"Как хлеб на стол пришел". Конспект урока по литературному чтению в 1 классе (УМК "Перспектива")
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к хлебу, труду хлеборобов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ Самарская средняя общеобразовательная школа
Районный семинар руководителей образовательных учреждений Куркинского района по теме:
«Повышение качества образования в современной школе как условие развития субъекта образовательного процесса»
Открытый урок по литературному чтению
(обучению грамоте) в 1 классе
Тема: «Как хлеб на стол пришел»
Дата проведения: 20 февраля 2013 года
Подготовила:
Грачева Наталия Витальевна,
учитель начальных классов
МОУ Самарской СОШ
2012 - 2013 учебный год
Тема: « Как хлеб на стол пришел». Повторение и закрепление изученного материала.
Цель: Создать условия для развития речи учащихся через работу по повторению, закреплению и обобщению ранее полученных знаний на основе совершенствования навыка плавного, слогового чтения текста познавательного характера.
Тип урока: Решение учебной задачи |
Планируемые результаты:
Предметные:
-знают кто, как и из чего делает хлеб;
- соотносят написание слова с его произношением;
- создают звуковую модель слова;
- определяют лексическое значение слова;
- составляют словосочетания и предложения с заданным словом;
- распознают жанры устного народного творчества (пословицы, загадки, скороговорки);
- владеют навыком плавного слогового чтения;
-умеют пересказывать текст
Личностные: понимают важность и необходимость бережного отношения к
хлебу и уважительного отношения к труду хлеборобов;
Метапредметные:
* Регулятивные:: учатся высказывать свое предположение (версию);
* Познавательные: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
* Логические : осуществляют анализ рисунков, синтез как составление целого из частей.
* Коммуникативные – вступают в беседу с одноклассниками и учителем; работают в группах, парах, умеют договариваться друг с другом , соблюдают культуру общения.
Оборудование : презентация, сопровождающая урок; модели звуков; конверты с заданиями для каждой группы; колоски и зерно пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы; маркеры на водной основе; игрушечный молоточек для игры «Аукцион»; рецепты хлебобулочных изделий; бумажные зерна .
Ход урока
- Орг. Момент. Психологический настрой на урок.
Прозвенел звонок у нас
Все вошли спокойно в класс
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
- Актуализация знаний. Коммуникативно – речевая задача.
- Сегодня на уроке у нас присутствует много гостей. Как мы их встретили? (Встали, поприветствовали, поздоровались)
- А как встречают дорогих, желанных гостей по русскому обычаю.
Чем встречали гостей на Руси? (Хлебом и солью)
- Какие слова при этом произносили? («Хлеб да соль! Милости просим!)
- Что означает выражение «хлеб да соль»? (Рады видеть и поделиться самым дорогим, что у нас есть.)
3.Определение темы, цели и задач урока
- Определите тему нашего урока. (Хлеб)
Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел!
- Как вы догадались? (Посмотрели на следующую страницу учебника; дома рисовали рисунки и учили стихи на тему «хлеб»)
- Что бы вы хотели бы узнать на нашем уроке?
СЛАЙД № 2
- Сегодня наш урок будет посвящен хлебу. Вы узнаете о том, как хлеб появляется на нашем столе, что он значит для каждого человека, как и почему его нужно беречь. И параллельно закрепим знания, полученные ранее на предыдущих уроках. Тема нашего урока – «Как хлеб на стол пришел?»
4. Работа по новой теме.
- Люди с давних времен всегда бережно относились и относятся к хлебу. Но однажды вот, что произошло…
Жила – была девочка Галя. Она была еще маленькая и в школу не ходила. И больше всего она любила есть конфеты.
Однажды мама посадила ее обедать, налила ей суп и дала кусок хлеба. А Галя раскапризничалась:
- Не буду есть этот противный и невкусный хлеб! – и отбросила ломтик черного хлеба на другой край стола.
И только она это сделала, как передней оказался царь Хлебного государства- Каравай.
Он строго посмотрел на девочку и сказал: «Так может говорить человек, который ничего не знает о хлебе»
- Я все про него знаю, - сказала уверенно девочка,- его мама покупает в магазине.
- А знаешь ли ты, как хлеб там оказался? – спросил Каравай.
Девочка задумалась и неуверенно сказала:
- Наверное, на дереве вырос.
