Конспект урока литературного чтения в 4 классе Программа 1-4 Р.Н.Бунеев, учебник «В океане света» Тема :Стихи Ю.Владимирова и А.Введенскго
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Картавенко Ирина Александровна

Конспект открытого урока по литературному чтению для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_kl_lit.chtenie_oberiuty.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 4  классе

Программа 1-4 Р.Н.Бунеев, учебник «В океане света»

Тема :Стихи Ю.Владимирова и А.Введенскго

Составила: Картавенко И.А

  1. Тема урока:

ОБЭРИУТы

Стихи Ю.Владимирова и А.Введенского

  1. Цель урока: заинтересовать учеников творчеством и личностью поэтов, вызвать желание читать  другие произведения Д.Хармса, Ю.Владимирова, А.Введенского.

  1. Задачи урока:

а) образовательные: познакомить с произведениями поэтов, понаблюдать над тем, какие литературные приёмы и средства художественной выразительности используют поэты для создания образов героев и характеристики их поступков. Познакомить с литературным приёмом – гиперболой.

б) воспитательные: обогатить словарный запас ребят,пробуждать интерес к стихам, уважение к личности авторов, озадачить противоречием  « лёгкого стиха» и « тяжелой судьбы»

в) развивающие: развивать мышление, ум, умение анализировать, делать выводы, развивать эмоциональную сферу детей на основе данных произведений

г) стимулирующие: мотивировать на желание искать ответы на вопросы, узнавать больше по пройденной теме,

д) самообразовательные: углублять свои знания по данному вопросу.

  1. Методы и методические приёмы: проблемный рассказ учителя, беседа, метод проблемного диалога

  1. Оборудование:  книги Д.Хармса, Ю.Владимирова и А.Введенского, портреты Хармса Д., Введенского А. , видео ролик http://www.people.su/youtube_video-yuvladimirov-ninochkiny-pokupki

6. Литература для учителя: Е. Бунеева, О. Чиндилова Уроки чтения в 4 классе по книге «В океане света», Н. Кузнецова и др. «Детские писатели», 2001г.,ВведенскийА. «Часы в коробочке» АМФОРА 2005г.

Оформление доски                                                                      

ХОД УРОКА

Эмоциональный настрой на урок

  1. Проверка домашнего задания.

Выставка иллюстраций к стихотворению Д.Хармса

 У: ОБЭРИУ ...

Что же это за удивительное понятие?

Д: Это ОБщество Реального Искусства,

У.:  Но почему не совпадает аббревиатура? Странно ,последняя буква  «У».Вот что отвечали на опрос : «Почему «У»? – участники литературно-поэтической группы: «Потому, что кончается на «У», «для веселья»

У:  Чем были интересны и необычны поэты обэриуты?

   

  Давайте вспомним какими приемами пользовались поэты в своих стихотворениях ,чем они отличались от других художников слова?  Карточки на доске помогут вам в этом. Что на ваш взгляд будет лишним?

Д: Эти поэты лихо экспериментировали  со словами, интонациями, темпом и ритмом: пытались очистить слово от старого значения и придать ему новый смысл за счёт звукового аналога, осознанного алогизма. Они как бы выворачивали слова наизнанку. Играли со звуками - использовали звукопись, использовали повторы, их стихи напоминают путаницу, перевёртыши. В их произведениях часто отсутствует логика и житейская мудрость, тем более мораль и назидательное нравоучение.

У: На что это похоже?

Д: Перевёртыши, скороговорки, загадки, считалки- народные ( фольклорные) жанры.

У: При таком ,казалось бы, отсутствии смысла что несли с собой стихи ?

Д: Радость, веселье.

У: К какой сфере человека  мы можем отнести  эти понятия?

Д: Это эмоции.

У: Какие эмоции несут слушателю эти стихи? Стихи обэриутов несли в себе яркую зрелищность, заряд радости. Это всегда весёлые, смешные стихи, которые удивляют.

   Даниил Хармс вероятно знал секрет реального искусства. Такого, от которого все поют, летят и скачут. Или пускают на радостях воздушные шары.

   В конце 30-х годов дети назвали Хармса любимым писателем и через 70 лет мы с удовольствием читаем его стихи.

