Программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Громова Ирина Ивановна

Программа составлена по УМК Занкова в соответствиии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.docx113.91 КБ

Предварительный просмотр:

яРассмотрено

Руководитель ШМО учителей начальных классов

_________  /Т.В.Грачева/

Протокол от 27 08 2013 № 1

Согласовано

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №10 г. Павлово

________________/Е.Е.Пугина/

02.09.2013

Утверждаю

Директор

МБОУ СОШ №10 г. Павлово

______________/Л.А.Сачкова/

Приказ № 233 от 02.09.2013

МБОУ СОШ №10 г. Павлово

Рабочая программа

по литературному чтению,  2Б класс

учителя  начальных классов высшей квалификационной категории

Громовой Ирины Ивановны

Составлена на основании: Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. / Сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухвалова.- Самара: Издательский дом  «Фёдоров», 2011-224с  В. Ю. Свиридова,  Литературное чтение

2013г.

Пояснительная записка

                    Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе планируемых результатов начального общего образования и авторской программы В.Ю. Свиридовой. Изменения в авторскую программу не внесены.

Общая характеристика учебного предмета

                   Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного.

Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

- воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нравственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приобщение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осознание этих ценностей, содержащихся в художественных произведениях, а главное - через возрастание общей гуманистической и эстетической культуры личности. Итогом работы по курсу литературного чтения может стать воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, природе, животным), живущей «по законам красоты» (Л.Н. Толстой).

Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.

Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.

Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.

Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Ведется постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому.

Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства.

Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни.

В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.

Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:

1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;

2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;

3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;

4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;

5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), инерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическим и нормами.

Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны.

Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю.

Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане

На предмет «Литературное чтение» для 2 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 136 часов (4 часа в неделю). Темы, попадающие на праздничные дни планируется изучать за счет объединения тем.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

В.Ю. Свиридова Литературное чтение: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»

Хрестоматия по литературному чтению.  1, 2,  3, 4  кл. / Автор-составитель В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

Литературное чтение: тетрадь для практических работ . 2 – 4 классы: в 2 частях/под редакцией В.Ю.Свиридовой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»

Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков:

- Открытие новых знаний.

- Рефлексия (повторение и закрепление)

- Контрольный

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

По итогам полугодия и года предусмотрены  контрольные  работы.

Результаты изучения учебного предмета

Личностные УУД. У  обучающихся будут сформированы: положительное отношение к школе, интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отражённых в художественном тексте; умение выделять поступок как проявление характера героя; эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений; чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребёнку людей, восприятие уклада жизни своей семьи; умение сопоставлять поступки людей, в т. ч. и свои, с поступками героев литературных произведений; общее представление о мире некоторых профессий.

Обучающиеся получат возможность для формирования: интереса к новому, собственному содержанию занятий, интереса к слову и родному языку; первоначальной основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному тексту; умения передавать своё эмоциональное отношение к произведению; начальных представлений о культурных традициях своего народа; чувства ответственности за мир животных; понятий о дружбе и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные УУД. Обучающиеся научатся: принимать алгоритм выполнения учебной задачи; участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; ориентироваться в принятой системе учебных знаков; выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их; оценивать результаты работы, организовывать самопроверку; менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Обучающиеся получат возможность научиться: работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы; корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла; соотносить внешнюю оценку и самооценку; самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время; осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.

Познавательные УУД. Обучающиеся научатся: читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нём основные части; сравнивать художественный и научно-популярный текст; обобщать и классифицировать учебный материал, формулировать несложные выводы; находить в тексте ответ на заданный вопрос; на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты; ориентироваться в содержании учебника; пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии.

Обучающиеся получат возможность научиться: понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения; осознавать роль названия произведения; понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения; видеть отличия народного и авторского текста; подбирать синонимы и антонимы к словам из текста; подбирать слова-определения для характеристики героя; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные УУД. Обучающиеся научатся: реализовывать потребность в общении со сверстниками; проявлять интерес к общению и групповой работе; адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника; уважать мнения собеседников; участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и вносить по необходимости в неё коррективы; действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Обучающиеся получат возможность научиться: корректировать действия участников коллективной творческой деятельности; ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники; принимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников; понимать контекстную речь взрослых, высказывать оценочные суждения, доказывать свою позицию.

Предметные результаты. Виды речевой и читательской деятельности. Обучающиеся научатся: читать целыми словами вслух и про себя в удобном для ребёнка темпе; читать наизусть стихотворения различных авторов; читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текса, находить в тексте отрывки по заданию; эмоционально воспринимать произведения различных жанров и видов; называть заглавия и рассказывать содержание нескольких произведений любимого автора; выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы; строить высказывание по образцу; рассказывать о событиях произведения от первого и третьего лица; соотносить иллюстрированный материал и основное содержание литературного произведения4 отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста; находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя; понимать средства авторской оценки героя; оценивать литературного героя произведения по его поступкам; составлять описание природы, предметов.

Обучающиеся получат возможность научиться: отличать искусство от науки; представлять сходство и различие литературы и других видов искусства (музыка, живопись); определять тему произведения; пересказывать текст подробно и выборочно; сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану; осознавать особенности интерпретации литературных произведений в театре и кино; воспринимать поэзию как особый взгляд на мир; осознавать наличие художественного вымысла в произведении; узнавать традиционные выразительные средства фольклора; понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому; определять тональность и характер произведения.

