Разработки уроков по литературе
план-конспект урока по чтению на тему

Разработки  уроков по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon balmont.ppt475.5 КБ
Файл balmont.docx68.28 КБ
Office presentation icon k_uroku_42_pryzhok.ppt931 КБ
Microsoft Office document icon urok_42.doc54 КБ
Файл skrebitskiy_vesna.docx14.52 КБ
Файл urok_literaturnogo_chteniya_po_teme.docx16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Константин Дмитриевич Бальмонт

Слайд 2

Константин Дмитриевич Бальмонт «К зиме»

Слайд 3

Модель обложки « К зиме»



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                      Предмет литературное чтение

                                                                                                                                                                                           
Класс 4

                                                     Тема урока_К.Д. Бальмонт «Снежинка»

Тип урока

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Дидактическая цель

Учить интерпретировать , обобщать и преобразовывать информацию,  научить работе над словом, понимать художественный текст с точки      зрения содержания, художественных средств выразительности.

.

Планируемые результаты

Объединили все результаты по этапам.

Основные понятия

С содержания урока.

Ресурсы:

Учебник,электронное пособие к уроку.

Формы работы

Индивидуальная, работа в паре, коллективная.

Этап технологии и цели

Результаты

Личностные, метапредметные.

предметные

               Задания для учащихся

Взаимодействия в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающегося

I. Мотивация к учебной деятельности «хочу»

Цели:

- Создать эмоциональный

настрой на урок

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки

- уточнить тип урока;

- наметить шаги учебной  деятельности.

Личностные: ценностное отношение к образовательному процессу.действие смыслообразования,мотивация

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление своих мыслей в устной форме

Предметные: выделение главного в увиденном (услышанном)

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, желаю вам интересной работы.

- Посмотрите на доску, прочитайте про себя, вслух, шёпотом, громче, очень громко

На коньках начнём кататься
Мы на звонком льду. ///
Будет смех наш раздаваться
В парке на пруду. ///

Какую интонацию вы выберите для прочтения отрывка?http://festival.1september.ru/articles/519444/img5.jpg(на доске рисунки лиц с разными эмоциями)
Ответ:
- Весёлую.
- Читаем весело. Кто знает, из какого произведения этот отрывок? («К зиме».)

- Кто автор?( К.Д.Бальмонт)

- Какая модель обложки подходит к этому произведению?
Модели обложек раскрашены в три цвета: зеленый – о природе (З), желтый – о детях (Ж), красный – о родине (К). Треугольник на модели обозначает стихотворение.

http://festival.1september.ru/articles/519444/img1.jpg

- Почему вы выбрали вторую модель?

(-Жанр – стихотворение, тема – о детях.)

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

Подготовка класса к работе

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. «надо» и «могу»

Цели:

- организовать актуализацию знаний.

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

-подвести к раскрытию темы урока.

Личностные:смыслообразование  (связь между учением и его мотивом)

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; оформлять свои мысли в устной   форме;

Познавательные: логические: анализ объекта с целью выделения признаков

Предметные: повторение  

 -Что было задано на дом?
- Выразительно читать произведение К. Д. Бальмонта «Россия»
- Поработайте парами, послушайте друг друга, проверьте домашнее задание.
-Скажите, кто вам очень понравился, кого вам очень хочется послушать?

(Дети предлагают несколько человек, учитель просит выразительно рассказать наизусть стихотворение, ставит и комментирует оценки)

Выдвигает уровень знаний.

 Определяет типичные недостатки.

Организует  актуализацию знаний о решении проблемы чистоты в городе.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности

Выполняют задания тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Высказывают своё предположение.

Фиксируют индивидуальное затруднение.

Уточняют второй шаг учебной деятельности.

III. Выявление места и причины затруднения.

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения

-подвести к теме урока

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопроса;

Познавательные:общеучебные - самостоятельное выделение, формирование познавательной цели, логические - формулировка проблемы.

Предметные: выявлять   место затруднения и причину его появления

-Кто, угадай-ка?

 Седая хозяйка!

 Тряхнёт перинки –

 Над миром пушинки.(зима)

         - Это время года вдохновляло многих творческих людей.

Композиторы перекладывали звуки зимы на ноты.

Художники отображали красоту зимы на своих полотнах.

