Конспект доклада и презентация "Развитие фонематического слуха первоклассников"
методическая разработка (1 класс) по теме
Меня, педагога с 31 летним стажем, всегда волновал вопрос: как у первоклассников развивить фонематический слух с первых дней школы, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок, пропусков. Орфографическая зоркость не бывает без фонематической зоркости, а точнее без умуния слышать фонемы. Свои наработки я оформила в виде доклада с презентацией. Если хотите поделитесь со мной сввоим мнением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonetika.doc | 87 КБ |
prezentaciya__fonetika.ppt | 374 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное Образовательное Учреждение
начальная гимназия «Галилей».
г. Москва
Тема:
«Методика организации слушания фонем на уроках обучения грамоте в
1 классе».
Выполнил учитель начальных классов
Кусмарова Светлана Николаевна.
Москва 2011г.
Цель:
- формировать навык обозначения буквой звука через
слушание фонем.
Задачи:
- проанализировать звучащую речь;
- рассмотреть понятия: звук, фонема, буква, слог, слово, предложение, текст с помощью схем;
- определить особенности звуков в «сильной» или «слабой» позиции способом постановки ударения для гласных и тактильным способом для глухих и звонких согласных;
- выявить возможности обозначения фонем графически;
- экспериментальным путем проанализировать результат деятельности (тест).
Планируемый результат.
1. различать звуки и буквы;
2. характеризовать звуки русского языка (гласные – ударные, безударные; согласные – твердые, мягкие; парные, непарные; звонкие, глухие);
3. знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
4. проводить фонетико – графический (звуко – буквенный анализ) разбор слова самостоятельно, оценивать правильность проведения фонетико – графического (звуко – буквенного) разбора слов;
5. различать способ и результат действия;
6. использовать речь для регуляции своего действия;
7. формировать адекватное понимание причин успешности.
Содержание.
- Понятия: фонетика, графика, орфоэпия, орфография.
- Умения детей по программе Т. Г. Рамзаевой 1 класс и дополнительные задания сверх программы.
- Диагностика.
- Выводы.
5.Использованная литература.
1.ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка.
Орфоэпия – наука о нормах произношения.
Графика – раздел языкознания, изучающий принципы отражения звучащей речи на письме, а также сами эти принципы.
Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил правописания морфем в словах разных частей речи, не регулируемых правилами графики, а также сами орфографические правила.
В своей работе над звуками я использую методы:
1). игровой – «Какой звук потерялся»,
«Звук заблудился»,
«Волшебная скакалка»,
«Где звук?»
«Магазин игрушек»,
«Не порви цепочку»,
«Поймай звук»,
«Твердый - мягкий» и другие.
2). Работа с карточками – звуками.
3). Звуко – буквенный анализ.
4). Диски – тренажеры.
5).Интерактивную доску.
2. Дополнительные задания.
Для формирования и отработки навыка слушания фонем использую тесты.
Тест.
1.Отметь ряд, в котором все слова начинаются с согласного звука.
-- часы, филин, искра, льдины;
-- яма, ветер, цифра, йогурт;
-- химия, щенок, игра, бублик;
2. Выпиши из предложений все слова, начинающиеся с гласного звука.
В ельнике всегда тень. Пень окружила семейка опят. Олень лениво щиплет травку. Окунь плавал в аквариуме. В печке тлеют угольки.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Укажи слово, в котором второй звук – мягкий согласный.
уши деньги
слива сцена
4.Распредели слова по столбикам.
Грязь, забота, зима, мороз, изюм, князь, сказка, скользкий, узкий, узор.
Слова со звуком [ З] | Слова со звуком [ З,] |
5.Отметь слова, в которых все согласные звуки звонкие.
дорога, щавель, ураган, боец, кошка, злой.
6.Отметь слова, в которых все согласные звуки глухие.
деревня, папка, мороз, огурец, сделал, зимой, чайный, сдобный.
7.Выбери правильное утверждение о звуковом составе слова ЯМА.
--первый звук гласный,
--первый звук мягкий согласный,
--второй звук твёрдый согласный,
--второй гласный ударный.
8. Произведи звуковой анализ слова С Т У Л Ь Я.
9.Запиши звуки на нужной строчке.
