и ленивой.
- Повторное чтение (по ролям)
У: Сейчас мы будем читать сказку по ролям. Сколько в ней действующих лиц? Назовите их.
Д: Айога, мать и соседская девочка.
У: Посмотрите на карточки с характеристикой героев на доске. Как мы должны читать слова Айоги?
Д: Грубо, с чувством собственного превосходства.
У: Одинаково ли мы будем читать их в обоих разговорах Айоги с матерью?
Д: Нет, в первом – лениво, а во втором – с нетерпением.
У: А как нужно читать слова соседской девочки?
Д: Ласково, спокойно.
У: Теперь подумайте, как читать слова матери Айоги?
Д: Спокойно, уверенно.
У: Молодцы. Теперь начнем чтение. Айогой будет…, матерью Айоги - …, а соседской девочкой - …. Мы будем читать только сам диалог героев, слова автора читать не нужно.
Д: (читают)
- Обобщающая беседа
У: Ребята, посмотрите на доску. Здесь вы видите 2 русских пословицы.
(Не тот хорош, кто лицом пригож,
А тот хорош, кто на дело гож;
Не все то золото, что блестит.)
Прочитайте первую пословицу. В чем ее смысл?
Д: Смысл этой пословицы в том, что внешность человека не важна, если он трудолюбив, готов прийти на помощь и т.д.
У: Прочитайте вторую пословицу. Что она значит?
Д: Эта пословица означает, что не каждый красивый внешне человек красив внутри. Он может оказаться и плохим человеком.
У: Как вы считаете, отражают ли эти пословицы смысл сказки?
Д: Да.
У: Почему вы так считаете?
Д: Потому что Айога была очень красивая девочка, а оказалось, что она грубая, ленивая и самовлюбленная.
У: Ребята! А ведь поговорки – наши, русские, а сказка – нанайская. Как вы думаете, почему русскими поговорками можно отразить смысл нанайской сказки?
Д: Потому что у всех народов похожие ценности, не смотря на все отличия.
У: В начале урока я задала вам вопрос: «Можно ли гордиться красотой?». Изменилось ли ваше мнение?
Д: Нет, нельзя. Нужно гордиться другими качествами.
- Итог урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственный урок нанайской сказки "Айога"
Нравственный урок нанайской сказки «Айога»во 2 классе, составитель Матанцева С.В, учитель начальных классов .Цель: развитие умения понимать художественную идею произведения и раскрывать ос...
Конспект урока по нанайской народной сказке "Айога"
Развернутый конспект урока с вопросами учителя по сказке "Айога"...
"Айога"
Презентация к нанайской сказке "Айога"...
Читательский марафон по сказкам "Колосок", "Три дочери", "Айога", "Волк - ябедник", "Легкий хлеб".
Читательские марафоны содержат развивающие задания, которые помогут сделать уроки внеклассного чтения интересными и увлекательными. Читательские марафоны можно использовать для индивидуальных и группо...
Айога нанайская сказка.
Презентация познакомит детей с традициями и укладом жизни народов Севера....
конспект литературного чтения на тему "Айога Нанайская сказка"
Сабақ Тақырып. Нравственная проблема в сказке. Нанайская сказка Айога.Мақсаттар: развивать умение понимать художественную идею произведения и раскрывать основную идею текста;Көрнекілігі: учебник по ли...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Нравственные уроки сказок. Нанайская сказка "Айога"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, 2 класс, система Л.В,Занкова...