Разработка урока литературного чтения в 3 классе с внедрением 7 модулей обучения по уровневой программе Кембриджского Университета на тему: В. Чаплина "Хитрые вороны"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Данный урок литературного чтения разработан с учётом внедрения 7 модулей обучения по уровневой программе Кембриджского Университета . Тема урока: В. Чаплина "Хитрые вороны". Главной цель данного урока: учить детей учиться самостоятельно, добывать информацию из различных источников, развитие диалогового обучения, а так же критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatura_kembridzh.docx | 90.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 3 класс Тема: Вера Чаплина « Хитрые вороны.»
Задачи:
образовательные:
развивать наблюдательность, познавательную активность, образное мышление;
совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами описания и рассуждения;
обогатить словарь детей;
развивать устную и письменную речь;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли;
обобщать и делать выводы;
прививать навыки грамотного письма, развивать орфографическую зоркость.
развивающие: развивать творческое воображение;
способствовать повышению мотивации к обучению, уровня самооценки и самоконтроля;
прививать интерес к художественному чтению, навыки сотрудничества; интерес к учебному процессу.
воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств, воспитывать потребность в чтении книг
Ход урока.
1.Организационный момент
Приветствие гостей
Подготовка к уроку
Эпиграф:
Книга-учитель. Книга-наставник.
Книга надежный товарищ и друг.
Ум, как ручей высыхает и стариться, Если ты выпустишь книгу из рук...
2.Повторение пройденного материала. Подготовка к изучению темы
1.Задание: собрать пазлы
( у каждой группы пазлы с изображением птиц)
Название птиц ребята вывешивает на доске.
Проверка: на интерактивной доске открываются правильные ответы. Сравниваем ответы.
-Что объединяет всех этих птиц?
( зимующие)
Как вы думаете, о какой из этих птиц пойдет сегодня разговор?
Ответы детей. Почему?
Презентация о вороне
Слайд № 1 – 12
Мозговой штурм
На столе в мешочках лежат грецкие орехи.
- угадайте, что в мешочке?
2. Задание для групп: Представьте, что вы птицы. Предложите как можно больше способов как разломить орех.
Ответы детей.
3.Изучение новой темы.
Как вы думаете, какова тема нашего урока? Ответы детей.
Сегодня мы познакомимся с новым произведением писательницы Веры Чаплиной
«Хитрые вороны».
И узнаем, какой же способ выбрали вороны?
Работа с учебником: Библиографический словарь
-Будем листать весь словарь?
-Как расположены слова в словарях? (по алфавиту).
-Фамилия начинается на букву Ч.
-Где надо искать? (В конце словаря) -Есть? (нет)
- Достаточно ли читать только учебник, чтобы все знать? (нет)
- А что надо делать? Ответы детей.
2. Презентация о Вере Чаплиной.
3. Знакомство с текстом произведения
А) чтение текста учителем Дети озаглавливают отрывки.
Б) Самостоятельное знакомство с текстом.
(у каждой группы свой абзац)
Задание: подобрать заголовок к своему абзацу.
Чтение вслух текстов.
Контрольные вопросы для каждой группы: Кто еще лакомился орехами? - Все орехи брали вороны?
- Как вороны использовали углубления в деревьях? - Что делали птицы, прилетая на другой день? - Как можно озаглавить эту часть?
(IV. Вороны лакомились орехами).
V часть.
- Что делали вороны, когда наедались?
- Какую хитрость придумали вороны, чтобы никто не догадался где орехи?
- Что решают сделать дети?
- Как назовем эту часть?
(V. Запасы на зиму. Умное решение. Кладовая с орехами).
VI часть.
- Что решили дети? - Кто помогал детям? - Что делал Тузик? - Как озаглавим эту часть?
(VI. Охота за вороньими запасами).
VII часть.
- Как сначала реагировали вороны?
- Радовались дети?
- Долго ли продолжался «ореховый промысел» детей?
- Как озаглавим эту часть?
(VII. Полные тюбетейки орехов. Перепуганные вороны).
Прикрепить ответы детей на доску.
Учитель открывает свои ответы, сравниваем с ответами учащихся
Посмотрите внимательно, что у нас получилось?
Что мы составили?
Где это может пригодиться?
Задание: внимательно посмотрите на свои заголовки. Вспомните содержание своего абзаца. Интересный рассказ?
Понравился? Чем?
Но чего – то не хватает. Как вы думаете чего?
