Нравственный урок нанайской сказки "Айога"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Нравственный урок нанайской сказки  «Айога»

во 2 классе, составитель Матанцева С.В, учитель начальных классов .

Цель: развитие умения понимать художественную идею произведения и  раскрывать основную мысль текста.

В ходе урока у учащихся формируются следующие   УУД:

Предметные: умение определять отличительные особенности сказки, различать виды сказок, читать текст выразительно; находить ответы на поставленные вопросы в тексте и выполнять анализ произведения, выделять главную мысль сказки, формулировать несложные выводы.

Метапредметные:  регулятивные: осмыслять учебную задачу урока; сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока; оценивать результат своей работы.

познавательные: умение пользоваться толковым словарём, выделять основные части текста.

коммуникативные: умение сотрудничать  в паре, группе, с  учителем; умение вести диалог, строить высказывания, делать выводы и обобщение, отстаивать свою точку зрения и принимать мнение другого;

Личностные: формирование начальных  представлений о нравственных понятиях, отражённых в сказке.

Оборудование: демонстрационные ( со словами) и раздаточные (для работы в парах и группах) карточки,  толковый словарь, компьютерная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennyy_urok_nanayskoy_skazki.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственный урок нанайской сказки  «Айога»

во 2 классе, составитель Матанцева С.В, учитель начальных классов .

Цель: развитие умения понимать художественную идею произведения и  раскрывать основную мысль текста.

В ходе урока у учащихся формируются следующие   УУД:

Предметные: умение определять отличительные особенности сказки, различать виды сказок, читать текст выразительно; находить ответы на поставленные вопросы в тексте и выполнять анализ произведения, выделять главную мысль сказки, формулировать несложные выводы.

Метапредметные:  регулятивные: осмыслять учебную задачу урока; сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока; оценивать результат своей работы.

познавательные: умение пользоваться толковым словарём, выделять основные части текста.

коммуникативные: умение сотрудничать  в паре, группе, с  учителем; умение вести диалог, строить высказывания, делать выводы и обобщение, отстаивать свою точку зрения и принимать мнение другого;

Личностные: формирование начальных  представлений о нравственных понятиях, отражённых в сказке.

Оборудование: демонстрационные ( со словами) и раздаточные (для работы в парах и группах) карточки,  толковый словарь, компьютерная презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  • Приветствие учителя с детьми, детей с учителями.
  • Релаксация.

Вот и прозвенел звонок.

Пора настроиться  всем на урок.

Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам!

-И так мои дорогие исследователи, мы начинаем урок литературного чтения. С чего начнём?

( с проверки домашнего задания: на предыдущем уроке читали произведение С. Г. Козлова «Красота», учебник В. Ю. Свиридовой )

2.Проверка домашнего задания.

-Так можно ли из трёх голых веточек сделать красоту?

(Детям предлагается продемонстрировать работы, выполненные дома и защитить)

- Кто выбрал второе задание? Прочитайте четверостишие.

(давалась начальная строчка четверостишия )

Вот какая красота…

-Молодцы! Всё замечательно, красиво.

3. Мотивация.

-А можно ли гордиться красотой? …

- Я думаю, что ответ вы дадите в конце урока.

-Составьте предложение из слов.

(на доске: один, тогда, за всех, все, будет, и в деле, за одного, успех)

Все за одного, один за всех, тогда и в деле будет успех.

-Может ли это стать девизом урока?

-Сегодня мы будем исследовать…, а впрочем сами сейчас определите. Быстро ответьте на вопросы, а мой  помощник (ученик из класса) поможет разместить слова- ответы на доске.

4. Актуализация знаний.

-Герой рассказа  В. Драгунского?  (Денис)

-Приём   противопоставления? (контраст)

- К какому жанру относится произведение «Что любит Мишка» (рассказ)

-Момент, с которого начинается событие, даёт толчок к действию?(завязка)

-Момент наивысшего напряжения в развитии действия, самый яркий, острый? (кульминация)

-Приём сопоставления одного предмета с другим с целью создания художественного описания? (сравнение)

-Составьте слово из выделенных букв.  (сказка)

-Что вы знаете о жанре?(народная, авторская, о животных, волшебная, бытовая)

-Что мы ещё не знаем? (название сказки)

-Тогда продолжим.

-Имя Пушкина? лександр)

-Изображение природы, местности? (пейзаж)

-Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека? (олицетворение)

- Мишка из рассказа В. Драгунского? ерой)

-Сочетание нескольких стихотворных строк, которые составляют целое по смыслу, строению, ритму и рифме?  (строфа)

-Что  получилось? (Айога)

-Кто или что это такое?

- Значит, мы пускаемся в исследование? Раз не знаем, надо узнать. С чего начнём? (С плана )

5. Целеполагание

- Составьте план работы. ( после детских предложений -слайд)

В итоге получается:

1.Прочитать сказку.

2.Проанализировать.

3. Научиться  читать.