Круг детского чтения. Обучающиеся научатся: ориентироваться в книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника; выделять основную тему произведения, для описания литературного произведения и книги грамотно использовать понятия: «сюжет», «герои», «персонажи», «образ», «эпизод» и др.; находить разделы «Твой год», «Проверь себя»; ориентироваться в заданиях учебника по значкам; пользоваться словарём учебника и справочной литературой, выполняя задание «Прочитай дополнительно»; дополнительно знакомиться с произведениями в хрестоматии; представлять тематическое многообразие литературы разных времён и народов.

Обучающиеся получат возможность научиться: различать тематику книг, понимать назначение различных книг; ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной литературы; определять особенности произведений зарубежной литературы; рассказывать о прочитанных самостоятельно произведениях, книгах; ориентироваться в публичной библиотеке; называть одно периодическое детское литературно-художественное издание.

Литературная пропедевтика. Обучающиеся научатся: различать монологический и диалогический характер произведения; различать особенности построения малых фольклорных жанров; узнавать особенности народной сказки; понимать особенности жанра рассказа; различать жанры авторской сказки: рассказ, сказку, сказочную повесть; пересказывать сюжет, находить элементы сюжета; узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, звукопись); различать виды рифмовки, придумывать точную рифму.

Обучающиеся получат возможность научиться: воспринимать и оценивать эмоциональный тон художественного текста, следить за его изменением в тексте; понимать юмор, насмешку, иронию; различать точку зрения героев и автора на событие; анализировать систему героев и событий произведения; пользоваться выразительными средствами произведения при рассказе о героях и событиях; находить неточные рифмы; воспринимать изобразительные возможности ритма.

Творческая деятельность учащихся. Обучающиеся научатся: воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов; выразительно читать по ролям, передавая основное настроение произведения; придумывать точную рифму; сочинять устное рассуждение на свободную тему; подбирать и  (или) создавать иллюстрации к литературному произведению; озаглавливать произведение и его части.

Обучающиеся получат возможность научиться: осознанно использовать при выразительном чтении паузы, логические ударения, выбирать темп речи; подбирать точное и выразительное слово в соответствии с задачей высказывания; пересказывать небольшие тексты с творческой задачей» сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану, передавая собственное отношение к изображаемому; сочинять устно и письменно произведения разных жанров по образцу.

Учебно-тематический план курса литературного чтения, 1-4  класс

класс

№п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов на тему или раздел

В том числе контрольные работы

1

1

Книги – твои друзья

6

2

Путешествие в мир литературы

5

3

Долина рассказов: тайна за тайной

5

4

Сады поэзии: из чего растут стихи

8

5

Сказочные дорожки: твой путеводитель

8

6

Открытия в литературе и фантазия в науке

8

Итого

40

-

2

1

Вступление или Детективное начало…

12

2

Завязка, тайны искусства…

12

3

Погоня за секретами литературы…

17

4

Идем по невиданным следам…

18

1

5

Кульминация! Вершина воображения…

23

6

Вперед по дороге открытий…

22

7

Развязка. Раскрытые тайны…

16

8

Счастливые минуты с книгой

16

1

Итого

136

2

3

1

Человек вступает в неизведанный мир

18

2

В единой семье всего живого

22

3

Открываем мир заново

20

4

Времена, когда звери говорили

26

1

5

Всмотрись в мир своей души

16

6

Пересоздаём мир в творчестве

20

7

Без тебя мир неполный

14

1

Итого

136

2

4

1

Волшебная старина

28

2

Пленительные напевы

28

3

Огонь волшебного рассказа

40

1

4

Всё, что сердцу мило

40

1

Итого

136

2

Содержание программы

2 класс (136 часов)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержании) услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания.

Чтение вслух. Чтение про себя. Постепенный переход к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Развитие навыков чтения на основе эмоциональной передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру текстов). Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее формирование навыков свободного высказывания в устной форме. Осознание диалога как вида речи. Умение в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения) в рассказе (описание, повествование). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ на заданную тему. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, системы героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (описание), рассказе на заданную тему

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных -и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Привлечение иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей научно-популярных текстов. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании).

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Описание места действия. Понимание содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Самостоятельное воспроизведение текста: последовательное воспроизведение эпизода, рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста. Краткий пересказ (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, пересказ эпизода; определение главной мысли каждой части и всего текста.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг: книга-произведение, книга-сборник, периодическое издание, справочные издания (энциклопедии, словари). Выбор книг на основе рекомендательного списка, открытого доступа к книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Литература вокруг нас. Разнообразие книг. Домашняя библиотека. Публичные библиотеки. Практическое ознакомление. Как найти нужное. Знакомство со словарями и справочниками, детскими журналами и другими периодическими изданиями. Любимая книга. Любимый писатель.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Литература - вид искусства. Литература в ряду других видов искусства: живопись, музыка, скульптура, архитектура, театр, кино. Отличие искусства от науки. Отличие литературы от других видов искусства. Общность разных видов искусства.

Отличие художественного текста от научного (наличие сюжета, развития действия, выражение авторского отношения к описываемым событиям, использование художественных приемов для создания образа в художественном тексте).

Как создается литература. Кто такой писатель. Зачем пишет писатель. О чем и как говорит литература. Представление о теме литературного произведения. Выражение словом красоты мира, разнообразия чувств, опыта человека.

Изображение окружающего мира. Пейзаж в литературе. Изображение животного мира. Сочинение устных и письменных зарисовок на тему мира природы. Природа и человек. Образ человека, характер человека. Событие как предмет внимания писателя. Чувства, переживания и их изображение. Авторский взгляд, новый аспект видения, понятие о точке зрения автора. Художественный вымысел и его смысл.

