Конспект комбинированного урока-проекта (литература+музыка) "Пушкин в литературе и в музыке".
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему
Конспект содержит материалы по теме "Пушкин в литературе и в музыке". Представлены подробные выступления детей в творческих группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_meropriyatiya_pushkin_2013.doc | 102.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальный проект
«Наш Пушкин»
П часть
«Пушкин в литературе и музыке»
Целевой компонент проекта :
Цель:
Формирование универсальных учебных действий посредством изучения литературных и музыкальных произведений:
- познавательных: узнать историю создания романсов на стихи А.С. Пушкина
- коммуникативных: умение с достаточной точностью выражать свои мысли
- регулятивных: (волевая саморегуляция);
- личностных: (нравственно – эстетического оценивания).
Задачи:
1. Создать условия для организации творческой работы детей над проектом.
2. Организовать проектную деятельность детей в группах – театральных коллективах: самостоятельное распределение ролей, определение обязанностей, индивидуальная работа каждого учащегося, подготовка к выступлению.
3.Организовать работу по осмысленному исполнению музыкальных произведений на стихи Пушкина: изучить литературные произведения, историю их создания.
4. Создать условия для успешной презентации итоговых выступлений каждой группы;
5. Организовать рефлексивную деятельность учащихся;
6.Создать обстановку, благоприятную для учебной и творческой деятельно-
сти: поддерживать в детях желание работать над продолжением проекта.
Ожидаемый результат:
1. Учащиеся изучат произведения А.С. Пушкина, овладеют музыкальной стороной вопроса, исследуют историю создания романсов.
2. Учащиеся научатся самостоятельно работать в группах: распределять роли, знать и правильно выполнять ролевые обязанности
3.Учащиеся научатся слушать мнения других и высказывают свое.
4. У детей сформируются презентационные умения.
5.Учащиеся получат эстетическое удовольствие от деятельности на мероприятии.
Используемые технологии: проектная технология, технология диалогового
взаимодействия.
Метод обучения: частично-поисковый, репродуктивный.
Организационные формы мероприятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оснащение мероприятия:
- мультимедийный комплект
- презентация по теме «Пушкин в литературе и музыке», «Пушкинский Петербург»
- музыкальные инструменты (блок-флейты, ф-но)
- оформление помещения элементами пушкинской эпохи (цилиндр, веер, подсвечник …)
- задания для следующего мини-проекта
План проекта
Этапы мероприятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный | Приветствие. Проверка готовности к мероприятию. Настрой обучающихся на работу. | Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация. Распределение детей по группам | Регулятивные: волевая саморегуляция |
Актуализация знаний | Мотивация к деятельности. Организация работы с презентацией. | Активизация. Фронтальная беседа с опорой на знания, полученные в процессе работы над предыдущим проектом «Друзья-лицеисты». Формулирование темы проекта. | Регулятивные: оценка, волевая саморегуляция, целеполагание; Познавательные: логические, общеучебные действия постановки и решения проблем; |
Практический | Определение порядка выступления каждой группы. Оказание индивидуальной помощи учащимся. | Самостоятельная подготовка к выступлению каждого участника группы, взаимопомощь. | Познавательные: Действия постановки и решения проблемы, Коммуникативные: Планирование, постановка вопросов, управление поведением партнера точностью выражать свои мысли; Регулятивные: Волевая саморегуляция. |
Презентационный | Презентация выступлений участников групп. | Регулятивные: волевая саморегуляция, | |
Рефлексивный (анализ новой ситуации) | Фронтальная беседа | Анализ работы на проекте. - Что во мне изменилось? - Что я могу делать, чего раньше не умел? | Регулятивные: контроль; Личностные: Нравственно-этическое оценивание. |
Сценарий проекта
«Пушкин в литературе и музыке»
«Что же такое стихи Пушкина – поэзия или музыка?
Скорее всего, то и другое, слившееся в единое целое,
где звуки образуют картины, слова блещут красками,
вьются образами, звучат гармонично».
В.Белинский
1. Организационный этап (слайд№1)
Приветствие. Подготовка к мероприятию. Самоорганизация.
Класс заранее разделен на 5 групп. У каждой группы своя эмблема. У всех
детей – музыкальные инструменты (блок-флейты) (слайд№2)
2. Актуализация знаний
Дети исполняют «Гимн лицеистов» Музыка Вильгельма Теппера,
Слова Михаила Яковлева. (слайд №3)
Учитель: Как вы думаете, почему мы начали работу по защите проекта
«Пушкин в литературе и в музыке» с исполнения «Гимна лицеистов»?