А поэты посвящали ей свои стихи.

 Одним из таких поэтов был Константин Дмитриевич Бальмонт.      ( портрет на доске) - Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством поэта Константина Дмитриевича Бальмонта .
На доске: Константин  Дмитриевич  Бальмонт
(1867-1942)

 

Организует выявление места затруднения.

Организует

фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Подводит к теме урока.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Уточняют тему урока

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические-решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное содружество в поиске и выборе информации.

Предметные: анализировать, делать выбор, планировать свои действия

- Послушайте произведение и определите его жанр и тему.
У доски читает заранее подготовленный ребёнок.
- Понравилось вам произведение?
Что понравилось?
Ответы детей.
- Определите жанр и тему этого произведения.
Ответ:
- Это стихотворение о природе.
- Сделайте модель обложки.
Дети самостоятельно выполняют модель обложки, учитель вызывает несколько человек к доске для проверки.
- Почему вы выполнили такую модель?
Ответ:
- Жанр – стихотворение, тема о природе.
Учитель открывает свою модель на доске.

http://festival.1september.ru/articles/519444/img2.jpg

- Прочитайте название произведения
 Ответ:
- К.Д. Бальмонт «Снежинка».

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Называют средства.

V. Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

-научить самостоятельно  искать и выделять необходимую информацию, используя различные источники.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические-решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное содружество в поиске и выборе информации

Предметные: ознакомление с новым материалом

Работа над текстом.

- Прочитайте название произведения.
Прочитайте начало произведения.
Что сказано о снежинке?
Какая снежинка?
Прочитайте, куда летит снежинка
Прочитайте, как качается на ветру снежинка?
Что покинула снежинка?
Учащиеся находят и читают вслух ответы на вопросы.
- Поработаем со словарным словом?

Ваши предположения, что означает слово «низринула»?
Учитель выслушивает предположения детей
-Давайте прочитаем в словаре, как объясняется это слово. Прочитайте строчки с этим словом.(работа со словарем)

- Как скользила снежинка?

 Прочитайте. С чем сравнивается снежинка?
Ответ:
- Снежинка сравнивается со звездой.
- Найдите: сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры.
Ответы. Дети находят в тексте и доказывают, что это, например: сравнение – снежинка сравнивается со звездой, олицетворение – дрожит, взметается, как живой человек и т.д.  
- Прочитайте  в учебнике сноску о метафоре. Найдите их в тексте прочитайте.
Учащиеся находят в тексте и доказывают свои ответы.
- Какие строки говорят, что поэт восхищается снежинками? Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки? (Рассуждения детей) Кто из вас любовался снежинкой? Сколько лучей у снежинки? (Всегда 6) Подходит ли иллюстрация к этому произведению?
Ответы детей:
– Нет, не подходит, потому что в стихотворении снежинка красивая, блестящая, белая, как звезда, а на рисунке бледная и маленькая.

Создаёт условия для поиска информации, проведения исследования

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.

Организует устранение затруднения.

Самостоятельно ищут необходимую информация, проводят исследования

Под руководством выполняет составленный план действий.

Высказывают свои версии, решения проблемы,

Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организоватьусвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

-закрепить алгоритм работы

Личностные: ценностно -смысловое

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательныеобщеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра, самооценка

Предметные: анализировать, устанавливают причинно-следственные связи, находить пути решения проблемной ситуации, делать выводы, работать  с разными источниками информации

- Поработаем над выразительным чтением, разберём партитуру стихотворения.

Прочитайте первую строфу, вторую строфу и т.д.
Как написано стихотворение?
Ответ:
- Это четверостишие.
- Назовите рифмы в 1-м, 2-м, 3-м и.т.д. четверостишиях.
Учащиеся находят в тексте и доказывают, что это рифма.
- Какие это рифмы?
Ответ:
- Перекрёстные.
- Определите ритм стихотворения ( Дети считают гласные буквы в каждой строчке, и говорят, что количество гласных в строках одинаково и повторяется)

.

Создаёт проблемную ситуацию

Устанавливает осознанное восприятие.

Организует усвоение учениками знания с проговариванием во внешней речи.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Решают типовые задания и проговаривают алгоритм вслух

Чтение сообщений в учебнике с проговариванием.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (выбор правильной ситуации при решении проблемы).