Как читает читатель. Всегда ли читатель правильно понимает прочитанное. Как глубже и точнее понять, что хотел выразить писатель. Собственное изображение словом. Зарисовки с натуры, изображение реальности. Фантазия на основе реальности.

Устное народное творчество

Малые жанры устного народного творчества: колыбельная, потешка, прибаутка, небылица, считалка, скороговорка, пословица, поговорка. Педагогическое мастерство народа, мудрость, смекалка, юмор. Выразительные средства малых жанров фольклора. Наблюдение за ритмом. Загадка. Практическое освоение приема сравнения, олицетворения, метафоры (без термина) на примере загадки. Сочинение потешек, прибауток, небылиц, считалок, загадок, скороговорок, частушек.

Сказка о животных. Герои-животные, характерные для русских народных сказок. Традиционные характеры героев-животных.

Волшебная сказка. Особенности сказочного жанра. Характерные герои сказок. Выразительные средства в описании положительных и отрицательных персонажей: постоянные эпитеты, особенности описания внешности, речи. Нравственные ценности в народной сказке. За что вознаграждается герой, а за что наказывается. Два мира волшебной сказки. Волшебные помощники, волшебные предметы, чудеса. Магия числа и цвета. Некоторые черты древнего восприятия мира, которые отразились в волшебной сказке (возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).

Традиционная композиция сказок. Особенности построения волшебной сказки. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации, развязки. Стиль повествования. «Бродячие сюжеты» в сказках народов мира.

Бытовая сказка. Герои бытовой сказки - люди и животные. Сюжеты древних бытовых сказок (конфликт или дружба между человеком и животным).

Авторская литература

Литература и фольклор. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии. Волшебная авторская сказка и ее связь с народной сказкой. Сказка в стихах. Использование сюжетов народных сказок. Использование композиционных особенностей народной сказки (троекратные повторы, цепочка событий), особого ритма, характерного для народного творчества (повтор речевых конструкций и слов), сюжетных линий, характерных для народных волшебных сказок. Дна мира: земной и волшебный; волшебный помощник, волшебный цвет и волшебное число. Неповторимая красота авторского языка.

Волшебная сказочная повесть. Сосуществование двух жанров: волшебной сказки и рассказа. Авторское отношение к происходящему, внимание к внутреннему миру героя, современные нравственные проблемы.

Художественная, научно-популярная, научная литература. Жанры художественной литературы. Поэзия и проза. Выразительные средства поэзии и прозы. Средства выражения авторского отношения в художественной литературе. Заглавие и его смысл. Герои произведения, их имена и портреты. Характеры героев, выраженные через их поступки и речь.

Наблюдение роли композиции. Практическое знакомство с простейшими видами тропов: сравнение, эпитет, гипербола, литота, антитеза, олицетворение. Наблюдение за неточными рифмами. Наблюдение за ритмом как чередованием ударных и безударных слогов.

Жанр рассказа. Жанровые особенности рассказа: жизненность изображаемых событий, достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная коллизия, определяющая смысл рассказа.

Роль названия и композиции рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений.

Способность поэзии выражать разнообразные чувства и эмоции. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоты окружающего мира, дружбы, взаимопонимания, любви. Способность поэзии создавать фантастические и юмористические образы. Поэтическое мировосприятие, выраженное в прозе.

Практическое освоение художественных приемов: сравнение, эпитет (определение), гипербола (преувеличение), литота, контраст, олицетворение, звукопись.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Чтение по ролям, инсценирование; устное словесное рисование, работа с деформированным текстом; изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) или на основе личного опыта.

Формы и средства контроля:

Текущий контроль – самостоятельные работы (15 – 20 минут на уроке)

Тематический контроль – проверочные работы по итогам прохождения тем и разделов программы

Контроль и оценка результатов обучения проводится в соответствии с требованиями методического письма № 1561\14-15 от 19.11.98 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (на базе кабинета №4)

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Хрестоматия по литературному чтению.  1, 2,  3, 4  кл. / Автор-составитель В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 1, 2, 3, 4 кл. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

Самыкина С.В. Литературное чтение: Тетрадь для практических работ. 2-4 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература.

2. Специфическое сопровождение (оборудование):

Компьютер; интерактивная доска;

компьютерные и информационно – коммуникативные  средства

портреты писателей;

таблицы № 28. Литературное чтение, 2класс

  1. о Родине
  2. фольклор России
  3. загадки, пословицы
  4. фольклор народов мира
  5. народные сказки
  6. волшебные сказки
  7. сказки России
  8. литературные сказки
  9. сказки писателей России
  10. зарубежные сказки
  11. стихи о природе
  12. о детях
  13. о животных
  14. о родной природе
  15. волшебный мир сказок

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Список используемой литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 400 с.
  3. Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд.  – М.: Просвещение, 2011.
  4. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова / Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.

МБОУ СОШ №10 г. Павлово

Календарно-тематическое планирование

на 2013-2014 учебный год

по литературному чтению 2б класса

учителя начальных классов высшей категории

Громовой Ирины Ивановны

Программа «Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова»/ Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с

Учебник «Литературное чтение.. 2 класс» Ю. В. Свиридова – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012.

Рабочая тетрадь «Литературное чтение» в 3-х частях  Ю. В. Свиридова – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2013.

Количество часов по учебному плану 136

Количество контрольных работ 2

Календарно-тематическое планирование, 2 класс

урока п/п

Наименование раздела и темы

Темы уроков  

Виды деятельности учащихся

Количество часов на тему, раздел, урок

Срок прохождения

дата

Коррек

тировка

1 полугодие

 Глава 1. Вступление или Детективное начало…(12ч.)

1

Знакомство с учебником (обложка, форзац, содержание, словарь). Вступительная статья.