1 ведущий: 20 ноября мы защищали проект «Друзья-лицеисты». Работая над новым проектом, мы сделали вывод о том, что творчество А.С.Пушкина связано с его лицейскими друзьями. (слайд №4)
Учитель: Давайте освежим в памяти основные детали прошлого проекта.
Учитель: Где находится Царскосельский лицей? (слайд №5)
Ученик: В Царском Селе, ныне город Пушкин.
Учитель: Кто учился в Лицее? (слайд № 6)
Ученик: Дети дворян из знатных семей.
Учитель: Назовите лицейских друзей Пушкина.
Ученик: Антон Дельвиг, Иван Пущин, Михаил Яковлев, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Бакунин, Владимир Вольховский. (слайд №7)
Учитель: Расскажите: кем стали лицеисты?
Ученик: Поэтами стали Александр Пушкин, Вильгельм Кюхельбекер. Михаил Яковлев и Николай Корсаков – писали романсы на стихи Пушкина. Издателем работал Антон Дельвиг. Александр Бакунин и Владимир Вольховский стали военными.
2 ведущий: Все Лицеисты из первого пушкинского
выпуска стали известными в России людьми.
1 ведущий: Лицейская дружба осталась на всю жизнь. Лицеисты поддерживали друг друга. Особенно трепетно они относились к
Пушкину, как к самому талантливому из них. И, действительно, стихи
Пушкина отличаются красотой слога, напевностью, музыкальностью,
поэтому они всегда привлекали и привлекают и читателей, и композиторов.
3. Практический этап (слайд №8)
2 ведущий: Сегодня мы расскажем об истории создания романсов на стихи Пушкина, которые мы исполняем. (слайд №9)
1ведущий: для изучения этого вопроса ученики нашего класса разделились на 5 групп. Каждая группа выбрала для исследования свой любимый романс.
2 ведущий: Мы изучали любимые романсы: пользовались
энциклопедиями, справочниками, брали материалы из интернета, а какого труда нам стоило научиться красиво петь и играть эти музыкальные произведения.
1ведущий: Представляем на ваш суд результат нашей работы.
4. Презентационный этап
1ведущий: Приглашаем творческую группу «Зимний вечер».
(На сцену выходит 1 группа).
1 ученик: Темы пушкинского творчества неисчерпаемы. Каждое его
стихотворение – это целостный художественный мир. Пушкин написал
«Зимний вечер» в 1825году, когда он находился в ссылке в родовом
имении – селе Михайловском. Единственным близким ему человеком
была старенькая няня. Именно ей поэт посвятил это замечательное
стихотворение. (слайд №10)
Из воспоминаний современника Пушкина: (слайд №11)
2 ученик:
«А няню-то его помнишь? Правда ли, что он ее очень любил?
- Арину-то Родионовну? Как еще любил-то! Она у него вот тут и жила.
И он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уже и бежит ее глядеть:
«Здорова ли мама?»- он ее все мамой называл.
3 ученик:
Ее простые речи и советы
И полные любови укоризны
Усталое мне сердце ободряли
Отрадой тихою…
1 ученик:
Не буду вечером под шумом бури
Внимать ее рассказам затверженным
С детства мной – но все приятных сердцу –
Как песни давние или страницы
Любимой старой книги, в коих знаем
Какое слово где стоит.
1 ученик:
В 1831 году лицейский товарищ Пушкина – Михаил Яковлев написал
романс на стихи Пушкина «Зимний вечер»). (слайд №12)
(Звучит романс Михаила Яковлева «Зимний вечер» )
1ведущий: Этот романс удивительный по своей простоте и чуткости.
Музыка М.Яковлева – пример глубочайшего проникновения в суть стиха.
2 ведущий: Находясь в ссылке в Михайловском, Александр Сергеевич
Написал чудесное лирическое стихотворение «Я помню чудное
мгновенье».
Приглашаем творческую группу «Чудное мгновенье».
(Дети выходят на сцену ). (слайд №13)
1 ученик : В 1834 году вышло
стихотворение «Я помню чудное мгновенье», которое стало жемчужиной цикла стихов Пушкина.
