Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Тема урока: Стихотворение Сергея Есенина " С Добрым утром".
В конспекте полный анализ стихотворения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_chteniyu_-_zhizhevoy_a.docx | 13.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению.
Стихотворение Сергея Есенина « С добрым утром»
Учитель: Жижева А. А.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Видеоролик. Чтение стихотворения С. Есенина « С добрым утром»
Анализ стихотворения.
Домашнее задание. | Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть. - Сегодня мы отправляемся в мир поэзии. Что же такое поэзия? - Давайте посмотрим, как раскрывается значение этого слова в словаре С. И. Ожегова. ( Слайд 1) - Поэзия – стихи, произведения, написанные стихами. - Поэзия – красота или прелесть чего-то. - В словаре собрано и объяснено более 70 тысяч слов. Словарь всегда должен быть под рукой, ведь в нем мы можем посмотреть значения многих слов. - Ребята, мы сказали, что поэзия это стихи, давайте вспомним какие стихи мы изучали в этом году наизусть. - Кто хочет вспомнить и рассказать нам наизусть это стихотворение? (Ребенок рассказывает у доски) - Еще с каким стихотворением мы знакомились в этом году? - кто расскажет нам его наизусть? (Ребенок рассказывает у доски) - Молодец. А скажите, еще какие стихи мы изучали?
(Дети рассказывают у доски) - А сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением, но для начала расшифруйте фамилию великого русского поэта, который написал это стихотворение. Н И Н Е С Е (Слайд 2) - Да ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Сергея Есенина. Портрет Сергея Есенина ( Слайд 3 ) - Сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта. Ваша задача познакомиться со сведениями из биографии С. А. Есенина и попытаться понять, что или кто вдохновил поэта писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина. - С. А. Есенин родился 3 октября 1895 года. С двух лет он был отдан на воспитание деду матери, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло почти все его детство. Когда Сережа подрос, его отдали в церковно- учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сергей начал писать рано, с девяти лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. Он очень любил свою Родину, е поля и леса, небо над ней. Это все отражено в его поэзии. С. Есенин воспевал в своих стихах красоту природы. Его назвали певцом русской природы. Родина поэта- село Константиново Рязанской губернии-расположено на берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село называется Есенино. Это красота рязанского края не могла не затронуть душу ребенка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу- он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом. Бабушка и дедушка сумели передать любимому внуку всю прелесть устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов. Дедушка пел старые заунывные песни, а бабушка рассказывала сказки. - Что вы узнали о детстве поэта? Как вы поняли, что послужило истоками поэзии Есенина? - Откройте учебники на стр. 88. Прочитайте название стихотворения. - Когда так говорят? - Предположите, о чем будет это стихотворение? - Видели ли вы когда-нибудь пробуждение природы утром? - Представьте себе, что рано утром вы вышли на улицу. Какие образы возникают в памяти, что вы себе представляете? - Послушайте как изобразил картину утра С. Есенин. - Сейчас вы услышите образец литературного чтения стихотворения поэтом Марселем Давлатовым. ( слайд 4) - Понравилось ли вам это стихотворение? - О чем это стихотворение? - Как вы думаете, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? - Оправдались ли ваши предположения? - Подходит ли стихотворению название, данное поэтом? - Ребята, все ли слова вам были понятны в стихотворении? Затон – длинный нетронутый залив реки (Слайд 5) Заводь – низкие берега залива (слайд 6) Румянить- покрываться розово-красным цветом (слайд 7) Плетень- изгородь из сплетенных прутьев и ветвей (слайд 8) Перламутр- твердый слой раковин, обладающих радужным блеском ( Слайд 9). Перламутровый цвет- серебристо-розовый. - Чьими глазами мы наблюдаем эту картину? - Поговорим о композиции. Сколько строф в этом стихотворении? - Давайте прочитаем стихотворение и посмотрим, как движется взгляд поэта: что он видит в начале и в конце стихотворения? - Меняется ли картина, которую наблюдает герой. - 1 строфа- Задремали звезды золотые - Какую картину вы представили? Задрожало зеркало затона - Как вы думаете, почему задрожало. Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. - Представьте себе эту картину: солнца еще нет, но уже появляется едва-едва ( брезжит) его свет, небо розовеет, румянится. - Как нужно читать эту строфу? - Попробуйте так прочитать. ( читает 1 ученик.) - 2 строфа- Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. - Что вы представляете? -А как просыпаются березки? -Шелестят зеленые сережки. - Мы были правы, а кого они вам напоминают? - Действительно, березки похожи на юных улыбчивых девушек. - И горят серебряные росы. - Что вы представляете читая эту строфу? - Как будем читать эту строфу? - Попробуйте прочитать. (читает 1 ученик). 3 строфа. - Читаем строфу целиком. - Что вы представили, какую картину? - Как прочитаем эту строфу? - Попробуйте прочитать. (читает 1 ученик) - Вы обратили внимание на то, что стихотворение наполнено удивительными красками? Вчитаемся и определим цветовую гамму. - Какие цвета увидели? Белый цвет – Красный, малиновый - Жёлтый, золотой – Зеленый – Серебряный- Перламутр- 8 цветов в одном стихотворении. Но не только красками, а т.ж. звуками наполнены есенинские стихи. - А вы заметили, какие звуки помогают услышать дуновения летнего ветерка? - Как меняется настроение от строфы к строфе? - Кто заметил еще один секрет поэтического мастерства С. Есенина? - Когда вы будете читать это стихотворение выразительно, какие чувства вы постараетесь передать?