Каравай улыбнулся, погладил девочку по голове и сказал:
- Я приглашаю тебя в мое Хлебное царство. Там я все тебе о хлебе расскажу и покажу. А первоклассники Самарской школы мне помогут многое тебе объяснить.
- Ребята, поможем Караваю рассказать Гале о хлебе? Тогда настраиваемся на урок.
Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
Анализ значения слова «хлеб». (Слово написано на доске)
- Посмотрите, что написано на доске. Что это за единица речи? ( Слово).
- Объясните Гале, в каких значениях употребляется слово «хлеб». Что мы называем хлебом?
СЛАЙД № 3
(Хлеб – это не только буханка черного хлеба или белый батон)
* Хлеб – зерновое растение (демонстрация снопика ржи)
*Хлеб – это колосья с зернами (Хлеб растет в поле)
* Хлеб – это булки, батоны, буханки, куличи, плюшки, пирожки и т.д.
А как точнее они называются?
СЛАЙД № 4
- Правильно, это хлебобулочные изделия.
Работа в группах (задания выдаются в конвертах)
Задание для 1 группы.
- Помогите Гале отгадать и прочитать, кто же живет в царстве Каравая. Для этого из данных слогов составьте слова – названия хлебобулочных изделий.
БУБ, КУ, КА, БА, ТОН, ЛАЧ, ЛИЧ, ЛИК, БУЛ, КА.
(Бублик, кулич, калач, батон, булка, пряник, пирог)
Задание для 2- ой группы.
- Потренируйтесь правильно и быстро произносить скороговорки. Найдите и подчеркните в них названия хлебобулочных изделий.
Задание для 3 – ей группы.
- Составьте и объясните звуковую схему слова «хлеб». ( Дети пользуются картонными моделями звуков).
Задание для 4 - ой группы.
- Из предложенных загадок выбрать загадки о хлебе. Выразительно их прочитать и отгадать.
Вырос в поле дом
Полон дом зерном
Стены позолочены
Ставни заколочены
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Колос)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Озеро молочное,
Берега калачные. (Ватрушка)
Два конца, два кольца,
А посредине гвоздик. ( Ножницы)
Коллективная проверка групп.
Проверка 1-ой группы
– Кто же живет в Хлебной царстве? (Дети 1- ой группы читают составленные слова: бублик, кулич, калач, батон, булка, пирог)
-Назовите еще известных вам жителей Хлебного царства. (Блины, ватрушка, пышка, лепешка, баранка, плюшка и т.д.).
Проверка 2-ой группы
- Давайте вспомним, в каких скороговорках встречаются эти «хлебные» слова и заодно проведем речевую разминку.
СЛАЙД № 5
( Дети 2 – ой группы читают скороговорки и называют «хлебное» слова, встречающиеся в них. Затем скороговорка произносится всем классом сначала медленно, потом быстро, четко проговаривая каждый звук. )
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок.
Съел Валерик вареник,
А Ванюшка ватрушку.
Петушок прыг на порог:
Подари, пекарь, пирог!
Пекарь Петр пек пироги в печи.
- Произнесите скороговорку медленно, а затем как можно быстрее, стараясь четко проговаривать каждый звук.
Проверка 3-ей группы.
Представитель 3 - ей группы рисует схему слова на маркерной доске и объясняет. Все остальные проверяют правильность выполнения задания.
- Какой звук мы произносим на конце слова? [ п ]
- А какую букву пишем? ( б )
- Объясните, почему? (На конце слова слышим звук [ п ]. Он глухой парный, а парные звонкие и глухие согласные на конце слова нужно проверять : хлеб – хлебушко, хлеба, хлебный и т.д.)
Фронтальная работа с классом.
-А что вы еще можете рассказать Гале о слове «хлеб»? Для этого устроим настоящий аукцион.
А)* Игра «Аукцион» ( ученику, давшему правильную информацию о слове последним, вручается приз – пирожок)
(Слово обозначает предмет, нарицательное, неодушевленное, состоит из 1 слога, в нем 4 буквы и 4 звука, ударение падает на е и т.д.)
Игра - физминутка «Собери колосок!» ( Подбор прилагательных )
- На «Аукционе» было сказано, что слово «хлеб» обозначает предмет. Давай те подберем к нему слова, обозначающие признаки предмета.
