Конспект урока-спектакля "Гроза 1812 года" (3 класс)
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Данный урок разработан по системе "Школа 2100", но может быть применен к любой программе.
Цель: способствовать формированию представления о содержании исторического процесса, через ознакомление с яркими историческими личностями, введение элементов хронологии и причинно- следственных закономерностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_groza_1812_goda.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 13
Тракторозаводского района г.Волгограда
Конкурс
«Недаром помнит вся Россия»
Методическая разработка урока-спектакля на тему
«Гроза 1812 года»
(3 класс)
«Гроза двенадцатого года настала-
Кто тут нам помог?
Остервенение народа, Барклай, зима
Иль русский Бог?»
(А.С. Пушкин)
Составила
учитель начальных классов
Рудакова Е.В.
Волгоград, 2012г.
Цель: способствовать формированию представления о содержании исторического процесса, через ознакомление с яркими историческими личностями, введение элементов хронологии и причинно- следственных закономерностей.
Задачи:
- сформировать представления учащихся о войне 1812 года, познакомить с определением «отечественная война»;
- развивать память, воображение, умение обобщать, делать выводы;
- воспитывать любовь к Родине, интерес к ее истории.
Тип урока: урок-спектакль и урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Используемое оборудование: карта «Отечественная война 1812 года», в/материал «Бородинское сражение», кроссворд, тесты, инд. карточки с текстом, костюмы Наполеона, Суворова, Клио.
Ход действия:
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Выход Клио: Добрый день ребята. Я - Клио, покровительница истории.
А вы знаете, что такое история? Это рассказ о том, как люди жили в давние времена. А я слежу за тем, чтобы рассказ был правдив. Сегодня на уроке мы узнаем о грозной опасности, с которой столкнулась наша страна в 1812 году, познакомимся с понятием «отечественная война».
II. Проверка домашнего задания.
- Давайте проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков.
- О какой эпохе в жизни истории России мы говорили на прошлых уроках? (Российская империя). Я предлагаю решить кроссворды по этой теме и вспомнить изученный материал.
1 кроссворд
1. Имя русской императрицы, считавшей себя продолжательницей дела Петра 1.
2. Великий русский полководец, которому принадлежит фраза: «Побеждают не числом, а уменьем.
3. Турецкая крепость, взятая русскими войсками под предводительством Суворова.
4. Так называли крестьян, которых дворянин мог продать и купить.
5. Люди, которые помогали императору управлять государством.
2 кроссворд
1. Какое прозвище получил Петр 1 в истории России? (Великий)
2. Кем стал Петр 1 с1721 года?
- Давайте вспомним, что нового появилось в России при Петре1
3. Он создал новый … (флот)
4. При нем была выпущена первая … (газета)
5. Открыт первый … (музей)
6. Открыта первая … (библиотека)
7. Появился новый … (календарь)
Кроссворд «Российская империя»
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
| 2 | 3 | 1 |
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 | 5 |
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 | 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Работа над новой темой.
Выход Наполеона: Как ты богиня, живущая на небесах, можешь знать правду о нас людях? А ведь именно мы люди совершаем поступки, о которых рассказывает история. Уступи мне право рассказать нашим гостям об истории.
Клио: Какой вы невежливый вы даже не поздоровались с ребятами. Ребята это Наполеон – правитель Франции, (слайд с портретами Наполеона)
Наполеон: О, как их много! Здравствуйте ребята. Да, я управлял Францией. У меня есть с собой географическая карта, кто знает, где здесь ваша страна Россия? А вот здесь Франция. Для того чтобы увидеть мою историю нам необходимо совершить путешествие на 200 лет назад. Назовите, какой сейчас год? Найдите на вашей карте отметку 2012, а теперь назад во времени переместимся на 200 лет назад и окажемся в 1812 году.
Стих о Кутузове, слайды.
И Кутузов предо мною,
Вспомню ль о Бородине,
Он и в Белой был фуражке,
И на белом был коне.
Чрез плечо повязан шарфом,
Он стоит на высоте,
И под старцем ярко блещет
День в весенний красоте.
Мыслью он парит над битвой,
И его орлиный взгляд
Движет волею и силой
Человеческих громад.
Вяземский П.А.«Поминки по Бородинской битве»
Выход Кутузова: Будьте здоровы молодцы и молодицы! Я – Михаил Илларионович Кутузов, русский полководец.
Наполеон: Это не честно, я первый начал рассказывать эту историю.
Кутузов: Одна голова хорошо, а две лучше. Правда, ребята? Если вдруг Наполеон что-то забудет, я ему подскажу.
Наполеон: Я привел свою армию в Россию, чтобы захватить ее богатства, земли, дома. Мой поход начался летом. За 90 дней Великая французская армия дошла до столицы России. Как называется столица России? Захватив Москву, моя армия захватила Россию.
Кутузов: Подожди Наполеон, ты кое о чем забыл?