- Ребята, давайте поиграем в нашу любимую игру «Представлений». - Представьте, что у вас вот такое настроение ( Слайд 10) Как бы вы прочитали стихотворение С. Есенина « С добрым утром»? ( читают 2 ученика) - Настроение меняется. Теперь как? (Слайд 11) ( читает 1 человек) - И снова у нас хорошее настроение. Прочитайте выразительно. ( читает 1 человек)(Слайд 12) - И я желаю вам всегда находиться в хорошем настроении. - Какие чувства у читателя пробуждают произведения Сергея Есенина? - Да, Есенин поэт очень нежный. Секрет его стихов в том, что он открывает нам красоту русской природы, которую мы не замечаем, не умеем видеть. Мы благодарны поэту за его необычно щедрый талант – открывать и дарить эту красоту другим. Сергей Есенин любим в нашей стране. Его произведения постоянно переиздаются, ему ставят памятники. Память о Сергее Есенине жива в сердце русского человека. 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был (Слайд 13) -Домашнее задание выучить стихотворение С. Есенина наизусть.( Слайд 14). | Поэзия – это стихи. - Генрих Сапгир « нарисованное солнце» - Юлий Ким « Светлый день». - Константин Бальмонт « Капля» и Борис Заходер «Что красивей всего?». - Есенин. - Истоками поэзии для С. А. Есенина послужила родная природа и родные люди- бабушка и дедушка. - « С добрым утром»
- Когда утром просыпаешься, то желаешь близким тебе людям добра. - О пробуждении природы, о красоте природы. - Да, я был у бабушки в деревне. - А я видел на даче. - Прохладно - Очень тихо. - Когда солнце встает небо красное. - Еще не очень светло. - Трава мокрая. - Да, очень понравилось - о природе. Автор изобразил ее как живую - Природа просыпается. -Она словно наполнена ласковой дрёмой, утренней свежестью. - У него было радостное настроение, восторженное. - Да, это стихотворение о пробуждении природы, ее красоте. Да, поэт восхищается красотой пробуждающейся природы. Это не только крапива, это словно вся природа говорит человеку : « С добрым утром» - нет. - Мы наблюдаем глазами лирического героя. - В этом стихотворении 3 строфы. - Раннее утро, звезды становятся все бледнее, гаснут, как бы засыпают… - возможно, от лёгкого утреннего ветерка. - Спокойно, негромко, ведь в природе тишина, дремлют звезды, а летняя природа только-только просыпается. - как просыпаются березки. - Легкий ветерок колышет их ветви, листья мягкие как шелк. - Улыбки, шелковые косы, серёжки. Представили, как капли росы сверкают( горят) под первыми солнечными лучами. - Уже чуть громче: природа просыпается, шумят берёзки под утренним ветерком, с улыбкой, ласково, любуясь… - У изгороди, сплетенной из веток разрослась крапива, она вся в блестящих капельках росы, качается под лёгким ветерком и как будто шепчет всем радостно вокруг « С добрым утром» - Эмоционально, весело, ведь крапива похожа на игривую девчонку - шалунью. - белые берёзы, -румянит сетку небосклона - Звезды золотые - серёжки, крапива -росы - серебристо- розовый. - Звуки Ж, Ш: Задрожало, шелестят, шепчет, шаловливо, заросшая. - от спокойного, немного сонного, к доброму, радостному. - Поэт как бы оживляет природу: у него дремлют звезды, улыбаются березки, наряжается и шаловливо шепчет крапива, и мы очень ясно себе это представляем, ведь пробуждение природы похоже на пробуждение человека. - Радость, нежность, любование родной природой, доброту, любовь. - С грустью, тоской. Чуть веселее, но более безразлично. - Чувства нежности, любви к Родине. Активно ∕пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....