1.Психологи-ческий настрой на урок (мелодия Шопена вальс) Задаёт темп, динамику, увлечен ность детей на урок. Создаёт психологи- ческий комфорт обучаю щихся.
Активизи рует работу класса.
2. Дыхательная гимнастика. (мелодия в мире животных)
3. Речевая гимнастика. (карточки на экологическом панно гласные выделить красным цветом)
4.Стадия вызова
4.1.Актуализация знаний.
4.2.Опреде ление самооценки
4.3.Постановка целей и задач урока.
5.Стадия осмысления
5.1.Знакомство с творчеством Е.И.Чару шина
Физминут ка глазами (цифры)
5.2.Первич ное знакомство с произведе нием. «Чтение с останов ками»
Физминут ка двигатель ная
5.3.Осмысление и осознание учебного материала.
6. Стадия рефлексии.
6.1.Опреде ление самооценки
| Повернитесь все друг к другу И пожмите руки другу. Руки вверх все поднимите, И вверху пошевелите. Крикнем весело: "Ура!" урок нам начинать пора! Вы друг другу помогайте, На вопросы отвечайте: «Только ДА, и только НЕТ!»- Дружно дайте мне ответ. Если НЕТ вы говорите, То ногами постучите, Если говорите ДА, В ладоши хлопайте тогда. Для начала мы соберем БООЛЬШОЙ рюкзак, который пригодится в школе. (дети должны отвечать "Да" (хлопать) или "Нет" (топать) На дно кладем кулек конфет? (ДА) А милицейский пистолет? (НЕТ) Туда положим винегрет? (НЕТ) А может быть, улыбок свет? (ДА) Положим спелый апельсин? (ДА) А продуктовый магазин? (НЕТ) Цветов корзину для друзей? (ДА) А разноцветных кренделей? (ДА) Салат положим в сумку? (НЕТ) Кладем улыбку и успех? (ДА) Задорный детский звонкий смех? (ДА)
У каждого на парте лежит прекрасный цветок. Вдохните через носик полной грудью его тонкий аромат и выдохните через рот.
Вверх взмах взнос взмыл вклад Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд Монстр перст пёстр пункт склад Смысл спорт столб стаж треск Хвост Холмс штамп штурм
Слайд 1 Игра «Верите ли Вы, что…»: - что можно научиться плавать, держась за коровий хвост?
- что можно научиться понимать животное, его мимику и жесты?
- что мы сегодня познакомимся с интересным произведением?
Слайд 2 Вы кого-нибудь узнали? Кто они? (писатели) Что объединяет этих людей? (они пишут о животных) О ком они пишут? О ком будем читать произведение сегодня на уроке?
Поставьте +, если вы полностью согласны с этой фразой, ? если сомневаетесь - я знаю всех писателей, которые пишут нам о животных - я знаю, как называются художники, изображающие животных - я всё знаю о повадках животных
Что можем узнать, прочитав рассказ о животных? (повадки животных, чем питаются, где живут) Слайд 3 Какое из этих животных может встретиться в нашем крае? Составьте слово из первых букв названий животных, цифры помогут расположить буквы по порядку, и вы узнаете фамилию человека, который написал для нас рассказ, который сегодня будем читать. Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого человека Евгения Ивановича Чарушина. Только ли писатели могут написать рассказ для детей?
Слайд 4 Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека? - Кто он может быть по профессии? (На доске записываются варианты ответов детей) - А может он быть писателем или художником?
- Кто читал произведения Чарушина? - Какие? - О чём или о ком он писал?
