Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс Перспектива
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Календарно — тематическое планирование
№ | Тема урока | сроки | Наглядные пособия, технические средства, оборудование | Знания, умения, навыки | Деятельность учащихся | Формы контроля | ||||||
план | факт | |||||||||||
Раздел «Любите книгу». (9 часов) | ||||||||||||
Тема: «Любите книгу» (3 часа) | ||||||||||||
1 | Любите книгу. Рассказы о любимых книгах. Формирование умения находить информацию в учебнике и работать с нею. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги, прочитанные учащимися летом. | Знают структуру учебника и умеют в нём ориентироваться Умеют: - находить в учебнике нужную информацию и работать с ней; - распределять книги по разным основаниям; - отвечать на поставленные вопросы к тексту | Рассказы о любимых книгах. Обсуждение высказывания М.Горького. Перечитывание текста целыми словами. Работа в паре: поиск ответов на вопросы с опорой на текст. Сравнение мультфильма с художественным произведением. Подготовка к выразительному чтению стихотворений. Обсуждение пословиц. Разметка стихотворений, определение пауз и интонации, с которой нужно читать стихотворения. | Презентация любимой книги | |||||||
2 | Элементы книги. Ю.Энтин «Слово про слово». | Выразительное чтение | ||||||||||
3 | В.Боков. «Книга – учитель…». Г.Ладонщиков «Лучший друг».заучивание наизусть стихотворения по выбору. | Работа в паре: ответы на вопросы | ||||||||||
Тема: «Книги из далёкого прошлого» (3 часа) | ||||||||||||
4 | Книги из далёкого прошлого и современные книги. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Репродукция картины В.Васнецова «Святой Нестор-летописец». Книга Н.Кончаловской «Наша древняя столица». | Умеют: - планировать свою деятельность (составлять план урока под руководством учителя); - осмысленно воспринимать текст на слух; - самостоятельно работать с текстом, находить в тексте ключевые слова; - самостоятельно составлять высказывание по теме произведения. | Знакомятся со сказкой Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Слушают информацию о том, как появились книги. Читают статьи учебника и определяют ключевые слова. Работают с репродукцией картины В.Васнецова «Святой Нестор-летописец». Знакомятся с книгой Н.Кончаловской «Наша древняя столица» - рассматривают обложку, обсуждают содержание. Рассказывают, какой представляют себе первую книгу. | Определение ключевых слов в тексте учебника | |||||||
5 | Славянская письменность. Первые книги на Руси и начало книгопечатания. | Ответы на вопросы | ||||||||||
6 | Н. Кончаловская «В монастырской келье». Сопоставление произведений словесно-художественного и изобразительного творчества. | Выразительное чтение | ||||||||||
Тема: «Мы идём в библиотеку» (1 час) | ||||||||||||
7 | Мы идём в библиотеку. Справочная и энциклопеди-ческая литература. Выбор книг на основе рекомендованного списка. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги-справочники, книги-энциклопедии. | Умеют: - группировать книги по разным основаниям; - подбирать книгу для выставки, презентовать книгу; - работать с библиотечным каталогом. | Знакомятся с выставкой книг, представленной в учебнике. Рассматривают тематический каталог в библиотеке. Знакомятся со справочной и энциклопедической литературой для детей. Выбирают книгу и самостоятельно с ней работают. | Подготовить выступление на тему: «Это интересно знать». | |||||||
Тема: «Мои любимые художники – иллюстраторы» (2 часа) | ||||||||||||
8 | Мои любимые художники-иллюстраторы. Элементы книги. Иллюстрация как источник информации о содержании текста. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. «Творческая тетрадь», 2 класс. | Знают профессиональные особенности художников-иллюстраторов. Умеют соотносить иллюстрацию с текстом; использовать иллюстрацию как источник информации о содержании текста. Умеют участвовать в коллективной беседе. Испытывают потребность в самостоятельном чтении. | Высказывают предположения о том, кто такие художники-иллюстраторы. Рассматривают иллюстрации и знакомятся со старейшими и современными художниками-иллюстраторами. Самостоятельно знакомятся со стихотворением Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка», отвечают на вопросы учебника. Работают на пословицами: определяют смысл, лексическое значение незнакомых слов. Записывают наиболее понравившиеся пословицы в «Копилку мудрых мыслей». | Выполнить иллюстрацию к любимому произведению. | |||||||
9 | Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка». Осознание смысла прочитанного текста. Осмысление нравственно-этических понятий. | |||||||||||
Раздел «Краски осени» (13 часов) | ||||||||||||
Тема: «Краски осени» (4 часа) | ||||||||||||
10 | Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества. Составление высказываний. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. | Эмоционально воспринимают стихотворный и прозаический текст на слух. Умеют участвовать в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному. Умеют создавать свой текст (под руководством учителя). Умеют сравнивать произведения живописи и литературы. | Формулируют вопросы, которые будут обсуждать на уроке. Создают небольшой текст об изменении в природе осенью. Читают стихотворение А.Пушкина, отвечают на вопросы, готовятся к выразительному чтению. Самостоятельно читают произведение С.Аксакова, отвечают на вопросы. Сравнивают произведения А.С.Пушкина и С. Аксакова. Знакомятся с репродукциями живописи, беседуют по картинам, определяют, почему картины названы по-разному. Предлагают свои варианты названия картин. | Выразительное чтение. | |||||||
11 | А.С.Пушкин «Унылая пора...» А.Аксаков «Осень». Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения. | Выразительное чтение. | ||||||||||
12 | Работа с репродукциями картин. В.Поленов «Осень в Абрамцево». А.Куинджи «Осень». Сопоставление произведений словесно-художественного и изобразительного творчества. | Продолжить ряд слов-ассоциаций | ||||||||||
