Урок по теме: "В. Астафьев "Капалуха"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Открытый урок был дан в рамках аттестации на высшую категорию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_kopaluha.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Рыбновская средняя школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Открытый урок по литературному чтению.
4 класс 3 четверть.
Тема: «В. Астафьев «Копалуха».
Учитель Сташкевич О.М.
2008-2009 уч.год.
Цели:
1. Познакомить учащихся с новым произведением В. Астафьева.
2. Формирование умений распознавать идею произведения, составлять план, пересказывать произведение, давать характеристику персонажей, выявлять их мотивацию.
Задачи:
- Развивать интерес к чтению, совершенствовать технику чтения.
- Развивать мышление, память, внимание, воображение.
3. Воспитывать доброту, сострадание, любовь к животным.
Оборудование:
- Карточки для корректурной пробы.
- Запись «Звуки леса».
- Иллюстрация с изображением глухарей.
4. Запрещающие знаки.
1.Организационный момент.
Учитель предлагает учащимся настроиться на работу.
- Я предлагаю вам прочитать то четверостишие, которое вы читали на уроке «окружающий мир». Оно подходит к теме нашего урока.
Давайте будем дружить друг с другом
Как птица – с небом, как поле с плугом,
Как ветер – с морем, трава – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте будем беречь планету
Во всей Вселенной похожей нету,
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?
2. Работа с корректурной пробой.
Направлена на развитие и концентрацию внимания. Ученикам раздаются индивидуальные карточки. В течение двух минут выполняется работа, затем дети обмениваются работами и проверяют цветным карандашом.
-Все буквы «А» обведите в кружок, буквы «Ж» - в квадрат, буквы «С» зачеркните.
А П Л О Н З Ъ Э Ж Б С Н Г Р О
Р М И Э Н Т С А О П Р О А Т С
Э П О С К У С Ж Г К Ц Ж П И Ж
А Р Н Д Ж Ю С А Т П Е У М Я Ч
3.Постановка цели урока. Актуализация знаний.
-Прочитайте только буквы, и вы узнаете фамилию писателя, произведение которого мы будем сегодня читать.
А2С6Т8А1Ф4Ь3Е9В3
(Астафьев)
- Сегодня мы познакомимся с новым рассказом Виктора Астафьева. Называется он «Копалуха».
-Какие произведения этого автора вы помните? Назовите их.
(Учащиеся называют произведения: «Стрижонок Скрип»)
- Так о чём же писал этот человек?
( О природе, о людях, об отношении человека к природе.)
4.Изучение нового материала.
1. Подготовка к восприятию.
- Можете ли вы по заглавию рассказа догадаться, о чём или о ком пойдёт речь в этом произведении?
Действительно, трудно догадаться. Слово для нас новое и незнакомое. Однако в книге есть иллюстрации к этому рассказу. Может быть, они помогут нам предположить, о чём или о ком мы будем сегодня читать? Откройте книгу на странице 18. Что вы видите? (Ответы детей).
- Прежде чем мы познакомимся с рассказом «Копалуха», я хочу прочитать вам вступление к этой книге, которое написал сам автор. Послушайте его. (Учащиеся слушают вступление).
2.Первичное чтение рассказа учителем.
Учитель читает, дети следят по книге.
3.Беседа после чтения.
- Понравился ли вам рассказ? От какого лица идёт повествование в рассказе? (От лица автора.)
- Какова тема рассказа? (Встреча с птицей в лесу.)
- Какова основная мысль рассказа? Что хотел сказать Астафьев? (Даже обыкновенная птица готова самоотверженно защищать своё гнездо, своих будущих птенцов. И люди должны с уважением относится к чувствам копалухи, быть осторожными, не навредить.)
5. Физкультминутка.
Только в лес мы вошли, появились комары.
(Руки вверх, хлопок над головой)
Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем.
(Руки за голову кладём и вразвалочку идём).
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса,
Мы лисичку обхитрим, на носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле, очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, непоседы-шалунишки.
Но закончилась игра, и учится нам пора.
6. Закрепление нового материала.
1. Вторичное чтение.
Учащиеся читают рассказ по цепочке.
2. Обсуждение прочитанного. Ответы на вопросы.
- Кого встретили ребята и автор в лесу? (Глухарку.)
- Где находилось гнездо? (Около черничного бугорка.) Найдите в тексте описание черничного бугорка.
- Чем была занята птица? (Сидела на гнезде, высиживала яйца.) Найдите в тексте описание гнезда.
- Как глухарка встретила незваных гостей? (Птица в испуге металась около гнезда.) Найдите в тексте описание того, как глухарка пыталась защитить своё гнездо.
- Взяли ребята яйца из гнезда? Почему они решили не трогать яйца? (Ответы учащихся.)
- Как изменилось поведение птицы после того , как все ушли? Прочитайте.
- Как вы думаете, почему же охотники называют глухарку «копалухой»?
(Ответы учащихся).
3. Составление плана.
- На сколько частей можно разбить рассказ? (На три части).
- Озаглавьте каждую часть.
Примерный план рассказа:
1. Встреча у брусничного бугорка.
2. Копалуха защищает своих будущих детей.
3. Ребята не тронули гнездо.
- Пересказ текста по плану.
Учащиеся пересказывают текст, опираясь на составленный план.
- Самостоятельное чтение рассказа учащимися.
7. Итог урока.
- С каким рассказом мы с вами познакомились сегодня на уроке?
- Кто его автор?
- О каких экологических правилах поведения в лесу вы вспомнили, прочитав этот рассказ?
8. Рефлексия.
- Ребята, с каким настроением вы уходите с урока?
(Учащиеся выбирают кружочек определённой цветовой гаммы, соответствующий их настроению и кладут в «конвертик настроения»).
9. Домашнее задание.
- Выразительно прочитайте рассказ «Копалуха», подготовьте подробный пересказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме « Образование чисел второго десятка. Запись и чтение чисел второго десятка» (второй урок по теме). (1 класс, программа « Школа России»)
Тип урока: урок формирования понятия (способа). Цель: создать условия для организации наблюдения за образованием, записью и чтением чисел второго десятка. Задачи: Предметные: - содействовать форми...
конспект урока по теме "Тема: Закрепление изученного материала по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».
Структура урока:- Организационный момент – 1 минута- Оформление тетрадей – 2 минуты- Диагностика знаний и умений – 8 минут- Работа по теме урока – 20 минут- Физкультминутка – 4 минуты- Закреплен...
Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. 3 класс. Программа «Гармония». Второй урок по теме.
Цели урока.Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.Учить учащихся наблюдать за природой.Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выд...
Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.
Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. С.А.Есенин «Берёза». (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. С.А.Есенин «Берёза». (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».) (Пров...