конспект литературного чтения на тему "Айога Нанайская сказка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Дуль Зарина Олеговна

Сабақ

Тақырып. Нравственная проблема в сказке. Нанайская сказка Айога.

Мақсаттар: развивать умение понимать художественную идею произведения и раскрывать основную идею текста;

Көрнекілігі: учебник по литературному чтению, презентация

Критерии успеха 

-         Знать, что такое сказка

-         Уметь, объяснять свою позицию, слушать и понимать, принимать точку зрения другого

-         делать выводы на основе обобщения знаний и связывать с примерами из жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сабақ

Тақырып. Нравственная проблема в сказке. Нанайская сказка Айога.

Мақсаттар: развивать умение понимать художественную идею произведения и раскрывать основную идею текста;

Көрнекілігі: учебник по литературному чтению, презентация

Критерии успеха  

  • Знать, что такое сказка
  • Уметь, объяснять свою позицию, слушать и понимать, принимать точку зрения другого
  • делать выводы на основе обобщения знаний и связывать с примерами из жизни

Ход урока:

  1. Психологический настрой

2.Активизация знаний. Проверка домашнего задания:

- Дома вы должны были нарисовать фрагмент из сказки «Сапожник и хан», расскажите кто- что нарисовал.

  1. Постановка цели урока:

Учитель: -  Мы продолжаем знакомиться  с разными персонажами сказок.

Откройте оглавление. Найдите главу, произведения которой мы изучаем. Как она называется?

Ученик: - Вперёд по дороге открытий…

Учитель: - Среди этих произведений найдите сказку «Айога».

Какую информацию из оглавления вы получили?

Ученик: - Сказка находится на стр. 76.

               Это нанайская сказка.

Осуществляется поиск нужной информации.

    Учитель: - Предположите кто или что такое Айога.

    Ученик: - Я думаю, что это цветок или бабочка.

              - Я знаю эту сказку, это так девочку звали.

    Учитель:  - Откройте эту сказку. Прежде чем мы её прочитаем, давайте познакомимся с обращением Шерлока Холмса.

    Ученик читает: «В каждом существе: в тебе, во мне – живёт много разных персонажей, и далеко не все из них симпатичные…»

   Учитель: - Выяснить тайну этого обращения нам поможет сказка «Айога».  

 Как вы думаете, эта сказка авторская или народная?

  Ученик: - Народная.

             - Её сочинил нанайский народ. 

 Учитель: - А что вы знаете об этом народе?

Ученик: - Не знаем.

Учитель: - Тогда я вам расскажу.

4. Подготовка к восприятию:

Рассказ учителя о нанайском народе с показом слайдов. Дети слушают и рассматривают иллюстрации.

читель: -  Нанайцы – (нанай, "здешний человек", устаревшее название – гольды) один из малочисленных народов Дальнего Востока, (слайд 2)  живший в 17 веке по реке Уссури,

 а также вокруг озера Ханка.                            (слайды 3,4)  Учитель показывает на карте.

Занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак. Гольды – отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и их меха зверей они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, виноград, из которого варили густой кисло-сладкий сок, хорошо сохранявшийся всю зиму. (Слайд 5)

(Слайд 6. 7) Поселения нанайцев были двух типов: постоянные и сезонные.

(Слайд 8) Для езды нанайцы пользовались исключительно собачьими упряжками. 

(Слайд 9) Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, чаще всего с косым разрезом; волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины в две. Верхней плечевой одеждой служил халат, в виде кимоно. Головным убором летом служила берестяная коническая шляпа.

 (Слайд 10) В настоящее время более трети всех нанайцев живет в городах. Численность нанайцев в Российской Федерации около 12 тысяч человек. 

Учитель: - Что вы узнали о нанайском народе?

Ученик: - Я узнал, что это люди с косым разрезом глаз.

              - Они хорошо ловили рыбу и охотились, ездили на собаках.

- Нанайцы носили кимоно.  

- Мужчины заплетали волосы в одну косу, а женщины в две.

Общеучебные универсальные действия: рефлексия.

5. Работа по теме урока.

1)Чтение сказки учителем. Дети слушают сказку.

2) Беседа по восприятию сказки.

Учитель: - Что вас удивило, что понравилось в сказке?

Ученик:- Меня удивило, что Айога очень красивая девочка, а помогать матери не хотела.

           - Понравилось, что мать решила проучить дочку.

Учитель: - В какой момент вы огорчились, а когда обрадовались в сказке?

Ученик:- Я огорчилась, когда девочка превратилась в гуся.

- А я обрадовался, что Айога была наказана. Она ведь совсем не помогала матери.

