Разработка урока литературного чтения по теме: "Знакомство с буквой Дд"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Конашенкова Олеся Борисовна

Предмет:                 Литературное  чтение

Класс   1

Урок     №44

Преподаватель:  Конашенкова  Олеся  Борисовна

МБОУ  ООШ  №39  х.Трудобеликовский,  Красноармейский  район.                            

Тема:  Знакомство  с  буквой  Д(д)

Планируемый  результат:

1.      ПредметныеДети  научатся  различать  звук  /д/  в  слоге,  слове,  потоке  речи; правильно  произносить,  определять  позицию  звука  в  слове;  давать  характеристику  звука ,  обозначать  его  буквами  Д,д.

2.      Метапредметные. Способствовать  развитию  фонематического  слуха,  слогового  чтения, связной  речи,  образному  мышлению  и  элементам  анализа  на  основе  сравнения;  умению  сотрудничать  с  учителем,  учащимися,  планировать  свои  действия  в  соответствии  с  поставленной  учебной  задачей,  сопоставлять  результат  своей  работы  с  образцом  (схемы  звуков  и  модели  слов).

3.      Личностные.  Способствовать  развитию  ситуации  успешности,  устойчивой  положительной  учебной  мотивации.

 Оборудование :   Букварь  ( авт.Л.Е.Журова),  зеркальце,  сигнальные  карточки  (голубого  и  синего  цвета), пособие  «звукарики»,  звуковые  модели,  лента  букв,  буквы  гласные,  буква  Д,д,  предметные  картинки  для  определения  позиции  звука/д/  в  слове,  «Печатный  алфавит»,  наборы  предметных  картинок  (дом,  дерево,  деревня, дельфин,  дятел,  дикобраз,  двойка,  дом,  печь,  дупло),  дидактическая  игра  «Поезд»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_bukvoy_dd_2.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:                 Литературное  чтение

Класс   1

Урок     №44

Преподаватель:  Конашенкова  Олеся  Борисовна

МБОУ  ООШ  №39  х.Трудобеликовский,  Красноармейский  район.                         

Тема:  Знакомство  с  буквой  Д(д)

Планируемый  результат:

  1. Предметные.  Дети  научатся  различать  звук  /д/  в  слоге,  слове,  потоке  речи; правильно  произносить,  определять  позицию  звука  в  слове;  давать  характеристику  звука ,  обозначать  его  буквами  Д,д.
  2. Метапредметные. Способствовать  развитию  фонематического  слуха,  слогового  чтения, связной  речи,  образному  мышлению  и  элементам  анализа  на  основе  сравнения;  умению  сотрудничать  с  учителем,  учащимися,  планировать  свои  действия  в  соответствии  с  поставленной  учебной  задачей,  сопоставлять  результат  своей  работы  с  образцом  (схемы  звуков  и  модели  слов).
  3. Личностные.  Способствовать  развитию  ситуации  успешности,  устойчивой  положительной  учебной  мотивации. 

 Оборудование :   Букварь  ( авт.Л.Е.Журова),  зеркальце,  сигнальные  карточки  (голубого  и  синего  цвета), пособие  «звукарики»,  звуковые  модели,  лента  букв,  буквы  гласные,  буква  Д,д,  предметные  картинки  для  определения  позиции  звука/д/  в  слове,  «Печатный  алфавит»,  наборы  предметных  картинок  (дом,  дерево,  деревня, дельфин,  дятел,  дикобраз,  двойка,  дом,  печь,  дупло),  дидактическая  игра  «Поезд»

Ход  урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Мотивация  учебной  деятельности (самоопределение)

Прозвенел  звонок  -  начался  урок.

Спина  прямая  -  садитесь  правильно,  друзья!

Если  хочешь,  что  сказать,  или  выйти,  или  встать  -  

Надо  руку  поднимать!

Хоровое  повторение,  проверяют  готовность  букваря,  сигнальных  карточек.

Актуализация  знаний.

На  доске зрительный   ряд :

  1. дерево
  2. дом
  3. деревня

Назовите  предметы.  