Характеризовать книгу (учебник), ее структуру (обложка, форзац, титульный лист).

Анализировать и характеризовать иллюстрации, помещенные на обложке, форзаце, цветных страницах (при помощи учителя). Воспринимать текст вступительной статьи. Пользоваться       словарем учебника.

Создавать небольшое монологическое    высказывание; участвовать в диалоге

1

02.09

2

Характер литературного героя.

В. Драгунский «Что я люблю».

Отвечать  на  вопросы  по содержанию  литературного текста. Характеризовать    особенности произведения, описывать героев.

Зачитывать вслух те части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.

Определять главную мысль произведения (при помощи учителя). Понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к героям и их поступкам. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Создавать устно небольшой текст

1

05.09

3

Характер литературного героя.

В. Драгунский «Что любит Мишка».

Выразительно        читать текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения. Отвечать  на  вопросы  по содержанию  литературного текста.

1

06.09

4

Характер литературного героя.

И. Токмакова «Мне грустно – я лежу больной…».

Анализировать текст, различая характер героя произведения, особенности авторских выразительных средств. Определять главную мысль произведения, понимать многообразие   художественных средств выражения авторского отношения к изображенному. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге

07.09

5

Характер литературного героя. В. Драгунский «И чего не люблю!».

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста.

Сравнивать произведения. Сравнивать поведение, характер литературных героев, характеризовать их. Читать вслух части текста, изменяя   интонацию,   темп чтения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения эмоционального подтекста. Находить фрагменты текста, которые подтверждают, обосновывают   высказанное суждение.

Презентовать свое письменное сочинение

1

09.09

6

Прием контраста в литературе.

Б. Заходер «О границах поэтического творчества»

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Отвечать  на  вопросы  по построению   литературного текста. Анализировать текст, различая противопоставления. Декламировать стихотворения, инсценировать. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге

1

12.09

7

Прием контраста в литературе. К. Ушинский «Четыре желания».

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Отвечать  на  вопросы  по построению прозаического и стихотворного текста, рифмы.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Декламировать стихотворение

1

13.09

8

Яркие поэтические образы Д. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето…».

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Отвечать  на  вопросы  по содержанию  литературного текста. Анализировать текст, различая особенности авторских выразительных средств. Понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Презентовать    сочинение классу.

Участвовать в диалоге, корректно отмечать достоинства и недостатки работ одноклассников

1

14.09

9

Сравнение научного и художественного текста.

М. Пришвин «Осеннее утро», В.Друк «Нежно смотрит на микроба…».

Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, отношение автора к изображаемому.

Читать вслух плавно, целыми словами. Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, пауз, темпа. Сравнивать и характеризовать тексты с помощью учителя (учебный и художественный, прозаический и стихотворный, юмористического характера), выделять особенности, образные средства

1

16.09

10

Образ ночи в поэзии, живописи и музыке.

А. Пушкин «Тиха украинская ночь…»

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения,   понимать   многообразие   художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения. Определять главную мысль произведения (то, что хотел сказать автор).

Попытка создания художественного текста

Определять настроение произведения живописи и музыки,   соотносить  живописный, музыкальный и поэтический образы ночи. Декламировать,      выразительно читать стихотворение наизусть

1

19.09

11

Понятие о видах искусства.

А. Куинджи «Ночь на Днепре», «Лунная соната» Бетховен.

1

20.09

12

Проверь себя.

Различать и называть поэтов и писателей, названия произведений. Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам

21.09

Глава 2. Завязка, тайны искусства…(12ч.)

13

Звучащие образы И. Пивоварова «Картина» А. Васнецов «Осенние листья».

Воспринимать на слух стихотворение   в   исполнении учителя. Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.

Выразительно читать стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения,   понимать  многообразие    художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения, поэтических образов. Выделять в стихотворении сравнения

1

23.09

14

Песни осени. Д. Кедрин «Осенняя песня».

О. Дриз «Кончилось лето».

1

26.09

15

Олицетворение.

М. Лермонтов «Утёс»,

Ф. Тютчев «Что ты клонишь над водами…».

Воспринимать на слух стихотворение   в   исполнении учителя.

Выразительно читать стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения.

Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения, поэтических образов, выделять сравнения и олицетворения. Определять эмоциональный настрой произведений  живописи и музыки, сравнивать живописный и поэтический образы осенней природы

1

27.09

16

Образ осени С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» И. Левитан «Золотая осень».

1

28.09

17

Картины мира.

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», И. Пивоварова «Песня зарянки».

 Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя.

Определять настроение произведений,  понимать многообразие    художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания его настроения, поэтических образов. Выделять в текстах сравнения. Анализировать    структуру текста:   различать   абзацы, микротемы

Определять характеры литературных героев. Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Характеризовать текст: сказочный или поэтический, обосновывая свою точку зрения выдержками из текста. Выразительно читать тексты, обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения

1

30.09

18

Красота мира.

С. Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», М. Цветаева «Одна половинка окна…».

1

03.10

19

Красота мира. Оницура (хокку), С. Козлов «Красота».  

1

04.10

20

Нравственный урок нанайской народной сказки «Айога».

Определять главную мысль произведения,  находить в тексте доказательства своих суждений.

Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях.

Анализировать    жанровые особенности построения текста. Объяснять смысл пословиц, соотносить их содержание с главной мыслью прочитанного произведения

1

05.10

21

Мир глазами поэта и ученого:И.Пивоварова «Как я считал», рассказам , Г. Корнилова «Про бабочку».

Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях.

Анализировать    жанровые особенности построения текста.