13 | А.Майков «Кроет уж лист золотой…» С.Есенин «Закружилась листва золотая» понимание содержания художественного произведения, умения эмоционально откликаться на него. | Работа в паре: создание стихотворения «Осенний день». Создание «палитры настроений» с помощью красок. | ||||||||||
Тема: «Осень наступила» (3 часа) | ||||||||||||
14 | Выразительное чтение стихотворений. А. И.Токмакова. «Опустел скворечник». Плещеев «Осень наступила». | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. | Умеют: - сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и по настроению; - различают и используют в речи средства художественной выразительности; - умеют находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение. | Определение периода осени по фотографиям. Озаглавливают пейзажи на фотографиях. Работают в «Творческой тетради» с рубрикой «Приметы осени». Читают стихотворения, перечитывают повторно с дополнительными вопросами. Создание (текста устно) по теме урока. Чтение поговорок, народных примет об осени, обсуждение их смысла. | Подписать фотографии, используя фразы из «Народных примет» | |||||||
15 | Произведение малых фольклорных жанров об осени. Определение основного смысла. | Работа в паре: подбор слов из стихотворения, которые созвучны осеннему настроению. | ||||||||||
16 | Сборники стихотворений и рассказов о природе. Особенности построения выразительных средств. | Работа в паре: сочинение осенних загадок. | ||||||||||
Тема: «Мы идём в библиотеку» (2 часа) | ||||||||||||
17 | Мы идём в библиотеку. С.Маршак «Октябрь». Л.Яхнин «Осень в лесу». Н.Сладков «Сентябрь». Заучивание стихотворения по выбору. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги об осени. | Умеют: - классифицировать книги по разным основаниям; - презентовать понравившуюся книгу; - находить в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты); - находить опорные слова, позволяющие осмыслить содержание текста и создать иллюстрацию. | Самостоятельное чтение стихотворений С.Маршака из книги «Круглый год». Создание иллюстраций к стихотворениям С.Маршака. Объяснение незнакомых слов с помощь толкового словаря. Создание иллюстраций к стихотворению. Проводят исследовательскую работу по стихотворению Л.Яхнина «Осень в лесу». Самостоятельное чтение, ответы на вопросы по тексту. | Работа в паре: определение ключевых слов в стихотворении. | |||||||
18 | С. Образцов «Стеклянный пруд». Создание собственного текста на основе художественного произведения. | Подобрать слова-ассоциации к слову осень. | ||||||||||
Тема: «Наш театр» (1 час) | ||||||||||||
19 | Наш театр. Н.Сладков «Осень». Инсценирование произведения. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Декорации, костюмы и маски животных. | Умеют: - правильно расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте; - коллективно обсуждать прочитанное; - читать текст по ролям. | Читают название рубрики, тему урока и формулируют основные задачи урока. Знакомятся с произведением Н.Сладкова «Осень». Называют главных героев, распределяют роли. Тренируются в группах выразительно читать этот текст. Сравнивают сказочное и реальное в произведении «Осень». | Инсценирование произведения Н. Сладкова «Осень». | |||||||
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (3 часа) | ||||||||||||
20 | Прозаическая стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения. Чем стихи отличаются от прозы. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Книги с произведениями об осени. Фото-графии с осенним пейзажем. Иллюстрации к произведениям об осени. Самостоятельно созданные тексты об осени. | Умеют: - осмысленно читать учебный текст; - обобщать пройденный материал; - находить средства художественной выразительности, помогающие создать картину осени. | Работа по вопросам учебника. Подготовка материала к созданию газеты «прогулки по осеннему лесу». | Передать красками настроение осени. | |||||||
21 | Н.Никитин «Встреча зимы». «Прогулка по осеннему лесу». Создание собственных текстов на основе художественного произведения и личного опыта. | Определение в тексте эпитетов и сравнений | ||||||||||
22 | И.Бунин. «Листопад». А.Майков «Летний дождь». Нахождение в тексте и практическое различие средств выразительности художественной речи. | Работа в паре: какие секреты осени вы открыли, прочитав произведения этого раздела? | ||||||||||
Раздел «Мир народной сказки» (17 часов) | ||||||||||||
Тема: «Мир народной сказки» (1 час) | ||||||||||||
23 | Мир народной сказки. Художественные особенности сказок. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Книги с русскими народными сказками. | Умеют: - классифицировать книги по различным основаниям; - рассказывать текст сказки с помощью иллюстраций. | Знакомство с собирателем русских народных сказок А.Н.Афанасьевым, В.И.Далем. Работа с иллюстрациями к сказке. Работа в группах: воспроизведение сказки по фрагментам. Знакомство со сборником русских народных сказок «Заюшкина избушка». | Сравнить сказку «Заюшкина избушка» с другими русскими народными сказками. | |||||||
Тема: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт» (3 часа) | ||||||||||||
24 | Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Рассказывание сказки по серии иллюстраций. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги с русскими народными сказками. | Умеют: - давать характеристику главному герою сказки, сравнивать его с другими героями; - находить в сказках отражение быта, традиций культуры определённого народа, сочинившего сказку; - выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста. | Коллективная игра «Собери все сказки о лисе». Инсценирование фрагментов различных сказок о лисе. Знакомство с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк». Выделение главных героев, сравнение их с другими героями сказки. Рассказывание сказки по иллюстрациям. Определение ключевых слов в будущем тексте. Прогнозирование содержания сказки «Хитрая лиса» по заголовку» Сравнение русской народной сказки и корякской. | Создание иллюстраций к сказке. | |||||||