Какие книги читать интереснее?
Теперь мы с вами будем иллюстраторами.
Перед вами конверты. У всех групп они одинаковые и в этом трудность: вы должны подобрать рисунок к своему отрывку. А для этого надо быть внимательным и сообразительным, чтобы ваш рисунок соответствовал только вашему отрывку.
Проверка выполненной работы.
- Рассказ заканчивается следующим отрывком. Прежде, чем вы узнаете, что было
Посмотрите внимательно, что у нас получилось?
Что мы составили?
Где это может пригодиться?
4. Закрепление
Задание: внимательно посмотрите на свои заголовки. Вспомните содержание своего абзаца. Интересный рассказ?
Понравился? Чем?
Но чего – то не хватает. Как вы думаете чего?
Какие книги читать интереснее?
Теперь мы с вами будем иллюстраторами.
Перед вами конверты. У всех групп они одинаковые и в этом трудность: вы должны подобрать рисунок к своему отрывку. А для этого надо быть внимательным и сообразительным, чтобы ваш рисунок соответствовал только вашему отрывку.
Проверка выполненной работы.
- Рассказ заканчивается следующим отрывком. Прежде, чем вы узнаете, что было дальше, я хочу предложить вам попробовать самим закончить это рассказ. А потом мы узнаем, чем закончилась эта история.
(Дети пишут небольшое эссе. Затем слушаем несколько вариантов из разных групп.)
А теперь узнаем, чем закончился этот рассказ.
- Как можно озаглавить эту часть?
(VIII Умные птицы. Догадливые вороны).
Рефлексия. «Письмо по кругу».
Домашнее задание: составить сиквейн о вороне
Литературное чтение. Дата: _______________ 3 класс
Цели:
- учить читать-думать, читать-чувствовать, читать-жить;
- развивать умение находить жанровое своеобразие рассказа, интерес к предмету, монологическую речь, творческий потенциал детей;
- воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, поддержку симпатии детей друг к другу.
Оборудование для учителя: портрет А.П.Чехова, компьютер, мультимедиа, презентация
Ход урока
Организационный момент.
Улыбнулись, друзья,
За работу пора.
Пусть ваш поиск будет успешным,
Дружным, вдумчивым, интересным.
Сообщение темы урока.
Учитель. Послушайте и скажите, о творчестве какого писателя мы начнем с вами разговор на уроке?
Писал студент рассказы,
Печатал их везде,
Подписывал при этом
Антоша Чехонте.
На доске открывается запись: А.П.Чехов, вывешивается портрет писателя.
Слайд №2. Учитель. Каков творческий путь писателя?
Рассказы детей о том, как А.П.Чехов стал писателем.
В юмористических журналах стали появляться маленькие рассказы с забавной подписью - Антоша Чехонте. За этим псевдонимом скрывался студент медик Антон Чехов. Вырученные деньги были неплохой поддержкой семье молодого писателя. А семья жила в нужде. Отец разорился и вынужден был уехать в Москву, а Антон Чехов остался в родном Таганроге учиться в гимназии. В 16 лет он давал частные уроки, зарабатывал на жизнь. Окончив гимназию, поступил на медицинский факультет Московского университета. И вот тогда начал печататься в журналах.
Слайд №3. Учитель вывешивает на доске рисунок следа животного.
Чтобы нам урок начать,
Надо след расшифровать.
Вы внимательно смотрите.
Чей же след, тогда скажите?
Слайд №4. Учитель. Семейство волчьих, псовых, собачьих, о нем сегодня пойдет речь на уроке. (Открывается запись на доске "Белолобый".) на уроке мы будем учиться читать-думать, читать-чувствовать, читать - жить. Чтобы лучше понять проблемы, которые поднимает и решает А.П.Чехов в своем произведении, обратимся к его биографическим данным. Для этого вместе с экскурсоводом ____________ отправимся в село Мелихово. (На доске вывешены фотографии размером А3, на которых запечатлены люди и события Мелиховского периода жизни А.П.Чехова с 1882 по 1899 гг.)
Экскурсовод. Я вас приглашаю вас совершить мини-экскурсию в село Мелихово (ныне Чеховский район Московской области). "Почему в Мелихово?" - спросите вы. Потому, что это были, по словам Чехова, самые счастливые годы жизни. Здесь писатель жил с 1882 по 1899 годы.
Слайд №5. Перед вами флигель, выстроенный писателем, он сохранился в подлинном виде.