- На какие вопросы отвечают такие слова?( Какой? Какая? Какое? Какие?).
- Какой вопрос мы выберем? (Какой?)
- Итак, хлеб какой? (Дети подбирают прилагательные, берут с учительского стола бумажное зернышко и прикрепляют его на доску. В итоге получается колос)
(Свежий, мягкий, теплый, белый, черный, ржаной, пшеничный, горячий, ароматный, душистый, черствый, подгорелый, поджаристый, ноздреватый, и т.д.)
СЛАЙД № 6
Составление предложений
- Используя данные слова, помогите Гале составить предложение со словом «хлеб».
- Сначала вспомним, что такое предложение? (1 или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль)
- Составьте предложение по одной из схем. (На доске схемы предложений из 4 и 5 слов.)
(Я люблю мягкий хлеб. В магазин привезли теплый хлеб. Пекарь испек вкусный хлеб. В поле созрел золотой хлеб. Дождь полил высокий хлеб. )
- Можно ли все ваши предложения назвать текстом? Почему? (Предложений несколько, но они не связаны по смыслу.)
Работа с учебником (с.46). Объяснительное чтение текста «Как хлеб пекут?»
- Посчитайте, сколько здесь предложений. (4)
- Прочитайте их самостоятельно «птичьим базаром»
- Можно ли то, что вы прочитали назвать текстом? Докажите.
(Все предложения связаны по смыслу. Этот текст уже озаглавлен. (У текста уже есть название).
- А как бы вы озаглавили этот текст? Придумайте ему другое название.
Чтение текста цепочкой по предложениям.
- Ответьте на вопросы предложениями из текста.
- Из чего пекут хлеб? (СЛАЙД № 7 )
- Из чего месят тесто? (СЛАЙД № 8 )
- Из чего мелют муку? (СЛАЙД № 9 )
- Где созревают зерна? (СЛАЙД № 10 )
СЛАЙД № 11
- Какие главные хлебные растения вы знаете? Какое из них получат зерно? Какую муку? Какой хлеб пекут?(работа по слайду № 110
(СЛАЙД № 12 )
Пересказ текста по опорным картинкам на слайде.
- Кто может пересказать этот текст? (2 уч-ся)
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
- Сейчас царь Каравай на несколько минут превратит вас в маленькие зернышки, посадит в почву и вырастит из вас крепкие колоски.
- Люди посадили в землю вот такие маленькие зёрнышки. ( Показывает)
- А что нужно, чтобы зернышки проросли? (Солнышко. Оно даёт тепло. И нужен дождик, который польет их водой. И , конечно же, труд людей).
- Люди просили об этом так: “Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко!” “Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай!”
СЛАЙД №
- В землю зёрнышко попало. ( Дети присаживаются на корточки, прижимают голову к коленям и закрывают ее руками.)
СЛАЙД №
- Прорастать на солнце стало. (Дети поднимают руки вверх над головой, приговаривая:
- «Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко»
СЛАЙД №
- «Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай!»
( Дети вытягивают руки вперед ладонями вверх и «брызгают » на себя водой.
СЛАЙД №
5. Дождик землю поливал,
И росточек подрастал. ( Дети медленно встают.)
СЛАЙД №
6. К свету и теплу тянулся (Руки в стороны)
И красавцем обернулся. ( Руки вперед)
7. Золотые колоски на ветру качаются, (Дети встают на носочки, поднимают прямые руки вверх, кисти рук опущены вниз.)
8. Низко накланяются. (Дети машут понятыми вверх руками, приговаривая:
9. Поспел урожай! Приезжай, убирай! (Наклоны вниз)
- Кто из вас видел поле с колосьями? На что оно похоже? (На море. Когда дует ветер, колоски качаются, словно волны набегают друг на друга. )
- А как называется поле с колосьями? (Нива)
Работа с загадками.
- А кто знает про это загадку?
- Найдите на с. 46 загадку. Прочитайте и постарайтесь ее запомнить.
Проверка 3 – ей группы.
- Какие загадки о хлебе, хлебобулочных изделиях вы отобрали.
( Дети 3-ей группы выходят к доске, по очереди читают вслух «хлебные» загадки. Остальные учащиеся их отгадывают.)