4.Высказать своё отношение.

-Откройте учебник на странице 48.Прочитайте. Кто автор?

Учитель читает наизусть:

На берегах сибирских вод,

В краю, занесённом снегами,

Нанайский народ живёт.

- Мы знакомились с русскими народными сказками. Сегодня будем знакомиться с нанайской.

- Кто такие нанайцы? (Жители Дальнего Востока: Хабаровского, Приморского края, острова Сахалин. Их около 12 000 чел. Широкие смуглые лица, глаза узкие, чаще всего с косым разрезом, волосы чёрные, прямые и жёсткие. У мужчин  на голове 1 коса, у женщин-2.Они рыбачат, охотятся на белок. Соболей. Ездят на собачьих упряжках, сочиняют сказки. У них своя культура, традиции, быт. Во время охоты нанайский охотник кричит: Ай-о! Ай-о! Ай-о! Сравните название сказки и крик охотника.

-Давайте откроем тайну трёх слогов в названии сказки.

6.  Открытие нового знания.

  1. Сказку читает учитель  (можно с помощниками)

-Обратите внимание на непонятные слова.

После чтения - работа со словами. Соедини слово с его значением. Дать время на обсуждение в парах. Запись на слайде.

Очаг                           искривятся, станут неровными

Мялка                        устройство для разведения и поддержания огня

Покоробятся            приспособление, чтобы мять кожу.

  1. Анализ произведения.

-Что обозначает слово Айога?

-Докажите, что это сказка. Какая сказка?

-Кто готов открыть тайну трёх слогов? Почему появился слог  га?

-Назовите героев сказки.

-Дайте им характеристику.

-Вы можете определить главную мысль сказки?

-Что следует по плану дальше?

- Но сначала маленькая пауза.

7. Физкультминутка  (музыкальная)

8. Чтение  и работа над тестом.

3. Чтение сказки детьми  по частям с целевой установкой для класса.

1ч.    -Почему Айога стала ленивой?

2ч.    –Найдите ответы Айоги. Как они характеризуют девочку?

3ч.   –Найдите предложение, которое характеризует отношение матери к поступку Айоги. Почему так сказала?

        -Какой момент наступает в сказке? (кульминация)

4ч.    –Найдите предложение, которое характеризует соседскую девочку. О чём оно говорит?

5ч.    –Почему произошло превращение?(так наказали девочку за её неправильное поведение, она стала гордиться и произошло несчастье)

        - Какого   испытания не выдержала Айога?  (быть красивой)

-Вернёмся к вопросу - можно ли гордиться красотой? Для начала определим – что значит гордиться? Каким источником  воспользуемся? (в  толковом  словаре 2  ученика находят  слово и его значение)

В. И. Даль, толковый словарь.

Гордиться- быть гордым, кичиться, зазнаваться, чваниться, спесивиться, хвалиться чем-либо, тщеславиться, ставить себе что- либо в заслугу, в преимущество, быть самодовольным.

-Справедливо ли поступили с Айогой?

- Хочется закончить сказку известными словами: сказка-ложь…

- Какой урок вы извлекли?

(надо быть добрым, отзывчивым, любить и помогать маме, быть красивым в душе, а не снаружи.)

- Чтобы легче было выполнять дом.задание,  я предлагаю вам поработать в группе. (работа с деформированным планом  пересказа, на листочках)

Просьба  матери.

Превращение в гусыню.

Наука матери.

Красавица рода Самаров.

Проверка.

9. Рефлексия.

Ну что, дорогие исследователи, интересная тема для разговора у нас была?

Подведите  итог.

Мне было интересно…

Мне захотелось…

Урок заставил меня задуматься…

Хорошо работали..

Я бы поставил…

- Всем  большое спасибо за работу на уроке, особо благодарю…

10. Домашнее задание.

1.Стр.48-50 читать по ролям.

По выбору:

-написать письмо Айоге.

-пересказ по плану.

-придумать продолжение сказки.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные уроки притчи. Урок ОРКСЭ в 4 классе

Презентация используется к уроку по теме "Добро и зло"...

Нравственный урок"Твори добро"

Конспект и презентация урока по теме "Твори добро" предназначена для обучающихся начальных классов.  Дети познакомятся с общечеловеческими ценностями, научатся различать добро и зло. ...

Модель проекта по теме "Нравственные уроки "

данный материал рекомендуется к использованию на уроках светской этики...

"Нравственные уроки притчи".

Цель урока: донести нравственные идеи притч через художественный текст и репродукции картин....

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Нравственные уроки сказок. Нанайская сказка "Айога"

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, 2 класс, система Л.В,Занкова...

«Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни»

Формирование у родителей активного и ответственного отношения к нравственному воспитанию детей, развитие педагогической культуры, поддержание атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога....

Урок по литературному чтению " Нравственные уроки в сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане"

Чудесная сказка А.С.Пушкина о добре и зле, любви и корысти, наказании и прощении....