Слайд №6. Рядом маленькая липовая аллея, пруд, сад и парк. А это дом, в котором жил Чехов. Люди, которые побывали в Мелихове, отмечали: у всех Чеховых есть замечательное свойство - их слушались цветы и растения, и все, чтобы они не посадили, принималось хорошо. Писатель посадил здесь сотни фруктовых деревьев и розовых кустов.
Слайд №8. Проживая в Мелихове, Чехов построил 3 сельские школы. В гостях у него побывали художники И.И.Левитан и Серов.
Слайд №9. Сюда приезжала актриса Ольга Книппер, которая стала его женой. А.П.Чехов, врач по образованию, лечил сельских людей, а сам болел туберкулезом. В 1898 году по совету врачей он уехал в Ялту, а оттуда в Германию, где умер в 1904 году.
Работа над новой темой.
Учитель. - Ребята, я думаю, вам интересно будет узнать историю создания произведения для детей "Белолобый". (Рассказ ученика)
Слайд №10. А.П.Чехов писал в письме к своему другу Суворину: "Жизнь без природы, без людей, без отечества - это не жизнь". Писатель очень любил животных, а они отвечали ему взаимностью. В Мелихове у него жили две таксы - Хина и Бром. В ялтинском саду жил даже ручной журавль.
Слайд №11. Рассказ "Белолобый был напечатан в 1895 году в журнале "Детское чтение". А создан в Мелихове. После поездок любил Чехов вернуться в село к телятам, собачкам. Он удивительно человечно рассказал о матери-волчихе, о резвых волчатах, об их играх с Белолобым. "Если невнимательно относиться к животным, - как бы говорит писатель, - легко очутиться в смешном положении, как сторож Игнат, побивший невинного Белолобого".
- Дома вы познакомились с содержанием текста "Белолобый". Перечитайте те места, которые особенно взволновали вас. (Чтение отрывков учащимися.)
- Покажите, обращаясь к тексту, что автор понимает заботы волчихи и ее трудности, что он очень хорошо знает ее повадки и особенности поведения. (Чтение отрывков учащимися)
- Проследите по тексту, какими чувствами награждает автор волчиху.
(Чтение отрывков учащимися)
- Как называют такой прием в литературе? (Олицетворение)
- Перечитайте внимательно 4 и 5 абзацы. Кто так воспринимает сторожа Игната: автор? волчиха? (Выслушиваем ответы учащихся)
- Расскажи об отношениях Белолобого и волчат. Кто наблюдает за игрой малышей? А еще кто? (Выслушиваем мнение детей)
Слайд №12. Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами участники телепередачи "Разговор о животных". (В роли зоолога и ведущего передачи выступают учащиеся.)
Ведущий. Здравствуйте, вас приветствует ведущий программы "Разговор о животных" Маркелов Алексей. Сегодня в нашей студии гость - зоолог Ширяев Владислав. Владислав, часто можно услышать вопрос: вредный или полезный зверь волк?
Зоолог. Такой вопрос задавать неверно, ведь многие животные могут быть и вредными и полезными одновременно. Волк, который нападает на домашних овец и оленей, приносит вред людям. Но этот же волк в лесу или тундре чаще охотится за слабыми, больными животными - ведь таких животных легче поймать. Уничтожая больных животных, волк приносит пользу лесу и его обитателям. Поэтому его называют санитаром леса.
Вопрос из аудитории. Скажите, пожалуйста, как же быть - истреблять волка или брать под защиту?
Зоолог. Там, где волков много и от них страдают стада домашних овец и оленей, за волками начинают охотиться. А там, где волков не очень много, где они все время проводят в глухом лесу, к ним надо относиться бережно.
Вопрос из зала. Я знаю, что волк хитрый и умный зверь. Он быстро догадывается, что за ним охотятся, и надолго покидает опасное место. Владислав, что вы можете рассказать об этом.
Зоолог. Да. Волк скрытен и осторожен. Порой даже самые опытные следопыты не могут отличить логово волчицы, где подрастают волчата. Узнав об опасности, волчица уводит волчат в надежное место. К осени волчата подрастут и отправятся вместе с взрослыми в зимние походы.
Вопрос из зала. Уважаемый Владислав, говорят, что волки охотятся по-особому, ведь по глубокому снегу им тяжело шагать. Что вы можете рассказать об этом?
