КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ», 4 КЛАСС
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ», 4 КЛАСС ПО ПРОГРАММЕ "ШКОЛА РОССИИ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_chtenie.docx | 52.97 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ, 4 КЛАСС (4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 136 ЧАСОВ) | |||||
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | |
1 четверть | |||||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч) | ориентироваться в учебнике; знать и применять систему условных обозначений; предполагать на основе названия содержание главы; пользоваться словарем в конце учебника; составлять связное высказывание по иллюстрациям учебника. | ||||
Знакомство с учебником. Внеклассное чтение №1 Самые интересные книги прочитанные летом. | |||||
Былины. Летописи. Жития (11ч) | |||||
Древнерусские летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…». | познакомить с литературными произведениями древней Руси – летописями; через наблюдение над текстом проследить путь, приведший к появлению светской авторской литературы; учить понимать смысл, заключённый в летописях; сравнивать летописный текст; формировать знания об особенностях таких жанров, как былина, сказание, житие; развивать умение выделять существенные признаки каждого жанра; учить чувствовать и понимать язык былинного сказа; формировать творческую самостоятельность; совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; прививать интерес к истории русского народа, к его героям и творчеству. | ||||
Особый язык летописей. Фрагмент летописи «И вспомнил Олег коня своего». | |||||
Былины как жанр русского фольклора. «Ильины три поездочки». | |||||
Былины. «Ильины три поездочки». Составление плана | |||||
Составление творческого пересказа былины от имени героя. И. Карнаухова «Три поездки Ильи Муромца» | |||||
Древнерусские жития. «Житие Сергия Радонежского»- памятник древнерусской литературы. | |||||
«Житие Сергия Радонежского» Характеристика главного героя. | |||||
Внеклассное чтение №2 Былины.Летописи. | |||||
Обобщение по теме: « Былины. Летописи. Жития». Урок-путешествие по земле русской, богатырской. | |||||
Проверочная работа № 1 по теме: былины, летописи, сказания. | |||||
Проект1 «Создание календаря исторических событий». | |||||
Чудесной мир классики (25 ч) | |||||
П.П.Ершов. «Конёк-горбунок» (отрывок). Выразительное чтение. | познакомить с произведениями русской классики; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства; формировать умение передавать впечатление от общения с художественным произведением с помощью высказываний и рисунков; развивать умение самостоятельно устанавливать последовательность смысловых частей текста, составлять план прочитанного; развивать умение подбирать материал для высказывания о действующих лицах, оценивать их поступки, выражать своё отношение к ним, составлять рассказ о действующем лице; развивать умение сжато передавать содержание прочитанного рассказа по самостоятельно составленному плану; умение находить в рассказе и объединять материал на ту или иную тему; развивать навыки чтения; прививать интерес к творчеству изучаемых авторов. | ||||
П. П. Ершов. «Конёк-горбунок» Характеры главных героев в сказке. Обучение чтению по ролям. | |||||
П. П. Ершов. «Конёк-горбунок» Поступки героев и их оценка | |||||
П. П. Ершов. «Конёк-горбунок» Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова | |||||
А. С. Пушкин. Стихи. Настроение, выраженное в стихах. | |||||
Внеклассное чтение №3 Стихи А.С. Пушкина | |||||
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Стихотворная форма записи сказки. Изобразительность и выразительность слова. | |||||
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. | |||||
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Коллективное составление сопоставительных характеристик царицы и царевны. | |||||
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана. | |||||
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Пересказ основных эпизодов сказки. | |||||
М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» | |||||
Внеклассное чтение №4 Стихи М.Ю. Лермонтова | |||||
М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» Хорошие и плохие поступки людей | |||||
М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб». Средства художественной выразительности, язык сравнения в сказке. | |||||
Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» ». Работа над умением анализировать текст | |||||
Л.Н.Толстой. «Как мужик убрал камень». Басня. Умный и находчивый герой. | |||||
Внеклассное чтение №5 Л. Н. Толстой. Книги для детей: рассказы, сказки, басни. | |||||
А.П.Чехов. «Мальчики». Смысл произведения. Сравнение характеров главных действующих лиц. | |||||
А.П.Чехов. «Мальчики». Деление текста на части, составление плана. | |||||
А.П.Чехов. «Мальчики». Пересказ по плану. | |||||
Обобщение по разделу: «Чудесный мир классики». | |||||
Проверочная работа №2 по теме: Чудесный мир классики. | |||||
Внеклассное чтение № 6 А. П. Чехов «Каштанка» | |||||
2 четверть | |||||
Поэтическая тетрадь (10 ч) | |||||
