Астафьев В.П. "Капалуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению.
Школа: № 115 Учитель: Ладнер А.С.
Класс: 3г Студент: Аубакирова О., 32гр.
Тема: В.Астафьев «Капалуха.»
Цель: познакомится с жизнью и творчеством В.П. Астафьева и его произведением.
Планируемые результаты:
Предметные:
-научиться прогнозировать содержание произведения, читать и воспринимать его на слух;
-уметь определять жанр произведения
- научиться видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое.
-подбирать в произведении слова определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;
-придумывать свои рассказы о животных.
-пересказывать произведение на основе плана;
Личностные:
- высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
-развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;
-прививать любовь к природе и интерес к чтению;
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока, Р.т.
Ход урока.
№ | Этапы, методы и приёмы | вр | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Организационный момент | 1 | Проверьте свою готовность к уроку. | Готовность к уроку. | |
2 | Мотивационный этап. Речевая разминка. | 4мин. | Словарная работа.Прочитайте по слогам, затем плавно: к аль-пийс-ким по-ко-роб-лен-ны-е ред-ко-ла-пых е-лей по-ше-ве-ли-ва-ли блед-но-лист-ным до-цве-та-ю-щим чер-нич-ни-ком рас-пу-щен-ны-ми за-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти за-рож-да-ю-щий-ся по-до-шед-ший | Читают, разминают язычок. | Учебно-познавательный интерес, желание решить учебную задачу Планировать свои высказывания |
3 | Проверка д.з. | 1 | Вопросы по тексту «Про обезьянку». | ||
4 | Постановка учебной задачи. Введение в тему. Метод: Практический. Прием: Чтение вслух. Формулирование учебной задачи. | 10 мин | Сейчас мы прочитаем рассказ «Капалуха». 1.Давайте откроем стр.98 учебника и рассмотрим иллюстрацию. Можете ли вы предположить, о чем пойдет речь в рассказе? Словарная работа. — В тексте встречаются слова, которые некоторые могут не знать: Слайд 11-21 Пастьба – луг, где пасут скот. Просека – дорожка, внутри густого леса, которую прорубают. Озираться – оглядываться. Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю. Космы (прост.) - взлохмаченные пряди волос. Покоробленные леса – искривлённые. Редкопалые ели – редкие ветви. — Наверное, еще одно слово вам встречается впервые – капалуха. Слайд 22.Капалуха — глухарка, птица семейства тетеревиных. | Знакомятся с новыми словами. | Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы. Учить бережному отношению ко всему живому на земле, |
6 | Продолжение работы по теме урока Этап: Решение учебной задачи. Метод Словесный. Практический Наглядный. | 3 | Виктор Петрович Астафьев) Слайд 25. Ь у Л ха р Г Слайд 26. (Глухарь.) Рассказ о глухаре — Ребята, а что вы знаете о глухаре? — Давайте послушаем рассказ о глухарях. Слайд 27. Глухарь - одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Слайд 28. Выводят птенцов глухари в конце мая - начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности. Слайд 29. Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев. Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем. ЧТЕНИЕ РАССКАЗА ДЕТЬМИ.(КАПАЛУХА) Анализ содержания рассказа 1. Содержание рассказа — Какую местность помог увидеть нам писатель. (Альпийские уральские луга – это высокогорные пастбища выше 2000 метров над уровнем моря.) Слайд 30. — Какова природа этих мест? (Суровая, растительность бедная) — Какую птицу охотники называют капалухой? (глухарку). Подумайте, откуда могло произойти такое название. (От звука хлопающих крыльев?). На самом деле от слова Коппала - глухой. Оно пришло из карельского языка - Глухой как коппала - так говорят карелы. Ну и по аналогии глухари на току. — Как вы представляете гнездо глухарки? (Оно на земле, но почти не заметно) Слайд 31. — Как описывает его автор? (стр. 99, последний абзац) — С чем он его сравнивает? (с космами) — Как обнаружили гнездо капалухи ребята? (Стадо вспугнуло глухарку и она начала бегать кругами) — Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? (У всех было возбуждение: и у телят, и у ребят и у рассказчика). — Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце мое забилось от испуга»? (Да, мы представляем как все возбуждены.