Зоолог. У волка чутье отличное. Он чувствует под снегом запах металлического капкана. Если ему не удалось никого поймать, он ложится на землю. Слушает, не застрекочет ли где сорока, следит за полетом ворон. По крикам птиц старый волк определяет, что они обнаружили погибшее животное, вся стая бежит скорее туда. Волк может не есть 5-7 суток. Нередко селится неподалеку от человеческого жилья, около пастбищ домашнего скота и держится на одном месте годами.
Ведущий. Мне остается поблагодарить Владислава за участие в нашей передаче. А вам, уважаемые зрители, спасибо за внимание. До свидания.
Жанровое своеобразие рассказа.
Слайд №13. Учитель. - К какому жанру относится произведение "Белолобый"? (Это рассказ.) Докажите. (Выслушиваем мнение детей. Небольшое по объему произведение. В основу рассказа положено одно важное событие. Читатель ничего не знает о прошлом и будущем героев. В рассказе один главный герой или два, а остальные - действующие лица.)
Учитель. - Являются ли события, о которых рассказал А.П.Чехов, очень значительными в жизни? (Выслушиваем мнение детей. События не значительные.) А что же делает рассказ Чехова интересным и трогательным? (Волчица вела себя, как человек: была мнительная, она думала, помнила, вспоминала, замечала, у нее болела голова, решила съесть, тревожилась, напрягала зрение и слух, чуть дышала, узнавала)
Учитель. - Кто, по-вашему, является главным героем рассказа? Докажите свою мысль. (Волчица и щенок - главные герои рассказа, остальные - действующие лица)
Учитель. - Рассмотрим, традиционно ли построил свой рассказ А.П.Чехов? Докажите. (Выслушиваем ответы детей. Рассказ построен традиционно. Выделяем все части рассказа: вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение.) Определите тему.
Контроль усвоения знаний. Тестирование.
Тест А.П.Чехов "Белолобый"
Выбери правильный ответ.
1. Жанр произведения:
а) рассказ б) повесть в) быль г) сказка
2. В каком месяце происходит событие?
а) январь б) февраль в) март г) апрель
3. Героями произведения являются:
а) волчица б) щенок в) сторож Игнат г) странник
4. Повествование ведется от лица:
а) автора б) волчицы в) Игната
5. Какой породы щенок Белолобый?
а) борзая б) лайка в) дворняжка
Работа в парах. Взаимопроверка.
Ответы: 1а, 2в, 3аб, 4а, 5в
Выставление оценок.
Подведение итогов урока.
Учитель. Чьи ответы и выступления вам сегодня запомнились?
Слайд № 19. Домашнее задание.
Выберите те задания, которые у вас вызвали интерес.
- Составьте кроссворд, ребусы по сюжету рассказу.
- Сочините стихи.
- Нарисуйте рисунки, подпишите словами текста и создайте диафильм.
- Составьте план рассказа и перескажите понравившийся отрывок.
Познание мира 3 класс дата:
Тема: Почва и её состав.
Цели:
- Расширить знания детей о составе почвы, её плодородии.
- Формировать у учащихся представление о почвообразующих факторах, об образовании почвы в природе, о её значимости для живой природы и человека.
- Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Расширить кругозор учащихся, пополнить словарный состав.
- Воспитывать ощущение причастности детей к природе.
Мотивационный этап.
- Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи на уроке.
Повторение. Актуализация знаний.
- Какую тему мы закончили изучать на прошлом уроке?
- Что такое полезные ископаемые?
- Почему они называются ископаемыми?
- Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?
- Перед проверкой д/з проведём небольшую разминку.
- Решим несколько географических задач.
1. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она началась в воде у других – в пламени. Как вы это понимаете?
(На дне водоёмов образовались песчаники, известняк, глина. Они осадочного происхождения. Другие образовались из расплавленной магмы)
2. Почему после дождя на песке лужи не образуются, а на глинистых дорожках лужи остаются долго?
(У песка крупные частицы, вода легко проходит между ними, а у глины – маленькие плоские крупинки, и вода просачивается очень медленно)
3. Является ли минеральная вода полезным ископаемым?
(Да, т.к. её добывают из-под земли, и она используется человеком)
4. Почему глину и песок можно образно назвать “детьми гранита”?
(Они образованы в результате разрушения гранита)
- Какие виды полезных ископаемых знаете?
(Горючие, рудные, нерудные)
- Отгадайте загадки:
Он чёрный, блестящий,
Помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло.
