Нравственный урок нанайской сказки "Айога"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Нравственный урок нанайской сказки «Айога»
во 2 классе, составитель Матанцева С.В, учитель начальных классов .
Цель: развитие умения понимать художественную идею произведения и раскрывать основную мысль текста.
В ходе урока у учащихся формируются следующие УУД:
Предметные: умение определять отличительные особенности сказки, различать виды сказок, читать текст выразительно; находить ответы на поставленные вопросы в тексте и выполнять анализ произведения, выделять главную мысль сказки, формулировать несложные выводы.
Метапредметные: регулятивные: осмыслять учебную задачу урока; сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока; оценивать результат своей работы.
познавательные: умение пользоваться толковым словарём, выделять основные части текста.
коммуникативные: умение сотрудничать в паре, группе, с учителем; умение вести диалог, строить высказывания, делать выводы и обобщение, отстаивать свою точку зрения и принимать мнение другого;
Личностные: формирование начальных представлений о нравственных понятиях, отражённых в сказке.
Оборудование: демонстрационные ( со словами) и раздаточные (для работы в парах и группах) карточки, толковый словарь, компьютерная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennyy_urok_nanayskoy_skazki.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственный урок нанайской сказки «Айога»
во 2 классе, составитель Матанцева С.В, учитель начальных классов .
Цель: развитие умения понимать художественную идею произведения и раскрывать основную мысль текста.
В ходе урока у учащихся формируются следующие УУД:
Предметные: умение определять отличительные особенности сказки, различать виды сказок, читать текст выразительно; находить ответы на поставленные вопросы в тексте и выполнять анализ произведения, выделять главную мысль сказки, формулировать несложные выводы.
Метапредметные: регулятивные: осмыслять учебную задачу урока; сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока; оценивать результат своей работы.
познавательные: умение пользоваться толковым словарём, выделять основные части текста.
коммуникативные: умение сотрудничать в паре, группе, с учителем; умение вести диалог, строить высказывания, делать выводы и обобщение, отстаивать свою точку зрения и принимать мнение другого;
Личностные: формирование начальных представлений о нравственных понятиях, отражённых в сказке.
Оборудование: демонстрационные ( со словами) и раздаточные (для работы в парах и группах) карточки, толковый словарь, компьютерная презентация.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Приветствие учителя с детьми, детей с учителями.
- Релаксация.
Вот и прозвенел звонок.
Пора настроиться всем на урок.
Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем вам!
-И так мои дорогие исследователи, мы начинаем урок литературного чтения. С чего начнём?
( с проверки домашнего задания: на предыдущем уроке читали произведение С. Г. Козлова «Красота», учебник В. Ю. Свиридовой )
2.Проверка домашнего задания.
-Так можно ли из трёх голых веточек сделать красоту?
(Детям предлагается продемонстрировать работы, выполненные дома и защитить)
- Кто выбрал второе задание? Прочитайте четверостишие.
(давалась начальная строчка четверостишия )
Вот какая красота…
-Молодцы! Всё замечательно, красиво.
3. Мотивация.
-А можно ли гордиться красотой? …
- Я думаю, что ответ вы дадите в конце урока.
-Составьте предложение из слов.
(на доске: один, тогда, за всех, все, будет, и в деле, за одного, успех)
Все за одного, один за всех, тогда и в деле будет успех.
-Может ли это стать девизом урока?
-Сегодня мы будем исследовать…, а впрочем сами сейчас определите. Быстро ответьте на вопросы, а мой помощник (ученик из класса) поможет разместить слова- ответы на доске.
4. Актуализация знаний.
-Герой рассказа В. Драгунского? (Денис)
-Приём противопоставления? (контраст)
- К какому жанру относится произведение «Что любит Мишка» (рассказ)
-Момент, с которого начинается событие, даёт толчок к действию?(завязка)
-Момент наивысшего напряжения в развитии действия, самый яркий, острый? (кульминация)
-Приём сопоставления одного предмета с другим с целью создания художественного описания? (сравнение)
-Составьте слово из выделенных букв. (сказка)
-Что вы знаете о жанре?(народная, авторская, о животных, волшебная, бытовая)
-Что мы ещё не знаем? (название сказки)
-Тогда продолжим.
-Имя Пушкина? (Александр)
-Изображение природы, местности? (пейзаж)
-Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека? (олицетворение)
- Мишка из рассказа В. Драгунского? (герой)
-Сочетание нескольких стихотворных строк, которые составляют целое по смыслу, строению, ритму и рифме? (строфа)
-Что получилось? (Айога)
-Кто или что это такое?
- Значит, мы пускаемся в исследование? Раз не знаем, надо узнать. С чего начнём? (С плана )
5. Целеполагание
- Составьте план работы. ( после детских предложений -слайд)
В итоге получается:
1.Прочитать сказку.
2.Проанализировать.