25 | Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Восстановление событий сказки на основе рисунков. | Выразительное чтение по ролям. | ||||||||||
26 | Корякская сказка «Хитрая лиса». Сопоставление эпизодов сказок по общности ситуации, эмоциональной окраске, характеру и поступкам героев. | Сравнить главных героев русской народной сказки и корякской сказки. | ||||||||||
Тема: «У страха глаза велики» (3 часа) | ||||||||||||
27 | Русская народная сказка «Зимовьё». Чтение по ролям. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Костюмы или элементы костюмов для участия в «Параде живых героев сказок» | Умеют: - выделять главную мысль в тексте; - характеризовать героев на основе текста и иллюстраций; - составлять план текста и подробно пересказывать по плану; - сравнивать и обобщать; -работать в группе. | «Парад живых героев сказок» - представление сказочного героя по реплике, произнесённой им. Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами. Моделирование сказки методом составления диафильма. Воспроизведение сказки с помощью диафильма. Сравнение сказок, выявление сходства и различия. Чтение сказки «Пых», сравнение со сказкой «У страха глаза велики». | Определить авторские пометы, которые помогут правильно прочитать реплики героев. | |||||||
28 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». Освоение разных видов пересказа художественного текста. | Выразительное чтение по ролям. | ||||||||||
29 | Белорусская сказка «Пых». Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. | Пересказ по плану. | ||||||||||
Тема: «Мы идём в библиотеку» (3 часа) | ||||||||||||
30 | Русские народные сказки. Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. | Умеют: - работать с тематическим каталогом, находить книги по различным основаниям; - самостоятельно находить ответы на заданные вопросы. | Знакомство с выставкой книг. Знакомство с русскими народными сказками в библиотеке. Выбор книги на основе тематического каталога. Самостоятельное чтение хантыйской сказки «Идэ». | Рассказ о выбранной в библиотеке книге. | |||||||
31 | Хантыйская сказка «Идэ». Определение главной мысли текста. | Выделить основные эпизоды сказки, составить план своего рассказа. | ||||||||||
32 | Русская народная сказка. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Освоение разных видов пересказа художественного текста. | Выделить основные эпизоды сказки, составить план своего рассказа. | ||||||||||
Тема: «Ближе матери друга нет» (3 часа) | ||||||||||||
33 | Ближе матери друга нет Нанайская сказка «Айога». Понимание хороших и плохих поступков героев, умение обосновывать свое мнение. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Книги-сборники сказок разных народов России. | Умеют: - находить в сказках отражение быта, традиций народов; - самостоятельно определять мотивы действий героев; - строить собственные суждения; - выбирать подходящую интонацию; - составлять собственные тексты. | Работа с выставкой прочитанных ранее книг сказок. Определение области, где жили нанайцы. Работа с заголовком и иллюстрацией. Слушание сказки. Высказывают предположения о том, чему учит сказка. Чтение ненецкой сказки «Кукушка». Работа по вопросам учебника. | Подумать, чему учит сказка Выразительное чтение по ролям | |||||||
34 | Ненецкая сказка «Кукушка». Размышление о законах духовно-нравственного общения людей. | Создание иллюстраций | ||||||||||
35 | Сравнение сказок «Айога» и «Кукушка». Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. | Выразительное чтение по ролям Пересказ понравившейся сказки | ||||||||||
Тема: «Наш театр» (1 час) | ||||||||||||
36 | Русская народная сказка «Лиса и журавль». Инсценирование сказки. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги со сказками. Билеты в театр. | Умеют: - делить текст на диалоги и текст автора; - выразительно читать диалоги персонажей сказки; - голосом передавать характер героя. | Формулируют основную задачу урока, основные шаги. Определение профессий, необходимых для постановки спектакля. Слушание сказки. Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценирования сказки. Рефлексия на сыгранную роль. | Инсценирование сказки. | |||||||
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (3 часа) | ||||||||||||
37 | Представление о народной сказке. Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги со сказками. Детская энциклопедия. | Уметь: - классифицировать по разным основаниям различие сказок по видам); - работать с различными видами текста; -самостоятельно составлять текст. | Чтение раздела. Деление всех изученных сказок на группы. Работа с выставкой прочитанных книг, классификация сказок. Описание любимых сказочных героев. Выполнение заданий в творческой тетради. | Создание своей сказки. | |||||||
38 | Лиса – сказочный герой и животное. Написание сочинения-миниатюры по прочитанному произведению с использованием приемов описания. | Нарисовать лису – сказочного героя и животное. | ||||||||||
39 | Пересказ текста по опорным словам. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности событий. | Выразительное чтение по ролям Пересказ понравившейся сказки | ||||||||||
Раздел «Весёлый хоровод» (10 часов) | ||||||||||||
Тема: «Весёлый хоровод» (2 часа) | ||||||||||||
40 | Малые фольклорные жанры. Узнавание. Различие. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги с произведениями устного народного творчества. Репродукция с картины Б. Кустодиева «Масленица». | Умеют: - распознавать особенности фольклорных форм; - осмысленно воспринимать произведения живописи; - участвовать в коллективном обсуждении. | Прогнозирование содержания урока. Работа над лексическим значением непонятных слов. Работа с выставкой книг. Работа с репродукцией картины Б. Кустодиева «Масленица». Знакомство с экспозицией музея. | Подготовить рассказ о традициях своей семьи. | |||||||