Дети формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью (КОМ).

Учитель: - Что вы ещё хотели бы сказать?

Открытый вопрос: стимулирует  поиск как можно большего числа вариантов ответов.

Ученик: - Мне кажется, эта сказка учит нас, что нужно помогать родителям, а не бездельничать.

                               Физминутка.

3) Беседа по содержанию сказки.

Учитель: - Оправдались ваши предположения? Что же обозначает слово Айога?

Ученик:- Так звали нанайскую девочку.

Учитель: - Кому из вас хотелось бы прочитать эту сказку и подробнее о ней поговорить?

Все дети выразили желание прочитать сказку.

Чтение сказки по смысловым частям и беседа по содержанию каждой части. Первая часть до слов «Всё любуется собой».

Учитель: - Какие слова показались вам непонятными?

Ученик:- В роду Самаров.

Учитель:- Кто может объяснить?

Ученик:- Я думаю, что это племя так называется - Самары.

Учитель: - Я специально не объясняла вам, возможно непонятные для вас слова, чтобы вы сами их увидели и спросили у меня. После чтения у вас не должно остаться ни одного непонятного слова.

Познавательные универсальные действия. ОУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.

Учитель: - Что вы можете сказать об этой девочке?

Ученик: - Айога была очень красивая.

              - Её все хвалили, а потом она зазналась.

Чтение второй смысловой части до слов «Пошла и принесла воды.»

Учитель: - Что вы хотели бы у меня спросить?

Открытый вопрос: стимулирует  поиск как можно большего числа вариантов ответов.

Ученик:- Сколько лет было девочкам, что им разрешали одним ходить на речку?

            - Я думаю, что речка близко была, поэтому разрешали.

            - А может быть, отец был на охоте, и некому было помочь матери.

            - Мне кажется, что девочкам было лет 8, просто нанайцы с детства приучали детей к работе.

Учитель: - Думаю, что все вы правы. Что вы ещё узнали об этой девочке? Ученик: - Айога отказалась помочь матери, придумывала отговорки.

Учитель:  - Какие качества характера Айоги здесь проявились?

Ученик: - Лень, ум, находчивость, хитрость.

Учитель: - Очень красивая девочка! Такая не может не понравиться.

Учитель использует проблемную ситуацию.

Ученик:- Нет, Айога мне не понравилась.

              - Она была ленивая.

Учитель: - Почему же она вам не понравилась?

Ученик: - Она загордилась и понравилась сама себе.

              - Стала ленивая и всё время любовалась собой.

Чтение третьей смысловой части до слов: «…отдала соседской девочке.»

Учитель: - Какие слова показались вам не понятными?

Ученик: - Мялка и покоробятся.

Учитель: - Где можно узнать, что они обозначают?

Ученик:- В толковом словаре.

Учитель: - Я сделала для вас закладки, чтобы вы могли быстрее найти значение этих слов в толковом словаре. Иди, Лера, прочитай вслух значение этих слов из словаря.

Один ученик читает толкование слов по словарю у доски.

Учитель:- А теперь прочитаем вместе.

Дети хором читают по  слайду 11 значение непонятных слов. 

Учитель: - Что ещё заметили в этом диалоге?

 Ученик: - Мать и дочь как будто поменялись ролями.

               - Теперь дочь просит, но все отговорки, придуманные Айогой  раньше, возвращаются к ней.

Учитель: - Любила ли мать свою дочь? Давайте разберёмся. Мать не отдала ей лепёшку.  Почему?

Проблемная ситуация наталкивает детей на рассуждения.

Ученик: - Значит матери было небезразлично, какая у неё растёт дочь.

               - Её огорчало поведение дочери.

               - Мать любила Айогу и хотела обратить внимание девочки на её неправильное поведение.

Учитель: - А поняла ли Айога, чему хотела её научить мать?

Ученик:- Я думаю, что не поняла.

              - Если бы она поняла, она бы изменилась.

Чтение четвёртой смысловой части до конца.

Учитель: - Как была наказана Айога?

Ученик: - Она превратилась в гуся.

Учитель: - Почему?

Ученик: - Она разозлилась, зашипела и вытягивала шею.

Учитель: - Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки?

Ученик: - Нет. Её никто не жалел.

               - А мне жалко её маму. Она осталась без дочери.

Учитель: - Где произошло превращение?

Ученик: - У реки.

Учитель: - Случайно ли именно в этом месте?

Ученик: - Нет, в сказках вода – это волшебный мир.

Учитель: - Послужило ли Айоге  это уроком?

Ученик: - Нет. Она по – прежнему гордилась своей красотой.

Учитель: - А на самом деле какой она стала?