Цели:

-проверить уровень приобретённых знаний

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Личностные: самоопределение; ценностное отношение к образовательному процессу

Регулятивные:  контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; самооценка

Познавательные, общеучебные:

умение осознавать и произвольно строить речевое высказывание.

Предметные: работать самостоятельно, строить схематические модели, анализировать, делать выводы, применять теоретические знания на практике,

 сопоставление и самооценка  результатами эталона.

Работа в тетради стр.21

- Прочитайте 1-ое задание, поработайте парами.
Когда дети заканчивают работу в парах, они поднимают ладошку к ладошке вверх. Учитель видит, что работа закончена, проверяет работу у нескольких пар и предлагает детям стать ассистентами. Дети идут по классу и проверяют работу у других учащихся.

-Прочитайте  стихотворение, расставьте логические паузы, потренируйтесь для пробного выразительного чтения, почитайте друг-другу.

Кто готов попробовать прочитать выразительно?
 Проверка 1-2 человека, обсуждение.

Организует деятельность по применению новых знаний

Выполняют самостоятельную работу.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Проговаривают решения проблемных ситуаций.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- организовать повторение умений  и подготовка к восприятию нового материала

Регулятивные: прогнозирование

Коммуникативные: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

Познавательные:

автоматизация умственных действий по изученным нормам и связь с последующим материалом

-Прочитайте  стихотворение, расставьте логические паузы, потренируйтесь для пробного выразительного чтения, почитайте друг-другу.

Кто готов попробовать прочитать выразительно?
 Проверка 1-2 человека, обсуждение.

Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Выполняют задания и прогнозируют следующую тему.

IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

-проверка способности самооценки, как личностный результат;

- зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Личностные: нравственно-этическое оценивание, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, волевая саморегуляция;

Познавательные: рефлексия , умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Предметные: анализировать, выстраивать логическую цепь, доказывать

Учитель:
- Я благодарю вас, ребята, за совместно проделанную на уроке работу.
Понравился ли вам урок? Что понравилось? Кто автор этого произведения? Какие произведения писал Константин Дмитриевич Бальмонт?
Ответ детей:
- Жанр – стихотворения. Тема о природе, о родине, о детях.
- Дома выучите стихотворение по желанию наизусть. Творческое .задание – нарисуй свою снежинку, напиши   небольшое       стихотворение.

Учитель комментирует оценки.
-  Я хочу вам сказать большое спасибо за работу на уроке.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цели с результатом. Степень их соответствия.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Лев Николаевич Толстой «Прыжок» (быль)

Слайд 4

Объясните значение словосочетаний: Перенести вещи Перенести болезнь Перенести страх Перенести обиду

Слайд 5

воз-вра-щ а л-ся пе-ре-др а з-ни-ва-ла за-бав-л я -ют-ся за-це-п и в-шись раз-за-д о -рил-ся

Слайд 6

вдр е -без-ги о-п о м-нил-ся при-ц е -лил-ся раз-мах-н у л-ся

Слайд 8

Действия обезьяны: Вертелась Корчилась Прыгала Делала смешные рожи Передразнивала Расходилась Сорвала шляпу Дразнила мальчика Подманила Показывала зубы Радовалась

Слайд 9

Действия мальчика: Не знал, смеяться или плакать Пригрозил Крикнул Скинул Бросился за обезьяной Взобрался Раззадорился Бросил мачту и ступил на перекладину Глянул вниз и зашатался Размахнулся и прыгнул Вынырнул и стал дышать.

Слайд 10

смелость желание испытать себя мальчишеский задор стремление отстоять свое достоинство упрямство желание покрасоваться глупость желание доказать, что он сын капитана.

Слайд 11

стремление отстоять свое достоинство мальчишеский задор желание доказать, что он сын капитана

Слайд 12

Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику, сыну капитана-корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему или плакать.

Слайд 13

Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел , скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту.

Слайд 14

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выде­лывали обезьяна и капитанский сын; но, как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Слайд 15

... Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать. Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтобы никто не видал, как он плачет.