41 | Музей народного творчества. Историко-литературное понятие фольклор. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России. | Викторина. | ||||||||||
Тема: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, весёлые стихи, которые создали авторы» (3 часа) | ||||||||||||
42 | Произведения малых жанров устного народного творчества. Определение основного смысла. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги с произведениями устного народного творчества. | Умеют: - слушать и слышать читаемый текст; - находить общее и отличия; - классифицировать книги по разным основаниям. | Знакомятся с малыми произведениями малых фольклорных жанров. Знакомство с закличками. Чтение приговорок, потешек, перевёртышей. Чтение произведений Э.Успенского и Ю.Мориц. Работают с рубрикой «Мы идём в библиотеку». Сравнивают авторские произведения с фольклорными работами. | Сочинение приговорок и потешек. | |||||||
43 | Э.Успенский «Память». Ю.Мориц «Хохотальная путаница» Особенности авторских произведений, созданных на основе народных. | Сравнение авторских произведений с произведениями фольклора. | ||||||||||
44 | Справочная литература для детей. Выбор книг на основе рекомендованного списка. | Дать название выставке книг | ||||||||||
Тема: «Небывальщина» (2 час) | ||||||||||||
45 | Д.Хармс «Весёлый старичок». «Небывальщина». Создание собственного текста на основе художественного произведения. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги с произведениями устного народного творчества. | Умеют: - осмысленно и выразительно читать произведения; - сравнивать авторские и народные тексты. | Слушают сообщение о писателе Данииле Хармсе. Самостоятельно читают стихотворение. Работают в группе: сочиняют небольшое стихотворение – небывальщину. Сравнивают произведения Д.Хармса с фольклорными. | Выразительное чтение стихотворения. | |||||||
46 | К.Чуковский. «Путаница». Сравнение произведений Д.Хармса и К.Чуковского. | Выразительное чтение стихотворения. | ||||||||||
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (1 час) | ||||||||||||
47 | К.Чуковский «Храбрецы». С.Маршак «Храбрецы». Малые фольклорные жанры-узнавания, различия, определение основного смысла. Художественное своеобразия переводов стихотворения «Храбрецы». | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги с произведениями устного народного творчества. | Умеют: - выразительно читать произведения устного народного творчества; - создавать текст на основе осмысления произведений устного народного творчества. | Работают с выставкой книг. Отвечают на вопросы, определяют этапы выполнения заданий и выполняют их. Работают в паре: выполняют задание в творческой тетради. Читают и сравнивают два перевода стихотворения «Храбрецы». Определят интонацию при чтении. Выполняют задания в творческой тетради. | Конкурс «Кто больше придумает загадок о животных» Выразительное чтение любимых произведений. | |||||||
Тема: «Праздник, праздник у ворот» (2 часа) | ||||||||||||
48 | Подготовка праздника «Весёлый хоровод». Заучивание наизусть небольших произведений игрового фольклора. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. | Умеют: - подбирать тексты в соответствии с заданием; - работать в группе; - выразительно рассказывать произведения устного народного творчества. | Выделяют главные слова в названии праздника, подбирают к нему ассоциации. Определят цель проекта. Распределяются на группы, определяют тему презентации в каждой группе. Составляют текст к представлению. Распределяют роли. Размечают текст. Выбирают ведущих праздника, определяют последовательность презентации. | Выразительное чтение по ролям. | |||||||
49 | Праздник, праздник у ворот. Выразительное чтение произведений малых жанров устного народного творчества. | Праздник | ||||||||||
Раздел «Мы – друзья» (10 часов) | ||||||||||||
Тема: «Мы друзья» (3 часа) | ||||||||||||
50 | Размышление о законах нравственно-духовного общения людей в произведениях устного народного творчества разных народов. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. В.Даль. «Пословицы русского народа». | Умеют: - работать с книгой, отбирать необходимый для самостоятельной презентации материал; - позитивно общаться друг с другом. | Рассуждают о том, кого можно назвать настоящим другом. Знакомятся с пословицами о дружбе. Играют в игру Доскажи пословицу. Знакомятся с книгой В.Даля «Пословицы русского народа». Работают в паре: читают по ролям диалог Вани и Ани. Знакомятся с произведением М. Пляцковского «Настоящий друг». Прослушивают песню в исполнении артиста. Выразительно читают стихотворение. Составляют анкету «Мой настоящий друг» (стр.47, РТ). Знакомятся с произведением В.Орлова «Я и мы». | Игра «Доскажи пословицу» | |||||||
51 | М.Пляцковский «Настоящий друг». В.Орлов «Я и мы». Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в произведениях. | Написать записку для заболевшего друга стр.45-46, РТ). | ||||||||||
52 | Составление рассказа по рисункам с использованием приемов рассуждения. | Работа в паре: определить, какие из пословиц о дружбе (стр.48, РТ) | ||||||||||
Тема: «Хорошая горка получилась» (2 часа) | ||||||||||||
53 | Н.Носов «На горке». Восстановление порядка событий по рисункам. Составление плана. Пересказ рассказа. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги Н.Носова | Умеют: - осмысливать прозаический текст; - делить текст на части, озаглавливать части текста и иллюстрации; - создавать свой текст на основе авторского текста; - находить в тексте ключевые слова, характеризующие главного героя. | Чтение рассказа Н.Носова «На горке». Воспроизведение рассказа по серии сюжетных картинок. Определение последовательности событий, изображённых на иллюстрациях. Работа в группе: воспроизведение текста по иллюстрациям. Выбор лучшего рассказчика в группе. Знакомство с книжной выставкой. Чтение и рассказ о понравившейся книге. | Рассказать о самом смешном или самом грустном эпизоде из рассказа. | |||||||