   

2) домашняя подготовка детей

У: К уроку вам было предложено найти и прочитать наизусть или выразительно стихи Даниила Хармса

(чтение стихов учениками)

*** После прочтения каждого стихотворения постараться назвать литературный приём, использованный автором.

«Самовар»: переплетение бытовых реалий и эксцентрики, повторы, звуковые перевёртыши.

«Иван Топорышкин»: утрачен житейский смысл, игра.

«Врун»: путаются слова, рвутся логические связи.

 У: Ребята , у вас на парте лежат таблицы

Автор

Особенности стихов

 Биография

Д.Хармс

Ю.Владимирский

А.Введенский

Постарайтесь в ходе урока  кратко заполнить табличку.

 

2. Рассказ о Д.Хармсе  

Настоящее имя  - Даниил Иванович Ювачёв.

                     Посещал самое строгое учебное заведение Петербурга – Петершуле.

                      Юный Даниил прекрасно говорил на английском и немецком языках,

                      великолепно рисовал, демонстрировал абсолютный слух, отлично

                      декламировал. Но он же был и настоящей грозой училища благодаря своей

  склонности к разным проделкам и выходкам. (Дополнительно см: Детские писатели» с.82)

                О происхождении псевдонима много спорят. Одни считают, что произошло оно от слова «шарм» - обаяние, очарование, другие связывают со словом «чары» - колдун, однако известно, что поэт так же выступал под именами Хормс, Пульхерей, Дандан, Шардам, Гармониус и многими другими.

Выполнение задание в рабочей тетради (с.74 №5)

   Дополнительные сведения о Хармсе, о его внешнем виде:

  • высокий,
  • экстравагантно одетый
  • цилиндр
  •  монокль
  • необыкновенный красный пиджак
  • даже прилично одетый мог «выкинуть штучку» - вставить в глаз монокль-шар в виде выпученного глаза, или довести скучного лектора до расстройства, мастерски имитируя в тишине зала жужжание мухи. Чудак. И такие же чудаки – его герои. С конца 20-х активно сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Ёж», придумал постоянных героев этих изданий – Умную Машу, профессора Трубочкина, Карла Ивановича Шустерлинга и  Ивана Топорышкина в роли чудака-изобретателя.

  Поэт руководствовался девизом:

«Пиши всегда с интересом и смотри на писание как на праздник».

У: Ребята, а каким вы представляете себе Д.Хармса внешне?

Д: (Предположения)

У: А теперь я переверну вам его портрет. (Дети видят тот, который приводится в конспекте).

       Удивление, что их предположение не совпало.

У: Тяжёлая судьба выпала на долю Даниила Хармса. Посмотрите, на какие годы пришлось его литературное творчество, в какой период в истории развития нашей страны.

(Вспоминаем, что это -  времена Советского Союза, когда у власти был И. Сталин.) Людям, которые мыслили нестандартно, противоречили официальной установке на серьёзный, идеологически окрашенный воспитательно-познавательный процесс в литературном творчестве приходилось тяжело. Его арестовали в 1931 году, потом ещё раз в 1937 и до 1938 года пробыл в тюрьме. В 1941 г «опасный элемент» был арестован в третий раз В феврале 1942 года умер в больнице новосибирской тюрьмы. В 1956 году реабилитирован, и его стихи начали постепенно возвращаться к читателям.

3. Работа до чтения стихов Ю.Владимирова и А.Введенского

У: Каких других поэтов – обэриутов помните?

Д: Ю.Владимиров, А.Введенский, Н. Олейников, Н.Заболоцкий.

У: Сегодня на уроке у нас встреча со стихами Ю.Владимирова и А.Введенского. Что читали из стихов этих авторов, что помните?

Вспомним и прочитаем вместе наизусть «Ниночкины покупки» Ю.Владимирова.

Или видеоролик

НИНОЧКИНЫ ПОКУПКИ

Мама сказала Нине:

— Нина, купи в магазине:

Фунт мяса,

Бутылку кваса,

Сахарный песок,

Спичечный коробок,

Масло и компот.

Деньги — вот.

Нина сказала: — Несусь!

Бежит и твердит наизусть:

— Фунт мяса,

Бутылку кваса,

Сахарный песок,

Спичечный коробок,

Масло и компот.

Деньги в кармане — вот.

Народу в лавке масса,

Большая очередь в кассе,

Перед Ниной — шесть человек,

А Нине нужен чек

На фунт мяса,

Бутылку кваса,

Сахарный песок,

Спичечный коробок,

Масло и компот.

Деньги — вот.

