А. Фет "Весенняя гроза"
презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему

Урок литературного чтения с использованием системно-деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_a._fet._vesennyaya_groza.docx50.17 КБ

Предварительный просмотр:

А. А. ФЕТ «ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ»

предметы начальной школы ( литературное чтение)

Щербакова Ольга Анатольевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 10 станицы Петропавловской Курганинский район

Технология проведения

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

           УУД

I этап.

Мотивационный

- Сегодня у нас урок литературного чтения.

На доске пословицы о дожде. Демонстрационный материал № 1. Приложение № 1

‒Ребята, прочитайте пословицы. О чем говорится в каждой из них?

-О дожде

‒Объясните их смысл.

Личностные

 формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения мыслей на уроке, формирование осознания смысла учебных действий

II этап.

Актуализация знаний

‒Над какой большой темой мы с вами работаем?

‒Поэтическая тетрадь.

‒Что такое поэзия? (Ответы детей)

‒Какие виды литературы вы знаете?

‒Что вы знаете о каждом виде?

‒С какой целью вы это повторили?

Это нам поможет узнать новое.

‒Следующее задание вы будете выполнять в группах. Перед вами названия видов литературы и фрагменты из разных произведений. Вам надо соединить отрывки с названием вида, к которому относится отрывок. Демонстрационный материал № 2. Приложение № 1

‒Что вам помогло сделать это задание? (Эталоны.) Презентация SMART .

‒ Вы повторили все, что вам сегодня пригодится на уроке.

Личностные формирование мотивации к учебной деятельности

Регулятивные формировать умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.  Познавательные формирование умения строить логическую цепь рассуждения, проводить анализ с целью выделения признаков, выбирать эффективный способ решения.

Предметные знать определение жанры литературы и их отличительные признаки.  Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

III этап.

Выявление места и причины затруднения.

- Мне вчера пришло письмо из Далёкой страны Чили.

Учитель читает текст письма. Приложение № 2. Испанский и русский вариант. Показ мультимедийной презентации. Для аудио восприятия письма можно использовать интернет.

- Что мы узнали из письма?

- Есть места, где люди никогда не видели дождя.

- Можем ли мы помочь Алехандро и Анхелике Родригес рассказать о дожде, который они никогда не видели?

Дети отвечают. Предлагают показать фильм, описать словами, дать послушать запись дождя.

Посмотрите, у нас разные точки зрения. Можем ли мы утверждать, что чьё-то мнение правильное? (Нет.)

– Можете ли вы обосновать свой вариант? (Нет, не можем.)

– С чем столкнулись? (С затруднением.)

– Ваши действия? (Надо остановиться и подумать.)

– Подумали?

‒ Почему возникает затруднение? (Нам не хватает знаний Мы не знаем, как рассказать о дожде так, чтобы они это действительно поняли)

‒Действительно, трудно описать какое-либо природное явление тому, кто его никогда не видел. Необходимы веские доказательства и примеры.

Предметные рассуждать, применять изученные понятия.

Личностные умение слушать и слышать своих одноклассников, умение взаимодействовать

Познавательные умение самостоятельно выделять и формировать познавательную задачу.

Предметные: прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.

IV этап.

 Построение проекта выхода из затруднений.

‒Давайте вспомним всё, что мы себе представляем, когда говорим слово «дождь». Я вам помогу в этом.

‒Попадали ли вы под дождь?

‒Что вы при этом чувствовали, ощущали?

‒Вы слышали такое выражение: «На улице пахнет дождём»? А как пахнет дождь? Поднимите руку, кто когда-нибудь слушал дождь.

‒Похож ли шум дождя на музыку?

Дождевая капля – дождевая нота. Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах.

Заранее подготовлена таблица. Презентация SMART. И во время объяснения учителя она открывается:

Зрительные образы              

краски  

звуки

запахи

 Ребята называют слова, которые ассоциируются у них с дождём, а учитель или 1 из учеников записывает их в соответствующую колонку.

Художники, музыканты представили нам своё видение дождя. Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть картины на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь. (Ответы 2-3 учеников)

‒Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя. Каждый видит, слышит, ощущает дождь по-своему. Наши дожди имеют разное настроение. Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.

‒Значит, какую цель поставите перед собой? (Создать образную картину дождя, составим творческую работу, которая поможет нам полнее описать такое явление, как дождь.)

‒Что поможет нам это сделать? (Учебник, энциклопедия, можно спросить у родителей или учителя, интернет.)

‒Для организации дальнейшей результативной работы, что вам необходимо? (План работы.)

‒Кто сможет составить план работы? На доске фиксируется план

1. Познакомится с текстом учебника.