54 | Произведения о детях. Понимание целей их создания. Освоение разных видов пересказа текста. | Сделать картинный план к рассказу Т.Коти «Замок на песке». | ||||||||||
Тема: «Друзья познаются в беде» (2 часа) | ||||||||||||
55 | С.Михалков «Как друзья познаются» Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Понимание главной мысли произведения. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книга Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Книга Эзопа «Басни». Книга И.А.Крылова «Басни». | Умеют: - делить текст на смысловые части, определять главный момент в развитии действия; - давать характеристику героя произведения с опорой на текст | Знакомятся с особенностями жанра басни. Самостоятельно читают басню С.Михалкова «Как друзья познаются». Работают по вопросам учебника. Воспроизводят басню. Знакомятся с произведением Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Отвечают на вопросы. Знакомятся с выставкой книг. | Назвать специфические особенности басни в произведении. | |||||||
56 | А.Гайдар. «Чук и Гек». Понимание хороших и плохих поступков героев, умение обосновывать свое мнение. | Создание каталожной карточки на книгу. | ||||||||||
Тема: «Наш театр» (1 час) | ||||||||||||
57 | И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей». Инсценирование басни. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книга И.А.Крылова «Басни». | Умеют: - определять особенности басни; - выделять главную мысль басни; - голосом передавать характеристику героя; - делить текст на диалоги и текст автора; - выбирать интонацию, подходящую к каждой роли. | Рассказывают об особенностях басни, знакомых из прошлых уроков. Работают с выставкой книг И.А.Крылова. Знакомятся с басней «Стрекоза и Муравей». Проводят подготовку к инсценированию басни, отбирают выразительные средства, работают в «Творческой тетради». Инсценируют басню. | Объяснить, почему басня «Стрекоза и Муравей» включена в данный раздел. | |||||||
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (2 часа) | ||||||||||||
58 | Басня-общее представление о жанре, особенности построения и выразительных средств. Мораль басни. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. | Осмысленно принимают ценность дружбы. Знают специфические особенности басни. Умеют сравнивать и сопоставлять тексты разных жанров. | Проверка домашнего задания. Отвечают на вопросы, выполняют задания, вспоминают произведения, пересказывают их. Работают в группе: составляют текст беседы по опорным словам («Творческая тетрадь», стр.46). Выполняют задания в «Творческой тетради (стр.47-49), в учебнике (стр.134-137). | ||||||||
59 | «Петушок и бобовое зернышко». Пересказ сказки по серии иллюстраций к произведению. | |||||||||||
Раздел «Здравствуй, матушка Зима!» (11 часов) | ||||||||||||
Тема: «Готовимся к празднику» (2 часа) | ||||||||||||
60 | Выразительное чтение произведений. Заучивание наизусть небольших стихотворений по выбору. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Книги со стихами, песнями, играми, конкурсами. Иллюстрации, модели, украшения. Листы ватмана, краски, карандаши. | Участвуют в работе группы, обсуждают проблемы группы. Умеют: - работать с различными источниками информации; - находить средства художественной выразительности; - читать тексты с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску, своё отношение к содержанию текста. | Подбор ассоциаций к словосочетанию «Новый год». Создание программы праздника. Распределение на группы. Подготовка к празднованию Нового года в соответствии с выбором группы: отбор стихотворений, песен, игр. Выбор предложений по проведению праздника из «Творческой тетради» (стр.36). Создание театральных билетов, программок к празднику. | Выполнение задания по группам. | |||||||
61 | Проект «Здравствуй, матушка Зима!». Выразительное чтение произведений. | Организация и проведение праздника | ||||||||||
Тема: «Чародейкою Зимою околдован лес стоит…» (2 урока) | ||||||||||||
62 | А.С.Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…» Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…». Развитие умения мысленно воссоздать картины, созданные поэтом. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. книги со стихами русских поэтов о зиме. | Умеют: - находить средства художественной выразительности для создания образа в лирическом тексте; - выбирать нужную интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста; - коллективно обсуждать прочитанное, высказывать своё суждение в группе или паре. | Знакомство с особенностями поэтического произведения. Чтение стихотворения А.С.Пушкина, ответы по содержанию. Подготовка к выразительному чтению, и чтение стихотворения. Знакомство с произведением Ф.Тютчева, ответы на вопросы, повторное перечитывание. Определение средств выразительности, работа над лексическим значением слов. Знакомство с произведениями С.Есенина. | Выразительное чтение стихотворения. | |||||||
63 | С.Есенин «Поёт зима, аукает…»; «Берёза». Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания. | Сделать разметку стихотворения. Работа в паре: создание своего стихотворения о зиме (синквейна). | ||||||||||
Тема: «Зимние праздники» (5 урока) | ||||||||||||
64 | С.Чёрный «Рождественское». Ф.Фофанов «Ещё те звёзды не погасли...». Приощение к культурным и духовно-нравственным традициям России. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги со стихами русских поэтов о зиме. | Умеют: - находить средства художественной выразительности; - выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста; - сравнивать произведения живописи и литературы | Знакомство с произведениями С.Чёрного и Ф.Фофанова. Сравнение стихотворений. Знакомство со стихотворениями К.Бальмонта, С.Маршака, А.Барто, С.Дрожжина. Ответы на вопросы учебника. Сравнение стихотворений С.Маршака и С.Дрожжина. | Выразительное чтение. | |||||||