Ф.И.Тютчев. Стихи. Образные языковые средства. Тоска по родине и красоте родной природы. | познакомить детей с произведениями русской поэзии; формировать речевые умения, навыки слушания; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства; развивать поэтический слух детей; развивать умение сравнивать состояние природы в разное время года; видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, многообразие форм и настроений природы, эмоционально открываться на её красоту; развивать умение выражать в слове свои впечатления, своё видение предмета, состояния природы и человека; развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову, умение находить в тексте образные средства выразительности; воспитывать чуткость, отзывчивость, любовь к Родине. | ||||
А.А.Фет. Стихи. «Весенний дождь», «Бабочка» Своеобразие ритма и построения строк в стихотворениях. | |||||
Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот...» Сравнение состояния природы в разное время. | |||||
А.Н.Плещеев. «Дети и птичка». Картина сельского быта. | |||||
И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями…». Тема любви к Родине в стихотворении | |||||
Н.А.Некрасов. «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки…».Тема детства | |||||
И.А.Бунин. «Листопад». Неповторимый красочный образ Родины. | |||||
Внеклассное чтение №8 Стихи русских поэтов о природе | |||||
Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь». | |||||
Проверочная работа №3 по теме: Поэтическая тетрадь | |||||
Литературные сказки (18 ч). | |||||
В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий. | познакомить детей с литературными сказками учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства; формировать умение передавать впечатление от общения с художественным произведением с помощью высказываний и рисунков; развивать умение самостоятельно устанавливать последовательность смысловых частей текста, составлять план прочитанного; развивать умение подбирать материал для высказывания о действующих лицах, оценивать их поступки, выражать своё отношение к ним, составлять рассказ о действующем лице; развивать умение сжато передавать содержание прочитанного рассказа по самостоятельно составленному плану; умение находить в рассказе и объединять материал на ту или иную тему; развивать навыки чтения. | ||||
В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки. | |||||
В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Составление плана сказки. Выборочный пересказ | |||||
В М Гаршин «Сказка о жабе и розе» Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке | |||||
В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Сюжетная линия произведения. | |||||
В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Сжатый пересказ. | |||||
Внеклассное чтение№ 9 Успенский Э Н «Вниз по волшебной реке» | |||||
П.П.Бажов. «Серебряное копытце» Мотивы народных сказок в авторском тексте. | |||||
П.П.Бажов. «Серебряное копытце» Отражение в сказке реальной жизни. Особенности речи героев. | |||||
П.П.Бажов. «Серебряное копытце» Выразительное чтение по ролям. | |||||
Внеклассное чтение № 10 П.Бажов «Голубая змейка» | |||||
С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Народные волшебные сказки и сказки литературные. | |||||
Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». | |||||
С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке. | |||||
С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Деление текста на части. Выборочный пересказ. | |||||
Обобщение по разделу: « Литературные сказки». | |||||
Проверочная работа № 4 по теме: Литературные сказки. | |||||
Внеклассное чтение № 11 Н. Сладков «Ключик» | |||||
3 четверть | |||||
Делу время – потехе час (7 ч) | |||||
Е.Д.Шварц. «Сказка о потерянном времени». Сказка как жанр литературного произведения. | познакомить детей с новыми произведениями; учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства; формировать умение передавать впечатление от общения с художественным произведением с помощью высказываний и рисунков; развивать умение самостоятельно устанавливать последовательность смысловых частей текста, составлять план прочитанного; развивать умение подбирать материал для высказывания о действующих лицах, оценивать их поступки, выражать своё отношение к ним, составлять рассказ о действующем лице; развивать умение сжато передавать содержание прочитанного рассказа по самостоятельно составленному плану; умение находить в рассказе и объединять материал на ту или иную тему; развивать навыки чтения; показать справедливость пословицы «Скучен день до вечера, коли делать нечего». | ||||
Е.Д.Шварц. «Сказка о потерянном времени» Воспитательное значение сказки. Поговорки при работе над произведением. | |||||
В.Ю.Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического | |||||
В.Ю.Драгунский. «Что любит Мишка». Характер героя, отношение автора к своему герою. | |||||
Внеклассное чтение №12 Юмористические рассказы В. Ю.Драгунского | |||||
В.В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». Авторское отношение к герою в рассказе. Пересказ с элементами рассуждения. | |||||
.Обобщение по разделу: «Делу время – потехе час» Проверочная работа №5 по теме: Делу время – потехе час | |||||
Страна детства (7 ч) | |||||