Слайд 16

Мне захотелось… Я задумался… Я понял (а)… Я почувствовал (а)… Я бы поставил (а)…

Слайд 17

Домашнее задание: Пересказ основных событий рассказа от лица: главного героя, кого-нибудь из матросов, капитана.



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Тема урока: Л.Н.Толстой «Прыжок». Анализ поступка персонажа и его мотив

УУД:

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Цель:

  1. Содействовать развитию умения давать характеристику литературному герою, умения анализировать поступки героев и видеть их мотивы, объяснять внутреннее состояние литературных героев.
  2.  Способствовать формированию умения находить опорные слова для пересказа, помогают описать эмоциональное состояние героев;
  3. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор и развивать воображение.

Х О Д      У Р О К А

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний. Сообщение темы урока. 
- Сегодня мы познакомимся  с творчеством Л.Н.Толстого.

- Какие произведения Льва Толстого вы читали?

Выставка книг

- Один из рассказов авторы учебника поместили в нашей книге для чтения. В этом рассказе мы отправимся путешествовать по морю. Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами.

Слайд с изображением парусника

- Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15-25 м., т.е. высота 3-5 этажного дома.
На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну, веселого и шаловливого зверёнка, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывало и так, что неприятных происшествий. Об одном из них, случившемся давным-давно, поведаал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н.Толстой.

Слайд с темой урока

- Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?

(Быль – то, что  было; рассказ о действительном происшествии)

III. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.

  1. Первичное чтение текста.

Выразительное чтение рассказа учителем.

- Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

- Из-за чего мальчик совершил прыжок? (Проблемный вопрос)

(Дети высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы,

 из-за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость  углубленно перечитать текст)

  1. Словарная разминка.

Слайд

- Объясните значение словосочетаний:

Перенести вещи – изменить положение в пространстве

Перенести болезнь – переболеть

Перенести страх – испугаться

Перенести обиду – вытерпеть обиду

  1. Отработка техники чтения.

Слайд

- Прочитайте слова по слогам и целыми словами.

воз-вра-щал-ся

вдре-без-ги

пе-ре-драз-ни-ва-ла

о-пом-нил-ся

за-бав-ля-ют-ся

при-це-лил-ся

за-це-пив-шись

раз-мах-нул-ся

раз-за-до-рил-ся

  1. Комментированное чтение рассказа по абзацам.

1 абзац

- Как обезьяна развлекала матросов на палубе?

2 абзац

- Как подшутила обезьяна над сыном капитана?

3 абзац

- Что она сделала со шляпой?

4-5 абзац

- Как повел себя мальчик?

7-11 абзац

- Что раззадорило мальчика?

- Что в это время происходило на палубе?

12-15 абзац

- Что предпринял капитан для спасения сына?

-

  1. Подбор синонимов и антонимов к словам.

Работа в печатной тетради с. 32 задание 1.

IV. Физминутка.

                        По дорожке, по дорожке

                        Скачем мы на правой ножке.

                        И по этой же дорожке

                        Скачем мы на левой ножке.

                        По тропинке побежим,

                        До лужайки добежим.

                        На лужайке, на лужайке

                        Мы попрыгаем как зайки.

                        Стоп. Немного отдохнем

                        И домой пешком пойдем.

V. Закрепление изученного.

  1. Работа в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах.

1 группа Найдите и прочитайте отрывки из рассказа, которые подходят к этим рисункам.

Рисунки на слайде.

2 группа Найдите в тексте слова, которые описывают, действия обезьяны.

Вертелась, корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала, расходилась, сорвала шляпу, дразнила мальчика, подманила, показывала зубы, радовалась.

Слайд

3 группа Найдите в тексте слова, которые описывают действия мальчика.

Не знал, смеяться или плакать, пригрозил, крикнул, скинул, бросился за обезьяной, взобрался, раззадорился, бросил мачту и ступил на перекладину, глянул вниз и зашатался, размахнулся и прыгнул, вынырнул и стал дышать.

Слайд

4 группа Прочитайте  отрывки из рассказа. Подчеркните слова, которые обозначают переживания мальчика, матросов и капитана. (выступают в конце)

  1. Уточнение значения выражений.

Работа в печатной тетради с.33 задание 2.

  1. Анализ произведения.

- Связано ли поведение мальчика с поведением матросов?