65 | К.Бальмонт «К зиме». Выразительное чтение стихотворения. | Найти в стихотворении олицетворения. | ||||||||||
66 | С.Маршак «Декабрь». Нахождение в тексте и практическое различие средств художественной выразительности. | Нарисовать своё настроение. | ||||||||||
67 | А.Барто «Дело было в январе...» . Самостоятельное воспроизведение текста произведения наизусть. | Выразительное чтение | ||||||||||
68 | С.Дрожжин «Улицей гуляет…». Умение мысленно воссоздать картину, созданную поэтом. | Найти в стихотворении олицетворения. | ||||||||||
Тема: «Загадки зимы» (1 час) | ||||||||||||
69 | «Загадки зимы». Создание собственного текста на основе художественного по аналогии. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги с загадками. | Умеют видеть средства художественной выразительности. Умеют сочинять загадки. | Работа над лексическим значением слова «Загадка». Чтение загадок. Выделение в тексте слов, на которые указывает загадка. Подбор слов-ассоциаций к отгадке. Чтение понравившихся загадок. | Работа в паре: составление загадки о зиме. | |||||||
Тема: «Праздник начинается, конкурс предлагается» (1 часа) | ||||||||||||
70 | Жанровое разнообразие произведений о зиме. | Костюмы для участников праздника. Предметы и материалы для проведения эстафет, конкурсов, игр. Призы и подарки для награждения. | Развитие творческих способностей. Умеют участвовать в коллективной инсценировке. | Создание рабочей группы. Разработка заданий для проведения праздника: подбор стихотворений о зиме, новогодних игр и конкурсов; материалов для украшения класса; классной газеты; подбор подарков и призов. Распределение заданий между всеми участниками праздника. | ||||||||
Раздел «Чудеса случаются» (17 часов) | ||||||||||||
Тема: «Чудеса случаются» (5 часов) | ||||||||||||
71 | Литературная сказка. А.С. Пушкин. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. А.С.Пушкин «Сказки». | Умеют: - видеть слово в поэтическом тексте, которое помогает создать образ старухи, старика, моря, - умеют участвовать в коллективной беседе; - находить средства художественной выразительности; - выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста. | Знакомство со сказкой А.С. Пушкина. Работают с книгами, представленными на выставке. Знакомятся со сказкой А.С.Пушкина. Определяют строчки стихотворения, которыми можно подписать иллюстрации. Определяют, сколько раз в сказке повторяется одна и та же ситуация. | В чём отличие народной сказки от литературной. | |||||||
72 | А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сказочные герои сказки, особенности построения. | Выразительное чтение | ||||||||||
73 | Художественные особенности сказки А.Пушкина. Размышление о законах нравственно-духовного общения людей. | Основная мысль сказки. | ||||||||||
74 | Составление рассказа по рисункам. Нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. | Определяют строчки стихотворения, которыми можно подписать иллюстрации. Определяют, сколько раз в сказке повторяется одна и та же ситуация. | Почему рыбка не выполнила последнюю просьбу старухи? | |||||||||
Составить кроссворд по сказке А.С.Пушкина. | ||||||||||||
Тема: «Герои литературных сказок» (4 часа) | ||||||||||||
75 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Художественные особенности присказки. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книга Д.Н.Мамина-Сибиряка «Алёнушкины сказки». Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса» | Умеют: - сравнивать сказки; - создавать собственные тексты на основе художественных; - классифицировать книги по различным основаниям. | Работа с выставкой книг по теме: «Литературные сказки». Анализ представленных книг. Чтение присказки, особенности присказки. Чтение сказки. Сравнение зайца из сказки с зайцами в других сказках. Составление портрета зайца из русских народных сказок. Знакомство с книгой Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Выразительное чтение. | Описать сказительницу | |||||||
76 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Характеристика героев сказки. | Сделать иллюстрацию к сказке | ||||||||||
77 | Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик». Освоение разных видов пересказа художественного текста. | Выразительное чтение | ||||||||||
78 | Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса». Художественные особенности произведения. | Игра «Собери сказки о зайцах» | ||||||||||
Тема: «Мы идём в библиотеку» (2 часа) | ||||||||||||
79 | Э.Распе «Чудесный олень». «Оттаявшие звуки». Создание собственного текста на основе художественного по аналогии. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книга Э.Распе «Приключения барона Мюнхгаузена». Сказки Ш.Перро, С.Козловского («Ёжик в тумане») К.Чуковского. | Умеют: - создавать собственный текст на основе художественного по аналогии; - выбирать и классифицировать книги по различным основаниям. | Знакомятся с произведениями «Чудесный олень» и «Оттаявшие звуки», перечитывают их с дополнительными вопросами. Создание собственной истории по аналогии с авторским текстом. Знакомство с выставкой книг. Определение, что объединяет представленные книги. Чтение и рассказ о понравившихся книгах. | Составление каталожной карточки. | |||||||
80 | Мы идём в библиотеку. Алфавитный каталог. Выбор книги на основе рекомендованного списка. | Нарисовать иллюстрации к сочинённому фантастическому рассказу. | ||||||||||
Тема: «Мои любимые писатели» (4 часа) | ||||||||||||
81 | Осмысление нравственно-этических понятий раскрытых в литературно-художественных произведениях К.И.Чуковского. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги К.И.Чуковского. | Умеют: - самостоятельно читать произведения и осмысливать их; - определять главную мысль произведения; - сравнивать героев и их поступки в разных произведениях. | Знакомство с К. Чуковским и его творчеством. Читают в учебнике статью о Чуковском, работают с выставкой книг | Выразительное чтение. | |||||||
82 | К.Чуковский «Я начинаю любить Бибигона». Характеристика героя произведения. | |||||||||||