Наконец очередь Нинки.

Нина твердит без запинки:

— Дайте фунт кваса,

Бутылку мяса,

Спичечный песок,

Сахарный коробок,

Масло и компот.

Деньги — вот.

Кассир говорит в ответ:

— Такого, простите, нет!

Как же вам взвесить квасу,

Не лезет в бутылку мясо…

На масло и компот

Чек — вот!

А про сахарный коробок

И спичечный песок

Никогда не слыхал я лично, —

Верно, товар заграничный…

  У: Какие приёмы использовал здесь Ю.Владимиров?

Д: Анекдот, игра, скороговорка, острая сюжетная ситуация, путаница.

У: Посмотрите в учебник и прочитайте название стихов, которые нам предстоит сегодня прочитать

Д: «Чудаки», «О рыбаке и судаке»

У: Что можете предположить? Обещают ли названия стихов Ю.Владимирова и А.Введенского встречу с необычным миром?

Д: (высказывают свои мысли)

4. Работа с текстами во время чтения.

1) самостоятельное чтение стихотворения Ю.Владимирова «Чудаки»

У: Какая смешная история приключилась  с чудаками?

     Что вызвало смех?

Д: (ответы)

У: Что бы вы посоветовали чудакам? Попробуйте сделать это в стихотворной форме

Эх, чудаки-чудаки, смутили вас пятаки?

Любой пятак – на кушак, любой пятак – на колпак,

А третий пятак – так.

5. Работа со стихотворение после чтения

1)с.54 учебника Знакомство с понятием ГИПЕРБОЛА – преувеличение, и на доске открывается это слово в списке литературных приёмов.

2) История создания стихотворения «Чудаки»

   Это был дружеский розыгрыш Д.Хармса. Хармс отправляясь в Москву, получил от Владимирова две пятёрки – на крючки, леску и книги. Хармс ничего не купил и объяснил это тем, что забыл: на что какая «пятёрка» предназначалась.

  Ю.Владимиров рассмеялся: «Месть моя будет страшна» и появилось стихотворение «Чудаки».

   Чудак, путающий самые простые вещи и неприспособленный к жизни – вам это ничего не напоминает? Посмотрите на выставку книг .( С. Маршак «Человек рассеянный»)

3) Рассказ о Ю. Владимирове

У: Понравились вам стихи Ю.Владимирова? А каким вы его себе представляете?

  Хотите посмотреть на его портрет?

(переворачиваю листок – он пустой. Удивление детей)

У: Сведения о жизни этого судя по его стихам доброго и веселого человека скупы и противоречивы. Он написал 8 детских книжек. Не сохранилось ни одного изображения Юрия Владимирова. Даже о годах его жизни нет точных данных: родился то ли в 1908, то ли 1909 году а закончил жизнь в 1930 или 31 году. Прожил всего 23 года.

   Мы можем его себе представить только со слов его современников.

   К.Чуковский: « ... он кудряв, черноглаз, совсем ещё мальчик, немного Петя Ростов, немного Том Сойер. Карман Тома Сойера, наверное, позавидовал бы Юриному портфелю: чего только в нём нет! – сломанный нож, ключ непонятного назначения, чужие и свои стихи, и какие-то причудливые камешки, и какие-то гвозди. Юра – заядлый моряк, капитан спортивной яхты – из-под его распахнутой куртки видна тельняшка».

   С.Маршак: «Вдохновенный мальчишка»

     Самый молодой обэриут. Увлекался спортом, водил через Финский залив спортивную яхту, постоянно носил тельняшку. Печатался в журналах «Чиж» и «Ёж». Происходил из рода Брюлловых.

6. Работа с текстами во время чтения.

У: Можно ли играть со стихами по-другому, как вы думаете?

На стр. 55  Следующее произведение.  Вам знаком автор?

Д: Мы не читали произведения А.Введенского. Но мы можем предположить по иллюстрации, а также по принадлежности этого автора к  ОБЭРЕУтам , что стихотворение скорее всего тоже весёлое.

У: Друзья, посмотрите на название, вас ничто не удивило?

Д: Одинаковые названия.

У: Вспомните сотязание двух великих поэтов А..Пушкина и В.Жуковского- там был похожий сюжет

Как мы можем узнать ,есть ли что-то общее между стихами Ю.Владимирова и А.Введенского?

Д: Прочитать, ни как иначе...

