Разработки уроков по литературе
план-конспект урока по чтению на тему
Разработки уроков по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balmont.ppt | 475.5 КБ |
balmont.docx | 68.28 КБ |
k_uroku_42_pryzhok.ppt | 931 КБ |
urok_42.doc | 54 КБ |
skrebitskiy_vesna.docx | 14.52 КБ |
urok_literaturnogo_chteniya_po_teme.docx | 16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Константин Дмитриевич Бальмонт «К зиме»
Модель обложки « К зиме»
Предварительный просмотр:
Предмет литературное чтение
Класс 4
Тема урока_К.Д. Бальмонт «Снежинка»
Тип урока | Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода) |
Дидактическая цель | Учить интерпретировать , обобщать и преобразовывать информацию, научить работе над словом, понимать художественный текст с точки зрения содержания, художественных средств выразительности. . |
Планируемые результаты | Объединили все результаты по этапам. |
Основные понятия | С содержания урока. |
Ресурсы: | Учебник,электронное пособие к уроку. |
Формы работы | Индивидуальная, работа в паре, коллективная. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лев Николаевич Толстой «Прыжок» (быль)
Объясните значение словосочетаний: Перенести вещи Перенести болезнь Перенести страх Перенести обиду
воз-вра-щ а л-ся пе-ре-др а з-ни-ва-ла за-бав-л я -ют-ся за-це-п и в-шись раз-за-д о -рил-ся
вдр е -без-ги о-п о м-нил-ся при-ц е -лил-ся раз-мах-н у л-ся
Действия обезьяны: Вертелась Корчилась Прыгала Делала смешные рожи Передразнивала Расходилась Сорвала шляпу Дразнила мальчика Подманила Показывала зубы Радовалась
Действия мальчика: Не знал, смеяться или плакать Пригрозил Крикнул Скинул Бросился за обезьяной Взобрался Раззадорился Бросил мачту и ступил на перекладину Глянул вниз и зашатался Размахнулся и прыгнул Вынырнул и стал дышать.
смелость желание испытать себя мальчишеский задор стремление отстоять свое достоинство упрямство желание покрасоваться глупость желание доказать, что он сын капитана.
стремление отстоять свое достоинство мальчишеский задор желание доказать, что он сын капитана
Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику, сыну капитана-корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему или плакать.
Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел , скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту.
Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но, как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.
... Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать. Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтобы никто не видал, как он плачет.
Мне захотелось… Я задумался… Я понял (а)… Я почувствовал (а)… Я бы поставил (а)…
Домашнее задание: Пересказ основных событий рассказа от лица: главного героя, кого-нибудь из матросов, капитана.
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Тема урока: Л.Н.Толстой «Прыжок». Анализ поступка персонажа и его мотив
УУД:
коммуникативные:
-выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Цель:
- Содействовать развитию умения давать характеристику литературному герою, умения анализировать поступки героев и видеть их мотивы, объяснять внутреннее состояние литературных героев.
- Способствовать формированию умения находить опорные слова для пересказа, помогают описать эмоциональное состояние героев;
- Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор и развивать воображение.
Х О Д У Р О К А
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством Л.Н.Толстого.
- Какие произведения Льва Толстого вы читали?
Выставка книг
- Один из рассказов авторы учебника поместили в нашей книге для чтения. В этом рассказе мы отправимся путешествовать по морю. Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами.
Слайд с изображением парусника
- Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15-25 м., т.е. высота 3-5 этажного дома.
На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну, веселого и шаловливого зверёнка, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывало и так, что неприятных происшествий. Об одном из них, случившемся давным-давно, поведаал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н.Толстой.
Слайд с темой урока
- Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?
(Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии)
III. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.
- Первичное чтение текста.
Выразительное чтение рассказа учителем.
- Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?
- Из-за чего мальчик совершил прыжок? (Проблемный вопрос)
(Дети высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы,
из-за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст)
- Словарная разминка.
Слайд
- Объясните значение словосочетаний:
Перенести вещи – изменить положение в пространстве
Перенести болезнь – переболеть
Перенести страх – испугаться
Перенести обиду – вытерпеть обиду
- Отработка техники чтения.
Слайд
- Прочитайте слова по слогам и целыми словами.
воз-вра-щал-ся | вдре-без-ги |
пе-ре-драз-ни-ва-ла | о-пом-нил-ся |
за-бав-ля-ют-ся | при-це-лил-ся |
за-це-пив-шись | раз-мах-нул-ся |
раз-за-до-рил-ся |
- Комментированное чтение рассказа по абзацам.
1 абзац
- Как обезьяна развлекала матросов на палубе?
2 абзац
- Как подшутила обезьяна над сыном капитана?