(Каменный уголь)
Покрывают им дороги,
улицы в селении.
А ещё он есть в цементе,
Сам он - удобрение.
(Известняк)
- К какому виду относятся эти полезные ископаемые?
- Назовите их основные свойства.
Проверка домашнего задания
- Чтобы быстро проверить ваши знания полезных ископаемых, я раздам вам таблички, которые вы в течение 5 мин. Заполните. Оценки за домашнее задание получит каждый из вас.
1 вариант
Название | Свойства | Использование | Место добычи | Условные |
Каменный уголь |
| Топливо |
|
|
| Серовато-белого цвета, |
| Каратау | |
Газ |
| Топливо |
|
|
2 вариант
Название | Свойства | Использование | Место добычи | Условные |
Железная руда |
|
| Центральный Казахстан |
|
| Маслянистая жидкость |
|
|
|
Гранит |
|
| Аркалык |
|
Обобщение: Где вам пригодятся знания о полезных ископаемых?
Более подробно полезные ископаемые мы будем изучать в 4-м классе.
Ориентационный этап
- А теперь попробуйте отгадать загадку и определить тему нашего урока.
Чёрная, сыпучая,
В поле насыпана кучами.
Если хочешь, можешь брать и сажать.
(Почва)
- О чём на уроке пойдёт речь?
- А нам необходимы знания о почве? Если да, то для чего?
- Вы слышали такое выражение “Земля – кормилица”?
- Как вы его понимаете?
- Земля и почва – это одно и то же? Всегда ли земля – это почва? (Земля – это земной шар, суша.)
- Сегодня мы будем работать как учёные. Представьте себе, что вы работаете в научной лаборатории. Каждая группа учёных будет добывать знания, проводить опыты, анализировать, делать выводы. И каждая группа будет стремиться добыть больше знаний и быстрее, чем другие.
- У вас на партах лежат оценочные листы. Возьмите их, прочитайте, по каким параметрам вы будете оценивать свои знания, свою работу на уроке.
Оценочный лист 1. Вспомнил ли я состав почвы? 2. Умею ли я находить новую информацию в тексте? 3. Умею ли я делать выводы? 4. Справился ли я с кроссвордом? 5. Активно ли я работал на уроке? 6. Подведи итог своей работы. Желаю удачи на уроке! |
Операционный этап
1. Повторение знаний о почве.
- Работу начнём с того, что нам уже известно о почве из 2-го класса, из собственного опыта.
- Что вы уже знаете о почве? (…)
- Составьте кластер о почве.
На партах заготовки:
Дети работают в группах, вписывают в кружки слова: песок, глина, вода, воздух, плодородие, перегной. Группа, закончившая составлять кластер, вывешивает его на доску. Сверка с доской.
- Всё ли вспомнили, записали? Оцените себя.
- Почему у меня на доске слово ПЛОДОРОДИЕ выделено другим цветом? (Это основное свойство почвы, остальное – её состав.)
- Откуда в почве песок и глина? (От разрушения гранита и других горных пород.)
- От чего зависит плодородие почвы? (От перегноя.)
- Что такое перегной?
- Рассмотрите почву под лупой. Что видите в ней? (Остатки корней, волокна растений.)
- Как можно проверить наличие в почве воздуха, воды? (Опыты, проводимые во 2-м классе, демонстрирую рисунками.)
Обобщение:
- Как вы считаете, всё ли мы знаем о почве?
- Давайте проверим себя по учебной литературе.
- Прочитаем сведения о почве в учебнике на стр. 67.
2. Работа по учебнику.
Самостоятельное чтение.
- Прочитайте, отметьте, что нового узнали из статьи.
3. Беседа после чтения.
- Смогли ли вы найти новую информацию в статье? Поделитесь своими находками в группе. (Мельчайшие организмы перерабатывают остатки пищи, дождевые черви, насекомые и личинки, бактерии удобряют её.)
- Ответьте на 1, 2, 3 вопросы после текста.
- Оцените себя, сумели ли вы найти в статье новую информацию…
Физминутка.
- Как вы думаете, теперь вам всё известно о почве?
- Сейчас я вам докажу, что вы не всё ещё знаете о составе почвы.
4. Опыт.
Положим в стакан 2–3 ложки почвы, нальём в него немного дистиллированной или чистой дождевой воды и хорошо размешаем. Вода в стакане станет мутной. Профильтруем мутную воду через бумажный фильтр. Профильтрованная вода станет чистой и прозрачной. Нанесём 2–3 капли воды на кусочек стекла и осторожно нагреем его над пламенем спиртовки. Когда вода испарится, на стекле останется осадок в виде белого пятна. Это соли, которые были в почве.