Определять настроение стихотворения, понимать многообразие    художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Различать позицию автора, даже когда он говорит от имени литературного героя. Декламировать стихотворение. Анализировать   прозаическое произведение: находить в тексте портрет героя, его поступки, различать отношение к герою автора

Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.

Определять настроение стихотворения, понимать многообразие   художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.

1

07.10

22

Г. Корнилова «Вертолет». «Кто такой Бумчик».

1

10.10

23

Н. Орлова «Самолет», , С. Сахарнов «Воздушный богатырь».

1

11.10

24

Е. Серова «Лесной аэродром».

Проверь себя.

1

12.10

Глава 3. Погоня за секретами литературы…(17ч.)

25

Мир образов. Тие, Басе

хокку

Э. Нийт «Каменный замок…»

Понятие образа в литературе.

1

14.10

26

Ирония автора к герою.

К. Чуковский «Федотка», Э. Мошковская «Жадных нет».

Авторское отношение к происходящему, внимание к внутреннему миру героя, современные нравственные проблемы. Характеры героев, выраженные через их поступки и речь.

1

17.10

27

Ироническое отношение автора. Портрет литературного героя.

С. Михалков «Про мимозу».

Авторское отношение к происходящему, внимание к внутреннему миру героя, современные нравственные проблемы. Характеры героев, выраженные через их поступки и речь.

1

18.10

28

Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия. Л. Толстой «Прыжок».

Герои произведения, их имена и портреты. Нравственная коллизия, определяющая смысл рассказа

2

19.10

29

21.10

30

Нравственная коллизия. Л. Толстой «Лев и собачка».

1

24.10

31

Черты сказки и загадки в стихотворении.

П. Вяземский «Здравствуй, в белом сарафане…»,

В. Даль «Старик-годовик».

Выразительные средства малых жанров фольклора

1

25.10

32

Реальные и фантастические образы. Ю. Мориц «Сто фантазий».

Восприятие содержания текста, оценка его характера

1

26.10

33

Реальные и фантастические образы. Н. Носов «Фантазеры».

Воспринимать произведение. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Определять настроение произведения,    понимать    многообразие    художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Определять главную мысль произведения (при помощи учителя).

Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге

Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героев, персонажей, особенности и причины их поведения. Инсценировать  прозаический текст, разыгрывать роли героев, используя тон, темп, тембр, интонацию, мимику, жесты. Участвовать в драматизации.

1

28.10

34

Реальные и фантастические образы. Н. Носов «Фантазеры».», Ф. Галас «Мир наоборот».

1

31.10

35

Сходство авторской и народной  сказок.

 В. Катаев «Цветик-семицветик».

Воспринимать произведение. Определять настроение произведения, его жанровую принадлежность.

Находить части текста, которые подтверждают,  обосновывают высказанное суждение. 

Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Находить черты  сходства и различия авторской и народной сказки. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях.

Создавать небольшой текст (предполагаемое   продолжение сказки)

Отвечать на вопросы по содержанию и построению литературного текста.. Характеризовать   особенности прочитанного произведения, описывать героя, персонажей, особенности и причины их поведения, использованные в тексте выразительные средства. Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Читать вслух части текста, изменяя   интонацию,   темп чтения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения эмоционального подтекста.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Пользоваться словарем учебника. Делить рассказ на смысловые части

5

01.11

36

Позиция автора. Прием преувеличения.

В. Катаев «Цветик-семицветик».

37

Авторская сказка.

В. Катаев «Цветик-семицветик».

Нравственная коллизия.

11.11

38

В. Катаев «Цветик-семицветик».

Сказка, фантазия, мечта.

14.11

39

15.11

40

Автопортрет.

Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях.

Анализировать особенности построения  стихотворения, построения сравнения. Определять настроение стихотворения, понимать многообразие   художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.

1

16.11

41

Проверь себя.

Различать и называть поэтов и писателей, названия произведений.

Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам

1

18.11

Глава 4. Идем по невиданным следам…(18ч.)

42

Исследуем законы волшебных сказок.

Ю. Мориц «Песенка про сказку». 

Анализировать композицию, героев, средства, используемые в сказках (кумулятивная цепочка построения, традиционный набор героев, традиционность их характера, внешности и речи, наличие волшебных чисел, волшебных предметов). Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование интонации, пауз, темпа, логического ударения, используя четкий ритм. Декламировать стихотворение

1

21.11

43

А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…».

Воспринимать информацию на слух.

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для создания его настроения, характера

1

22.11

44

Фольклорная основа сказки. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 

Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, отношение автора к изображаемому.

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Находить черты сходства фольклорного и авторского произведения.

3

23.11

45

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Различия с фольклорной сказкой.

25.11

46

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Работа с сюжетом, нравственной колизией.

28.11

47

Различие сказок о животных и волшебной Ш. Перро «Кот в сапогах», русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса».

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, жанр произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Анализировать сюжеты сказок, находить различия. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы

1

29.11

48

Сказочные законы в русской народной сказке «Кузьма Скоробогатый»

Анализировать текст: определять   сюжет,   языковые средства, особенности произведения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы.

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением     особенностей текста, смысловых пауз, передавая собственное отношение к событиям и героям. Пересказывать прочитанное

1

30.11

49

Сходство сюжетов сказок народов разных стран: русская народная сказка «Кузьма Скоробогатый», Ш. Перро «Кот в сапогах» .

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализировать текст: определять сюжет,  языковые средства, особенности произведения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы

1

02.12

50

Зимняя страничка.

А. Пушкин «Опрятней модного паркета…»

И. Суриков «Все темней, темней и тише…».

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя.