3 абзац
- Что она сделала со шляпой?
4-5 абзац
- Как повел себя мальчик?
7-11 абзац
- Что раззадорило мальчика?
- Что в это время происходило на палубе?
12-15 абзац
- Что предпринял капитан для спасения сына?
-
- Подбор синонимов и антонимов к словам.
Работа в печатной тетради с. 32 задание 1.
IV. Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
V. Закрепление изученного.
- Работа в группах.
- Сейчас вы будете работать в группах.
1 группа – Найдите и прочитайте отрывки из рассказа, которые подходят к этим рисункам.
Рисунки на слайде.
2 группа – Найдите в тексте слова, которые описывают, действия обезьяны.
Вертелась, корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала, расходилась, сорвала шляпу, дразнила мальчика, подманила, показывала зубы, радовалась.
Слайд
3 группа – Найдите в тексте слова, которые описывают действия мальчика.
Не знал, смеяться или плакать, пригрозил, крикнул, скинул, бросился за обезьяной, взобрался, раззадорился, бросил мачту и ступил на перекладину, глянул вниз и зашатался, размахнулся и прыгнул, вынырнул и стал дышать.
Слайд
4 группа – Прочитайте отрывки из рассказа. Подчеркните слова, которые обозначают переживания мальчика, матросов и капитана. (выступают в конце)
- Уточнение значения выражений.
Работа в печатной тетради с.33 задание 2.
- Анализ произведения.
- Связано ли поведение мальчика с поведением матросов?
(Поведение мальчика связано с поведением матросов напрямую: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, которые являются подчиненными его отца)
- Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа?
(Обезьянка – не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится)
- Кто тогда является главным героем рассказа, если не обезьяна?
- Каким предстает мальчик в этом рассказе? Какие слова подходят для характеристики героя рассказа?
- Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.
Слайд с текстом
- смелость
- желание испытать себя
- мальчишеский задор
- стремление отстоять свое достоинство
- упрямство
- желание покрасоваться
- глупость
- желание доказать, что он сын капитана.
Желательно, чтобы учащиеся осознали психологический конфликт рассказа (противостояние веселящейся толпы, «народа» и подростка, стремящегося по-мальчишески отстоять свое, как он считает, оскорбленное достоинство) и выбрали следующие ключевые слова:
- стремление отстоять свое достоинство,
- мальчишеский задор,
- желание доказать, что он сын капитана.
Однако учитель не должен жестко настаивать на этом мнении, давая возможность читателям доказывать свою точку зрения.
- Какими качествами обладал капитан?
(Качества капитана: бесстрашие, умение принимать решения в трудную минуту, ответственность, воля и одновременно – эмоциональность, нежелание доверить свои переживания толпе, «народу» для того, чтобы не рисковать своим авторитетом)
- Похож ли мальчик на отца-капитана?
(своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность)
- Во всем ли мальчик похож на своего отца?
(Мальчик в отличие о своего отца совершил необдуманный поступок забравшись на мачту за обезьяной. Взрослые люди обычно обдумывают свои поступки и их последствия)
- Почему капитан закричал и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасен?
- Какие переживания испытывал мальчик? Матросы? Капитан?
Со своими ответами выступает 4 группа - Слайд
- Из-за чего мальчик совершил прыжок? Это было единственно правильное решение для спасения его жизни. Если бы он не прыгнул в воду, то он мог бы разбиться об палубу.
VI. Итог урока. Рефлексия.
(методика незаконченного предложения)
- Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со следующих слов …
Слайд
- Мне захотелось…
- Я задумался…
- Я понял (а)…
- Я почувствовал (а)…
- Я бы поставил (а)…
VII. Домашнее задание.
Слайд
Пересказ основных событий рассказа от лица: главного героя, кого-нибудь из матросов, капитана. Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей.
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2-м классе.
"Г. Скребицкий "Весна-художник"
УУД: познакомить с произведением Г. Скребицкого "Весна - художник", формировать умение выражать своё отношение к прочитанному, развивать воображение, эмоциональную отзывчивость, воспитывать любовь к природе.
Ход урока
1. Организация класса.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
"Доброе утро!"
2. Активизация учащихся. Актуализация знаний.
1) Работа в тетради. С.55 - найдите и прочитайте загадку (молча).
Прочитать и назвать отгадку.
- Какие слова помогли отгадать? Записать отгадку.
2) "Узнай произведение"
- Прослушайте отрывки из прочитанных произведений и с помощью модели назовите их.
Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.
(А. Чехов "Весна")
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
(А. Пушкин "Гонимы вешними лучами")
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
(Народная песня "Весна, весна красная!")
- Что объединяет эти произведения?