(Поведение мальчика связано с поведением матросов напрямую: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, которые являются подчиненными его отца)

- Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа?

(Обезьянка – не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится)

- Кто тогда является главным героем рассказа, если не обезьяна?

- Каким предстает мальчик в этом рассказе? Какие слова подходят для характеристики героя рассказа?

- Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.

Слайд с текстом

  • смелость
  •  желание испытать себя
  •  мальчишеский задор
  • стремление отстоять свое достоинство
  • упрямство
  •  желание покрасоваться
  •  глупость
  • желание доказать, что он сын капитана.

Желательно, чтобы учащиеся осознали психологический конфликт рассказа (противостояние веселящейся толпы, «народа» и подростка, стремящегося по-мальчишески отстоять свое, как он считает, оскорбленное достоинство) и выбрали следующие ключевые слова:

  • стремление отстоять свое достоинство,
  • мальчишеский задор,
  • желание доказать, что он сын капитана.

Однако учитель не должен жестко настаивать на этом мнении, давая возможность читателям доказывать свою точку зрения.

- Какими качествами обладал капитан?

(Качества капитана: бесстрашие, умение принимать решения в трудную минуту, ответственность, воля и одновременно – эмоциональность, нежелание доверить свои переживания толпе, «народу» для того, чтобы не рисковать своим авторитетом)

- Похож ли мальчик на отца-капитана?  

(своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность)

- Во всем ли мальчик похож на своего отца?

(Мальчик в отличие о своего отца совершил необдуманный поступок забравшись на мачту за обезьяной. Взрослые люди обычно обдумывают свои поступки и их последствия)

- Почему капитан закричал  и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасен?

- Какие переживания испытывал мальчик? Матросы? Капитан?

Со своими ответами выступает 4 группа - Слайд

- Из-за чего мальчик совершил прыжок? Это было единственно правильное решение для спасения его жизни. Если бы он не прыгнул в воду, то он мог бы разбиться об палубу.

VI. Итог урока. Рефлексия.

(методика незаконченного предложения)

- Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со следующих слов …

Слайд

- Мне захотелось…

- Я задумался…

- Я понял (а)…

- Я почувствовал (а)…

- Я бы поставил (а)…

VII. Домашнее задание.

Слайд

Пересказ основных событий рассказа от лица: главного героя, кого-нибудь из матросов, капитана. Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей.



Предварительный просмотр:

                                                                             Урок литературного чтения во 2-м классе.

"Г. Скребицкий "Весна-художник"

УУД: познакомить с произведением Г. Скребицкого "Весна - художник", формировать умение выражать своё отношение к прочитанному, развивать воображение, эмоциональную отзывчивость, воспитывать любовь к природе.

Ход урока

1. Организация класса.

Придумано кем-то

 Просто и мудро

 При встрече здороваться

 "Доброе утро!"

2. Активизация учащихся. Актуализация знаний.

1) Работа в тетради. С.55 - найдите и прочитайте загадку (молча).

Прочитать и назвать отгадку.

- Какие слова помогли отгадать? Записать отгадку.

2) "Узнай произведение"

- Прослушайте отрывки из прочитанных произведений и с помощью модели назовите их.

Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.

(А. Чехов "Весна")

Улыбкой ясною природа

 Сквозь сон встречает утро года.

 (А. Пушкин "Гонимы вешними лучами")

Весна, весна красная!

 Приди, весна, с радостью!

 (Народная песня "Весна, весна красная!")

- Что объединяет эти произведения?

3. Подготовка к первичному восприятию. Сообщение темы.

- Весна - прекрасное время года. Природа пробуждается от зимнего сна. Кругом все весело, ласково, приветливо.

И сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями о весне, поговорим о красоте родной природе.

4. Знакомство с новым произведением.

С. 84 - прочитайте автора, заголовок. Назовите произведение.

- Судя по названию, о чём пойдёт речь в этом произведении

1) Первичное восприятие. Чтение учителем.

- А теперь послушайте и проверьте свои предположения.

-Совпали ли наши предположения?

- Поделитесь своими впечатлениями.

2) Проверка первичного восприятия.

- Почему автор назвал Весну художником?

- Определите жанр этого произведения. (это сказка, рассказ, стихотворение)

- Почему?

3) Моделирование обложки.