Все понимают, что такая встреча – редкость) — О самоотверженности глухарок-матерей написал один писатель: «Нужно отдать должное героической самоотверженности мамаш –глухарок. Почти месяц прикрывают они кладку от невзгод. Бывало, что после лесных пожаров находили обуглившиеся тельца пернатых матерей, не дрогнувших перед пламенем. И при встрече с хищником глухарка защищает своих детей. Нелёгок и обычный день: надо раз двадцать перевернуть каждое яйцо, чтобы оно лучше прогревалось» — Прочитайте с другом беседу рассказчика с мальчиком (Мальчик: Возьмем – стр.99 внизу; Да так – стр.100 вверху. Рассказчик: Зачем? А что будет с капалухой?). Кто из них думает о птицах и окружающей нас природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? (Дети редко задумываются о последствиях своих действий, вот поэтому нам нужно учиться любить живое) — Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. (1-ый абзац после прямой речи). — Какие выражения употребляет автор? (Металась в стороны.Крылья разброшены, мела ими. Закостенели от неподвижности Пыжилась и не могла взлететь) — Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.) — Какие слова еще использует писатель внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.) — Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их. (И тут мы увидели, что живот у нее голый… - до многоточия, стр. 100). — Какие черты характера проявила капалуха в этом эпизоде? — Для того чтобы лес открыл нам свои тайны, надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать. — Прочитайте последних 2 абзаца и подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей? (Основная цель капалухи – забота о потомстве, люди ее больше не интересовали, но она была настороже). — Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? (Спасибо учителю, который обратил внимание детей на то, как капалуха заботится о своих детях). — Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет? (Познание природы и любовь к ней идут рядом. Ребята увидели как птица заботится о своих птенцах и, думаю, будут относиться к природе бережнее). | Высказывают свои предположения. Смотрят значение слов. Объясняют. Работают со слайдом. Отвечают на вопросы учителя. Читают и слушают рассказ. Отвечают на вопросы. . | Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи Овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий. Совершенствование уровня читательской компетенции. Овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий. |
7 | Итог. | 5 мин | Понравился ли вам рассказ? — Какие чувства пробудила у вас эта история? — Были ли моменты, когда вам было страшно за капалуху? — Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? — Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? (Каждый должен любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших .) | Отвечают на вопросы | Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, моделирование, умозаключени |
8 | Домашнее задание. Пересказ. | ||||
9 | Рефлексия. | 2 | — Что вы узнали на сегодняшнем уроке? За что вы похвалили бы себя? Что вам захотелось сделать после этого урока? Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите оценки. | Выполняют задание | умение излагать своё мнение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения с использованием технологии РКМЧП с презентацией в 3 классе "В.П. Астафьев "Капалуха"
Конспект урока с презентацией. Презентация создана в Microsoft Office PowerPoint 2007....
Урок литературного чтения в 3 классе. В.П. Астафьев. Капалуха.
3 класс. Литературное чтение .В.П.Астафьев. «Капалуха».Автор: Дремина Татьяна ВладиленовнаУчитель начальных классов ГОУ Гимназии №63Технология: продуктивное чтение с использова...
Урок по теме: "В. Астафьев "Капалуха"
Открытый урок был дан в рамках аттестации на высшую категорию....
Урок по литературному чтению В.Астафьев "Капалуха"
Этот материал поможет учителю провести урок по литературному чтению по произведению В. Астафьева "Капалуха"...
Урок литературного чтения в 4 классе "В.П.Астафьев Капалуха"
Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выр...
Конструкт урока по литературному чтению на тему «Астафьев В. П. Капалуха».
Конструкт урока по литературному чтениюна тему «Астафьев В. П. Капалуха»....