2 ученик: Стихотворение было посвящено Анне Керн.
Она произвела на поэта незабываемое впечатление.
3 ученик : В 1840 году , уже после смерти Пушкина, Михаил Глинка написал музыку на
-сюжет стихотворения и посвятил ее дочери Анны
Керн - Екатерине.
– Михаил Глинка учился в Музыкальном Лицее,
А его учителем был лицейский товарищ Пушкина – Кюхельбекер. Именно Кюхельбекер привил
Михаилу любовь к поэзии Пушкина.
5 ученик : Впервые стихотворение « Я помню…» было напечатано в 1825 году в известном альманахе «Северные цветы», издателем которого был Антон
Дельвиг – лицейский товарищ Пушкина.
6 ученик : Романс Михаила Глинки построен таким образом , что каждая строфа в соответствии с ее литературным содержанием имеет и свое музыкальное оформление.
(Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»
(слайды №14, №15)
1ведущий: Михаил Глинка не раз обращался к творчеству А.С.Пушкина. Один из его знаменитых романсов «Признание». (слайд №16)
2ведущий: Предоставляем слово группе «Признание».
(На сцену выходит группа «Признание»)
.
Группа «Признание»
1ученик: В 1826 году Пушкин написал стихи о любви «Признание» и до
сих пор сегодняшние литературоведы не могут определить,
кому Пушкин посвятил это стихотворение, но большинство литературоведов предполагает, что оно посвящено сестре лицейского товарища Пушкина – Екатерине Бакуниной.
2ученик: Бакунина Екатерина Павловна – старшая сестра Александра
Бакунина, товарища Пушкина по Лицею была фрейлиной , художницей. Она училась живописи у Александра Брюллова. Писала акварельные портреты.
Пушкин познакомился с Екатериной , когда она навещала брата в Лицее и
всегда бывала на лицейских балах.
3ученик: Композитор Михаил Глинка был знаком с Пушкиным и очень любил его творчество. Познакомился он с Пушкиным благодаря младшему брату Пушкина Леве, который учился с младшим братом Михаила Глинки в Царскосельском Лицее.
4ученик:
(Звучит романс М.Глинки «Признание»)
2ведущий: Любовная лирика Пушкина – целый мир. Каждое его стихотворение - посвящение идеальной женщине.
1ведущий: Сейчас прозвучит романс Бориса Шереметева на стихи
А.С. Пушкина «Я Вас любил». Этот сюрприз приготовили нам студенты музыкально-педагического колледжа.
( Звучит романс в их исполнении). (слайд №17)
1ведущий: Поэзия Пушкина не могла оставить композиторов равно-
душными. Цезарь Кюи, увлекся его поэзией и написал красивейший
романс «Царскосельская статуя». (слайд №18, №19)
2 ведущий: Слово предоставляется группе «Лицейская дева».
(На сцену выходит группа).
1 ученик:
1 ученик: В 1830 году 1 октября А.С.Пушкин написал лирическое стихотворение «Царскосельская статуя». Тогда П. был 31год. Он написал это стихотворение , чтобы читать его
перед своими друзьями
в день встречи лицеистов. Этим стихотворением он хотел
сказать, что жизнь , как из разбитого кувшина вода, никогда
не кончается. И, если умершего человека помнят, то его
жизнь останется в памяти всех , кто в него верит.
2 ученик: Через 40 лет родился Цезарь Анатольевич Кюи -
русский композитор и музыкальный критик. Он написал
более 100 романсов, но они не были популярны. Один
из самых известных – «Царскосельская статуя». Но , к сожа-
лению, Пушкин не услышал эту композицию.
3ученик: 26 сентября мы ездили в Царское Село (ныне город Пушкин). Зашли в лицейский сад. Там увидели «Царскосельскую статую» и полюбовались ее красотой.
4ученик:» Царскосельская статуя» привлекала внимание современных поэтов. Анна Ахматова, которая считала Пушкина своим любимым поэтом, тоже написала стихи об этой статуе.
5ученик: Мне нравится романс Цезаря Антоновича Кюи, и я
с удовольствием его слушаю.
6 ученик: Очаровательная мелодия романса, поддерживается фортепианными пассажами. Она звучит словно журчание неиссякаемого источника, удерживает наше внимание на прекрасном романтическом образе, созданном гением поэта и талантом композитора.
