Урок по теме: "В. Астафьев "Капалуха"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Сташкевич Ольга Михайловна

Открытый урок был дан в рамках аттестации на высшую категорию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_kopaluha.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Рыбновская средняя школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Открытый урок по литературному чтению.

4 класс 3 четверть.

Тема: «В. Астафьев «Копалуха».

Учитель Сташкевич О.М.

2008-2009 уч.год.

Цели:

 1. Познакомить учащихся с новым произведением В. Астафьева.

2. Формирование умений распознавать идею произведения, составлять план, пересказывать произведение, давать характеристику персонажей, выявлять их мотивацию.

Задачи:

  1. Развивать интерес к чтению, совершенствовать технику чтения.
  2. Развивать мышление, память, внимание, воображение.

  3. Воспитывать доброту, сострадание, любовь к животным.

 

Оборудование:

  1. Карточки для корректурной пробы.
  2. Запись «Звуки леса».
  3. Иллюстрация с изображением глухарей.

     4. Запрещающие знаки.

1.Организационный момент.

Учитель предлагает учащимся настроиться на работу.

- Я предлагаю вам прочитать то четверостишие, которое вы читали на уроке «окружающий мир». Оно подходит к теме нашего урока.

Давайте будем дружить друг с другом

Как птица – с небом, как поле с плугом,

Как ветер – с морем, трава – с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

Давайте будем беречь планету

Во всей Вселенной похожей нету,

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

2. Работа с корректурной пробой.

Направлена на развитие и концентрацию внимания. Ученикам раздаются индивидуальные карточки. В течение двух минут выполняется работа, затем дети обмениваются работами и проверяют цветным карандашом.

-Все буквы «А» обведите в кружок, буквы «Ж» -  в квадрат, буквы «С» зачеркните.

А П Л О Н З Ъ Э Ж Б С Н Г Р О

Р М И Э Н Т С А О П Р О А Т С

Э П О С К У С Ж Г К Ц Ж П И Ж

А Р Н Д Ж Ю С А Т П Е У М Я Ч

3.Постановка цели урока. Актуализация знаний.

-Прочитайте только буквы, и вы узнаете фамилию писателя, произведение которого мы будем сегодня читать.

А2С6Т8А1Ф4Ь3Е9В3

(Астафьев)

  1. Сегодня мы познакомимся с новым рассказом Виктора Астафьева. Называется он «Копалуха».

-Какие произведения этого автора вы помните? Назовите их.

(Учащиеся называют произведения: «Стрижонок Скрип»)                                      

- Так о чём же писал этот человек?

( О природе, о людях, об отношении человека к природе.)

4.Изучение нового материала.

1. Подготовка к восприятию.

- Можете ли вы по заглавию рассказа  догадаться, о чём или о ком  пойдёт речь в этом произведении?

Действительно, трудно догадаться. Слово для нас новое и незнакомое. Однако в книге есть иллюстрации к этому рассказу. Может быть, они помогут нам предположить, о чём или о ком  мы будем сегодня читать? Откройте книгу на странице 18. Что вы видите? (Ответы детей).

- Прежде чем мы познакомимся с рассказом «Копалуха», я хочу прочитать вам вступление к этой книге, которое написал сам автор. Послушайте его. (Учащиеся слушают вступление).

2.Первичное чтение рассказа учителем.

Учитель читает, дети следят по книге.

3.Беседа после чтения.

- Понравился ли вам рассказ? От какого лица идёт повествование в рассказе? (От лица автора.)

- Какова тема рассказа? (Встреча с птицей в лесу.)

- Какова основная мысль рассказа? Что хотел сказать Астафьев? (Даже обыкновенная птица готова самоотверженно защищать своё гнездо, своих будущих птенцов. И люди должны с уважением относится к чувствам копалухи, быть осторожными, не навредить.)

5. Физкультминутка.

Только в лес мы вошли, появились комары.

(Руки вверх, хлопок над головой)

Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем.

(Руки за голову кладём и вразвалочку идём).

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса,

Мы лисичку обхитрим, на носочках пробежим.

Зайчик скачет быстро в поле, очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке, непоседы-шалунишки.

Но закончилась игра, и учится нам пора.

6. Закрепление нового материала.

1. Вторичное чтение.

Учащиеся читают рассказ по цепочке.

2. Обсуждение прочитанного. Ответы на вопросы.

- Кого встретили ребята и автор в лесу? (Глухарку.)

- Где находилось гнездо? (Около черничного бугорка.) Найдите в тексте описание черничного бугорка.

- Чем была занята птица? (Сидела на гнезде, высиживала яйца.) Найдите в тексте описание гнезда.

- Как глухарка встретила незваных гостей? (Птица в испуге металась около гнезда.) Найдите в тексте описание того, как глухарка пыталась защитить своё гнездо.

- Взяли ребята яйца из гнезда? Почему они решили не трогать яйца? (Ответы учащихся.)

- Как изменилось поведение птицы после того , как все ушли? Прочитайте.

- Как вы думаете, почему же охотники называют глухарку «копалухой»?

(Ответы учащихся).

3. Составление плана.

- На сколько частей можно разбить рассказ? (На три части).

- Озаглавьте каждую часть.

Примерный план рассказа:

1. Встреча у брусничного бугорка.

2. Копалуха защищает своих будущих детей.

    3. Ребята не тронули гнездо.

  1. Пересказ текста по плану.

Учащиеся пересказывают текст, опираясь на составленный план.

  1. Самостоятельное чтение рассказа учащимися.

7. Итог урока.

- С каким рассказом мы с вами познакомились сегодня на уроке?

- Кто его автор?

- О каких экологических правилах поведения в лесу вы вспомнили, прочитав этот рассказ?

8. Рефлексия.

- Ребята, с каким настроением вы уходите с урока?

(Учащиеся выбирают кружочек определённой цветовой гаммы, соответствующий их настроению и кладут в «конвертик настроения»).

9. Домашнее задание.

- Выразительно прочитайте рассказ «Копалуха», подготовьте подробный пересказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме « Образование чисел второго десятка. Запись и чтение чисел второго десятка» (второй урок по теме). (1 класс, программа « Школа России»)

Тип урока: урок формирования понятия (способа). Цель: создать условия для организации наблюдения за образованием, записью и чтением чисел второго десятка. Задачи: Предметные: - содействовать форми...

конспект урока по теме "Тема: Закрепление изученного материала по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».

Структура урока:- Организационный момент – 1 минута- Оформление тетрадей – 2 минуты- Диагностика знаний и умений – 8 минут- Работа по теме урока – 20 минут- Физкультминутка – 4 минуты- Закреплен...

Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. 3 класс. Программа «Гармония». Второй урок по теме.

Цели урока.Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.Учить учащихся наблюдать за природой.Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выд...

Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.

Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                           ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. С.А.Есенин «Берёза». (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                 КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. С.А.Есенин «Берёза».         (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)           (Пров...