Методическая разработка урока
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Методическая разработка урока
по литературному чтению во 2а классе по теме:
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Работа над образом моря – как одного из героев сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich_plany_urokov.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по литературному чтению во 2а классе по теме:
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Работа над образом моря – как одного из героев сказки.
Составила : Баширова ФаузияАбдулхамитовна, учитель начальных классов, первой категории, МБОУ «Тат. Каргалинская СОШ»
Цели и задачи урока:
- Проследить поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися моментами, характерное для сказки.
- Проследить смену эмоциональной окраски повторов.
- Обсудить нравственный вывод сказки.
- Развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенных навыков правильного, выразительного и осознанного чтения.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Методы работы: проблемный, частично-поисковый.
Формы обучения: индивидуальная, коллективная, в парах.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре.
Смело, чётко говорим.
И тихонечко сидим.
II. Подготовка речевого аппарата.
1. Язык, губы (оханье, язычок «лодочкой», чистим зубы.)
2. Дыхательная гимнастика.
1-2-3 глубокий вздох, «раз» - задержка дыхания, медленный выдох – за звуках [ ф], [ш], [с].
3. Прочитайте чистоговорку. Произнесите её медленно, а потом быстро.
Тара – тара – тараторка,
Быстрая чистоговорка,
Чистая чистоговорка,
Я её проговорю.
И пятерку получу.
III. Актуализация знаний.
(звучит музыка «Шум моря»)
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
К нам снова приходит сказка.
Слайд 1. У самого синего моря…
- Итак, мы побываем у моря, где жили старик и старуха из сказки А.С. Пушкина.
IV. Работа со сказкой .
1. Анализ сказочных примет.
- Давайте докажем, что это произведение сказка. А для этого найдём все сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке».
зачин Жил старик со своею старухой…(стр.90)
троектрактный повтор: три раза старик закидывает невод);
сказочный герой: золотая рыбка.
магическое число лет: жили 30 лет и 3 года.
чудеса: рыбка говорит.
поучительный характер сказки:
«Поделом тебе, невежа, наука:
Не садится не в свои сани».
- Почему народ над старичком насмеялся? Когда так говорят? (когда человек не соответствует месту, которое занимает).
В сказке есть устаревшие слова. Подберите к ним современные пары.
Слайд (на экране)
Быть на посылках
Чупрун
Белены объелась
Царские палаты
Чуб, челка, хохол
Быть в полном подчинении
Царский дворец
Сошла с ума, обезумила.
3. Анализ произведения.
1. Назовите главных действующих лиц сказки. (старик, старуха, рыбка, море)
2. Определите, какой сказочный герой произнёс эти слова. ( На каждой парте лежат листочки со словами.Работа в парах.)
«Не печалься, ступай себе с Богом!» - рыбка
«Воротись, дурачина, ты к рыбке» - старуха.
«Смилуйся, государыня рыбка!» - старик.
Физминутка.
Рыбки весело играют
В чистой свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся.
То зароются в песке.
4. Давайте проследим, как менялось море с приходом старика.
Слайд. «про море»
Рассмотрите данные рисунки.- Какими словами из сказки можно подписать каждый рисунок?
1. Видит – море слегка разыгралось
2. Помутилось синее море. (Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.)
3. Не спокойно синее море.(т.к. знало, море что речь пойдет о том, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто и избой старуха не довольна.)
4. Почернело синее море. (Все беспокойнее оно становится, но золотая рыбка с радушием встречает старика.)
5. Видит на море чёрная буря.
Так и вздулись сердитые волны.
Так и ходят, так воем и воют
(Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой нет пощады никому.)
6. Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде блеснула.
И ушла в глубокое море. (Ушла тем самым положить конец желанию старухи, властвовать не только на земле, но и на море.)
Почему? Потому что милость небезгранична.
- Везде ли море одинаково? Почему? (природа по-своему тоже реагирует на требования старухи) Рыбка чувствует переживания старика, беспокоится за него, поэтому её состояние переносится на море.
- Как вы считаете, попросил бы старик от золотой рыбки что-то для себя?
- Что же требует старуха от золотой рыбки, посылая старика к морю?
Слайд: Новое корыто. Новую избу. Желание быть «Столбовой дворянкой», быть «вольною царицей», быть «владычицей морскою», чтоб жить в окияне – море, чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках.
Творческая работа.
- А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?
- Любое ли желание может исполнить золотая рыбка?
- Ребята, вы нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.
Зачитайте, пожалуйста, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это?
- Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляет там себе на просторе. (дети прикрепляют рыбок на рисунок моря)
Работа с рисунками детей.
- Перед вами «Картинная галерея», созданная вашими руками. В ней я поместила ваши рисунки по «Сказке о рыбаке и рыбке». Я предлагаю вам создать свою книжку, вот какую обложку я оформила к ней. В нашу книжку войдут ваши рисунки.
Выразительное чтение отрывков из сказки.
- Кто из вас желает прочитать понравившийся отрывок?
Рефлексия.
- Не замечали ли вы, что иногда ваше поведение похоже на поведение старухи?
- Когда это бывает?
- Можете ли вы такие нравиться окружающим людям?
Итог урока.
Проходят года…. Но время не властно над памятью поэта.
- Какой же урок преподал нам великий поэт? Выберите наиболее точную формулировку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...