2. Выделить в стихотворении уже предложенные ассоциации.

3. Найти средства выразительности.

4. Дополнить выделенные ассоциации мелодиями, зрительными образами.

- У нас уже есть готовые иллюстрации дождя, есть подготовленное мной музыкальное произведение «Вальс дождя», есть аудиозапись дождя. Достаточно ли этого для полного описания? (Нет)

‒Какое описание дождя вы бы ещё добавили? (Словесное)

‒Кто передаёт при помощи слов нам своё видение дождя? 

Поэты и писатели.

‒Можно ли назвать их мастерами слова? (Да)

‒Кто же лучше выполнит любую работу мастер или ученик? (Мастер)

‒Кто же лучше опишет словами дождь мы ученики или поэт А. Фет? (Поэт)

‒Сегодня на уроке мы познакомимся с дождём поэта ΧΙΧ века А. А. Фетом. Поэт создал свой дождь – весенний. Тема урока «Афанасий Афанасьевич Фет. «Весенний дождь». Мультимедийная презентация. 

Учитель выразительно читает стихотворение А. А. Фета «Весенняя гроза» на фоне аудиозаписи настоящего дождя.

Регулятивные умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, формировать умение составлять план и последовательность действий.

Предметные: читать и воспринимать на слух лирические тексты. Создавать словесные картины по тексту стихотворении.

Познавательные формировать умение строить алгоритм выполнения задания. 

Личностные: умение отражать внутреннюю позицию учащихся, умение сотрудничать. Формирование умения взаимодействовать, умение слушать и слышать своих одноклассников.

Коммуникативные умения проявлять активность во взаимной деятельности для решения коммуникативных и познавательных задач, предлагать помощь и сотрудничество.

V этап.

 Реализация построенного проекта. Первичное закрепление и самопроверка по эталону.

‒Понравилось ли вам изображение весеннего дождя А.А. Фетом?

‒Какое настроение передаёт поэт читателям?

‒Сначала мы с вами проанализируем стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь». Откроем учебник и обратимся к тексту стихотворения.

‒Какие образы возникают в вашем воображении при чтении этого стихотворения? (Окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно)

‒Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? (Глаголы)

‒Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? (10)

Такое обилие глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать движение. Обратите внимание на начало 2-го четверостишия. Прочитаем две первые строчки 2-го четверостишия.

‒Как вы понимаете слово завеса? Давайте обратимся к словарной статье. (Приложение №3. У каждой группы на столе) Прочитаем и запомним значение этого слова. Как вы видите, слово многозначное.

‒В каком значении слово «завеса» представлено в стихотворении?

‒Какое художественно-изобразительное средство применил автор во 2-ой строке 2-го четверостишия? (Метафора)

‒Что такое метафора? Вспомним определение, обратившись опять к словарной статье.

‒Посмотрите внимательно, есть ли во втором четверостишии ещё какое-нибудь средство выразительности? («Будто в золотой пыли», сравнение)

‒Какое слово указывает на сравнение? Вспомним определение, обратившись опять к словарной статье.

‒Прочитаем выразительно стихотворение ещё раз. Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения: «И что-то к саду подошло/ По свежим листьям барабанит».

‒А что подошло к саду? (Дождь)

‒Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя? (Олицетворение). Вспомним определение, обратившись опять к словарной статье.

Познавательные развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

Коммуникативные формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

Предметные: находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворении, эпитеты, сравнения. Определять настроение поэта и лирического героя.

VI этап.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  Включение системы знаний и повторений.

‒Сегодня у нас необычный урок – это урок, на котором мы создадим полную картину дождя. Для этого у нас выделены целых 4 группы: литературная, художественная, творческая и проектная. Каждый из вас перед уроком выбрал ту, в которой ему хотелось бы работать.  Каждая группа получила своё задание. Выполняя которое, нужно постоянно обращаться к тексту стихотворения А. Фета.  На работу отводится 10-12 минут.

‒Вы готовы поработать самостоятельно и проверить знания, которые вы сегодня открыли?

Самостоятельная работа учащихся по группам.

Задания для групп– Приложение  № 4.

Словарная работа – Приложение № 3. 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Презентация SMART.

Создание группового творческого продукта.

Социализация (предъявление созданного продукта всем участникам).

‒Мы сейчас создали с вами наш коллективный весенний дождь, который богат разнообразными зрительными образами, разноцветными красками, а также запахами и звуками.

Познавательные умение строить алгоритм выполнения задания.

Регулятивные умение составлять план и последовательность

действий.

Личностные умение сотрудничать, готовность и способность к саморазвитию.

Коммуникативные умения проявлять активность во взаимной деятельности для решения коммуникативных и познавательных задач, предлагать помощь и сотрудничество.