Выразительно читать стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, понимать  многообразие  художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Объяснять выбор слов, используемых   для   создания поэтических образов, знаков препинания,    используемых в произведении для передачи смысла.

Выделять в стихотворении сравнения

1

05.12

51

Образы сказки, волшебства, ночи в сказке П. Ершова «Конек-горбунок».

Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, жанр произведения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением     особенностей текста, смысловых пауз. Анализировать язык сказки, ее сюжет.

Формулировать,  основываясь на тексте, простые выводы

1

06.12

52

Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализировать текст: определять сюжет,   языковые средства, особенности произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Формулировать,   основываясь на тексте, простые выводы. Определять настроение произведения.

Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях

1

07.12

53

Бытовая сказка. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

1

09.12

54

Бытовая сказка.

Эвенкийская народная

сказка «Медведь

и охотник».

1

12.12

55

Сказочный праздник.

Р. Кудашева «Зимняя

песенка».

Выразительно читать стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых для создания поэтических образов. Определять настроение произведения, понимать многообразие  художественных средств выражения мыслей и чувств автора

1

13.12

56

Юмор в литературном произведении. В. Драгунский «Заколдованная буква».

Читать вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения эмоционального подтекста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Характеризовать   особенности произведения, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге

1

14.12

57

Форма стихотворного произведения Л. Друскин «Я сплю…»

Выразительно читать стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств  выражения  авторского отношения к изображаемому.

Объяснять выбор слов, используемых для создания поэтических образов

1

16.12

58

Контрольная работа за первое полугодие

Выполнение заданий по пройденному материалу

1

19.12

59

Проверь себя.

Анализ контрольной работы

Осознание причины появления ошибки и определение способа действия, помогающего предотвратить ее в последующих письменных работах.

1

20.12

Глава 5. Кульминация! Вершина воображения…(23ч.)

60

Художественные приемы в авторском поэтическом тексте. С. Есенин «Зима».

Отвечать на вопросы, оценивать результат работы за определенный период, давать оценку своим предпочтениям.

Выразительно читать стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания его настроения, поэтических образов. Выделять в текстах сравнения, находить прием контраста

1

21.12

61

Народная и авторская сказка с похожими сюжетами: народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».

Отвечать на вопросы по содержанию текста. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Подробно пересказывать с использованием языка сказки.

Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые сказкой), делать выводы.

4

23.12

62

26.12

63

27.12

64

28.12

2 полугодие

65

Художественные приемы в народных и авторских поэтических текстах. Загадки, скороговорки, стихотворения Е. Благининой.

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Сравнивать    фольклорные и  авторские  произведения для различения специфики каждого.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге

1

13.01

66

Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка «Три дочери».

Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях.

Определять главную мысль произведения, находить доказательства в тексте. Анализировать особенности выразительных средств, соотносить их с жанром сказки.

Сравнивать сказки одного типа.

Составлять план текста: делить на части, определять микротемы, анализировать на основе получившегося плана структуру сказки, делать выводы о традиционном построении сказки. Пересказывать сказку. Оценивать полноту пересказа, точность составленного плана

2

16.01

67

17.01

68

Разгадываем загадки сказок. О. Вациетис «Подснежник».

Воспринимать на слух стихотворение   в   исполнении учителя.

Определять настроение произведений, понимать многообразие   художественных средств авторского отношения к изображаемому. Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения и поэтических образов.

Выразительно читать стихотворный текст. Анализировать построение стихотворения: порядок рифмующихся строчек. Сравнивать построение разных стихотворений, влияние построения на эмоциональный настрой

1

18.01

69

Разгадываем загадки сказок. Народная сказка «Снегурочка».

Выразительно читать созданный сказочный текст. Воспринимать на слух текст, читаемый учеником. Анализировать тексты. Участвовать в диалоге. Анализировать текст сказки: определять сюжет, языковые средства, особенности произведения.

Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения, поэтических образов. Формулировать,     основываясь на тексте, простые выводы

2

20.01

70

23.01

71

Разгадываем загадки сказок. Репродукция Б. Кустодиева «Масленица».

Определять настроение произведения живописи, сравнивать его с настроением литературного произведения. Создавать устно небольшой текст, анализируя репродукцию картины

1

24.01

72

Следы сказочного жанра И. Суриков «Детство», Д. Хармс «Как Володя быстро под гору летел»

Воспринимать на слух стихотворение   в   исполнении учителя.

Выразительно читать стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, понимать многообразие      художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения, поэтических образов. Выделять сюжет в стихотворении, делить стихотворение на части, озаглавливать их

2

25.01

73

27.01

74

Авторский взгляд на сказку. М. Бородицкая «Колдунье не колдуется», О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга».

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Отвечать  на вопросы по содержанию  литературного текста.

Анализировать образ, созанный в стихотворении, его нетрадиционность.

2

30.01

75

31.01

76

Библиотечный урок. О. Пройслер «Маленький водяной», «Маленькое привидение», Л. Лагин «Старик Хоттабыч»

Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые сказкой),  делать выводы.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста, доказывающие высказанное суждение.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге

1

01.02

77

Мир авторской сказки (фрагмент сказки А. Толстого «Золотой ключик»).

Ученики прочтут книгу зара-
нее, и состоится урок-конференция.
Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые в сказке), делать выводы.

Отвечать на вопросы по содержанию  прочитанного,  находить части текста, доказывающие высказанное суждение. Участвовать в диалоге

1

03.02

78

Жанры в литературе и живописи. А. Кушнер «Что я узнал!».

Читать вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения эмоционального подтекста. Отвечать на вопросы по содержанию учебного текста

1

06.02

79

Исследуем законы рассказа. Л. Толстой «Акула».

