Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению.
Тема: «Утес». (М.Лермонтов)
Цель урока: создать условия для ознакомления обучающихся с произведением М.Ю. Лермонтова.
Планируемые результаты:
- Личностные: развить мышление, воображение учащихся, воспитывать любовь к природе, прививать любовь к русской поэзии, самостоятельность в работе с текстом.
- Предметные: сформируют умения сравнивать произведения, совершенствовать речь, технику чтения, умение высказывать свои мысли, получат представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира.
Оборудование: презентация, мультфильм, учебник по литературному чтению.
Этапы.Методы и приёмы. | Время | Содержание | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент Метод – словесный Прием – подводящий диалог. | 2мин. | Вот гора, она гола, Как из темного стекла. Не растет на ней, увы, Ни кусточка, ни травы. И к тому ж, она отвесна. Назови мне это место. (Скала) | Строить предположения о теме урока. | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Мотивационный этап Метод – словесный Прием – побуждающий диалог. | 2 мин. | Ребята, сегодня темой нашего урока будет произведение М.Ю.Лермонтова «Утес» какие цели мы с вами поставим? | Составить план работы. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний. Методы: творческое чтение текста. Прием-обучение выразительному чтению учащихся. Метод- творческое чтение текста Прием комментированное чтение Метод- творчекое чтение текста Прием - беседа | 15мин. | -Как вы понимаете слово «утес»? -Каким перед вами предстает утес? -Какой характер может быть у утеса? (Сильный, могучий, мощный, всемогущий, он богатырь.) -Давайте обратимся к толковому словарю. Прочитывание стихотворения(по рядам). Какое у вас настроение после прочитывания, кто-нибудь хочет поделиться? Ребята, в стихотворении “Утес” мне встретилось два героя. Кто хочет их назвать? (тучка и утес) О чём это стихотворение? Только ли о природе? Посмотрите на рисунки (грозовая туча и легкая, золотая тучка) и скажите, какое изображение тучки соответствует образу, созданному Лермонтовым? Докажите словами из стихотворения. -Почему поэт выбрал слово тучка, а не туча? Да, вы правы, туча большая, неповоротливая. А какой вы представляете тучку. Как вы думаете, что сделало тучку «золотой»? (Луч заходящего солнца.) -Где ночевала тучка? -Как Лермонтов назвал утес? («великаном» ) -Для чего Лермонтов использует это слово? (Подчеркнуть мощь, величие утеса.) -Почему тучка ночевала на груди утеса? -Прочитайте, что произошло с восходом солнца? -Найдите слова, которые передают действия тучки. (Умчалась, весело играя.) -Что хотел сказать Лермонтов словом «умчалась»? -Какими другими словами можно передать движение тучки по небу? -Как вы думаете, изменится ли от этого картина, которую мы представляем? -Попробуйте представить себе эту тучку. Какая она? (Дети отвечают, в тетради появляется запись: веселая, беззаботная, легкомысленная, ветреная) –Какие краски вы бы использовали бы, рисуя картины к данному фрагменту? Докажите словами из текста. | Строить речевое высказывание. Объяснять причины нахождения языковых средств. Получать представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира. Анализировать литературное произведения с помощью учителя. Получать представление о том, что природа для Поэта – живая. Строить речевое высказывание. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом жизненных речевых ситуаций. Вести диалог с автором литературного произведения. Использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий. | Коммуникативные: умение строить речевое высказывание. Познавательные: умение проводить анализ литературного произведения Коммуникативные: Умение не просто высказать, но и аргументировать свое предположение. Познавательные: умение с помощью вопросов выяснить недостающую информацию. Коммуникативные: умение строить речевое высказывание. Познавательные: умение с помощью вопросов выяснить недостающую информацию. |
Физ. минутка. | 3 мин. | Показывает движения. | Повторять движения. | |
Метод – эвристический Прием - построение логически четкой системы вопросов по анализу текста художественного произведения. Прием: истолкование произведений. Метод- исследовательский Прием- выдвижение учителем проблемы Метод: практический (анализ) Прием: самостоятельное выполнение задания | 15мин. | - Прочитайте второе четверостишие самостоятельно и скажите, какой образ рисует в этих строчках автор. -Какое настроение у утеса, докажите (печаль, грусть). -Докажите, что утес старый (морщины). -Как вы понимаете словосочетание «влажный след»? (след тучки, след от слезы утеса) -Подчеркните глаголы, которые передают переживания утеса. -Может ли каменная глыба плакать, думать? Какой прием использует Лермонтов? (Прием олицетворения) -Перечитайте еще раз стихотворение. Где, в каких строчках можно увидеть олицетворение? -Давайте подумаем над словом «пустыня». Может ли все это происходить в пустыне с песками, барханами, или имеется в виду какая-то другая пустыня? -А теперь попробуйте сказать, зачем это стихотворение написал поэт? Чему он хотел нас научить, что хотел объяснить, от чего предостеречь? (Чтобы мы на бросали стариков. Пока любовь есть в жизни человека – он великан. Как только она уходит, человек остается один, он горюет и плачет.) -Какова же идея стихотворения: Утес был великаном пока была тучка. Он чувствует себя нужным. Грел на своей груди, охранял. Стал старым, морщинистым, одиноким утесом – не кому стал не нужен. Тучка нуждается в утесе ночью, в трудное для себя время. Утром, когда развеялись тревоги, она умчалась. Человеку важно быть кому-то нужным. Нельзя бросать человека, обрекая его на одиночество. Нужно быть благодарным. А теперь, предлагаю вам просмотреть небольшой видеофрагмент. Ваша задача сравнить полученные ощущения от произведения и от видеофрагмента. - какое настроение передает аниматор через пейзаж? - как он изображает природу? - какие краски он использует? - настроение аниматора совпадает с настроением автора литературного произведения? -какие средства создания пейзажа использует писатель, а какие – художник? - какие чувства вызывает у вас, когда вы видите данное явление природы? Надеюсь вы почувствовали созвучие строк Михаила Юрьевича с нашей природой? Стихи М.Ю. Лермонтова наполнены удивительными красками, они мелодичны, и не зря многие композиторы писали на них музыку. Некоторые стихотворения стали песнями, романсами. (дети рисуют, закончив, вешают работы на доску.) | Строить речевое высказывание. Анализировать литературное произведение. Выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного. Строить речевое высказывание. Проводить анализ произведений. Отделять новое от известного, выделять главное. Формировать позитивное отношение к окружающему миру. Проводить анализ произведений. Получать представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приёмов, как сравнение, звукопись. Выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного. Формировать эмоциональный интерес к себе и окружающему миру. | Коммуникативные: умение строить речевое высказывание. Познавательные: умение проводить анализ литературного произведения. Познавательные: проводить сравнение, классификацию. Коммуникативные: умение строить речевое высказывание. Познавательные: читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, искать ответы на вопросы к тексту). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Рефлексия Прием: беседа | 2мин. | Посмотрите на слайд, вам нужно продолжить фразу “Читая стихи Лермонтова, чувствую…...”. | Оценивать свою работу на уроке. | Регулятивные: характеризовать собственные знания по предмету. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...