  Рефлексирование  индивидуального  затруднения

Называют:  дерево, дом,  деревня

     

Выявление  места  и  причины  затруднения  

Какой   звук  услышали  в  начале  каждого  слова?  

 Сформулируйте   тему  сегодняшнего  урока.

А  чему  нам  предстоит  научиться?

Что  общего  у  дерева,  дома,  деревни?

Я « хочу»

Во  всех  словах  услышали  звук  /д/

Звук  /д/,  буква  Д,д  

Будем  учиться  слушать  и  произносить  звук  /ж/, узнаем  какой  буквой  он  обозначается.  

(В  деревне  дома,  дома  из  дерева,  деревня  из  деревянных  домов)  

Построение  проекта  выхода  из  затруднения

Методические  игры.

  1. «Лишняя  буква»

 На  доске  лента  букв:

а, о,  и, б, у,  е,  ы

Какая  буква  лишняя,  почему?

Что  мы  знаем  о  гласных  звуках?

Что  мы  знаем  о  согласных  звуках?

  1. «Делим  отгадки  на  слоги»

(слова  отгадки  делим  на  слоги,  выделяем  ударный  слог,  гласную)

В  ходе  работы  вывешиваются  картинки    к  отгадкам.

1

Кто  в  беретке  ярко  красной,

В  черной  курточке  атласной?

На  меня  он  не  глядит

Все  по  дереву  стучит?

2

У  какого  животного  мозг  похож  на  человеческий?

3

Ёжик  вырос  в  десять  раз,

Получился  ….

4

Неживая,  а  идет,

Неподвижна,  а  ведет.

 

Какой  среди  предметов  лишний?  Почему?

 3.   Фонематическая  зарядка.

Как  звенит  колокольчик?  

Как  звучит  дудочка?

С  каким  звуком  выпрыгивает  пружинка?  

Я  «могу»

Ответы :  б  -  лишняя,  она  согласная,  остальные  буквы  гласные.  

Гласные  звуки  произносим  без  препятствий,  можем  пропеть.

Согласные  звуки  произносим  с  препятствием,  они  согласны  рычать,  свистеть,  шипеть,  шептать,  реветь, шуметь.

 

 

Дя-тел (слово  двусложное,  ударный  звук  /а/,  буква  я)

Дель-фин (слово  двусложное,  ударный  звук  /э/,  буква  е)

Ди-ко-браз  (слово  трехсложное,  ударный  звук  /а/,  буква  а)

До-ро-га  (слово  трехсложное,  ударный  звук  /о/,  буква  о)

Рассматривают  предметные  картинки,  называют  слова,  определяют,  что  лишнее  слово  дорога,  т.к.  оно  обозначает  неживой  предмет,  а  все  остальные  слова  -  животных.

Динь-динь…

Ду-ду-ду…

Дзинь…

Реализация  построенного  проекта.

Характеристика  звука  /д/

(работа  проводится  по  алгоритму)

Методические  игры.

  1. «Исследователи»  

 (работают  зрительные и  чувствительные  анализаторы)

Произнесите      /д-д-д-д-д-/.

Посмотрите,  как  работает  ваш  речевой  аппарат.

Что  увидели?  

Что  почувствовали?

Сделайте  вывод.

  1. «Твердый  или  мягкий?»

 Произнесите  еще  раз  слова:  дятел,  дрозд,  дельфин,  дорога

 Какой  выберем  «звукарик»  для  обозначения  твердости/мягкости  /д/? Почему?  

 

В  каких  случаях  согласные  произносим  твердо ?

В  каких  случаях  согласные  произносим  мягко?

 

Произнесем  слоги  слияния.

Что  услышали?

  1. «Звонкий  или  глухой?»

  (работает  слуховой  анализатор)

Какой  выберем  звукарик  для  обозначения  звонкости/глухости?

 Как  определить  звонкий  или  глухой  согласный?

Произнесите   /д/  сначала  с  голосом,  затем  прошепчите.

Сделайте  вывод.

В  каком  ряду  будет  располагаться,  буква ,  обозначающая  /д/  звонкий  на  ленте  букв?  