Предметные: участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.

IX.

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

‒Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока.  Что мы хотели выяснить? (Возможно ли создать полную образную картину дождя)

‒Какой ответ вы можете дать?  (Возможно.)

‒Давайте сделаем общий вывод о том, через что осуществили мы создание образа дождя?  (Через фотографии, стихотворение, музыку, аудиозапись.)

‒Верно. Как вы считаете, вы справились с затруднением? (Да.)

‒Почему вы так решили? (Мы достигли поставленной цели, создали образную картину дождя, сделали вывод.)

− Что пока не получилось? У кого остались затруднения?

− Какую задачу перед собой поставите?

‒Достигли мы целей, поставленных в начале урока?

‒Как вы думаете, чему будет посвящён следующий урок?

‒Кто считает, что хорошо разобрался в теме урока?                                  

Оцените свою работу по «лестнице успеха»: отметьте, на какой ступеньке, вы считаете, находятся ваши знания по данной теме. Презентация SMART.

Письмо запечатывается для отправки.

Познавательные удовлетворение познавательных интересов

Регулятивные способность

адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Коммуникативные формулировка собственного мнения и позиции.

Личностные формирование самооценки.

Предметные  формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Пояснительная записка

Тема

А. А. Фет «Весенний дождь»

Класс

4

Характеристика класса

25 человек, из них 10 девочек, 15 мальчиков. Большинство детей любят рассуждать, устанавливать причинно- следственные связи, у них развито логическое мышление, такие мыслительные операции как: анализ, синтез, сравнение. Ответы этих детей отличаются глубиной, содержательностью. Учатся грамотно излагать свои мысли, пытаются отстаивать свою точку зрения.

          Хорошо развита речь, эмоциональна, выразительна. Развито творческое воображение. В процессе творческих заданий обнаружено, что дети хорошо находят рифмы, сочиняют интересные предложения, рассказы, и даже небольшие стишки.  Любят читать. С удовольствием общаются друг с другом, помогают и объясняют.

Тип урока

урок построения системы знаний

Направление

Предметы начальной школы (литературное чтение)

УМК

Школа России

Авторы программы

Л. Ф. Климанова, М.В.  Бойкина  

Учебник

Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.

4 класс. Часть  2. 2010 год

Раздел

Поэтическая тетрадь

Место раздела

весна

Количество часов

3 часа в неделю, 102 часа за год

Форма проведения

групповая

Цель

научиться анализировать стихотворение А.А.Фета «Весенний дождь»;

научиться составлять образную картину;

составить творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление, как дождь.

Задача воспитательная:

воспитывать  любовь к  русской литературе, к яркому, образному слову

Задача развивающая:

развивать  мышление, речь, память, творческие  способности  учащихся

Задача обучающая:

Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворении, эпитеты, сравнения.

Планируемый результат

Создание группового творческого проекта, создающего целостную картину явления дождь

Основные понятия

олицетворение, метафора, сравнение.

Интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/602967/ 

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/11/07/urok-literatury-v-5-klasse-po-teme-aafet-vesenniy-dozhd 

Технические средства обучения

компьютер, медиапроектор  и  мультимедийный  экран  для  компьютерной  презентации, интерактивная презентация, интерактивная доска, интернет 

Методическая литература

карточки для индивидуальной работы, словари: орфографический словарь, толковый словарь, краткий словарь литературоведческих терминов, демонстрационный материал

Демонстрационный материал:

№ 1

                                               

   

                                                             

№ 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-спектакля "Гроза 1812 года" (3 класс)

Данный урок разработан по системе "Школа 2100", но может быть применен к любой программе.  Цель: способствовать формированию  представления о содержании исторического процесса, через ознако...

Урок окружающего мира в 3 классе "Гроза 12 года"

Урок окружающего мира в 3 классе "Гроза 12 года" по ОС "Школа 2100"...

Методическая разработка урока истории по курсу «Мое Отечество» по теме: «Гроза 1812 года"

Цель урока:Познакомить учащихся с причинами, событиями и итогами Отечественной войны 1812 года.Задачи урока:- познакомить с политической обстановкой Европы с 1799 по 1815 годы- познакомить с выд...

Гроза Двенадцатого года

Главная познавательная задача: -- довести до осознания ребятами мысль о том, что главная ценность государства -- это общество, люди, которые героическими усилиями, иногда ценою жизни готовы отст...

Гроза Двенадцатого года

Главная познавательная задача: -- довести до осознания ребятами мысль о том, что главная ценность государства -- это общество, люди, которые героическими усилиями, иногда ценою жизни готовы отст...