Воспринимать на слух произведение, которое читает учитель.

Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Определять главную мысль произведения, находить части текста, доказывающие высказанное суждение. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях

2

07.02

80

08.02

81

Учимся сопереживать и сочувствовать. М. Пришвин «Глоток молока», Л. Дьяконов «Щенок и снег».

Выразительно читать прозаический  и  стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Определять настроение произведения,  понимать многообразие    художественных средств   выражения   авторского отношения к изображаемому

1

10.02

82

Проверь себя.

Отвечать на вопросы. Различать жанры произведений.

Называть народные и авторские сказки,  встретившиеся в главе.

Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими

1

13.02

83

Уроки добра.

Э. Мошковская «Дедушка Дерево»

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Анализировать образ, созданный в стихотворении, выразительные средства, использованные для его создания.

Декламировать стихотворение

1

14.02

84

Уроки добра. Г. Скребицкий «Передышка». С.

Выразительно читать текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Осознавать нравоучительный характер произведения. Понимание цели и назначения заглавия произведения

2

15.02

85

17.02

86

Уроки добра. Г. Скребицкий «Передышка», А. Куинджи «Березовая роща».

Определять настроение произведения живописи, описывать живописное полотно. Создавать собственный текст. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге

1

20.02

87

Следы волшебных сказок в авторских текстах. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…».

Воспринимать на слух стихотворение, которое читает учитель.

Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения, поэтических образов, используемых для олицетворения. Выразительно читать стихотворный текст. Декламировать стихотворение

1

21.02

88

В. Бианки – писатель и ученый. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Характеризовать книгу: анализировать обложку, иллюстрации, аннотацию. Выбирать книгу в библиотеке. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализировать текст (сюжет в виде кумулятивной цепочки, внешность, «речь» и поступки героев, языковые средства, используемые в произведении).

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста, доказывающие высказанное суждение.

3

22.02

89

24.02

90

27.02

91

Научный и художественный текст. В. Бианки «Муравейник зашевелился».

Пересказывать текст. Презентовать свою иллюстрацию.

Анализировать сюжет сказки, располагать иллюстрации по порядку следования эпизодов в сказке. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением      особенностей текста, смысловых пауз. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Находить в тексте особенности выразительных средств автора.

Находить  черты   сходства и различия двух произведений одного автора: одна тема, образность языка, отсутствие сходства со сказкой

1

28.02

92

 «Точка зрения» художника в литературе и живописи. С. Махотин «Жук», репродукции Ф. Толстого.

Выразительно читать текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.

1

01.03

93

Мир глазами сказочного персонажа. Саша Черный «Песня мухи», Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане».

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для   создания   настроения, юмористического характера. Анализировать текст, особенности авторских выразительных средств, выделять прием звукоподражания. Создавать собственный текст, используя прием звукоподражания.

Сравнивать   прием звукоподражания в стихотворном и  музыкальном  произведениях

1

03.03

94

Мир детей и мир взрослых в стихах и рассказах. Э. Успенский «Разгром», А. Усачев «Самый лучший день».

Выразительно читать текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема

1

06.03

95

Уроки этики в авторских произведениях. К. Ушинский «Играющие собаки». Л. Мурр «Крошка Енот»

Выразительно  читать текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснять выбор слов, используемых в произведении для точного отражения характеров героев и событий сюжета, использовать эти слова при характеристике поведения человека

Находить части текста, доказывающие    высказанное суждение, несущие основную нагрузку нравоучительного характера.

2

07.03

96

10.03

97

Исследуем жанры устного народного творчества.

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать   фольклорные и  авторские  произведения для различения специфики каждого.

Участвовать в диалоге

1

13.03

98

Особенности авторской сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением     особенностей текста, смысловых пауз. Анализировать текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев, языковые средства, используемые в произведении).

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста, доказывающие высказанное суждение.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Определять жанровую принадлежность произведения, его специфику

2

14.03

99

15.03

100

Колыбельные в авторской поэзии. Саша Черный «Колыбельная», А. Барто «Старший брат сестру баюкал…».

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для создания настроения, юмористического характера. Анализировать текст, особенности авторских выразительных   средств,    сходство с фольклорной колыбельной. Выразительно читать тексты.

1

17.03

101

Современная авторская сказка. Л. Петрушевская «Кот, который умел петь», «Все непонятливые».

 

Воспринимать на слух произведение или читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Находить   черты   сходства и  различия  с  фольклорной сказкой; различать особенности авторских выразительных средств

2

20.03

102

21.03

103

Библиотечный урок по произведениям Л. Петрушевской

Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые сказкой), делать выводы. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге

1

22.03

104

Проверь себя.

Воспринимать текст на слух. Анализировать текст. Задавать вопросы одноклассникам по содержанию и построению текстов

1

03.04

Глава 7. Развязка. Раскрытые тайны…(16ч.)

105

Юмор в литературном произведении. Н. Носов «Мишкина каша»

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением     особенностей текста, смысловых пауз. Воспринимать       учебный текст: определять его цель. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Характеризовать его особенности. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Формулировать выводы

Сравнивать поведение, характер литературных героев, характеризовать их. Доказывать собственное мнение цитатами из рассказа. Выразительно читать текст, обосновывая   использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения на основе восприятия и передачи художественных  особенностей текста, выражения эмоционального подтекста. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Читать по ролям.

4

04.04

106

Н. Носов «Мишкина каша»

05.04

107

Н.Носов «Заплатка», Тим Собакин «Дело и мастер».

