Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Юмор в произведении Ю.Д.Владимирова "Чудаки".
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Козырева Людмила Александровна

Тема урока Юмор в произведении Ю.Д.Владимирова «Чудаки».

Цель: познакомить учащихся с творчеством А. Введенского и Ю. Владимирова.

Задачи с учётом ФГОС:

 

*Предметные компетентости: обобщить знания учащихся об учёных  и чудаках, учить отличать журнал от книги, соотносить автора, название и героев прочитанных произведений,  воспринимать на слух стихотворения в исполнении учителя, уметь определять главную мысль, читать выразительно.

*Метапредметные компетентности:

Личностные УУД:

  • проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
  • включаться в литературно-творческую деятельность на уроке по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей, эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Регулятивные УУД:

  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
  • оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
  • анализировать причины успеха

Познавательные УУД:

  •    находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  •    делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • понимать переносное значение образного слова.

Коммуникативные УУД:

  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
  • аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства  (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо,  нравственно/ безнравственно и др.).

Оборудование:

  • Климанова Л.Ф. литературное чтение.2 класс;
  • Компьютер, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику, дидактические карточки, сказочные персонажи (Незнайка, Баба-Яга,Мальвина, Иван Царевич, Буратино, Клоун), портреты писателей, копии обложек журналов « Чиж» и «Ёж».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока Юмор в произведении Ю.Д.Владимирова «Чудаки».

Цель: познакомить учащихся с творчеством А. Введенского и Ю. Владимирова.

Задачи с учётом ФГОС:

*Предметные компетентости: обобщить знания учащихся об учёных  и чудаках, учить отличать журнал от книги, соотносить автора, название и героев прочитанных произведений,  воспринимать на слух стихотворения в исполнении учителя, уметь определять главную мысль, читать выразительно.

*Метапредметные компетентности:

Личностные УУД:

  • проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
  • включаться в литературно-творческую деятельность на уроке по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей, эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Регулятивные УУД:

  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
  • оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
  • анализировать причины успеха

Познавательные УУД:

  •    находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  •    делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • понимать переносное значение образного слова.

Коммуникативные УУД:

  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
  • аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства  (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо,  нравственно/ безнравственно и др.).

Оборудование:

  • Климанова Л.Ф. литературное чтение.2 класс;
  • Компьютер, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику, дидактические карточки, сказочные персонажи (Незнайка, Баба-Яга,Мальвина, Иван Царевич, Буратино, Клоун), портреты писателей, копии обложек журналов « Чиж» и «Ёж».

Ход урока:

Содержание урока

1.Организационный момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствие гостей.

Что такое, что случилось?

Почему звенит звонок?

Мы готовы,  стол в порядке,

Начинается урок.

2. Речевая разминка.

А)Выразительное чтение стихотворения по рядам.( Карточки лежат на партах)

- Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение про лошадь. Возьмите розовую карточку. Она у вас находится на партах. Положите его на середину парты, потому что мы будем работать парами.

Б )Словарная работа.

В этом произведении вам встретятся фразы, значения которых я бы хотела уточнить.

Калоши-резиновая обувь.        

 Калоши поплоше- похуже.

Погожий денёк –отличный, ясный, без осадков.

По улице сплошь-везде, повсюду.

- Читать будем рядами: 1 ряд с вопросительной интонацией, 2- с утвердительной, 3-сердито, а в конце всем классом-весело.

(1 ряд. Вопросительно)

 Лошадь купила четыре калоши -
  Пару хороших и пару поплоше

 (2 ряд. Утвердительно) 

                       Если денёк выдается погожий,
                       Лошадь гуляет в калошах хороших.
(3 ряд. Сердито) 

                Стоит просыпаться первой пороше -
               выходит в калошах поплоше.

 (Все Весело)

 Если же лужи по улице сплошь,
 Лошадь гуляет совсем без калош.
 Что же ты, лошадь, жалеешь калоши?
 Разве здоровье тебе не дороже?

-Молодцы. Как вы считаете, правильно ли себя ведёт лошадь? Что вы ей посоветуете.

3. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения  « Очень-очень вкусный пирог»

Как нужно рассказать стихотворение? ( Громко, без искажений, выразительно).

4. Сообщение  темы и цели урока.

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с весёлым и смешным стихотворением талантливого поэта. (Ю. Владимиров « Чудаки» А) ZЮ. QВLdладиwмироfв  « JЧуRдYакиr».

- Тема нашего урока следующая  «Юмор в произведении Ю.Д.Владимирова «Чудаки».

6.Работа по теме урока.

1) Рассказ подготовленного ученика о Юрии Дмитриевиче Владимирове сопровождается с показом книг.

Юрий Дмитриевич Владимиров- русский поэт, автор многих детских книг. Родился  в Петербурге в дворянской семье в 1909 (тысяча девятьсот девятом) году. Его мать, Лидия Павловна Брюллова, была редактором журнала, работала в Театре юного зрителя, поэтому мальчик часто бывал в театре и водил туда своих друзей.

Стихи он начал сочинять очень рано, когда ещё не умел  писать.

Первую книгу Юрия Владимирова « Ниночкины покупки» напечатали в 1928 году, когда ему было 18 лет, затем вышли в свет «Оркестр», «Евсей».

Позже он стал тесно сотрудничать с группой ОБЭРИУтов. В неё входили Д. Хармс, Н.А. Заболоцкий, А. И. Введенский. На вопрос, что такое ОБЭРИУ, они отвечали: «Объединение реального искусства». А на вопрос:

« Почему У в конце?», отвечали: « Потому что, потому всё кончается на «У». «У» здесь только для красоты». Они трудились в Петербурге над изданием детских журналов « Чиж» и «Ёж».

     Рассказывают, что однажды  Юрий Дмитриевич Владимиров  дал ехавшему в Москву Д.Хармсу две пятирублёвые бумажки и попросил ему купить на одну пятёрку книг, а на другую пятёрку- рыболовных принадлежностей. Хармс, любивший розыгрыши, вернулся без покупок и сказал, что ничего не купил, потому что забыл, какая купюра на что. Юрий не обиделся ,хотя и закричал: « Я придумаю такую месть!» Вскоре он написал такие стихи « Я на рынок послал чудаков».

3) Стихотворение « Чудаки»

-Сегодня мы прочитаем стихотворение «Чудаки» (с.176).

4) Словарная работа.

Чудак-  странный, чудной человек. (Выставка рисунков)

Колпак- мягкий конусообразный головной убор. (Ночной, шутовской) (Показ Буратино)

-Кто обычно носит такой головной убор?(Картинка клоуна)

- В тексте вам встретятся такие слова: «пятак» и «кушак». Что они обозначают?

Пятак- монета в 5 копеек.

Кушак- широкий и длинный матерчатый пояс.( Картинка Ивана царевича)

5)Первичное восприятие текста.

-Посмотрите на слайд и послушайте,  как читает это стихотворение народный артист РФ Вениамин Смехов. (Слушают запись и следят по учебнику.)

Анализ прочитанного.
-Определите, соответствует ли название стихотворения его содержанию?

Ребята, обратите внимание на людей на этом слайде.  Как они одеты? Как вы считаете, они похожи на чудаков? Почему? (По внешней одежде).

6) Первичное  чтение детьми шёпотом.

-Какое настроение вызывает это стихотворение?

7) Чтение сильными учениками по отрывкам. (3-4 чел.)

-Какая беда произошла на базаре с чудаками? Найдите в тексте и прочитайте.

-Посмотрите на иллюстрацию в книге. Обратите внимание на  выражения лиц людей. Что могут передать эти мимики  и жесты?

-Как вы думаете, ситуация, о которой рассказывает автор: весёлая, грустная, забавная или поучительная.

– Как бы вы помогли чудакам разрешить их «беду»? 

7. Физкультминутка.

-Молодцы, вы хорошо поработали. А сейчас весёлый клоун приглашает вас на зарядку.

Исполнение клоунской зарядки « Ножками потопали раз, два, три…»

8. Продолжение работы по теме урока.

Тест на слайдах.

Домашнее задание.

- Подготовить выразительное чтение стихотворения «Чудаки».

(Можно предложить детям стихотворение «Чудаки» выучить наизусть. Придумать еще историю, которая могла бы произойти с чудаками) 

9.  Итог урока.

- Стихотворение какого поэта изучали на уроке?

- Как называется стихотворение, которое вы изучили.

- Чему учит это стихотворение?

10. Рефлексия.

-Оцените свою работу. Заполните зелёные карточки. Под самооценкой напишите своё имя и фамилию.

Оценочный лист (Имя фамилия)

Результаты моей деятельности

Самооценка

Умею читать выразительно стихи

Умею слушать стихи

Умею отвечать на вопросы

Работал весь урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Определение главной мысли произведения. Произведения А.С. Пушкина Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Зимний вечер».

Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите. 1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.2. Развить навыки выразительного чтения, ум...

Конспект урока литературного чтения: "Произведения Л.Н. Толстого. Характеристика героя произведения «Котенок»

Урок закрепления изученного материала по произведениям Л.Н. Толстого «Филиппок», «Старый дед и внучек», «Котенок». Формир...

Конспект урока литературного чтения «Обобщение знаний по произведениям изученных авторов» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по произведениям изученных авторовПланируемые результаты:Предметные: знать: сведения из биографии изученных авторов и их произведения...

Конспект урока литературного чтения «А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» ознакомительное чтение всего произведения» 3 класс

Цели деятельности учителя: Формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Планируемые результаты:Предметные:Уметь...

Конспект урока литературного чтения " Литературное слушание. Произведения о животных. А. Куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец-молодец» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Литературное слушание. Произведения о животных. А. Куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец-молодец»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением А. Куприна «С...