3. Подготовка к первичному восприятию. Сообщение темы.
- Весна - прекрасное время года. Природа пробуждается от зимнего сна. Кругом все весело, ласково, приветливо.
И сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями о весне, поговорим о красоте родной природе.
4. Знакомство с новым произведением.
С. 84 - прочитайте автора, заголовок. Назовите произведение.
- Судя по названию, о чём пойдёт речь в этом произведении
1) Первичное восприятие. Чтение учителем.
- А теперь послушайте и проверьте свои предположения.
-Совпали ли наши предположения?
- Поделитесь своими впечатлениями.
2) Проверка первичного восприятия.
- Почему автор назвал Весну художником?
- Определите жанр этого произведения. (это сказка, рассказ, стихотворение)
- Почему?
3) Моделирование обложки.
Работа в тетради. С. 55, з.2 - самостоятельно.
Проверка по образцу.
4) Вторичное восприятие (аналитическое чтение)
- Прочитаем и понаблюдаем, как весна работала.
Чтение "по цепочке"
- Что нарисовала Весна?
Найдите в тексте какими кисточками рисовала Весна?
- А почему?
- А какие краски использовала Весна?
- Что она нарисовала этой краской? Ответ подтвердите словами текста.
Итог: как красиво весна вступает в свои права!
- Кого можно увидеть в ожившем весеннем лесу? Прочитайте.
- Как думаете, какие чувства побудили автора написать это произведение? Для ответа можете использовать слова, которые напечатаны на доске и называют чувства.
удивление
восхищение
огорчение
тревога
равнодушие
тоска
- Приходилось ли вам испытывать такие чувства?
-Прочитайте медленно произведение и карандашом подчеркните красивые выражения, интересные сравнение, которые использует автор для описания природы.
Проверка.
- Верно ли, что Г. Скребицкий словами нарисовал яркие картины весны?
5) Первичное восприятие картины Бакшеева В.Н. "Голубая весна".
- Перейдём в нашу картинную галерею. Перед вами репродукция картины. Рассмотрите её.
- Как бы вы назвали эту картину?
- А вот художник В. Н. Бакшеев назвал её "Голубая весна".
- Как думаете, почему "Голубая весна"?
- Какое настроение картины?
- Какие краски для этого использовал?
- В.Н.Бакшеев все свои картины писал с натуры, т.е. на открытом воздухе.
Представьте, что мы оказались в этих местах, которые изображены на картине.
Посмотрим вокруг и постараемся понять, что видел и чувствовал художник. (ответы детей)
-А есть ли что-то общее между этими произведениями?
- Если бы вы были художником, какую иллюстрацию выполнили бы к произведению Г. Скребицкого?
Просмотрите рассказ и выберите отрывок, который произвёл на вас самое сильное впечатление.
6) Работа над страничкой-иллюстрацией.
5. Итог урока.
Выставка работ.
- Определите, какие из работ наиболее полно отражают описание природы.
- С каким литературным произведением познакомились? (рассказать по модели)
- А свои впечатления вы передали с помощью своих рисунков.
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения по теме :Закрепление понятий «олицетворение», «сравнение». И.А.Крылов «Мартышка и очки».
УУД Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы исходя из содержания произведения (о детях, о дружбе детей, о войне, о дружбе людей, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о милосердии и справедливости).
Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.
Цели урока:
1) закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы;
2) познакомить с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”;
3) развивать умение анализировать произведения, работать над композицией произведения;
4) воспитывать положительные черты характера на примере басни.
План урока.
1. Организационный момент
- Проверим готовность к уроку.
2. Обобщение знаний о произведения Крылова , Измайлова.
Вопросы: 2. Жанр, художественной литературы к которому, относится произведения авторов.
3. Подготовка к восприятию нового произведения.
Можно использовать памятку .
- Назовите признаки басни.
Небольшой размер
Иносказательность
Высмеиваются недостатки
Поучительность
- Молодцы, и так, что же такое басня?
Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носит поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басни чаще всего являются животные и растения.
- Чьё имя вы вспоминаете, услышав слово, басня?
- Что вы знаете о творчестве И.А.Крылова? (На доске портрет писателя)
- Сегодня мы познакомимся с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”.
- Поднимите руку, кто видел мартышку?
- Где вы ее видели? Расскажите о ее повадках. (Любопытная, любит гримасничать, подвижная)
-Вспомним о понятиях «олицетворение», «сравнение», что значит этот термин?
4. Работа над произведением.
- Послушайте произведение и постарайтесь увидеть картины, которые рисует автор.
1) Учитель читает наизусть вслух.
- Какие картины вы себе представили?
- Какие мысли, чувства вызвала у вас басня?
2) Словарная работа.