Знакомство с произведением Б.С.Житкова «Как я ловил человечков». | познакомить детей с произведениями русской классики; с жанровым разнообразием произведений; учить видеть за предметным содержанием смысл событий; учить осознавать идею произведения, правильно оценивать её; активизировать мыслительную деятельность и творческое воображение; учить пересказу: близкому к тексту, выборочному, сжатому; учить составлению вопросов по содержанию читаемых произведений, а также элементарной характеристики литературных героев; фиксировать и называть чувства, возникающие при чтении; совершенствовать навыки чтения. | ||||
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых. Творческое продолжение истории. | |||||
К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий. Сравнение и олицетворение. | |||||
К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. Музыка Э.Грига | |||||
М.М.Зощенко. «Ёлка». Словесное рисование портретов героев. Составление плана. Краткий пересказ. | |||||
Внеклассное чтение №13 Произведения К.Г. Паустовского "Спешите делать добро" | |||||
Обобщение по разделу: «Страна детства». Проверочная работа № 6 по теме: Страна детства. | |||||
Поэтическая тетрадь (6 ч) | |||||
В. Я. Брюсов «Опять сон» Развитие чувства в лирическом стихотворении. | учить детей понимать замысел произведения, познавать его суть; учить детей понимать образность, ёмкость, красоту поэтического слова; прививать любовь к поэзии; показать красоту, точность, звучность поэтического слова; расширять кругозор учащихся; развивать воображение, наблюдательность учащихся; учить грамотно формулировать свои мысли и излагать их; воспитывать бережное, доброе отношение к окружающим нас людям, ко всему живому. | ||||
В. Я. Брюсов «Детская» Выразительное чтение. | |||||
С. А. Есенин «Бабушкины сказки» Работа над содержанием и выразительностью. | |||||
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…» Словесное рисование. | |||||
М. И. Цветаева «наши царства» работа над выразительным чтением. | |||||
Обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь» Конкурс чтецов. | |||||
Природа и мы (14 ч) | |||||
Знакомство с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш». Анализ заголовка. | познакомить учащихся с новыми произведениями; учить детей понимать скрытый смысл произведения, проникать в его глубину; через художественные произведения, включённые в эту тему, способствовать осуществлению задач художественного воспитания, литературного и эстетического развития; продолжить работу по совершенствованию всех сторон навыка чтения и устной речи; обогатить словарный запас учащихся; формировать такие умения, как составление плана прочитанного, сжатый и точный пересказ текста; учить детей использовать свой опыт непосредственных наблюдений в природе. | ||||
Д.Н.Мамин-Сибиряк«Приёмыш». Мир животных и птиц в произведении. Роль рассуждений и диалогов в рассказе. | |||||
Д.Н.Мамина-Сибиряка«Приёмыш». Составление плана для подробного пересказа. | |||||
А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Тема самопожертвования в рассказе. | |||||
А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе | |||||
М.М.Пришвин «Выскочка». Писательская наблюдательность. | |||||
.М.М.Пришвин. «Выскочка». Работа над содержанием. Характеристика героя на основе поступка.. | |||||
Внеклассное чтение №14 М. Пришвин – певец русской природы | |||||
Е.И.Чарушин. «Кабан». Характеристика героя. | |||||
В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Научно-естественные сведения о природе в рассказе. | |||||
В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление устных рассказов-характеристик о главных действующих лицах. | |||||
В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части, составление плана. Выборочный пересказ. | |||||
Обобщение по теме: «Природа и мы». Проверочная работа № 7 по теме: Природа и мы. | |||||
Проект№2 «Природа и мы». | |||||
Поэтическая тетрадь (7 ч) | |||||
Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени. Средства художественной выразительности. | учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; выразительные средства; формировать умение передавать впечатления от общения с художественным произведением с помощью высказываний и рисунков; продолжить работу по совершенствованию всех сторон навыка чтения и устной речи; работать над содержанием художественного произведения, его идейной направленностью; художественными средствами, позволившими писателю создать определённые картины и вызвать глубокое эмоциональное воздействие на читателя; обогащать словарный запас у учащихся. | ||||
Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах С. А. Клычкова «Весна в лесу» | |||||
Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето» | |||||
Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь» | |||||
Мотивы народного творчества в стихотворении С. А. Есенина «Лебедушка» | |||||
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | |||||
4 четверть | |||||
Внеклассное чтение №15 Мои любимые стихи | |||||
Родина (7 ч) | |||||
И. С. Никитин «Русь». Образ привольной Руси в произведениях автора. | учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства; развивать поэтический слух детей; развивать умение выражать в слове свои развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову, умение находить в тексте образные средства выразительности; воспитывать чуткость, отзывчивость, любовь к Родине. | ||||
С. С. Дрожжин «Родине». Патриотическое звучание, выразительность стихотворения. | |||||
Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…» | |||||
Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане». | |||||
Внеклассное чтение №16 Стихи о Родине | |||||
Проект№3 «Они защищали Родину». | |||||
Обобщение по разделу «Родина». Проверочная работа № 8 по теме: Родина. | |||||
Страна Фантазия (6ч) | |||||
Знакомство с произведением Е. С. Велтистова «Приключения Электроника».Особенности фантастического жанра. | учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; выразительные средства; формировать умение передавать впечатления от общения с художественным произведением с помощью высказываний и рисунков; учить находить материал для высказываний о действующих лицах, оценивать их поступки, выражать своё отношение к ним; составлять рассказ о действующем лице; развивать воображение, фантазию, ассоциативное мышление, образное восприятие окружающего мира; учить пользоваться при чтении справочными источниками с целью уточнения значения слов; развивать все стороны техники чтения; прививать интерес к чтению, литературе | ||||
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа. Анализ поступков героев. | |||||
Знакомство с произведением Кира Булычева «Путешествие Алисы».Сравнение сказки и фантастического рассказа. | |||||
Кир Булычев «Путешествие Алисы». Составление картинного плана. | |||||
Внеклассное чтение. Научно-фантастическая литература для детей. | |||||
Обобщающий урок-путешествие по «Стране Фантазии». | |||||
Зарубежная литература (18 ч) | |||||
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Фантастические события, персонажи в произведении. | познакомить учащихся с зарубежными писателями и зарубежной литературой; расширять кругозор учеников; работать над развитием фантазии, воображения детей; пробуждать в детях добрые чувства, учить сопереживать, сострадать, понимать других; воспитывать у детей чувство гуманизма через мир больших и чистых человеческих чувств, глубоких и благородных мыслей; учить свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений; формировать умение характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом; развивать монологическую речь, творчество и воображение; прививать интерес к литературе, любовь к чтению. | ||||
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Составление плана для пересказа. | |||||
Жизнь и творчество Г. Х. Андерсена. Знакомство с произведением «Русалочка». | |||||
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Аналитический разбор - правдивое и сказочное в произведении. | |||||
Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г. Х. Андерсена «Русалочка» | |||||
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление текста на части. Составление плана. | |||||
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Творческий пересказ. | |||||
Внеклассное чтение №18 Сказки Г.Х. Андерсена | |||||
Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера» | |||||
Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» | |||||
Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь» Эстетическое восприятие через слово и живопись. | |||||
С. Лагерлеф. «Святая ночь» Краткий пересказ текста | |||||
Сказания о Христе. С. Лагерлеф. «В Назарете» | |||||
С.Лагерлёф. «В Назарете. Святое семейство. Иисус и Иуда» Иллюстрация и её значение при работе с текстом. | |||||
Урок обобщения. Игра «Литературные тайны». | |||||
Внеклассное чтение №19 От благодарных читателей (Художественные произведения, героям которых установлены памятники). | |||||
Проект №4 «В стране литературных героев» | |||||
Обобщающий урок за курс 4 класса. Книги, рекомендуемые для прочтения летом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по предмету литературное чтение 4 класс
ктп по предмету литературное чтение , 4 класс...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Литературное чтение" Л.Ф.Климанова, 2 класс, УМК "Перспектива", ФГОС
Календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской по предмету "Литературное чтение" Л.Ф.Климанова, 2 класс, разработано в соответствии с ФГОС, УМК "Перспектива"...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Литературное чтение - 2 класс"
Тематическое планирование составлено на основе рабочей программы, авторами которой являются Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина «Л...
Календарно – тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение» (базовый уровень) для 3 класса
Календарно -тематическое планирование политературному чтению 3 класс. Ситема Занкова...
Календарно-тематическое планирование по предмету ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 класс (ФГОС) 3 часа в неделю
КТП по предмету «Литературное чтение» составленов рамках УМК «Школа России» в 4 классе из ресчёта 3 часа в неделю - 102 часа в годк учебнику Л.Ф.Климанова,...
Календарно-тематическое планирование по предмету ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 класс (ФГОС) 4часа в неделю
КТП по предмету «Литературное чтение» (с УУД)в рамках УМК «Школа России» в 4 классе из расчёта 4 часа в неделю - 136 часов в год.Л.Ф.Климанова, В. Г. Го...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Литературное чтение" 2 класс
Календарно-тематическое планирование...