(открывается  буква  д)

  1. «Кто  внимательный»

 Дети  слушают  слова  со  звуками  /д,д/

Садовник,  Денис,  звезда,  Дюймовочка,  дудочка,  друг,  орден,  ударник,  дережер.

  1. «На  что  похожа  буква  Д,д?»

Продолжите  предложение.  Звуки  мы  слышим  и  произносим,  а  буквы  …

Какой  буквой  обозначим  звуки  /д,д/?

(показываю  букву  Д,д)

 На  что  похожа  буква?

(появляются  картинки с  буквой  д)

Отыщите  букву  Дэ  в  Алфавите.

Какая  она  гласная  или  согласная?

Формы  работы

Дети  следят  в  зеркальце  за  работой  речевого  аппарата.

Губы  растягиваются,  образуя  щель,  зубы,  тоже  образуют  щель,  язык  слегка  приподнялся,    кончик   язычка  касается  зубов.

/д/  произносится  с  препятствием,  значит  он  согласный.

Синий .  

 В словах  дрозд,  дорога  он  звучал  твердо.    

Согласные  произносим  твердо,  если  после них следуют  гласные  верхнего  ряда : а,о,у,ы,э.

Зеленый  

В  словах  дятел,  дельфин  звучал  мягко. 

Согласные  произносим  мягко,  если  после них следуют  гласные  нижнего  ряда :  я,ё,ю,и,е

Называют  слоги  

/д/  звучит  и  мягко,  и  твердо.  

Звонкие  согласные  произносятся  с  голосом,  глухие  без  голоса  - шепчем.

Произносят  /д/,/т/

Произносится  с  голосом,  значит /д/  -  звонкий. Выбирают  звукарики  в  колокольчиках.

В  верхнем  ряду,  ряду  звонких  согласных.

Если  слышат  мягкий  д  -  поднимают  зеленую  сигнальную  карточку,  если  д  -  твердый  -  синюю.

Видим,  пишем.  

Дэ.

Варианты  ответов:  ворота,  домик  и  т.д

Показывают  букву  в  таблице  «Печатный  алфавит»

Дэ  -  согласная  буква.  Т.к.,  обозначает  согласный  звук  /д/

Первичное  закрепление  

Что  мы  узнали  о  звуке  /д /?

Музыкальная физминутка.

«Утренняя  зарядка»

 Проговаривание  во  внешней  речи,  «почему»  

/д/ - согласный,  т.к. произносится  с  препятствием;   звонкий,  т.к.  произносится  с  голосом;  в  словах  может  звучать  твердо  и  мягко.

   Показывают  движения  стоя.

Самостоятельная  работа     

Работа  с  учебником   с.98-99  

Составление  моделей  слов  душ,  дятел

Упражнение  в  чтении  слогов  

  1. «Игра  паровозик»,  слов,  предложений.

Проверка  по  эталону,  алгоритму, схеме,  правилу  

 Выставляют звуковые модели слов

читают  слоги  хором,  затем   по  цепочке.

читают  слова  хором,  затем   по  цепочке.

Включение  в  систему  знаний  и  повторений

Для  чего  надо  знать  звуки  /д,д / и  букву  Дэ?

 Индивидуальная  работа  со  слабоуспевающими.   На  доске  крепятся  ряд  букв,  среди  них  заглавная  и  строчная  Д.д  Задача  ребенка  их  отыскать.

  1.  «Буква  спряталась»    кабинете  (в  цветах,  на  телевизоре,  на  шкафах,  дверях  и  т.п.)  прячутся  буквы Д,д  Задача  детей  их  все  отыскать.

Я  в  начале  урока  и  я  в  конце  урока,  где  мне  пригодятся  эти  знания

Слышать,  произносить,  уметь  читать  и  писать  слова  с  Дэ

 Работает  у  доски.

Работает  весь  класс

 

Рефлексия

Если  вы  хорошо  сегодня  поработали,  поднимите  зеленую  карточку,  если  вы  ленились  -  синюю.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...