- Как вы думаете, что это? Сделайте вывод.
Вывод: В составе почвы есть ещё какое-то вещество.
- Какое вещество оставляет белые пятна? (Предположения учащихся.)
- Об этом веществе вы узнаете из информационного листа, который находится у вас на столе.
5. Работа по информационному листу.
- Прочитайте самостоятельно текст, выделите устно новую информацию.
6. Вопросы после чтения:
- Какое вещество ещё входит в состав почвы?
- Ответьте на вопросы с обратной стороны листа.
Обобщение:
- Как образуются минеральные соли?
- В какой почве больше минеральных солей?
- Для чего нужны минеральные соли?
7. Создание новой проблемной ситуации. Практическая работа.
- Не хотите ли вы как учёные создать сами почву?
- Давайте выполним практическую работу.
- Что нам для этого понадобится?
- Работать будем по плану в группе.
План.
1. Поместите в лоток песок, глину. Перемешайте.
2. Добавьте листья, сорняки, насекомых, червей. Перемешайте.
3. Добавьте воды. Перемешайте.
- Можно ли считать полученную смесь настоящей почвой.
- Сравните полученную смесь с настоящей почвой. Сделайте вывод.
Вывод: Искусственно почву получить нельзя, потому что…
- Оцените себя по 3 пункту: умеете ли вы делать выводы…
8. Работа по информационному листу 2.
- Сейчас, прочитав текст, вы узнаете, почему нельзя получить почву в лаборатории, искусственно.
- Что узнали, прочитав текст? (На доске таблица)
- О чём говорят эти расчёты учёных? (Нельзя допускать разрушения почвы, уничтожать её, почву нужно беречь.)
9. Обобщение, выход на следующую тему урока: Русский учёный Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.
- Объясните, почему?
- Можете определить следующую тему урока.
Обобщение:
- Что теперь знаете о почве?
Контроль: Проверьте себя, заполнив кроссворд:
1. Как называется вещество, повышающее плодородие почвы, состоящее из перегнивших растений, животных, насекомых. (Перегной)
2. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
(Глина)
3. Какая рыхлая, сыпучая водопроницаемая горная порода входит в состав почвы? (Песок)
4. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
5. Почву рыхлят для того, чтобы это вещество помогало корням дышать. (Воздух)
6. Какие почвенные организмы можно назвать невидимыми? (Микробы)
7. Эти вещества получаются в почве из перегноя под действием воды и микробов. (Соли)
- Если у вас получилось на выделенной полоске слово ПЛОДОРОДИЕ, значит, вы хорошо усвоили состав почвы.
- Оцените себя.
Итог: - Подведите итоги своей работы: Если у вас все звёздочки, поставьте в последней графе 5, если есть хоть один квадратик – 4, если есть среди звёздочек и квадратов треугольник – 4, если треугольников много, пока не ставьте ничего. Вам нужно эту тему проработать хорошо по учебнику. Оцените работу в группе. Какая группа работала лучше, активнее всех?
Домашнее задание:
1. Пересказ статьи в учебнике с. 67–68, выписать определения в тетрадь.
2. Нарисовать почву и всё, что в ней есть.
3. Написать мини-сочинение “Подземное путешествие червячка”.
Литературное чтение 3 класс
Тема: Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке».
Цель: Познакомить детей с творчеством В. Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; помочь понять ее содержание; разбудить у детей любознательность к естественно – научным знаниям, воспитывать бережное отношение к вещам.
Задачи:
· Формирование интереса у детей к произведениям В. Ф. Одоевского;· Закрепить представление у учащихся о литературной сказке;· Развитие критического мышления, памяти, формирование навыков по развитию речи;· Обогащать кругозор и словарный запас учащихся;· Познакомить с понятием «воспитанность». Уважать мнение товарищей, умение работать в группе.