3. Научиться читать.
4.Высказать своё отношение.
-Откройте учебник на странице 48.Прочитайте. Кто автор?
Учитель читает наизусть:
На берегах сибирских вод,
В краю, занесённом снегами,
Нанайский народ живёт.
- Мы знакомились с русскими народными сказками. Сегодня будем знакомиться с нанайской.
- Кто такие нанайцы? (Жители Дальнего Востока: Хабаровского, Приморского края, острова Сахалин. Их около 12 000 чел. Широкие смуглые лица, глаза узкие, чаще всего с косым разрезом, волосы чёрные, прямые и жёсткие. У мужчин на голове 1 коса, у женщин-2.Они рыбачат, охотятся на белок. Соболей. Ездят на собачьих упряжках, сочиняют сказки. У них своя культура, традиции, быт. Во время охоты нанайский охотник кричит: Ай-о! Ай-о! Ай-о! Сравните название сказки и крик охотника.
-Давайте откроем тайну трёх слогов в названии сказки.
6. Открытие нового знания.
- Сказку читает учитель (можно с помощниками)
-Обратите внимание на непонятные слова.
После чтения - работа со словами. Соедини слово с его значением. Дать время на обсуждение в парах. Запись на слайде.
Очаг искривятся, станут неровными
Мялка устройство для разведения и поддержания огня
Покоробятся приспособление, чтобы мять кожу.
- Анализ произведения.
-Что обозначает слово Айога?
-Докажите, что это сказка. Какая сказка?
-Кто готов открыть тайну трёх слогов? Почему появился слог га?
-Назовите героев сказки.
-Дайте им характеристику.
-Вы можете определить главную мысль сказки?
-Что следует по плану дальше?
- Но сначала маленькая пауза.
7. Физкультминутка (музыкальная)
8. Чтение и работа над тестом.
3. Чтение сказки детьми по частям с целевой установкой для класса.
1ч. -Почему Айога стала ленивой?
2ч. –Найдите ответы Айоги. Как они характеризуют девочку?
3ч. –Найдите предложение, которое характеризует отношение матери к поступку Айоги. Почему так сказала?
-Какой момент наступает в сказке? (кульминация)
4ч. –Найдите предложение, которое характеризует соседскую девочку. О чём оно говорит?
5ч. –Почему произошло превращение?(так наказали девочку за её неправильное поведение, она стала гордиться и произошло несчастье)
- Какого испытания не выдержала Айога? (быть красивой)
-Вернёмся к вопросу - можно ли гордиться красотой? Для начала определим – что значит гордиться? Каким источником воспользуемся? (в толковом словаре 2 ученика находят слово и его значение)
В. И. Даль, толковый словарь.
Гордиться- быть гордым, кичиться, зазнаваться, чваниться, спесивиться, хвалиться чем-либо, тщеславиться, ставить себе что- либо в заслугу, в преимущество, быть самодовольным.
-Справедливо ли поступили с Айогой?
- Хочется закончить сказку известными словами: сказка-ложь…
- Какой урок вы извлекли?
(надо быть добрым, отзывчивым, любить и помогать маме, быть красивым в душе, а не снаружи.)
- Чтобы легче было выполнять дом.задание, я предлагаю вам поработать в группе. (работа с деформированным планом пересказа, на листочках)
Просьба матери.
Превращение в гусыню.
Наука матери.
Красавица рода Самаров.
Проверка.
9. Рефлексия.
Ну что, дорогие исследователи, интересная тема для разговора у нас была?
Подведите итог.
Мне было интересно…
Мне захотелось…
Урок заставил меня задуматься…
Хорошо работали..
Я бы поставил…
- Всем большое спасибо за работу на уроке, особо благодарю…
10. Домашнее задание.
1.Стр.48-50 читать по ролям.
По выбору:
-написать письмо Айоге.
-пересказ по плану.
-придумать продолжение сказки.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственные уроки притчи. Урок ОРКСЭ в 4 классе
Презентация используется к уроку по теме "Добро и зло"...
Нравственный урок"Твори добро"
Конспект и презентация урока по теме "Твори добро" предназначена для обучающихся начальных классов. Дети познакомятся с общечеловеческими ценностями, научатся различать добро и зло. ...
Модель проекта по теме "Нравственные уроки "
данный материал рекомендуется к использованию на уроках светской этики...
"Нравственные уроки притчи".
Цель урока: донести нравственные идеи притч через художественный текст и репродукции картин....
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Нравственные уроки сказок. Нанайская сказка "Айога"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, 2 класс, система Л.В,Занкова...
«Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни»
Формирование у родителей активного и ответственного отношения к нравственному воспитанию детей, развитие педагогической культуры, поддержание атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога....
Урок по литературному чтению " Нравственные уроки в сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане"
Чудесная сказка А.С.Пушкина о добре и зле, любви и корысти, наказании и прощении....