Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Зуева Ольга Алексеевна

Тема:М.Ю.Лермонтов "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению.

Тема: «Осень». (М.Ю.Лермонтов)

Цель урока: создать условия для ознакомления обучающихся с произведением  М.Ю.Лермонтова.

Планируемые результаты:

      - Личностные: разовьют мышление, воображение учащихся, воспитывать любовь к природе, прививать любовь к русской поэзии, самостоятельность в работе с текстом.

     - Предметные: сформируют умения сравнивать произведения, совершенствуют речь, технику чтения, умение высказывать свои мысли, получат  представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира.

Оборудование: презентация, мультфильм, учебник по литературному чтению.        

Этапы.Методы и приёмы.

Время

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог.

2мин.

 Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(осенью).

Строить предположения о теме урока.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Мотивационный этап

Метод – словесный

Прием – побуждающий диалог.

2 мин.

Ребята, сегодня темой нашего урока будет  произведение М.Ю.Лермонтова  «Осень» какие цели мы с вами поставим?

Составить план работы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний.

Методы: творческое чтение текста.

Прием-беседа

 Метод – творческое чтение текста

Прием- обучение выразительному чтению учащихся.

Метод- творческое чтение текста

Прием комментированное чтение.

15мин.

Прочитывание стихотворения(по рядам). Какое  у вас настроение после прочитывания, кто-нибудь хочет поделиться?

Ребята, в стихотворении “Осень” мне встретились непонятные слова, помогите понять их значение.

(На доске слова:

 в бору – в хвойном лесу;

поникши – опустились, пригнулись, приуныли;

мрачную – тёмную (безрадостную, печальную);

отважный – смелый, храбрый;

поневоле – вопреки его желанию (независимо от его желания).

пахарь- человек, который вспахивает землю.(вспахивать, т.е взрыхлять землю, тем самым подготавливать ее к посеву).

Ребята, а теперь, я предлагаю вам закрыть глазки и прослушать стихотворение еще раз. Ребята, какая картина у вас вырисовалась? Что вы представляли? Хорошо! Прочитаем выразительно вслух. Кто хочет?

Давайте теперь прочитаем его друг другу (в парах).

- О чем хотел рассказать поэт в этом стихотворении?

- Какие строки говорят вам об осени?

Ребята, какое настроение передает нам поэт? Какие строчки помогли вам представить осеннюю картину?

Как вам представляется бор, где поникшие ели зелень мрачную хранят?

Почему поэт называет зелень мрачной? (Может быть,потому, что она уже не молодая, тёмная. А лиственные деревья стоят голые.) Прочтите строки, говорящие о поведении животных.

Как понимаете строчки:

Зверь отважный по неволе

Скрыться где-нибудь спешит?

(Листья падают деревья оголяются, и кругом всё видно. Поэтому и хочется укрыться.)

Нравится ли ему это время года?

- О каком же периоде осени идёт речь? О ранней или уже, о поздней осени идет речь? Как нужно читать это стихотворение, чтобы передать настроение автора? (Печально.)

Прочитайте это стихотворение спокойно, стараясь передать печаль. Кто хочет попробовать? Хорошо.

Строить речевое высказывание.

Получать  представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира.

Объяснять значения непонятных слов.

Получать  представление о том, что природа  для  Поэта – живая.

Развивать  умения рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений, сравнивать их с художественным текстом  с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Получать  представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приёмов, как сравнение, звукопись, контраст.

Анализировать литературное произведения с помощью учителя.

Получать  представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах.

Строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание.

Познавательные:

умение проводить анализ литературного произведения

Познавательные: умение с помощью вопросов учителя выяснить недостающую информацию.

Коммуникативные:

Умение не просто высказать, но и аргументировать свое предположение.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание.

Познавательные:

умение проводить анализ литературного произведения

Физ. минутка.

3 мин.

Показывает движения.

Повторять движения.

Метод – эвристический

Прием - построение логически четкой системы вопросов по анализу текста художественного произведения.

Метод: практический (анализ)

Прием: самостоятельное выполнение задания

15мин.

Ребята, какие краски присущи осени?

А теперь, предлагаю вам просмотреть небольшой  видеофрагмент. Ваша задача сравнить полученные ощущения от произведения и от видеофрагмента.

- какое настроение передает  аниматор через пейзаж?

- как он изображает природу?

- какие краски он использует?

-  настроение аниматора совпадает с настроением автора литературного

произведения?

-какие средства создания пейзажа использует писатель, а какие – художник?

- какие чувства вызывает у вас, когда вы видите данное явление природы?

Надеюсь вы почувствовали созвучие строк Михаила Юрьевича с нашей природой?

Стихи М.Ю. Лермонтова наполнены удивительными красками, они мелодичны, и не зря многие композиторы писали на них музыку.

Давайте сейчас раскрасим листочки, лежащие у вас на столах, в любимые цвета поэта.

(дети рисуют, закончив, вешают листочки на доску.) Видите, какая яркая палитра красок, какая чудесная Лермонтовская осень заглянула к нам в класс. Нет нигде такой прекрасной осени, как в России.

Строить речевое высказывание.

Анализировать литературное произведение.

Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведение.

Проводить анализ произведений.

Выражать свои мысли и чувства по поводу  увиденного, прочитанного и услышанного.

Строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание.

Познавательные: проводить сравнение, классификацию.

Познавательные: умение с помощью вопросов учителя  выяснить недостающую информацию.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание.

Рефлексия

Прием: беседа

2мин.

Посмотрите на слайд, вам нужно продолжить фразу “Читая стихи Лермонтова, чувствую…...”.

Оценивать свою работу на уроке.

Регулятивные: характеризовать собственные знания по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...