Оборудование:
Учебник литературного чтения 3 класс Презентация «В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» «Шкатулка с секрктом» - музыкальная фантазия по мотивам сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Толковые словари Ожегова Музыкальная шкатулка Тексты с биографией В. Ф. Одоевского
Ход урока:1. Организация класса. (Слайд)- Повернитесь друг к другу, прикоснитесь друг к другу ладошками. Подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится. Поддержите друг друга перед нашей сегодняшней предстоящей работой. Улыбнитесь друг другу. Опустите ладошки.-Что подарили вы своему соседу?Улыбнитесь еще раз, чтобы наш сегодняшний день, класс наполнился светом, наполнился счастьем.1. Речевая разминка. (Слайд)
Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.И на любые испытания
Согласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
( Прочитайте по указке, медленно, с интонацией удивления, с весёлой интонацией, грустной…)
-Какова главная мысль стихотворения? (все любят сказки)
- О какой особенности сказки говорится в стихотворении? (благополучный конец)
- Чьи это храбрые сердца бороться будут до конца? (читатели)
- Какие виды сказок вы знаете?
Чем отличается народная сказка от литературной сказки?
3. Повторение изученного.
-Сегодня мы познакомимся с литературной сказкой, а чтобы узнать, кто ее написал, вы должны мне ответить на вопросы по изученным темам.
В- кто автор стихотворения, в котором рассказывается о мальчике, мечтающем стать путешественником? (Введенский А.)
О – как называется прием в литературе, когда неживые предметы наделяются человеческими качествами? (олицетворение)
Д – как звали девочку из сказки П. Бажова «Серебряное Копытце»? (Дарёнка)
О – кто автор толкового словаря, которым мы пользуемся на уроках? (Ожегов)
Е – кто автор ст-я «Поёт зима, аукает…» ( Есенин С.)
В – как звали кота из рассказа К. Паустовского? (Ворюга)
С – как звали путешественника из арабской сказки? (Синдбад-Мореход)
К – кто написал сказку о жизни мальчика в джунглях? (Киплинг Р.)
И – как назывался город в сказке А. Волкова? (Изумрудный)
й.
-Составьте из первых букв имя и фамилию автора. (Владимир Одоевский) ( Слайд )
2. Чтение «у стены». Знакомство с творчеством В. Ф. Одоевского
(текст набран на отдельных листах)
Давно, в 1803 г. в Москве родился мальчик Володя. Он рано потерял отца и воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Позже он переехал в г. Санкт-Петербург. Многие считали его чудаком за то, что он носил остроконечный колпак и черный шелковый сюртук до пят. Чудаком его считали и за то, что большую часть времени он проводил за книгами, и вдобавок сам был сочинителем (так тогда называли писателей). В своем костюме Одоевский и вправду смахивал на сказочного чародея, но кроме одежды ничего в нем странного не было. Наоборот, был он человек очень умный и необыкновенно добрый, всегда о ком-то заботился. Но больше всего он заботился о детях и их воспитании. Благодаря его хлопотам и трудам в Петербурге было основано несколько приютов для беспризорных детей и сирот, бесплатная детская больница. Когда ему исполнилось 30 лет в свет вышел сборник для детей «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея». Это была 1-я русская книга для детей.
- Что узнали вы об авторе? (ответы детей) (Слайд )
4. Вызов
«Сбор ассоциаций». ( Слайд)
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «город»? (учитель записывает на доске ответы детей)
Толстые и тонкие вопросы. ( Слайд)
- Слышали ли вы выражение «музыкальный город»?
-Кто может жить в этом городе?
5. Словарно-лексическая работа
-Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Владимира Одоевского “Городок в табакерке”
– Сказка была написана очень давно, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи. ( Слайд)
-Вы знаете, что такое табакерка?
– Перед тем как познакомиться со сказкой мы найдем значение непонятных нам слов в словаре Ожигова. (каждой группе раздаются слова, дети находят значения слов в словаре, зачитывают)
Табакерка – коробочка для табака (Слайд)
Откройте свой блог и публикуйте статьи, новости, пресс-релизы, фотогалереи бесплатно!
Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.
Музыкальные табакерки превратились в особый предмет роскоши и престижа. Прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.
Шатер -покрытие в виде высокой многогранной пирамиды (Слайд )
Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха ( Слайд )
Ставни - деревянный затвор на окнах в деревянных домах. ( Слайд)
Горка - стеклянный шкаф, где хранится посуда. ( Слайд)
Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг. ( Слайд)
-Много в сказке устаревших слов. Как вы думаете, что могут обозначать слова:
Свод – в архитектуре тип перекрытия Табакерка – коробочка для ароматной пыли Пестренькая - Одинакие – одинаковые Опамятоваться– опомниться. Счесть нельзя – сосчитать нельзя С сими словами – с этими словами Учтиво – очень вежливо Досадно – обидно Индо – даже
-По названию сказки вы уже догадались, что речь в ней пойдет о табакерке, но табакерка эта не простая, она музыкальная.
Музыкальная шкатулка - механический заводной инструмент, воспроизводящий какую - либо мелодию (Слайд)
"Город в табакерке" - самая известная сказка В. Ф.Одоевского.
Мы вместе с маленьким героем совершим невероятное путешествие в музыкальную шкатулку. Встретим царевну Пружинку и добрых мальчиков-колокольчиков.
6. Первичное восприятие текста сказки (Слайд)
(Просмотр отрывка мультфильма до места, где Миша попадает в шкатулку)
- Хотите узнать, что произошло с мальчиком дальше?
7. ЖИГСО-1 (работа в группах)
-Те из вас, кто был внимателен на уроке, смогут без труда ответить на вопросы Мальчика-колокольчика. (Слайд)
«Метод незаконченных предложений»
Табакерка была сделана из … (из черепахи)
Листики на деревьях были из … (из серебра)
Городок назывался …(Динь-Динь)
Мишу поманил за собой, когда в табакерке открылась дверь … (мальчик с золотой головкой и в стальной юбочке)
Папа предупреждал Мишу, дабы не сломать табакерку, чтобы он не трогал ….(пружинку)
В табакерке надзиратель … (валик)
Надзиратель постоянно повторяет …(шуры-муры)
Автор сравнивает царевну-Пружинку с …(змейкой)
По словам папеньки, чтобы понять, как устроена табакерка нужно учиться …(механике)
Голос колокольчика зависит от его размера, чем … (чем больше колокольчик, тем голос у него толще)
9.Физминутка. (Слайд)
-Как вы думаете, красивая была бы музыка, если бы все колокольчики были одинаковы?
-Сейчас мы с вами побываем в роли колокольчиков, молоточков. Вспомните какие слова говорили колокольчики?(динь-динь) Молоточки?(тук-тук) Надзиратель? (шуры-муры) Царевна? (зиц-зиц) (песня «Шкатулка)
10. Работа в группах.
1 центр «Единомышленники» (Объяснение незнакомых слов)
2 центр «Цепочка» (Составить правильную логическую цепь).
3 центр «Рекламисты» (Создать рекламу для сказки в виде «Синквейна»)
4 центр «Словесники» (составить характеристику главному герою в виде «Кластера»)
5 центр «Доказчики» (Доказать, что это сказка. Ответить чему учит сказка?)
11. Рефлексия.
-Сейчас оценим работу групп.
порядок ответов:
1. «Словесники»
2. «Единомышленники»
3. «Рекламисты»
4. «Доказчики»
5. «Цепочка»
-Составьте из первых букв названий центров слово, добавьте букву Е. (СЕРДЦЕ) (Слайд)
Храброе сердце закончило путь,
Скоро мы сможем уже отдохнуть.
Молодцы, поработали дружно,
Что ж, оценить себя нужно.
-У вас на столах сердечки, если вам понравился урок, то прикрепите сердечко к доске. Если нет, то оставьте у себя.
-В подарок о нашей встрече я принесла вам необыкновенную вещь. Сейчас произойдет чудо, чудо на ваших глазах. Это не просто музыка, это музыка ваших сердец, добрых, искренних, настоящих. Я благодарю вас за эмоции, я благодарю вас за те слова, которые вы подарили сегодня на уроке, за те ответы, которые заслужили аплодисментов.
(демонстрируется музыкальная шкатулка)
12. Домашнее задание.
Эссе «Чему научила меня сказка В. Ф.Одоевского «Городок в табакерке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)
Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"
Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....
Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс. Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг;
Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг; ...
Методическая разработка урока литературного чтения 2 класс УМК Перспектива по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза к, короткий хвост"
Технологическая карта урока в соответствии ФГОС, презентация, материал к уроку....
Разработка урока литературного чтения 4 класс по теме "Марк Твен “Приключения Тома Сойера”.
Разработка урока литературного чтения 4 класс по теме "Марк Твен “Приключения Тома Сойера”. Конспект урока с использованием презентации помогут познакомить детей с жизнью и творчеством пис...
Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Бөҗәкләр турындагы шигъри әсәрләр. З.Мансур “Кырмыска һәм малай”" (на татарском языке)
Әдәби уку дәресендә 2 сыйныфта куллану өчен....
Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"
Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...