Конспект урока по литературному чтению (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Тема урока:"Сказки народные и литературные. В.И.Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_literaturnogo_chteniya_2_kl.doc | 45 КБ |
urok1.ppt | 319 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
литературного чтения.
(2 класс)
Тема урока: «Сказки народные и
литературные.
В.И.Даль «Девочка Снегурочка» и
русская народная сказка
«Снегурочка».
Учитель высшей категории
Вакуленко Диана Витальевна
Лицей № 369
Красносельского района
г. Санкт-Петербург
Цель урока: сформировать умение различать и сравнивать литературные и
народные сказки.
Задачи урока:
- закрепить понятие о народной и литературной сказке;
- формировать читательские умения;
- развивать речь учащихся;
- расширить и обогатить читательский опыт детей;
- воспитывать интерес к читательской деятельности.
Оборудование:
- русская народная сказка «Снегурочка»; В.И.Даль «Девочка Снегурочка
(Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Учебник для учащихся 2 кл.
М., 2004);
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 2 кл.
М., 2004;
- мультимедийный проектор с программным обеспечением;
- детские книги с народными и литературными сказками для групповой работы;
- несколько видов словарей, в т.ч. словарь В.И.Даля.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Активизация имеющихся знаний.
- Ребята, наш урок будет посвящён двум произведениям, в которых есть фантазия, вымысел. О произведениях какого жанра я говорю?
( О сказках)
Слайд 1.
-Посмотрите на экран. Назовите произведение по модели.
( Сказка о детях В.И.Даля «Девочка Снегурочка»)
Слайд 2.
- Посмотрите на следующую модель. Назовите это произведение.
( Русская народная сказка о детях «Снегурочка»)
-Чем отличаются модели?
( Автором, заголовком.)
- Чем они похожи?
( Жанром, темой.)
Слайд 3.
- Прочитайте слова. Какое из слов подходит к 1 модели?
( Авторская, литературная.)
Слайд 4.
- А ко второй модели?
( Народная.)
Слайд 5.
- Почему вы так распределили эти слова?
3. Сообщение темы урока.
- Сделайте вывод, что мы будем учиться делать сегодня на уроке?
( Учиться сравнивать литературные и народные сказки.)
Слайд 6.
- Прочитайте тему урока на экране.
4. Словарная работа.
Слайд 7.
- На экране вы видите слова. Прочитайте их.
- Из какой они сказки?
( В.И.Даль «Девочка Снегурочка».)
- Что мы можем сказать о произведении, в котором встречаются эти слова?
( Оно написано давно, не в наше время.)
- Эти слова называются устаревшими, потому что сейчас они или редко употребляются, или не употребляются совсем. Где можно найти их значение?
( В словаре В.И.Даля.)
Предлагается 1 из учеников выбрать среди словарей названный.
- Вспомните, как объясняется Далем слово «кокурочка»?
( Сдобная булочка, пресная лепёшка, ватрушка.)
Слайд 8(чёрный).
5. Работа с текстами сказок.
- Откройте тексты сказок по закладкам.
- Как начинаются обе сказки?
( Дети читают начало сказок.)
- Похожи или отличаются сказки началом?
- Кто главный герой каждой сказки?
( Снегурочка.)
- Как по-другому можно задать этот вопрос?
( Кто главный персонаж, действующее лицо?)
- Это сходство или различие в сказках?
( Сходство.)
- Как появилась на свет Снегурочка? Найдите ответ в текстах и прочитайте.
- Какой она была? Прочитайте описание.
- Недавно наши девочки очень хорошо выступили на конкурсе «Ау, Снегурочка!», где показали, как они её себе представляют. А те, кто пропустил это событие, могут их увидеть в газете, которую мы выпустили.
- Ребята! А вы Снегурочку когда-нибудь лепили?
- Вспомним, как это делается.
Физкультурная пауза.
Мы Снегурочку лепили.
Раз, два, три.
Раз, два, три.
Ручки, ножки ей слепили.
Раз, два, три.
Раз, два, три.
Как красиво получилось
Посмотри, посмотри.
- Давайте назовём других героев сказки Даля.
( Старик, старуха, Жучка, медведь, волк, лиса, подружки.)
- Кто из них является и героем русской народной сказки?