о к э с б л й а щ
Гласные звуки:_____________________________________________
Звонкие согласные звуки:____________________________________
Глухие согласные звуки:_____________________________________
10. Даны звуки: у с ы п д р й а ч.
Объедини эти звуки в группы.
1 способ.
2 способ.
Знания детей сверх программы.
С целью развития детей и формирования интереса к русскому языку, а также для хорошо успевающих детей провожу уроки с олимпиадными заданиями, которые способствуют:
1.Определению качественной характеристики звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твердый – мягкий, парный – непарный, согласный звонкий – глухой, шипящие, сонорные, всегда только мягкие или всегда только твердые.
2. Произношению звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
3. Полному фонетическому разбору слова и записи слов в транскрипции.
Задания к олимпиадному уроку.
Ф. И. _______________________________________________
1. Составьте новые слова, изменяя порядок букв в данном слове.
кукла - ……………..,
лапка - ……………..,
марка - …………….. .
2. Запишите слова в алфавитном порядке.
повторим, оттепель, гусеница, алфавит, ворота, звонит, добыча, документ, столяр, заморозки.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что есть в реке и озере, а в воде нет, есть в огурце и арбузе, а в дыне нет? ______________________________________________
4. В данных словах подчеркните:
а).согласные буквы, которые обозначают твёрдый согласный звук:
б у к в а р ь, к н и г а.
б). согласные, которые произносятся мягко:
б е л к а, р ы с ь, с л о н..
в). все гласные буквы:
п а в л и н, к а р а м е л ь.
5. Запиши, сколько в словах звуков и букв и транскрипцию.
заяц (……б., …….зв.) [ ____________ ]
мышка (…….б., ……..зв.) [ _______________ ]
лью (…….б., …….зв.) [ ____________ ] пальто (…….б., …….зв.) [ _______________ ]
3.Диагностика.
С целью выявления сформированности навыка слышания фонем провожу регулярно тесты и опросы детей:
Начало года | Конец года | |
Звуки речи | 80% | 100% |
Деление на слоги | 85% | 100% |
Ударение | 90% | 100% |
Фонетический разбор | 75% | 100% |
Результаты диктантов | _ | 100% |
- Выводы.
Итак, проблема повышения фонематической грамотности учащихся волнует учителей, методистов, родителей. В чем искать выход из такого положения? Выход следует искать в совершенствовании методики обучения фонематического слуха в широком понимании, т. е. не только в использовании более эффективных приемов работы, но прежде всего в укреплении той базы, на которой строится эта работа.
В ходе исследования я выявила, что на формирование фонематической зоркости положительное влияние оказывают поэтапные действия, которые выполняет ученик при произношении слова, на отдельные операции и доведение каждой из них до автоматизма. Система работы по формированию умения ставить фонематические задачи включает в себя, прежде всего, развитие фонематического слуха и выработку умения проводить слого-звуковой анализ слов.
Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования фонетической зоркости, даёт положительные результаты:
- учащиеся усваивают основные виды орфограмм;
- достигается довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости учащихся;
- возрастает интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.
5. Литература.
1. Разработки психологов П.С. Жедек и В.В. Репкина (вставь пропуски).
2. «Планируемые результаты начального общего образования» Москва, «Просвещение» 2010г. под редакцией Г.С. Ковалевой,
О.Б. Логиновой.
3. «Игры по обучению грамоте и чтению» Н.Н.Максимук.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа будущего первоклассника. Блок 1. Развитие фонематического слуха и моторики руки. Занятие 1.Тема: Знакомство с речью.
Знакомство детей с понятием "Речь".Упражнения для развития моторики руки....
Специальные упражнения по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия.
Фонематический слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по с...
Доклад+ презентация "Дифференцированный подход в развитии фонематического слуха первоклассников"
Данная работа была представлена на Межрегиональном фестивале обмен опытом работы...
Развитие фонематического слуха у будущего первоклассника.
Большинство родителей старших дошкольников считают необходимым научить ребёнка читать и считать, но также необходимо будущего первоклассника обязательно подготовить и к обучению письму. По...
Доклад на тему: «Развития фонематического слуха у младших школьников».
Доклад на тему:«Развития фонематического слуха у младших школьников»....
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....