Наполеон: О чем?
Кутузов: О Бородинском сражении. Ребята, Наполеон поспешил, рассказывая вам о взятии Москвы. Недалеко от столицы на пути французской армии встала русская, самая важная битва случилась у деревни Бородино.
14. Стих о Бородинском сражении, слайды.
Как ярилась, как кипела,
Как пылила, как гремела
Здесь народная война
В страшный день Бородина!
На полки бросались,
Холмы в громах загорались,
Бомбы падали дождем
И земля тряслась кругом
Жуковский В.А.«Бородинская годовщина»
Наполеон: Кутузов обманул меня! После Бородинского сражения, русская армия без боя сдала Москву. Жители города увезли с собой все что смогли, сожгли свои дома.
Кадры из фильма «Война и мир» (горящая Москва).
Кутузов: Армия Наполеона сидела в сожженном городе им нечего, было, есть, негде было жить – все сгорело. Моя армия ожидала, пока французы проголодаются и начнут замерзать. Наступила осень. Стало очень холодно.
Наполеон: Кутузов перехитрил меня, я понимал, что в разрушенном городе нельзя зимовать, но захватить другие города не мог, потому что русская армия хорошо защищала их. И поэтому я отдал приказ вернуться во Францию. Больше мне нечего рассказывать. Я уехал домой.
От взорванных кремлевских стен
Отхлынув бурную рекою,
Помчались по своим следам.
Жуковский В.А. «1812 год»
Кутузов: Счастливого пути. Наполеон потерял в снегах России всю свою армию. До 1812 года он ни разу не был побежден, но русская зима победила армию, покорившую пол мира.
Клио: Это история случилась 200 лет назад. Очень давно. Но во всем мире помнят об ошибке Наполеона, который хотел сделать свою страну богатой, ограбив другие страны. Война с Россией не принесла ему славы, после 1812 года Наполеон перестал править Францией. А русский народ до сих пор помнит о мудром решении Кутузова и славит его ум. Давайте поблагодарим его. На три-четыре «Спасибо».
Кутузов: На прощание я хотел бы подарить вам карту. Когда вам захочется вновь совершить путешествие во времени, откройте ее и вспомните о подвиге русского народа, победившего Наполеона в 1812 году.
Стих (все участники).
…На полях Бородина.
Там земля окрещена:
Кровь на ней была святая;
Там, престол и Русь спасая,
Войско целое легло
И престол, и Русь спасло.
Жуковский В.А. «Бородинская годовщина»
IV. Проверка изученных знаний.
Тест «Отечественная война 1812 года»
1. Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец …
1). Багратион 2). де Толли 3). Наполеон
2. Французская армия вторглась в Россию …
1). 1821 году 2). 1812 году 3). 1818 году
3. Главнокомандующим русскими войсками был назначен …
1). М. И. Кутузо 2). А. В. Суворов 3). Ф. Ф. Ушаков
4. Бородинская битва произошла …
1).26 января 1812 года 2). 26 августа 1821 года 3). 26 августа 1812 года
5. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения?
1). оставить Москву;
2). дать под стенами Москвы еще одно сражение;
3). признать Наполеона победителем.
6. Война 1812 года называется Отечественной потому, что …
1). главное сражение произошло под Москвой;
2). на войну поднялся весь народ;
3). вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия.
Фронтальная проверка: 3 2 1 3 1 2
V. Итог урока.
- Почему война 1812 года называется Отечественной?
- Чем прославился полководец М. И. Кутузов?
VI. Оценивание. Домашнее задание.
1) № 54 (тетрадь) – работа с контурной картой.
2). По выбору:53 – решить кроссворд или составить свой собственный кроссворд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" 4 класс
2012 год объявлен годом Российской истории. В преддверии празднования величайшей даты: двухсотлетия со дня Бородинской битвы , мы вспоминаем основные исторические моменты и героев Отечественной войны ...
Конспект урока по истории 4 класс "Отечественная война 1812 года"
На учителях начальных классов лежит особая ответственность перед учащимися. Они закладывают основы познавательного интереса в учениках. Они первыми знакомят детей, пришедших из детского са...
Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года", 4 класс, Плешаков
Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года" 4 класс, Плешаков...
Конспект и презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Отечественная война 1812 года"
Данный конспект и презентация поможет провести урок окружающего мира в 4 классе по теме "Отечественная война 1812 года"...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс Школа России на тему: "Отечественная война 1812 года"
Тип урока: Изучение нового материала. Цель: Сформировать первоначальное представление об историческом периоде Отечественной войны 1812 года. Показать значимость победы русского народа в отечественной ...
Отечественная война 1812 года. Роль М.И. Кутузова в войне 1812 года.
Дается небольшая историческая справка о сражении Французской армии с Российской империей. Какие роли играют генерал Бонапарт Наполеон и великий полководец Михаил Илларионович Кутузов....