( Дед, баба, подружки.)
- Послушайте.
1 ученик читает песенку стариков из сказки В.И.Даля.
- Что прочитали и из какой сказки?
- Какими были старики?
( Заботливыми, любящими, добрыми.)
- Как старики отнеслись к просьбе подружек взять с собой Снегурочку в лес погулять? Найдите и прочитайте, как об этом говорится в текстах двух сказок.
- Почему по-разному поступили?
- Сравним, как заканчиваются обе сказки. Послушайте.
Учитель читает концовку сказки В.И.Даля со слов: «Стоит медведь…»,
с. 122.
- Концовку какой сказки я прочитала?
- Счастливо ли она заканчивается? Почему?
- О чём эта сказка?
( О дружбе и верности.)
- А теперь вы найдите и прочитайте концовку другой сказки. ( Со слов: «Собралась Снегурочка с духом и прыгнула…», с. 126.)
- А у этой сказки счастливый конец? Почему автор-народ закончил эту сказку именно так?
( Снегурочка - символ зимы. Зима уходит – приходит весна. Всему в жизни своё время.)
Зрительная гимнастика.
6. Работа в тетрадях.
- Во время работы с каждой сказкой мы заполняли таблицу в тетради на стр.66. Найдите её.
Слайд 9.
- Сейчас мы будем сравнивать сказки. Что значит «сравнить»?
( Это значит найти сходства и различия.)
- В каждой графе найдите сходства и подчеркните красным карандашом.
- Проверим.
Слайд 10.
- Сравните сказки, называя сначала сходства, потом различия.
Прослушиваются ответы нескольких учеников.
Слайд 11 (чёрный).
7. Обобщение и работа с детскими книгами.
- Какая из сказок вам больше понравилась? Почему?
- Давайте отдохнём и поиграем. Вот перед вами иллюстрация к одной из сказок. (Учитель показывает обложку книги с русской народной сказкой, закрыв название.) Как думаете, из какой сказки эта Снегурочка?
- Проверим. (Показать обложку.)
- Прочитайте заголовок. Кто автор? Как такие сказки называются?
- Кто назовёт сказку правильно?
( Русская народная сказка «Снегурочка».)
- А эта Снегурочка из какой сказки? Кто правильно её назовёт?
( Литературная сказка В.И.Даля « Девочка Снегурочка».)
- Знаете ли вы, что есть ещё одна авторская сказка о Снегурочке?
- Вот вам домашнее задание: выяснить, кто её автор, и постараться прочитать. Если все-таки поиск не удастся, то подсказку вы найдёте в журнале «Мурзилка» №12, 2003 г. (Показать журнал.)
- Задание для групп: разделить книги со сказками на две группы – авторские сказки и народные.
Дети собираются в группы и выполняют задание. Проверка.
8. Рефлексия.
- Ребята, кто из вас теперь может назвать себя экспертом, т.е. специалистом, по различению авторских и народных сказок?
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девочка Снегурочка В.И. Даль
Девочка Снегурочка В.И. Даль Снегурочка авторская народная литературная авторская литературная народная
Тема урока: «Сказки народные и литературные. В.И.Даль «Девочка Снегурочка». Русская народная сказка «Снегурочка».
кабы ветошка вешний пестовать кокурочка рядить кузовок горемычная
Фамилия автора Заголовок Герои Начало сказки Конец сказки В.И.Даль Девочка Снегурочка Снегурочка, старик, старуха, Жучка, медведь, волк, лиса, подружки. «Жили-были стрик со старухой…» Снегурочка и Жучка вернулись домой. - (русский народ) Снегурочка Снегурочка, дед, баба, подружки. «Жили-были на свете дед да баба.» Снегурочка растаяла.
Фамилия автора Заголовок Герои Начало сказки Конец сказки В.И.Даль Девочка Снегурочка Снегурочка, старик, старуха, Жучка, медведь, волк, лиса, подружки. «Жили-были стрик со старухой…» Снегурочка и Жучка вернулись домой. - (русский народ) Снегурочка Снегурочка, дед, баба, подружки. «Жили-были на свете дед да баба.» Снегурочка растаяла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 1.
Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 1....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 2.
Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 2....
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...
конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...