07.04

10.04

108

Н.Носов «Заплатка», Тим Собакин «Дело и мастер».

109

Н.Носов «Заплатка», Тим Собакин «Дело и мастер».

Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя или читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Отвечать на вопросы по содержанию      литературного текста.

Предполагать   дальнейшее развитие событий с опорой на характер и поступки героев. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участвовать в диалоге

3

11.04

110

Произведения Н. Носова

Что такое – быть настоящим поэтом.

12.04

111

Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи».

14.04

112

С. Козлов – сказочник и поэт. С. Козлов «В небе туча хмурится…»,

Пересказывать сюжет рассказа,   выразительно   читать отрывки из понравившегося рассказа. Воспринимать содержание текста на слух. Отвечать на вопросы викторины

2

17.04

113

18.04

114

Н. Рыленков «После дождя».

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением     особенностей текста, смысловых пауз, обосновывая использование разной интонации, темпа, логического ударения. Определять эмоциональный настрой произведений, находить в тексте отражение авторской позиции. Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения, образов

2

19.04

115

21.04

116

О. Дриз «Как сделать утро волшебным»,

Воспринимать на слух стихотворение   в   исполнении учителя.

Выразительно читать стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведений, находить в тексте отражение авторской позиции.

Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения, поэтических образов. Выделять в текстах сравнения.

Сравнивать    стихотворное и музыкальное произведения

2

24.04

117

25.04

118

Мир детей в рассказе И. Пивоваровой «Мы пошли в театр».

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением     особенностей текста, смысловых пауз, обосновывая использование разной интонации, темпа, логического ударения. Определять эмоциональный настрой произведений, находить в тексте отражение авторской позиции. Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения, образов

2

26.04

119

28.04

120

Проверь себя

Отвечать на вопросы. Различать жанры произведений.

Называть народные и авторские сказки,  встретившиеся в главе.

Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими

1

03.05

Счастливые минуты с книгой (16 часов)

121

Образы детей. С. Маршак «О мальчиках и девочках», В. Лунин «Грусть».

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз, анализируя и обосновывая использование разной интонации, темпа, логического ударения.

Определять настроение произведения, находить в тексте отражение авторской позиции.

Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения.

1

05.05

122

Образы детей. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», репродукция З. Серебряковой «За завтраком».

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз, анализируя и обосновывая использование разной интонации, темпа, логического ударения.

Определять настроение произведения, находить в тексте отражение авторской позиции.

Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения.

1

08.05

123

Сюжет, главная мысль, характеры в рассказе

В. Драгунского «Кот в сапогах».

Отвечать  на  вопросы по содержанию литературного текста.

Характеризовать   особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить в тексте отражение авторской позиции. Определять главную мысль произведения.

Читать вслух части текста, изменяя  интонацию,   темп чтения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения эмоционального подтекста.

Участвовать в диалоге

2

10.05

124

12.05

125

Как смотрят на мир поэт и ребенок. А. Барто «В пустой квартире».

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением     особенностей текста, смысловых пауз. Определять настроение произведения, находить в тексте отражение авторской позиции. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения.

1

15.05

126

Сопричастность миру семьи, Родины. А. Смирнов «Кто был на войне», В. Берестов «Мир».

Воспринимать на слух стихотворение   в   исполнении учителя.

Выразительно читать стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, находить в тексте отражение авторской позиции

1

16.05

127

Темы в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек» Часть 1. Телеграмма.

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением     особенностей текста, смысловых пауз. Отвечать на вопросы по содержанию     литературного текста. Предполагать дальнейшее развитие событий, опираясь на оценку характеров и поступков героев. Характеризовать   особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участвовать в диалоге

1

17.05

128

Нравственные проблемы в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек» Часть 2. Дорога к отцу. С.

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением     особенностей текста, смысловых пауз. Отвечать на вопросы по содержанию     литературного текста. Предполагать дальнейшее развитие событий с опорой на характер и поступки героев. Характеризовать   особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участвовать в диалоге

1

19.05

129

Характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек» Часть 3. Вот и приехали.

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Отвечать на вопросы по содержанию  литературного текста. Предполагать дальнейшее развитие событий с опорой на характер и поступки героев. Характеризовать   особенности прослушанного произведения, описывать героев.

Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участвовать в диалоге. Читать по ролям

1

22.05

130

Характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек» Часть 4. Один в лесной сторожке.

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением     особенностей текста, смысловых пауз. Отвечать на вопросы по содержанию      литературного текста.

Предполагать   дальнейшее развитие событий с опорой на характер и поступки героев. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге

3

23.05

131

Нравственные проблемы в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек» Часть 5. Вот оно – счастье!

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Отвечать  на  вопросы,  по содержанию   литературного текста. Предполагать   дальнейшее развитие событий с опорой на характер и поступки героев. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участвовать в диалоге

1

24.05

132

Итоговая контрольная работа за второе полугодие

Выполнение заданий по пройденному материалу

26.05

133

134

135

136

Проектная работа «Мой любимый литературный герой».

Отвечать на вопросы по содержанию      литературного текста, пересказывать сюжет по эпизодам.

Характеризовать особенности произведения с точки зрения жанра. Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участвовать в диалоге

29.05

Воспринимать    текст    на слух.

Анализировать текст. Задавать вопросы одноклассникам по содержанию и построению текстов. Определять настроение произведения, находить в тексте отражение авторской позиции.

30.05

Различать и называть поэтов и писателей, названия произведений. Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам. Пересказывать сюжет рассказа,   выразительно   читать отрывки из понравившегося рассказа. Воспринимать содержание текста на слух. Отвечать на вопросы викторины

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...