Вырос в поле дом
Полон дом зерном
Стены позолочены
Ставни заколочены
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Колос)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Озеро молочное,
Берега калачные. (Ватрушка)
- У каждого из вас на парте лежит крохотное зернышко. Давайте подумаем вместе, что людям надо сделать, чтобы из него получить мягкий вкусный хлеб?
Учитель обобщает ответы детей, используя СЛАЙД № 13
- Вот видите, какой длинный путь проделывает хлеб, чтобы прийти к нам на стол! А людям каких профессий для этого пришлось потрудиться? (Пахарь-тракторист, сеяльщица, комбайнер, мельник, пекарь, агроном и т.д.).
Люди этих профессий заслужили почет и уважение. Давайте им посвятим нашу поэтическую минутку.
СЛАЙД № 14
Поэтическая минутка – игра «Каравай приехал к детям»
Юля: Дети (хором): Юля: Каравай (Женя): Пекарь (Рома): Мельник (Филипп) - Я выбираю комбайнера (Андрюшу)! (СЛАЙД № 17 ) Он в тенечке не лежал, Ты, комбайнер, в круг вставай, Комбайнер (Андрюша) - Я выбираю тракториста (Колю)! (СЛАЙД № 18 ) Тракторист (Коля): - Я работы не стыжусь, Слава, слава дружным рукам! СЛАЙД № 19 - А теперь я задам вам очень трудный вопрос. Постарайтесь ответить и него. СЛАЙД № 20 -Видите, как много людей трудится, чтобы вырастить урожай и сделать так, чтобы на нашем столе каждый день был мягкий вкусный хлеб! |
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют.
Сил для хлеба не жалеют.
- Хлеб добыт великим трудом, поэтому его надо беречь. Ведь бросить хлеб, это всё равно, что оскорбить всех тех, кто его растил. Хлеб нужно беречь!
- А что значит «беречь» хлеб?
Творческая работа (составление памятки «Как правильно обращаться с хлебом»)
- Кто скажет, как мы должны относиться к хлебу?
- не крошить во время еды;
- нельзя надкусывать и оставлять;
- не бросать на пол.
- Давайте прочитаем эти правила для Гали.
СЛАЙД № 21
- А вот самое простое правило, которым вы должны пользоваться дома и в столовой:
СЛАЙД № 22
Хлеб к обеду в меру бери, хлеб - драгоценность, им не сори!
- Человек, который не научился беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих.
- Через отношение к хлебу давалась характеристика человеку: хороший он или плохой, жадный или щедрый, трудолюбивый или ленивый. Прочитайте слова, в состав которых входит слово «хлеб». Как вы их понимаете?\
СЛАЙД № 23
* Хлебосол – гостеприимный человек.
* Хлебороб - трудолюбивый человек, выращивающий хлеб.
- Людей каких профессий можно назвать хлеборобами?
* Нахлебник – ленивый человек, не зарабатывающий себе на пропитание.
Работа с пословицами
- Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу т.к. знал, какой ценой он достается.
- Прочитайте одну очень умную и точную народную мысль.
СЛАЙД № 24
( Хлеб – всему голова.)
- Что это? (Пословица).
- Почему вы так решили?
- Как вы ее понимаете? Объясните ее смысл.
- Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба!
Работа в паре.
- Найдите на страницах «Азбуки» пословицы. Прочитайте их друг другу, объясните смысл. Выучите одну из них наизусть
Групповое воспроизведение пословиц.
- Кто выучил пословицу, которая начинается словом «красна»?
- Скажите все хором эту пословицу. (Красна хата не углами, а пирогами»)
- Как вы ее понимаете? (Красив дом не внешним убранством, а хлебосольством, гостеприимством)
- Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Много свету – много хлеба».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
- Ну вот, наш урок подошел к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь, правильно с ним обращаться.
5. Рефлексия. Подведение итогов.
- О чем интересном, важном вы узнали на уроке?
( Долгий и трудный путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь правильно с ним обращаться.)
- Чему научились?
- Что посоветовали бы Гале?
- Мы возвращаемся вместе с Галей из Хлебного царства. А на прощание царь Каравай угощает всех вкусными пирожками. (Всем раздаются пирожки, а гостям рецепты приготовления хлебобулочных изделий. )
СЛАЙД № 25 ( Спасибо за урок. Берегите хлеб! )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 1.
Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 1....
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...
конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «...