Конспект урока литературного чтения в 4 классе Программа 1-4 Р.Н.Бунеев, учебник «В океане света» Тема :Стихи Ю.Владимирова и А.Введенскго
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект открытого урока по литературному чтению для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_kl_lit.chtenie_oberiuty.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 4 классе
Программа 1-4 Р.Н.Бунеев, учебник «В океане света»
Тема :Стихи Ю.Владимирова и А.Введенскго
Составила: Картавенко И.А
- Тема урока:
ОБЭРИУТы
Стихи Ю.Владимирова и А.Введенского
- Цель урока: заинтересовать учеников творчеством и личностью поэтов, вызвать желание читать другие произведения Д.Хармса, Ю.Владимирова, А.Введенского.
- Задачи урока:
а) образовательные: познакомить с произведениями поэтов, понаблюдать над тем, какие литературные приёмы и средства художественной выразительности используют поэты для создания образов героев и характеристики их поступков. Познакомить с литературным приёмом – гиперболой.
б) воспитательные: обогатить словарный запас ребят,пробуждать интерес к стихам, уважение к личности авторов, озадачить противоречием « лёгкого стиха» и « тяжелой судьбы»
в) развивающие: развивать мышление, ум, умение анализировать, делать выводы, развивать эмоциональную сферу детей на основе данных произведений
г) стимулирующие: мотивировать на желание искать ответы на вопросы, узнавать больше по пройденной теме,
д) самообразовательные: углублять свои знания по данному вопросу.
- Методы и методические приёмы: проблемный рассказ учителя, беседа, метод проблемного диалога
- Оборудование: книги Д.Хармса, Ю.Владимирова и А.Введенского, портреты Хармса Д., Введенского А. , видео ролик http://www.people.su/youtube_video-yuvladimirov-ninochkiny-pokupki
6. Литература для учителя: Е. Бунеева, О. Чиндилова Уроки чтения в 4 классе по книге «В океане света», Н. Кузнецова и др. «Детские писатели», 2001г.,ВведенскийА. «Часы в коробочке» АМФОРА 2005г.
Оформление доски
ХОД УРОКА
Эмоциональный настрой на урок
- Проверка домашнего задания.
Выставка иллюстраций к стихотворению Д.Хармса
У: ОБЭРИУ ...
Что же это за удивительное понятие?
Д: Это ОБщество Реального Искусства,
У.: Но почему не совпадает аббревиатура? Странно ,последняя буква «У».Вот что отвечали на опрос : «Почему «У»? – участники литературно-поэтической группы: «Потому, что кончается на «У», «для веселья»
У: Чем были интересны и необычны поэты обэриуты?
Давайте вспомним какими приемами пользовались поэты в своих стихотворениях ,чем они отличались от других художников слова? Карточки на доске помогут вам в этом. Что на ваш взгляд будет лишним?
Д: Эти поэты лихо экспериментировали со словами, интонациями, темпом и ритмом: пытались очистить слово от старого значения и придать ему новый смысл за счёт звукового аналога, осознанного алогизма. Они как бы выворачивали слова наизнанку. Играли со звуками - использовали звукопись, использовали повторы, их стихи напоминают путаницу, перевёртыши. В их произведениях часто отсутствует логика и житейская мудрость, тем более мораль и назидательное нравоучение.
У: На что это похоже?
Д: Перевёртыши, скороговорки, загадки, считалки- народные ( фольклорные) жанры.
У: При таком ,казалось бы, отсутствии смысла что несли с собой стихи ?
Д: Радость, веселье.
У: К какой сфере человека мы можем отнести эти понятия?
Д: Это эмоции.
У: Какие эмоции несут слушателю эти стихи? Стихи обэриутов несли в себе яркую зрелищность, заряд радости. Это всегда весёлые, смешные стихи, которые удивляют.
Даниил Хармс вероятно знал секрет реального искусства. Такого, от которого все поют, летят и скачут. Или пускают на радостях воздушные шары.
В конце 30-х годов дети назвали Хармса любимым писателем и через 70 лет мы с удовольствием читаем его стихи.
2) домашняя подготовка детей
У: К уроку вам было предложено найти и прочитать наизусть или выразительно стихи Даниила Хармса
(чтение стихов учениками)
*** После прочтения каждого стихотворения постараться назвать литературный приём, использованный автором.
«Самовар»: переплетение бытовых реалий и эксцентрики, повторы, звуковые перевёртыши.
«Иван Топорышкин»: утрачен житейский смысл, игра.
«Врун»: путаются слова, рвутся логические связи.
У: Ребята , у вас на парте лежат таблицы
Автор | Особенности стихов | Биография |
Д.Хармс | ||
Ю.Владимирский | ||
А.Введенский | ||
Постарайтесь в ходе урока кратко заполнить табличку.
2. Рассказ о Д.Хармсе
Настоящее имя - Даниил Иванович Ювачёв.
Посещал самое строгое учебное заведение Петербурга – Петершуле.
Юный Даниил прекрасно говорил на английском и немецком языках,
великолепно рисовал, демонстрировал абсолютный слух, отлично
декламировал. Но он же был и настоящей грозой училища благодаря своей
склонности к разным проделкам и выходкам. (Дополнительно см: Детские писатели» с.82)
О происхождении псевдонима много спорят. Одни считают, что произошло оно от слова «шарм» - обаяние, очарование, другие связывают со словом «чары» - колдун, однако известно, что поэт так же выступал под именами Хормс, Пульхерей, Дандан, Шардам, Гармониус и многими другими.
Выполнение задание в рабочей тетради (с.74 №5)
Дополнительные сведения о Хармсе, о его внешнем виде:
- высокий,
- экстравагантно одетый
- цилиндр
- монокль
- необыкновенный красный пиджак
- даже прилично одетый мог «выкинуть штучку» - вставить в глаз монокль-шар в виде выпученного глаза, или довести скучного лектора до расстройства, мастерски имитируя в тишине зала жужжание мухи. Чудак. И такие же чудаки – его герои. С конца 20-х активно сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Ёж», придумал постоянных героев этих изданий – Умную Машу, профессора Трубочкина, Карла Ивановича Шустерлинга и Ивана Топорышкина в роли чудака-изобретателя.
Поэт руководствовался девизом:
«Пиши всегда с интересом и смотри на писание как на праздник».
У: Ребята, а каким вы представляете себе Д.Хармса внешне?
Д: (Предположения)
У: А теперь я переверну вам его портрет. (Дети видят тот, который приводится в конспекте).
Удивление, что их предположение не совпало.
У: Тяжёлая судьба выпала на долю Даниила Хармса. Посмотрите, на какие годы пришлось его литературное творчество, в какой период в истории развития нашей страны.
(Вспоминаем, что это - времена Советского Союза, когда у власти был И. Сталин.) Людям, которые мыслили нестандартно, противоречили официальной установке на серьёзный, идеологически окрашенный воспитательно-познавательный процесс в литературном творчестве приходилось тяжело. Его арестовали в 1931 году, потом ещё раз в 1937 и до 1938 года пробыл в тюрьме. В 1941 г «опасный элемент» был арестован в третий раз В феврале 1942 года умер в больнице новосибирской тюрьмы. В 1956 году реабилитирован, и его стихи начали постепенно возвращаться к читателям.
3. Работа до чтения стихов Ю.Владимирова и А.Введенского
У: Каких других поэтов – обэриутов помните?
Д: Ю.Владимиров, А.Введенский, Н. Олейников, Н.Заболоцкий.
У: Сегодня на уроке у нас встреча со стихами Ю.Владимирова и А.Введенского. Что читали из стихов этих авторов, что помните?
Вспомним и прочитаем вместе наизусть «Ниночкины покупки» Ю.Владимирова.
Или видеоролик
НИНОЧКИНЫ ПОКУПКИ
Мама сказала Нине:
— Нина, купи в магазине:
Фунт мяса,
Бутылку кваса,
Сахарный песок,
Спичечный коробок,
Масло и компот.
Деньги — вот.
Нина сказала: — Несусь!
Бежит и твердит наизусть:
— Фунт мяса,
Бутылку кваса,
Сахарный песок,
Спичечный коробок,
Масло и компот.
Деньги в кармане — вот.
Народу в лавке масса,
Большая очередь в кассе,
Перед Ниной — шесть человек,
А Нине нужен чек
На фунт мяса,
Бутылку кваса,
Сахарный песок,
Спичечный коробок,
Масло и компот.
Деньги — вот.
Наконец очередь Нинки.
Нина твердит без запинки:
— Дайте фунт кваса,
Бутылку мяса,
Спичечный песок,
Сахарный коробок,
Масло и компот.
Деньги — вот.
Кассир говорит в ответ:
— Такого, простите, нет!
Как же вам взвесить квасу,
Не лезет в бутылку мясо…
На масло и компот
Чек — вот!
А про сахарный коробок
И спичечный песок
Никогда не слыхал я лично, —
Верно, товар заграничный…
У: Какие приёмы использовал здесь Ю.Владимиров?
Д: Анекдот, игра, скороговорка, острая сюжетная ситуация, путаница.
У: Посмотрите в учебник и прочитайте название стихов, которые нам предстоит сегодня прочитать
Д: «Чудаки», «О рыбаке и судаке»
У: Что можете предположить? Обещают ли названия стихов Ю.Владимирова и А.Введенского встречу с необычным миром?
Д: (высказывают свои мысли)
4. Работа с текстами во время чтения.
1) самостоятельное чтение стихотворения Ю.Владимирова «Чудаки»
У: Какая смешная история приключилась с чудаками?
Что вызвало смех?
Д: (ответы)
У: Что бы вы посоветовали чудакам? Попробуйте сделать это в стихотворной форме
Эх, чудаки-чудаки, смутили вас пятаки?
Любой пятак – на кушак, любой пятак – на колпак,
А третий пятак – так.
5. Работа со стихотворение после чтения
1)с.54 учебника Знакомство с понятием ГИПЕРБОЛА – преувеличение, и на доске открывается это слово в списке литературных приёмов.
2) История создания стихотворения «Чудаки»
Это был дружеский розыгрыш Д.Хармса. Хармс отправляясь в Москву, получил от Владимирова две пятёрки – на крючки, леску и книги. Хармс ничего не купил и объяснил это тем, что забыл: на что какая «пятёрка» предназначалась.
Ю.Владимиров рассмеялся: «Месть моя будет страшна» и появилось стихотворение «Чудаки».
Чудак, путающий самые простые вещи и неприспособленный к жизни – вам это ничего не напоминает? Посмотрите на выставку книг .( С. Маршак «Человек рассеянный»)
3) Рассказ о Ю. Владимирове
У: Понравились вам стихи Ю.Владимирова? А каким вы его себе представляете?
Хотите посмотреть на его портрет?
(переворачиваю листок – он пустой. Удивление детей)
У: Сведения о жизни этого судя по его стихам доброго и веселого человека скупы и противоречивы. Он написал 8 детских книжек. Не сохранилось ни одного изображения Юрия Владимирова. Даже о годах его жизни нет точных данных: родился то ли в 1908, то ли 1909 году а закончил жизнь в 1930 или 31 году. Прожил всего 23 года.
Мы можем его себе представить только со слов его современников.
К.Чуковский: « ... он кудряв, черноглаз, совсем ещё мальчик, немного Петя Ростов, немного Том Сойер. Карман Тома Сойера, наверное, позавидовал бы Юриному портфелю: чего только в нём нет! – сломанный нож, ключ непонятного назначения, чужие и свои стихи, и какие-то причудливые камешки, и какие-то гвозди. Юра – заядлый моряк, капитан спортивной яхты – из-под его распахнутой куртки видна тельняшка».
С.Маршак: «Вдохновенный мальчишка»
Самый молодой обэриут. Увлекался спортом, водил через Финский залив спортивную яхту, постоянно носил тельняшку. Печатался в журналах «Чиж» и «Ёж». Происходил из рода Брюлловых.
6. Работа с текстами во время чтения.
У: Можно ли играть со стихами по-другому, как вы думаете?
На стр. 55 Следующее произведение. Вам знаком автор?
Д: Мы не читали произведения А.Введенского. Но мы можем предположить по иллюстрации, а также по принадлежности этого автора к ОБЭРЕУтам , что стихотворение скорее всего тоже весёлое.
У: Друзья, посмотрите на название, вас ничто не удивило?
Д: Одинаковые названия.
У: Вспомните сотязание двух великих поэтов А..Пушкина и В.Жуковского- там был похожий сюжет
Как мы можем узнать ,есть ли что-то общее между стихами Ю.Владимирова и А.Введенского?
Д: Прочитать, ни как иначе...
- Самостоятельное чтение стихотворения «О рыбаке и судаке»
У: Какой мир придумывает А.Введенский?
Д: (...)
У: Можно ли описать автора на основе этого стихотворения?
Д: (...)
У: Какие строчки звучат особенно «шумно»Выделите карандашиком..
7. Работа с текстами после чтения.
У: К. И. Чуковский сказал: «...как раз такие стихи, как у Д.Хармса и А.Введенского нужны детям» Согласны ли вы с его мнением?
Д: (высказывания детей)
У: Это стихи лирические или сюжетные?
Д: Стихи ближе к фольклору – напоминают загадки, считалки, перевёртыши, скороговорки
У: Чем вам нравятся такого рода стихи? Захотелось ли вам прочитать другие стихи этих поэтов?
8. Рассказ о судьбе обэриутов.
У: Я вам открою последний портрет на доске - А.Введенского. На с.57 в учебнике вы можете видеть другие портреты поэтов. Обратите внимание на годы жизни этих людей. Они все ушли из жизни рано, молодыми, полными творческих сил. В начале 30-х годов началась неофициальная борьба с поэзией игры и шутки. Невинное юмористическое стихотворение «Кто?» А.Введенского получило отрицательную оценку в критике. В 31-м году
арестовали Хармса и Введенского, погибает Владимиров. С середины 30-х годов их перестают печатать, следует арест за арестом. А.Введенский вновь в 1941 году арестован. Умер в тюрьме при невыясненных обстоятельствах.
Николай Олейников арестован в 1937 году, расстрелян в тюрьме 24 ноября 1937 г. Официальной датой смерти было объявлено 5 мая 1942 года от тифа.
Н.Заболоцкий прожил дольше, но тоже не избежал арестов в 1938 году, был сослан в ГУЛАГ, Сибирь, позднее в Казахстан.
Надолго в детской поэзии прекращается поиск в области формы и стиля весёлой детской книжки.
У: Понравились ли вам стихи этих авторов? Какие эмоции они в вас вызвали?
А личность писателей вызвала в вас интерес? Какие эмоции в вас вызвала их биография?
Д: (...)
У: Как вы думаете, кого из современных поэтов продолжили начинания Д.Хармса, Ю.Владимирова и А.Введенского .
Д: О. Григорьев, Г. Остер, Э. Успенский, Ан. Усачёв, Г. Орлов, Тим Собакин.
У: (может прочитать некоторые из стихов названных авторов.)
9. Рефлексия: Обратитесь к карточкам , которые вы заполняли по ходу урока.
Во второй и третьей графе нарисуйте значок обозначающий эмоцию которая соответствует стихам и судьбам этих «чудаков».
Автор | Особенности стихов | Биография |
Д.Хармс | ||
Ю.Владимирский | ||
А.Введенский | ||
☺ | ☹ |
Какое противоречие вы заметили ? Подумайте над этим надосуге....
10. Домашнее задание ( вариативное) :К следующему уроку выучить наизусть любое стихотворение этих авторов –не обязательно из учебника, можно проиллюстрировать прочитанное.
По желанию: 1)Напишите письмо любому из этих авторов или составьте вопросы для интервью с одним из них.2) Найдите в других произведениях этих авторов пример гиперболы.
К уроку внеклассного чтения «Поэты –шалуны» :Эдуарда Успенского, Андрея Усачёва, Григория Орлова, Тима Собакина, Олега Григорьева, Григория Остера.
СПАСИБО ЗА УРОК !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 4 классе с презентацией. А. Ишимова."Славяне"(учебник Р.Н. Бунеева "В океане света")
Урок литературного чтения с презентацией по рассказу А. Ишимовой "Славяне". В ходе выполнения аналитического задания ,дети сами выходят на тему урока, проводят большую работу с текстом доо чтения, пре...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева). Урок 4. Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»
Урок 4. Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»Тема урока: Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».Цели:– формируем умение отвечать на вопросы по прочитанному...
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».
В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...
Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"
В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится""
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научить видеть и понимать окружающую...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится»"
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научить видеть и понимать окружающую...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Юмор в произведении Ю.Д.Владимирова "Чудаки".
Тема урока Юмор в произведении Ю.Д.Владимирова «Чудаки».Цель: познакомить учащихся с творчеством А. Введенского и Ю. Владимирова.Задачи с учётом ФГОС: *Предметные компетентости: обобщ...