83 | К.Чуковский «Бибигон и пчела». Освоение разных видов пересказа художественного текста. | Рассказ о приключениях Бибигона. | ||||||||||
84 | Л.Толстой «Два брата». Сопоставление поступков героев по контрасту. Умение обосновать свое мнение, анализировать собственные посткпки. | Сравнить приключения Бибигона с приключениями барона Мюнхгаузена | ||||||||||
Тема: «Наш театр» (2 часа) | ||||||||||||
85 | К.Чуковский «Краденое солнце». Выразительное чтение по ролям. Построение плана высказывания. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Декорации к спектаклю. Костюмы для артистов. | Умеют: - осмысливать содержание произведения; - определять характер героев, события, картины, представленные в произведении; - выбирать интонацию, подходящую для чтения каждой роли; - создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. | Знакомятся с темой урока «Наш театр». Определяют этапность подготовки к инсценированию произведения (чтение произведения, распределение ролей, отбор средств для создания образа, инсценирование, рефлексия). Знакомство со сказкой «Краденое солнце». Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценировки сказки. Инсценирование сказки. | Рассказать, какое чудо произошло в сказке. | |||||||
86 | Инсценирование сказки К.Чуковского «Краденое солнце» | Рефлексия на сыгранную роль. | ||||||||||
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (1 час) | ||||||||||||
87 | Болгарская сказка «Курица, несущая золотые яйца». Отличие народной сказки от литературной. Определение главной мысли текста, составление плана. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. | Умеют: - находить специфические особенности литературной сказки; - сравнивать народную и литературную сказку; - пересказывать сказку, соблюдая жанровые особенности. | Работают с выставкой книг: распределяют произведения на авторские и литературные. Рассказывают об особенностях народной и литературной сказки. Чтение болгарской сказки «курица, несущая золотые яйца». Сравнение болгарской сказки и сказки А.С.Пушкина (сюжет сказки, герои сказки, главная мысль сказки). | Нарисовать иллюстрацию к сказке «Курица, несущая золотые яйца». | |||||||
Раздел «Весна, весна! И всё ей радо!» (11 уроков) | ||||||||||||
Тема: «Весна, весна! И всё ей радо!» (2 часа) | ||||||||||||
88 | Ф.Тютчев «Зима недаром злиться…». Выделение особенностей стихотворной речи. Выявление авторского отношения на основе анализа. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс | Умеют: - находить слова, которые помогают представить картины, изображённые автором; - высказывать своё суждение; - передавать свои чувства при чтении. | Работа с рубрикой «Читаем и наблюдаем» в «Творческой тетради» (стр.67-68). Знакомство с темой урока: определение опорных слов, подбор слов-ассоциаций. Чтение диалога Ани и Вани, чтение сообщения профессора Самоварова. Чтение стихотворения Ф.Тютчева. Определение симпатий автора, выражение свих симпатий. Самостоятельное чтение стихотворений по группам. | Сделать цветопись слов-ассоциаций. | |||||||
89 | И.Никитин «Весна». А.Плещеев «Весна». Т.Белозёров «Подснежники». Составление вопросов на основе прочитанных произведений. | Выразительное чтение. | ||||||||||
Тема: «В душу уже просится весна…» (2 часа) | ||||||||||||
90 | Картины весны в произведениях А.Чехова, А.Фета, А.Барто. Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Книги А.Чехова, Ф.Тютчева, А.Барто, А.Фета с произведениями о весне. | Уметь: -осмысливать произведение; находить слова в тексте, которые позволяют увидеть картины весны, созданные автором; - высказывать своё суждение; Эмоционально воспринимать произведение. | Знакомство с произведением А.Чехова «Весной». Перечитывание текста с дополнительными вопросами. Сравнение произведения со стихотворениями А.Фета и А.Барто. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне: выбор жюри, объяснение критериального аппарата (соответствие теме, выразительность при чтении). Подведение итогов конкурса, определение победителя. | Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению. | |||||||
91 | Выбор книг на основе рекомендованного списка. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне. | Чтение любимого стихотворения наизусть. | ||||||||||
Тема: «Мы идём в библиотеку» (3 часа) | ||||||||||||
92 | С.Маршак «Март». И.Левитан «Ранняя весна». Сопоставление произведений словесно-художественного, изобразительного творчества. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Репродукция картины И.Левитана «Ранняя весна». Книги Э.Шима, А.Плещеева, А.Майкова, Л.Яхнина, Ф.Тютчева, И.Токмаковой. | Умеют: - выбирать книгу по разным основаниям, представлять (презентовать выбранную книгу; - соотносить изображаемое с литературным текстом, аргументировать свой выбор | Знакомство с книгами о весне на выставке. Выбор и презентация своей книги. Знакомство с репродукцией картины Левитана «Ранняя весна». Путешествие по картине: подбор слов, которые помогут представить реку, небо, снег. Самостоятельное знакомство с произведением С.Маршака «Март». Создание небольшого текста по картине И.Левитана. Самостоятельное чтение стихотворений И.Токмаковой, Саши Чёрного. | Работа в паре: почему художник изобразил именно этот период весны? | |||||||
93 | И.Токмакова «Весна». С.Чёрный «Зелёные стихи». Выразительное чтение стихотворений. | Рассказать о стихотворении, которое понравилось больше всего. | ||||||||||
94 | Создание собственного текста на основе репродукции картин художников. Сочинение по картине И.Левитана «Ранняя весна». | Самостоятельная работа по картине. | ||||||||||
95 | А.Майков. «Христос Воскрес». Приобщение к культурным духовно-нравственным традициям России. | Рассказать о стихотворении, которое понравилось больше всего. | ||||||||||
Тема: «Наш театр» (2 часа) | ||||||||||||
