Урок литературного чтения в 4 классе А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Разработка урока литературного чтения в 4 классе «Б» (УМК «Планета знаний)
Раздел: Прошла по земле война.
Тема: А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»
Данный урок 5 в разделе «По земле прошла война».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a._tvardovskiy_rasskaz_tankista.doc | 50.5 КБ |
proshla_po_zemle_voyna._tvardovskiy_rasskaz_tankista.ppt | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературного чтения в 4 классе «Б» (УМК «Планета знаний)
Учитель: Гапарова Т.И.
Раздел: Прошла по земле война.
Тема: А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»
Цели и задачи урока:
- познакомить с произведением А. Твардовского «Рассказ танкиста», учить анализировать и систематизировать изучаемый материал; создание условий для развития чувства патриотизма, эмоциональной отзывчивости на произведение А. Твардовского “Рассказ танкиста”.
- совершенствование скорости и выразительности чтения, расширение литературоведческого словаря.
- воспитание нравственности, чувства патриотизма, расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне
Оборудование: презентация, портрет писателя, выставка книг А. Твардовского, грамзапись стихотворения, иллюстрации.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Как называется раздел, над которым мы работаем?
- Когда началась ВОвойна? Сколько лет длилась эта война?
- Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Какой город первым принял на себя удар врага? - Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
- Сегодня мы продолжим говорить об историческом прошлом нашей Родины, о тех страницах Великой Отечественной Войны, которые не вправе забывать. Это победа наших дедов и прадедов. Мы, наше поколение должны сберечь память о тех, кто отдал жизнь, защищая нашу Родину, заботиться о живущих рядом с нами людях, переживших войну.
3. Проверка домашнего задания
а). - Ребята, давайте вспомним, как называется рассказ, который вы прочитали дома?
- Кто автор?
- Назовите главного героя.
б). - Давайте попробуем воссоздать портрет этого человека. В своих высказываниях вы можете обратиться к страницам текста.
План характеристики героя:
- Внешность. Перевалило за 80 лет, лысоват, седые волосы, борода, плохо слышал.
- Характер. Нелюдим, замкнут, угрюм, необщителен.
- Занятия. Сторожил, охотничал, воспитывал сироту внучонка Васю.
- Отношения с односельчанами. Сторонились, побаивались.
в). Сравнение героев М. Кузьмина и И. Сусанина по плану
1. Возраст.
2. Год, в котором совершён подвиг.
3. Поступок героя, его причины.
4. Поведение в конце пути.
- Что объединяет этих героев?
4. Знакомство с биографией и творчеством поэта с использованием презентации.
- Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением выдающегося поэта Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста»
Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на Смоленщине в семье кузнеца. Стихи начал писать с раннего детства, когда еще не знал букв. С отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. Вот почему, когда читаешь его стихи и поэмы о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боев, подвиги людей. Об этом можно прочитать в книгах автора (книги Твардовского – выставка). Во время знакомства с биографией идёт презентация (Твардовский в разные периоды своей жизни)
5. Знакомство со стихотворением А. Твардовского «Рассказ танкиста»
а). На фронте воевали все: и мужчины, и женщины, и старики с автоматами в руках били фашистов, совершали диверсии в тылу врага, бомбили вражеские войска с неба. И конечно им помогали дети. Маленькие герои большой войны.
Почти каждый мальчишка мечтал попасть на фронт, чтобы оказать свою помощь.
Тысячи детей и подростков совершили в те годы подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена маленьких разведчиков и подпольщиков, которые бесстрашно боролись с врагами Родины и совершили героические поступки в борьбе с фашистами, проявили лучшие черты характера: мужество, героизм, отвагу, находчивость.
б). Первичное восприятие стихотворения Твардовского «Рассказ танкиста»
- Сейчас вы послушаете стихотворение, а потом расскажите о своих чувствах и впечатлениях.
Грамзапись. Прослушивание. Пауза.
-Что тронуло вас в этом произведении?
6. Работа над произведением
а). Беседа по стихотворению.
- Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?
- О каком событии рассказывается в стихотворении?
(Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить.)
- Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»?
(Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только рубаху пузырем.)
- Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?
(Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни.)
- Найдите и прокомментируйте описание боя.
(Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит – не выглянуть из башен,
И черт его поймет, откуда бьет.)
(Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление.)
- После уничтожения пушки командир пожимает руку мальчику, как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к ребенку.
(Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью.)
- Стихотворение называется «Рассказ танкиста». От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь танкиста?
(Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя. Мы слышим живую речь, так как рассказчик употребляет слова разговорного стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец и др.).
- О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?
(Танкист чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг – защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно.)
- Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему?
(Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.)
б). Работа с лексикой стихотворения (слова и фразы из стихотворения записаны на доске)
- Всё нынче, как спросонку - спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.
- Бедовый, из тех, что главарями у детей - озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.
- А он гвоздит - не выглянуть из башен - он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
- ... за каким домишкой он примостился - где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.
- Заходим в тыл и полный газ даём
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём
( танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.)
в). Работа над выразительным чтением
1 - чтение по частям
2 - чтение стихотворения целиком
3 - анализ ответов учащихся
7. Рефлексия.
- Кому рассказал танкист эту историю о мальчике? (поэту)
- И поэт Твардовский пронес её через годы и поведал нам. Для чего?
(Для того чтобы мы помнили безымянных героев Великой Отечественной войны.)
- Вот как об этом сказал Роберт Рождественский.
Люди! Покуда сердца стучатся помните,
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста помните!
- Издавна защита Родины была святым долгом каждого гражданина. И мы все должны об этом помнить.
8. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста», по желанию наизусть.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Борис Николаевич Полевой (Кампов) 1908 - 1981 г.
Матвей Кузьмин 1858 - 1942 г.
План характеристики героя 1. Возраст. 2. Внешность. 3. Характер. 3. Занятия. 4. Отношения с односельчанами.
Иван Сусанин Матвей Кузьмин
План 1. Возраст. 2. Год, в котором совершён подвиг. 3. Поступок героя, его причины. 4. Поведение в конце пути. - Что объединяет этих героев?
Вспомним прощальные слова, которые говорит Иван Сусанин перед смертью. Вспомним прощальные слова, которые говорит Матвей Кузьмин перед смертью.
Как называют таких людей?
Александр Трифонович Твардовский 1910 - 1971 г.
Александр Твардовский родился в 1910 году в деревне Загорье Смоленской губернии в семье крестьянина – кузнеца. С 14 лет стал печатать стихи и заметки в газетах.
Затем Твардовский переехал в Смоленск, где учился в педагогическом институте. Позднее он жил и учился в Москве.
Во время Великой Отечественной войны А. Т. Твардовский работал во фронтовой газете. Он часто бывал на самых сложных участках фронта, на передовой, там, где шли тяжёлые бои.
Память о войне, о погибших людях не оставляла поэта и в послевоенные годы.
Как вы понимаете строки, словосочетания: Все нынче, как спросонку Бедовый, из тех, кто главарями у детей А он гвоздит – не выглянуть из башен …за каким домишкой он примостился Заходим в тыл и полный газ даём И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Люди! Покуда сердца стучатся, - помните! Какою ценой завоевано счастье, - Пожалуйста, помните! Роберт Рождественский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».
Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения. Тема урока: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. ...
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...
Конспект урока литературного чтения 2 класс Л. Н. Толстой. Рассказ «Котёнок».
Конспект урока чтения для 2 класса по рассказу Л. Н. Толстого "Котенок"....
Конспект урока литературного чтения 3 класс "Сила родительской любви в рассказе И. С. Тургенева "Воробей"
"Любовь - могучая сила, она побеждает смерть, она сильнее смерти"...
Урок литературного чтения 2 класс. Тема : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"
Тема: Евгений Иванович Чарушин «Страшный рассказ». Цель урока: ознакомить с творчеством и произведением Е.И. Чарушина «Страшный рассказ» Задачи урока: Продолжить работу над совершенствованием н...
Урок литературного чтения 4 класса на тему "Рассказ Н.С. Тихонова «Поединок»"
Тема: Рассказ Н.С. Тихонова «Поединок» "Цель: Прочитать и осмыслить рассказ Н.С. Тихонова «Поединок» Знать: про ВОВПонимать: главную мысль текстаПрименять: уметь...
урок литературного чтения 2 класс Чарушин Евгений "Страшный рассказ"
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Евгений Чарушин «Страшный рассказ»...