Слайды 5
Е.И. Чарушин родился в г. Вятке ( Киров) 11 ноября 1901 г. Отец, Иван Аполлонович Чарушин , известный русский художник –архитектор. По его проектам было построено более 300 зданий. Он, как любой архитектор, был хорошим рисовальщиком. Именно он и дал сыну первые навыки рисования. Любовь к природе родители прививали сыну с детства: «Отец брал меня во все свои поездки . Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и глухарей вспугивали с вершин сосен. И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе — всё это я с детства полюбил и пережил». Мать, Любовь Александровна, музыкант, привила сыну вкус к музыке, Мать учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…» Лучшими друзьями Жени Чарушина были звери и птицы. Родительский дом с огромным, заросшим садом, был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили… «Были у нас кошки, банки с рыбками, птицы в клетках. На окнах заросли цветов — любимое дело матери» Звук «р» научился мальчик выговаривать, подражая крику вороны, а плавать — перебравшись через реку вместе со стадом коров и держась за хвост одной из них. Будучи шестилетним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они. Женя Чарушин не просто любил животных, он ещё их рисовал, изучал. Вырос мальчик, закончил Академию художеств в городе Петербурге. Но рисовать ему хотелось только птиц и зверей. Вот и обратился Евгений Чарушин в редакцию петербургского издательства, печатавшего книги для детей. Там предложили ему сделать рисунки для рассказа Виталия Бианки «Мурзук». История маленького рысёнка, которого подобрал старый лесник, понравилась Чарушину. И в 1928 году книга Бианки вышла с замечательными иллюстрациями (рисунками) Евгения Чарушина. Казалось бы, он нашёл себя. Одна за другой стали выходить детские книги с рисунками художника. Но хотелось Чарушину не только рисовать зверей и птиц так, «чтобы у ребёнка возникло желание погладить зверька», но и рассказать ребятам обо всём, «что видел, слышал и пережил…Как шатался по лесам и по болотам, как убегал от медведя, как убил первого волка, как лисицу перехитрил». В 1930 году появились его первые рассказы — «Медвежата», «Волчишко». Многие из этих произведений были детскими воспоминаниями писателя. Е.И. Чарушин, блестящий рассказчик - анималист, т.е. художник , изображающий животных. Е. И. Чарушин проиллюстрировал много книг В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака, а также свои собственные книги о животных. Размывами туши, акварели Е. Чарушин по-особому передает пушистый мех зверей. Для своих рисунков Чарушин использует всего 3—4 краски. Но это не мешает ему добиваться ощущения цветового богатства меха, оперения. Герои его словно живые. Е.И. Чарушин был разносторонне одарённый человек. Он играл на скрипке, изобретал, увлекался актёрством, занимался живописью, скульптурой. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. - Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер?
Слайд 6 Игра «Завершите фразу». - Ребята, на экране – начало фразы, а вы её продолжаете.
- Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с животными и природой.
- Е.И. Чарушин правдиво изображал животных, потому что много наблюдал за ними.
- Из его книг можно узнать о повадках, поведении и образе жизни животных.
- Художник, который рисует животных, называется анималистом.
- Кто профессии был Е.И. Чарушин? Подтвердились наши гипотезы? Выставка книг
Предположите, о чём или о ком будет произведение, с которым сегодня познакомимся? Высказывания детей записываются на доске. - Кто будет героем произведения? Родственник домашней хрюшке, И стоячие есть ушки. С пятачком. Большой. Всеядный! А ещё он дикий, стадный.(кабан) Предпеоложение оправдалось?
«Стратегия ключевых слов» - Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?
Фразы на доске: я рисую животных; все звери играют; придавил, отнял метлу; хрустнуло что-то сзади; идут на меня; всё из рук попадало; хочет сшибить, растоптать, забодать; громадные, с жёлтыми клыками; ползу, перебираюсь по загородке; чуть я не слетел; стыдно стало.
Слайд 7 -Предположите, как могут разворачиваться события?
Слайд 8-9 После прочтения указанных абзацев, учитель задаёт вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий. И выяснение непонятных слов. 2 абзац — Почему автор пришёл рано в зоосад? 13 абзац — Что может случиться дальше? 19 абзац — А вы бы испугались? Словарная работа со словарём Загородка, баловство, запер, акварель, небоскрёб. сопеть», «гуськом», «зоосад», «марал».хлев - Что будем оценивать при чтении? (Подбирать правильную интонацию. Читать безошибочно. Читать выразительно.) Поставить отметку за чтение в дневник и т.к. текст незнакомый учащийся может отказаться от тройки.