  1. Самостоятельное чтение стихотворения «О рыбаке и судаке»

У: Какой мир придумывает А.Введенский?

Д: (...)

У: Можно ли описать автора на основе этого стихотворения?

Д: (...)

У: Какие строчки звучат особенно «шумно»Выделите карандашиком..

7. Работа с текстами после чтения.

У:  К. И. Чуковский сказал: «...как раз такие стихи, как у Д.Хармса и А.Введенского нужны детям» Согласны ли вы с его мнением?

Д: (высказывания детей)

У:  Это стихи лирические или сюжетные?

Д: Стихи ближе к фольклору – напоминают загадки, считалки, перевёртыши, скороговорки

У: Чем вам нравятся такого рода стихи? Захотелось ли вам прочитать другие стихи этих поэтов?

8. Рассказ о судьбе обэриутов.

У: Я вам открою последний портрет на доске - А.Введенского. На с.57 в учебнике вы можете видеть другие портреты поэтов. Обратите внимание на годы жизни этих людей. Они все ушли из жизни рано, молодыми, полными творческих сил. В начале 30-х годов началась неофициальная борьба с поэзией игры и шутки. Невинное юмористическое стихотворение «Кто?» А.Введенского получило отрицательную оценку в критике. В 31-м году

 арестовали  Хармса и Введенского, погибает Владимиров. С середины 30-х годов их перестают печатать, следует арест за арестом. А.Введенский вновь в 1941 году арестован. Умер в тюрьме при невыясненных обстоятельствах.

   

   Николай Олейников арестован в 1937 году, расстрелян в тюрьме 24 ноября 1937 г. Официальной датой смерти было объявлено 5 мая 1942 года от тифа.

   Н.Заболоцкий прожил дольше, но тоже не избежал арестов в 1938 году, был сослан в ГУЛАГ, Сибирь, позднее в Казахстан.

   Надолго в детской поэзии прекращается поиск в области формы и стиля весёлой детской книжки.

У: Понравились ли вам стихи этих авторов? Какие эмоции они в вас вызвали?

А личность писателей вызвала в вас интерес? Какие эмоции в вас вызвала их биография?

Д: (...)

У: Как вы думаете, кого из современных поэтов продолжили начинания Д.Хармса, Ю.Владимирова и А.Введенского .

Д: О. Григорьев,  Г. Остер, Э. Успенский, Ан. Усачёв, Г. Орлов, Тим Собакин.

У: (может прочитать некоторые из стихов названных авторов.)

9. Рефлексия: Обратитесь к карточкам , которые вы заполняли по ходу урока.

Во второй и третьей графе нарисуйте значок  обозначающий эмоцию которая соответствует стихам и судьбам этих «чудаков».

Автор

Особенности стихов

 Биография

Д.Хармс

Ю.Владимирский

А.Введенский

 Какое противоречие вы заметили ? Подумайте над этим надосуге....

10. Домашнее задание ( вариативное) :К следующему уроку выучить наизусть любое стихотворение этих авторов –не обязательно из учебника, можно проиллюстрировать прочитанное.

По желанию: 1)Напишите письмо любому из этих авторов или составьте вопросы для  интервью с одним из них.2) Найдите в других произведениях этих авторов пример гиперболы.

К уроку внеклассного чтения «Поэты –шалуны» :Эдуарда Успенского, Андрея Усачёва, Григория Орлова, Тима Собакина, Олега Григорьева,  Григория Остера.

  СПАСИБО ЗА УРОК !

             

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе с презентацией. А. Ишимова."Славяне"(учебник Р.Н. Бунеева "В океане света")

Урок литературного чтения с презентацией по рассказу А. Ишимовой "Славяне". В ходе выполнения аналитического задания ,дети сами выходят на тему урока, проводят большую работу с текстом доо чтения, пре...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева). Урок 4. Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»

Урок 4.  Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»Тема урока: Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».Цели:– формируем умение отвечать на вопросы по прочитанному...

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».

В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится""

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока:  В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научить видеть и понимать окружающую...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится»"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока:  В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научить видеть и понимать окружающую...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Юмор в произведении Ю.Д.Владимирова "Чудаки".

Тема урока Юмор в произведении Ю.Д.Владимирова «Чудаки».Цель: познакомить учащихся с творчеством А. Введенского и Ю. Владимирова.Задачи с учётом ФГОС: *Предметные компетентости: обобщ...