Работа в тетради. С. 55, з.2 - самостоятельно.

Проверка по образцу.

4) Вторичное восприятие (аналитическое чтение)

- Прочитаем и понаблюдаем, как весна работала.

Чтение "по цепочке"

- Что нарисовала Весна?

Найдите в тексте какими кисточками рисовала Весна?

- А почему?

- А какие краски использовала Весна?

- Что она нарисовала этой краской? Ответ подтвердите словами текста.

Итог: как красиво весна вступает в свои права!

- Кого можно увидеть в ожившем весеннем лесу? Прочитайте.

- Как думаете, какие чувства побудили автора написать это произведение? Для ответа можете использовать слова, которые напечатаны на доске и называют чувства.

удивление

восхищение

огорчение

тревога

равнодушие

тоска

- Приходилось ли вам испытывать такие чувства?

-Прочитайте медленно произведение и карандашом подчеркните красивые выражения, интересные сравнение, которые использует автор для описания природы.

Проверка.

- Верно ли, что Г. Скребицкий словами нарисовал яркие картины весны?

5) Первичное восприятие картины Бакшеева В.Н. "Голубая весна".

- Перейдём в нашу картинную галерею. Перед вами репродукция картины. Рассмотрите её.

- Как бы вы назвали эту картину?

- А вот художник В. Н. Бакшеев назвал её "Голубая весна".

- Как думаете, почему "Голубая весна"?

- Какое настроение картины?

- Какие краски для этого использовал?

- В.Н.Бакшеев все свои картины писал с натуры, т.е. на открытом воздухе.

Представьте, что мы оказались в этих местах, которые изображены на картине.

Посмотрим вокруг и постараемся понять, что видел и чувствовал художник. (ответы детей)

-А есть ли что-то общее между этими произведениями?

- Если бы вы были художником, какую иллюстрацию выполнили бы к произведению Г. Скребицкого?

Просмотрите рассказ и выберите отрывок, который произвёл на вас самое сильное впечатление.

6) Работа над страничкой-иллюстрацией.

5. Итог урока.

Выставка работ.

- Определите, какие из работ наиболее полно отражают описание природы.

- С каким литературным произведением познакомились? (рассказать по модели)

- А свои впечатления вы передали с помощью своих рисунков.



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по теме :Закрепление понятий «олицетворение», «сравнение». И.А.Крылов «Мартышка и очки».

УУД Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы исходя из содержания произведения (о детях, о дружбе детей, о войне, о дружбе людей, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о милосердии и справедливости).

Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.

Цели урока:

1) закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы;

2) познакомить с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”;

3) развивать умение анализировать произведения, работать над композицией произведения;

4) воспитывать положительные черты характера на примере басни.

План урока.

1. Организационный момент

- Проверим готовность к уроку.

2. Обобщение знаний о произведения Крылова , Измайлова.

Вопросы: 2. Жанр, художественной литературы к которому, относится произведения авторов.

3. Подготовка к восприятию нового произведения.

Можно использовать памятку .

- Назовите признаки басни.

Небольшой размер

Иносказательность

Высмеиваются недостатки

Поучительность

- Молодцы, и так, что же такое басня?

Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носит поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басни чаще всего являются животные и растения.

- Чьё имя вы вспоминаете, услышав слово, басня?

- Что вы знаете о творчестве И.А.Крылова? (На доске портрет писателя)

- Сегодня мы познакомимся с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”.

- Поднимите руку, кто видел мартышку?

- Где вы ее видели? Расскажите о ее повадках. (Любопытная, любит гримасничать, подвижная)

-Вспомним о понятиях «олицетворение», «сравнение», что значит этот термин?

4. Работа над произведением.

- Послушайте произведение и постарайтесь увидеть картины, которые рисует автор.

1) Учитель читает наизусть вслух.

- Какие картины вы себе представили?

- Какие мысли, чувства вызвала у вас басня?

2) Словарная работа.

- Прочитайте слово, которое записано на доске?

Невежда.

- Объясните смысл этого слова.

- Невежда - малообразованный человек.

- Прочитайте второе слово.

Невежа.

- Объясните значение этого слова.

- Невежа – грубый, невоспитанный человек.

-Обратите внимание на правописание этих слов. Чем они различны?