- Как бы вы поступили? -Понравился ли вам рассказ? -Что вызвало улыбку? -От какого лица идёт повествование ? -Кем является мальчик – художник? (Чарушин) Кто испугал автора?
- Подтвердились наши предположения о событиях в этом рассказе? Дополнение учителя: -Движения кабана неуклюжи, но быстры, плавает он превосходно и может проплывать значительные расстояния. Кабаны осторожны, но не трусливы; раздраженные, раненые или защищая детенышей, они очень храбры и опасны по своей силе и из-за крупных клыков. Днем кабаны лежат в выкопанной яме, а к вечеру выходят, чтобы купаться и отыскивать пищу, состоящую из растительности (корней, плодов, желудей и т. п.), а также различных мелких животных и падаль. Могут посещать поля овощей, зерновых, принося вред сельскому хозяйству, особенно тем, что разрывают и вытаптывают посевы. Очень редко кабаны нападают и на довольно крупных животных, больных или раненых, например, ланей, косуль, даже оленей, убивают и поедают их. Мясо кабана вкусно (за что он и был приручён), полезны также кожа и щетина. Но охота на кабанов сопряжена со значительной опасностью, так как они нередко бросаются на охотников, причём самцы (секачи) наносят раны своими мощными клыками; самки же, у которых клыки менее развиты, чем у самцов, сбивают неосторожных охотников с ног и топчут их передними ногами. Когда кабан бросается, лучше всего отскочить перед самим животным в сторону, так как кабан, пронесшись мимо, редко возвращается обратно для нового нападения. Опаснее всего старые кабаны, держащиеся в одиночку, а потому и называемые одинцами. - Как вы думаете, прослушав рассказы ребят, была ли у автора серьёзная причина испугаться кабанов? - Можем ли мы его осуждать за проявленную в данном случае трусость? Почему?
Вывод: Конечно, писатель испугался, но он сумел взять верх над своим страхом: не закричал, не поднял панику в зоосаду. Главное в такой ситуации умело уйти от опасности, сохранив свою безопасность и безопасность других людей.
- Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так? - Кабан – страшный зверь? - Почему автор их испугался? - Чем занимался Евгений Иванович в зоопарке? Прочитайте. - Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных? (Наблюдательность) - Когда происходит действие рассказа? Прочитайте. - Почему так рано? Прочитайте. - Проследим, как развивалось действие и эмоциональный настрой автора. Слайд 10 - С каким настроением работает художник до встречи с кабанами? Зачитайте. Интересно! Ничего не вижу!
- Как повёл себя художник, увидев, непрошенных гостей? Его эмоциональное состояние? Прочитайте. Всё из рук попадало! - Понравилось ли это Серёжке? Меня хочет сшибить с загородки. - Что так сильно напугало художника? Что он увидел? Громадные, с жёлтыми клыками.
- Какие чувства он испытывает? Прощай, моя акварель! Делать что-то надо! - Что он решает? Зачитайте его действия. - Как себя чувствует в это время автор? Вспотел со страху! - Что происходит в самый кульминационный момент? Зачитайте. - Состояние автора? Прочитайте. Стыдно стало!
