Презентация "Игры на развитие фонематического слуха" (1 класс)
презентация к уроку по чтению (1 класс) на тему

     Успешное обучение чтению и письму требует развитого фонематического слуха. На уроках обучения грамоте с целью развития фонематического слуха можно использовать разные игры. Включение игровых приёмов на занятиях обучения грамоте помогает детям овладеть звукобуквенным анализом, создаёт предпосылки для развития фонематического восприятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon igry_na_razvitie_fonematicheskogo_sluha.zip1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное)

образовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад  IV вида № 144»

 Игры как средство развития фонематического слуха первоклассников при обучении грамоте.

Игровые приёмы обучения звуковому анализу и синтезу.

 

                          Работу подготовила

                                      учитель  начальных классов

                      первой категории

                                                               Майорова Любовь Александровна

                                                                            г.  Дзержинск

2015 

   Слайд 1  

      Успешное обучение чтению и письму требует развитого фонематического слуха. Фонематический слух, по определению М.Р. Львова, - это «различение в звуковом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов, различение их значений».

 Слайд 2

       На уроках обучения грамоте с целью развития фонематического слуха можно использовать следующие игры.

« Внимательные покупатели »

     Детям предлагается выбрать игрушки, названия которых начинаются на определённый звук.

« Собери цветок »

     На «серединке» цветка написана буква. Ученикам предлагается выбрать те «лепестки» с картинками, где есть изучаемый звук.

Слайд 3

« Звуковой конструктор »

     Учитель говорит на ухо одному ученику слово, а другому – звук. Каждый из них произносит своё. Дети должны сказать, в начале или в конце слова надо добавить названный звук, чтобы получилось другое слово.

« Один звук, марш !»

     Из каждого слова нужно «вынуть» по одному звуку, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением.

« Цепочка слов »

      В виде цепочки подкладываются картинки, следующая начинается с того звука, которым заканчивается предыдущее слово.

Слайд 4

« Телевизор »

     На экране телевизора «прячется» слово. Вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. По первым буквам слов на картинках нужно сложить спрятанное слово.

 « Математическая грамматика »

     При помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов нужно найти искомое слово.

« Найди слова в слове »

      На доске вывешивается слово или картинка с указанием  количества букв в слове, изображённом на ней. Нужно из букв исходного слова составить и записать слова.

Слайд 5

« Волшебный круг »

     Используется круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребёнок должен подвинуть стрелку на предмет название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. Предварительно все слова проговариваются. Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.

      Для характеристики звуков мы традиционно используем 3 цвета и схемы. Можно использовать пособие «Город звуков». У каждого звука есть свой дом и адрес: улица Гласная, Твёрдая, Мягкая, Глухая, Звонкая или площадь Парная.

Варианты использования панно «Город звуков»:

- при знакомстве с новым звуком;

- игра  «Позови звук домой»;

- при повторении звуков.

Пособие «Звуковая карусель»

      Два круга (один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы для характеристики звуков, на маленьком – предметные картинки. Учитель предлагает прокатить какую- либо картинку на карусели. Дети называют первый звук в слове и поворачивают маленький круг к соответствующему символу, затем выделяют второй звук и т.д.

      Включение игровых приёмов на занятиях обучения грамоте помогает детям овладеть звукобуквенным анализом, создаёт предпосылки для развития фонематического восприятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доклада и презентация "Развитие фонематического слуха первоклассников"

Меня, педагога с 31 летним стажем, всегда волновал вопрос: как у первоклассников развивить фонематический слух с первых дней школы, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок, пропусков. Орфографическа...

Развитие фонематического слуха у учащихся в классах коррекции

"Её величество - игра!"Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенно...

Система упражнений для преодоления ошибок дисграфического характера как средство развития фонематического слуха младших школьников (1 класс послебукварный период)

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников одна из самых актуальных для школьного обучения. Особые трудности в пр...

Развитие фонематического слуха как фактор преодоления неуспеваемости по русскому языку у учащихся начальных классов

Чтобы правильно писать, нужно овладеть основными принципами русской орфографии.Таких принципов три: фонетический, морфологический, традиционный. Овладение каждым из них имеет свои особенности и свои с...

Звуки и буквы. Развитие фонематического слуха у младших школьников на уроках русского языка в 1 классе.

Использование игр и игровых упражнений на уроках и вне уроков способствует достаточной сформированности фонематического восприятия, что положительно влияет на развитие фонематической стороны речи, и, ...

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....