Вывод: одна буква полностью меняет значение слова.

- Какое из данных слов встречается в тексте басни?

3) Чтение про себя.

- Прочитайте басню, обратите внимание на композицию.

I. Завязка.

II. Развитие действия.

III. Кульминация.

IV. Развязка.

- Прочитайте первую часть. Как она называется?

- Прочитайте вторую часть. Как она называется?

- Прочитайте третью часть. Как она называется?

- Прочитайте четвертую часть. Как она называется?

- А как называется следующая часть?

- Замените слово мораль синонимом. (Нравоучение).

- Прочитайте мораль.

- В чем аллегоричность этой басни? (Мартышка олицетворяет собой – невежду).

- А кто такой невежда, давайте вспомним.

Физминутка.

4) Работа над языком басни.

- Сейчас поработаем над языком басни.

- Прочитайте завязку, найдите фразеологические обороты речи.

- Зло не так большой руки.

- Что это означает?

- Не так уж большое горе.

- Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки”

- Купить, достать, приобрести.

- Прочитайте развитие действия. Какие средства художественной выразительности встретились?

- Очков с полдюжины себе она достала – приобрела 6 штук очков.

- Очки не действуют никак – не помогают.

- Подберите синоним к слову, нанижет – наденет.

- Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились?

- Проку на волос нет – очень мало пользы.

- Подберите синонимы к словам: прок – польза

враки - неправда, обман, ложь

налгали – обманули

- Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, хватила – швырнула, бросила.

- Встали ребята. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите как можно схватить друг друга за руки. Повернитесь лицом ко мне. Покажите, как Мартышка хватила очки о камень.

- Как понимаете выражение, брызги засверкали – разлетелись на мелкие кусочки, похожие на капли воды.

- Прочитайте мораль. Назовите фразеологические обороты.

- Цены не зная ей – чем полезна вещь, для чего нужна вещь.

- К худу клонит – говорит плохо о ней.

- То он ее еще и гонит – призывает других не пользоваться этим предметом, вещью. Изгоняет из жизни, из обихода.

- Подберите синоним к слову, познатней – богаче, выше титулом.

5) Выделение главной мысли произведения.

- Название басни “Мартышка и очки” выражает идею или тему произведения?

- Тему.

- В каких строчках заключена идея басни?

- В морали.

- Прочитайте.

6) Работа в группах.

- А сейчас первая (творческая) группа готовиться к выполнению своего задания (проинсценировать басню).

- Вторая группа, выразительно читает басню.

- Третья – составляет диафильм.

Проверка.

- Прочитайте выразительно басню.

- Какие кадры диафильма нарисовали бы?

- А теперь посмотрим работу творческой группы.

5.Итог

- Над каким жанром художественной литературы мы работали на уроке?

- Что такое басня?

6. Домашнее задание.

II группа - выразительно читает басню

III группа – учит наизусть

I группа – разбивается на пары и готовится к инсценированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное факультативное занятие по математике и литературе во 2 классе. Математика: «Решение логических задач». Литература: «А вот о том, как в баснях говорят …»

Цель: учить детей решать логические задачи,  закрепить полученные на уроках литературы знания о творчестве  И.А.Крылова....

Конспект комбинированного урока-проекта (литература+музыка) "Пушкин в литературе и в музыке".

Конспект содержит материалы по теме "Пушкин в литературе и в музыке". Представлены подробные выступления детей в творческих группах....

Статья для учителей татарского языка и литературы "Современные технологии обучения на уроках татарского языка и литературы"

  Информационные технологии рассматриваются как один из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной дея...

Древнерусская литература презентация Литература Древней Руси Сергий Радонежский

Литература, 8 класс, презентация, раасказывающая о житии Сергия Радонежского...

"Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух" (предисловие). Особенности переводной литературы" (УМК "Перспектива")

Конспект урока литературного чтенияТема урока: «Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух (предисловие). Особенности переводной литературы»Тип урока: урок открытия новых знаний....

Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе (Из примерных программ по учебным предметам стандартов второго поколения) Данный список литературы для учащихся начальной школы носит рекомендательный характер. Учитель по желанию может выбра

Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе(Из примерных программ по учебным предметам стандартов второго поколения)Данный список литературы для учащихся начальной школы носит реко...