У страха / глаза велики. Кто дрожит – / тот и бежит. Трусливому зайцу / и пень волк. Волков бояться – / в лес не ходить. Трус своей / тени боится. Храбрый не тот, кто страха не знает, / а кто узнал и навстречу ему идет. -Какой порок высмеивают пословицы? -Какие из пословиц больше всего подходят к рассказу? Узнали мы о повадках животных, прочитав рассказ? 12.Тест «Кто самый внимательный» У обучающихся сигналы с буквами «а, б, в.»ответы на доске Е.И.Чарушин родился: А)В Москве Б) В Вятке В) В Санкт –Петербурге. Произведение «Кабан» относится к жанру: А)Повесть Б) Рассказ В) Сказка Анималист, это художник, рисующий: А)Иллюстрации к сказкам. Б) Людей В) Животных Когда художник работал в зоосаду? А)Утром Б) Днём В) Вечером Он рисовал: А)Слона Б) Гималайского медведя В) Оленя Деревянный шар в зоосаду катал: А)Олень Б) Ягуар В) Волки Кабанов было: А)Пять Б) Шесть В) Семь
Были ошибки при ответах. Как вы думаете почему? Какое качество надо развивать?(Внимание)
При недостатке времени на уроке можно раздать памятки синквейна и дать домашнее задание - Пришло время подвести итог нашему уроку. - Мне бы хотелось, чтобы вы в группах написали синквейн. - Напомню, что синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение. Правила написания синквейна. Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме). Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных). Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола). Четвертая строка — что автор думает? (фраза из четырёх слов). Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме). __________________________________________________________________ Кабан ___________________________, _______________________________ ___________________, ______________________, __________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ (Один из вариантов синквейна) Кабан Громадный, беспокойный Чавкает, хрюкает, защищиется У кабана есть клыки Хищник - Вернёмся к нашим высказываниям «Верите ли вы, что…» что можно научиться плавать, держась за коровий хвост? что можно научиться понимать животное, его мимику и жесты? что мы сегодня познакомимся с интересным произведением? - Изменилось ли ваше мнение? (В зависимости от ответов детей). Оценивание работы групп. Оценивание работы каждой группы. Выявление наиболее активных участников (на усмотрение группы). Пояснение выбора с помощью слов-помощников.
Поставьте +, если вы полностью согласны с этой фразой, ? если сомневаетесь - я знаю всех писателей, которые пишут нам о животных - я знаю, как называются художники, изображающие животных - я всё знаю о повадках животных VII. Домашнее задание -Дома нарисуйте рисунок, к моменту, который вам понравился больше всего в этом тексте, и следующий урок мы начнём с выставки ваших работ. «Спасибо за урок». Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья?
| Слушают учителя, настраиваются на работу в классе.
Дети должны отвечать "Да" (хлопать) или "Нет" (топать)
Вырабаты- вают умение делать правиль ный вдох (носом); учится «увеличивать объем легких»; развивают умение правильно выдыхать.
Тренируют речевой аппарат, отработку навыка чтения целыми словами.
Высказы вают гипотезы
Активизи руют имевшиеся ранее знания, пробужда- ется интерес к теме, определя- ют цели изучения предстоя- щего учебного материала.
Проводят самооцен ку.
Слушают учителя.
Находят ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.
Предполо- жения детей. Работа в четвёрках. Работа с иллюстрацией учебника.
Чтение рассказа цепочкой по абзацам.
Дети подчёркивают карандашом эти фразы в учебнике.
Работа в парах. Один ученик зачитывает начало, другой конец пословицы
Обучающиеся считают на сколько вопросов ответили не верно.
Работа ведётся в группах.
| Коммуника- тивные УУД: Умение слушать и понимать речь других
Регулятивные высказывать свое предположе- ние.
Личностные: Уметь проводить самооценку.
Регулятивные:Уметь определять и формулиро вать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать свое предположе ние. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познава тельные: Уметь ориентирова ться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Предметные: Знать о творчестве Е.И.Чарушина. Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
Регулятивные: высказывать свое предположе ние; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки. Познавательные: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: высказывать свое предположение.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
Предметные: умение работать с иллюстрацией. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе.
Познавательные: Получать и использовать информацию.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.
Регулятивные: Уметь делать выводы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения следовать им.
Познаватель ные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.
Познаватель ные: Уметь ориентирова ться в своей системе знаний: Умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные: Уметь проводить самооценку.
|