Ученик: - Некрасивой, неуклюжей.

               - Я понял! Её специально так наказали. Она очень гордилась своей красотой, поэтому превратилась в некрасивого гуся.

4) Раскрытие основной идеи текста.

Учитель: - Почему же с этой девочкой случилось такое несчастье?

Ученик: - Она сильно гордилась своей красотой.

Учитель: - Почему она не смогла понять свою мать?  Есть  в русском языке слово – гордыня.  Может кто-то знает, что оно обозначает?

Ученик: - Мне кажется, гордыня похоже на гордость.

Учитель:- Ты прав. Эти слова похожи. Но посмотрите:  

Учитель демонстрирует слайд 12 . Дети  читают хором.

 Гордыня – это самовлюблённость и эгоизм.

Эгоизм – это пренебрежение интересами других людей, забота лишь о собственных интересах.

Учитель: - Как вы думаете гордость – это хорошее качество характера?

Ученик: - Да, это хорошее качество.

              - Гордость – это чувство собственного достоинства и самоуважения.

Учитель: - С чего началось превращение Айоги в самовлюблённую и эгоистичную девочку?

Ученик: - Её все хвалили.

Учитель: - Кто же виноват в том, что Айога так изменилась?

Ученик: - В первую очередь она сама виновата, но и окружающие помогли ей в этом.

Учитель: - Какого же испытания не выдержала Айога?

Ученик: - Испытания красотой.

Учитель: - Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом. На что обрекают себя самовлюблённые люди?

Ученик: - На страдания.

              - На одиночество.

Физминутка для глаз

(Учитель демонстрирует слайд с движущимся предметом. Дети следят за ним глазами.)

Учитель: - А сейчас я предлагаю вам поиграть. Конечно, у каждого из вас сформировался свой образ Айоги, а художник изобразил её так.

Учитель демонстрирует слайд 14.

Учитель: - Какие слова вы могли бы подписать под этим слайдом? Обсудите сначала это в парах.

Дети работают в парах.

Ученик: - Айога была очень красивой девочкой и все её очень хвалили.

    - Айога загордилась. Стала часто любоваться в зеркало на своё отражение.

Коммуникативные действия: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, управление поведением партнёра.

Учитель демонстрирует слайд 15.

Учитель: - А под этим слайдом?

Дети обсуждают в парах.

Ученик: - Разозлилась Айога и побежала к реке. А соседская девочка пожалела её и предложила  лепёшку.

    - Совсем разозлилась Айога, зашипела, замахала руками и руки у неё в крылья превратились.

          6 Этап рефлексии и сообщения домашнего задания.

Учитель: - О чём же вы задумались, прочитав эту сказку?

Ученик: - Нужно быть добрыми, не зазнаваться.

Учитель: - А что ценят в людях разные народы?

Ученик: - Доброту, трудолюбие.

Учитель: - А хотелось ли вам, чтобы эта сказка закончилась по-другому?

Ученик:- Конечно, хотелось.

Учитель: - Что же должна сделать наша героиня, чтобы конец у сказки был хорошим?

Ученик: - Мне кажется,  Айога должна понять, что поступала  плохо  и тогда она опять сможет превратиться в девочку.

Учитель демонстрирует слайд 16.

Учитель: - Домашнее задание по выбору: 

№1 Познакомь своих домашних с этой сказкой и узнай их мнение о поступках героев.
№ 2. Придумай своё продолжение сказки.

7. Оценивание. Рефлексия.

Учитель демонстрирует слайд 18.

Учитель: - Подведём итоги работы на уроке. Продолжите фразу:
                   - Я похвалю своего одноклассника за то, что…
Ученик: - Я похвалю Костю за то, что он хорошо отвечал.

Ученик: - Самым сложным на уроке были непонятные слова.

Ученик: - Самым интересным на уроке было…Всё!

             - А мне было интересно узнать, как жили нанайцы.

  Ученик: - Урок заставил меня задуматься о том, что…Мы тоже иногда огорчаем родителей, если не слушаемся или не помогаем.

                - Не нужно зазнаваться.

                - Не всегда красивый человек может быть хорошим, добрым.

Учитель: - Вот вы и разгадали секрет обращения к вам Шерлока Холмса и  я хочу похвалить вас за урок. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....

конспект урока литературного чтения в 1 классе "Сказка-ложь, да в ней намёк"

Конспект урока по УМК  "Начальная школа ХХI века" разработан с учетом современных требований к уроку. В конспекте указана работа в парах, группах, предусмотрена индивидуальная работа, включены за...

План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Закрепляющий урок с использованием ЭОР....

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...

Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)

Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...