(Дети исполняют романс Ц.Кюи «Царскосельская статуя»).
2 ведущий: Не только стихи обращали на себя внимание русских музыкантов. Его романы, повести в стихах служили для создания крупных музыкальных произведений – опер. (слайд№20)
1ведущий: Приглашается группа «Опера»
(На сцену выходит группа «Опера») (слайды №21, №22, №23, №25, №26)
1 ученик:
Группа «Опера»
1ученик: Стихи Александра Сергеевича Пушкина обращали на себя внимание русских музыкантов. Его романы , повести в стихах служили материалом для создания опер.
2ученик: Русская музыка всегда была неразрывно связана с классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.
3ученик: На сюжеты произведений Пушкина написаны оперы и
балеты. Например: «Борис Годунов», « Пиковая дама», « Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане» и другие.
На сюжеты Пушкина было создано 10 балетов и 20 опер.
4ученик: Композиторы Чайковский, Даргомыжский, Прокофьев, Римский-Корсаков, Глиер, Минкус, Рахманинов писали оперы и балеты на сюжеты
замечательных произведений Пушкина.
5.Рефлексивный этап
2ведущий: Окончен наш проект-концерт. Давайте подумаем …
(слайд №27)
1. Изменилось ли что-то в тебе благодаря участию в проекте?
2. Что произвело на тебя наиболее сильное впечатление?
3. Над чем бы ты хотел поработать в последней части проекта?
- Интересно ли было работать над литературно-музыкальным проектом?
- Кому было трудно работать в группе? Почему?
- Кто получил удовольствие от работы с товарищами?
- Кто хотел бы продолжить исследования по теме «Наш Пушкин»?
Перспектива
(Презентация: « Пушкинский Петербург», слайд №1)
1ведущий: В этом году мы будем работать над еще одним проектом, который будет посвящен А.С. Пушкину. А какой это будет проект вы узнаете, когда посмотрите на карту нашего любимого города, сделанную со спутника.
На карте отмечены места в Санкт-Петербурге, которые связаны с именем великого поэта. (слайд № 2)
(Каждая группа получает задание: исследовать объект, связанный с именем поэта) Дети вытаскивают конверт с заданием. (слайды №3, №4, №5, №6, №7)
Учитель:
В завершении мероприятия прозвучит песня С.Смольянинова «Краски Петербурга» в исполнении детей. (слайд №8)
Используемые источники:
- «Большая Советская энциклопедия». Москва. Издательство «Советская
Энциклопедия».1975г., том 21.
- « А.С.Пушкин». Школьный энциклопедический словарь.Москва."Просве-
щение.» 1999г., под редакцией В.И.Коровина.
3. Ресурсы Интернет: http://primanota.ru/, http://feb-web.ru/
4. Электронный образовательный ресурс «Музыкальная шкатулка»
5. «Былой Петербург. Пушкинский век».А.М.Гордин , М.А.Гордин
Издательство «Пушкинского фонда» Санкт-Петербург, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комбинированного урока по обучению грамоте "Заглавная буква Ю" "Школа 2100"
Данный урок проведен в 1 классе в рамках месячника начальных классов и был представлен на конкурс "Современный урок по ФГОС ". Сопровождается презентацией...
Конспект комбинированного урока обучения грамоте и внеклассного чтения "Буква Й. Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"
Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и внеклассному чтению "Буква Й. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"...
Открытый комбинированный урок "В гостях у сказки" (математика, литература) 1 класс
Отработка навыков сложения и вычитания в пределах десятка, выполнение логических заданий, заданий по комбинаторике, решение текстовой задачи; чтение русской народной сказки «Теремок», подготовка чтени...
Презентация к уроку-проекту "Пушкин в литературе и в музыке".
Презентация содержит материал к интегрированному уроку-проекту: литература+музыка....
Конспект итогового урока-проекта в 4 классе по ОРКСЭ
Изучение курса ОРКСЭ завершается большим общим школьно-семейным праздником. Люди даже при разных взглядах могут найти основы для открытого диалога и объединения. Так, например, в нашей шко...
Конспект открытого урока-проекта английского языка в 4 классе по теме "Seasons"
Во время урока ученики работают группами, показывая свой уровень знаний материала по темам "Времена года", "Одежда", "Английские праздники". ...
Интегрированный урок музыка, изо, литература "Осень в музыке и цвете".
Интегрированный урок...