- Прочитайте слово, которое записано на доске?
Невежда.
- Объясните смысл этого слова.
- Невежда - малообразованный человек.
- Прочитайте второе слово.
Невежа.
- Объясните значение этого слова.
- Невежа – грубый, невоспитанный человек.
-Обратите внимание на правописание этих слов. Чем они различны?
Вывод: одна буква полностью меняет значение слова.
- Какое из данных слов встречается в тексте басни?
3) Чтение про себя.
- Прочитайте басню, обратите внимание на композицию.
I. Завязка.
II. Развитие действия.
III. Кульминация.
IV. Развязка.
- Прочитайте первую часть. Как она называется?
- Прочитайте вторую часть. Как она называется?
- Прочитайте третью часть. Как она называется?
- Прочитайте четвертую часть. Как она называется?
- А как называется следующая часть?
- Замените слово мораль синонимом. (Нравоучение).
- Прочитайте мораль.
- В чем аллегоричность этой басни? (Мартышка олицетворяет собой – невежду).
- А кто такой невежда, давайте вспомним.
Физминутка.
4) Работа над языком басни.
- Сейчас поработаем над языком басни.
- Прочитайте завязку, найдите фразеологические обороты речи.
- Зло не так большой руки.
- Что это означает?
- Не так уж большое горе.
- Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки”
- Купить, достать, приобрести.
- Прочитайте развитие действия. Какие средства художественной выразительности встретились?
- Очков с полдюжины себе она достала – приобрела 6 штук очков.
- Очки не действуют никак – не помогают.
- Подберите синоним к слову, нанижет – наденет.
- Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились?
- Проку на волос нет – очень мало пользы.
- Подберите синонимы к словам: прок – польза
враки - неправда, обман, ложь
налгали – обманули
- Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, хватила – швырнула, бросила.
- Встали ребята. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите как можно схватить друг друга за руки. Повернитесь лицом ко мне. Покажите, как Мартышка хватила очки о камень.
- Как понимаете выражение, брызги засверкали – разлетелись на мелкие кусочки, похожие на капли воды.
- Прочитайте мораль. Назовите фразеологические обороты.
- Цены не зная ей – чем полезна вещь, для чего нужна вещь.
- К худу клонит – говорит плохо о ней.
- То он ее еще и гонит – призывает других не пользоваться этим предметом, вещью. Изгоняет из жизни, из обихода.
- Подберите синоним к слову, познатней – богаче, выше титулом.
5) Выделение главной мысли произведения.
- Название басни “Мартышка и очки” выражает идею или тему произведения?
- Тему.
- В каких строчках заключена идея басни?
- В морали.
- Прочитайте.
6) Работа в группах.
- А сейчас первая (творческая) группа готовиться к выполнению своего задания (проинсценировать басню).
- Вторая группа, выразительно читает басню.
- Третья – составляет диафильм.
Проверка.
- Прочитайте выразительно басню.
- Какие кадры диафильма нарисовали бы?
- А теперь посмотрим работу творческой группы.
5.Итог
- Над каким жанром художественной литературы мы работали на уроке?
- Что такое басня?
6. Домашнее задание.
II группа - выразительно читает басню
III группа – учит наизусть
I группа – разбивается на пары и готовится к инсценированию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное факультативное занятие по математике и литературе во 2 классе. Математика: «Решение логических задач». Литература: «А вот о том, как в баснях говорят …»
Цель: учить детей решать логические задачи, закрепить полученные на уроках литературы знания о творчестве И.А.Крылова....
Конспект комбинированного урока-проекта (литература+музыка) "Пушкин в литературе и в музыке".
Конспект содержит материалы по теме "Пушкин в литературе и в музыке". Представлены подробные выступления детей в творческих группах....
Статья для учителей татарского языка и литературы "Современные технологии обучения на уроках татарского языка и литературы"
Информационные технологии рассматриваются как один из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной дея...
Древнерусская литература презентация Литература Древней Руси Сергий Радонежский
Литература, 8 класс, презентация, раасказывающая о житии Сергия Радонежского...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух (предисловие). Особенности переводной литературы" 3 класс "Перспектива"
"Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух (предисловие). Особенности переводной литературы"...
"Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух" (предисловие). Особенности переводной литературы" (УМК "Перспектива")
Конспект урока литературного чтенияТема урока: «Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух (предисловие). Особенности переводной литературы»Тип урока: урок открытия новых знаний....
Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе (Из примерных программ по учебным предметам стандартов второго поколения) Данный список литературы для учащихся начальной школы носит рекомендательный характер. Учитель по желанию может выбра
Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе(Из примерных программ по учебным предметам стандартов второго поколения)Данный список литературы для учащихся начальной школы носит реко...