96 | С.Маршак «Двенадцать месяцев». Выразительное чтение по ролям. Построение плана высказывания. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Книга С.Маршака «Двенадцать месяцев». Костюмы или элементы костюмов для разыгрывания пьесы-сказки. Театральные билеты и программки. | Знать особенности пьесы. Уметь: - определять главную мысль произведения; - при помощи голоса передавать характер героев. Осмысление характеров героев и их поступков под руководством учителя. | Определение этапности подготовки к инсценированию произведения (чтение произведения, распределение ролей, отбор средств для создания образа, инсценирование, рефлексия). Знакомство с пьесой-сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев». Работа в группах: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценировки сказки. | Работа в группе: подготовить театральные программки и театральные билеты. | |||||||
97 | Инсценирование сказки «Двенадцать месяцев». | Опрос: как автор относится к своим героям. | ||||||||||
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (1 часа) | ||||||||||||
98 | Нахождение в тексте и практическое различие средств художественной выразительности. Составление рассказа с использованием приемов описания. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. | Создание различных текстов под руководством учителя по заданному алгоритму. Умение находить средства художественной выразительности (олицетворение). | Создание своей выставки книг по прочитанным в этом году произведениям. Создание текста о весне. Коллективное редактирование получившихся текстов. Представление своих работ. | Работа в паре: сочинить четверостишие о весне. | |||||||
Опрос: можно ли сказать, что в природе и в жизни весной всё просыпается, оживает? | ||||||||||||
Раздел «Мои самые близкие и дорогие» (1 часа) | ||||||||||||
99 | Р. Рождественский, Ю.Энтин, Б.Заходер . Размышление о законах нравственно-духовного общения детей. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. | Осознание значимости в жизни человека близких и дорогих людей – родителей. | Знакомство с темой урока, чтение диалога Ани и Вани. Чтение высказывания Самоварова. Рассматривание фотографии (стр.69), беседа по фотографии. Представление своей домашней фотографии в классе. Чтение стихотворения Р.Рождественского «На земле хороших людей немало». Чтение стихотворения Ю.Энтина о маме. Создание текста о маме. | Выразительное чтение. | |||||||
Иллюстрирование созданного произведения. | ||||||||||||
Тема: «Нет лучше дружка, чем родная матушка» (1 урок) | ||||||||||||
100 | Выразительное чтение стихотворения А. Барто, Р.Сефа. Создание собственного текста на заданную тему. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс | Осмысленное чтение произведений, определение главной мысли произведения. Умение подбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста. | Представление письменных работ о маме. Создание коллективного текста о маме. Работа в рубрике «Мастерская писателя» («Творческая тетрадь», стр.70-71). Знакомство со стихотворением А.Барто «Перед сном». Чтение пословиц (стр.73). Чтение стихотворения Р.Сефа. Создание иллюстраций к прочитанным стихотворениям. | Выразительное чтение стихотворения. | |||||||
Тема: «Лад и согласие – первое счастье» (2 час) | ||||||||||||
101 | Д.Родари «Кто командует?». Определение главной мысли произведения. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс | Умеют: - определять главную мысль рассказа; - создавать текст с опорой на художественный текст; - работать с библиотечными каталогами и находить нужную книгу в библиотеке. | Знакомство с произведением Дж.Родари «Кто командует?» Работа по вопросам учебник. Знакомство с выставкой книг, работа в библиотеке. Выбор книг по желанию, презентация своей книги. Составление каталога на тему: «Книги о маме». | Нарисовать иллюстрацию к произведению «Кто командует?» | |||||||
102 | Выбор книг и создание каталогов по заданной теме. | |||||||||||
Тема: «Если был бы я девчонкой» (2 часа) | ||||||||||||
103 | Выразительное чтение стихотворения «Если был бы девчонкой…» Э.Успенский «Разгром» Б.Заходер «Никто». Анализ своих собственных поступков. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс | Осмысление главной мысли произведения под руководством учителя и самостоятельно. Чтение с опорой на знаки препинания, логические паузы и своё отношение к содержанию текста. Формирование потребности в самостоятельном чтении. | Знакомство с произведениями Э.Успенского. Игра для мальчиков «Представьте себе…». Чтение стихотворения «Если был бы я девчонкой…». Знакомство со стихотворением «Разгром». Перечитывание с дополнительными вопросами. Чтение стихотворение Б.Заходера «Никто». Сравнение стихотворений «Разгром» и «Никто». | Выразительное чтение. | |||||||
104 | Л.Толстой. «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек». Размышление о законах нравственно-духовном общении людей. | Опрос: почему эти произведения оказались в одном разделе? | ||||||||||
Тема: «Наш театр» (1 час) | ||||||||||||
105 | Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить». Инсценирование. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Книги с рассказами Е.Пермяка | Умеют: - определять главную мысль произведения; - самостоятельно определять интонацию слов героев. Разыгрывание выбранной роли с опорой на выразительные средства. | Знакомство с темой урока «Наш театр». Определение этапности подготовки к инсценированию произведения: чтение произведения, распределение ролей, отбор средств выразительности для создания образа. Работа в группе. | Рефлексия на сыгранную роль. | |||||||
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (1час) | ||||||||||||
106 | Размышление о законах нравственно-духовном общении людей. Создание собственного текста на заданную тему. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Поздравительная открытка. Краски, цветные карандаши. | Создание поздравительной открытки для мамы и текста поздравительной открытки. Умение работать с книгами, отбирать необходимый материал из книг. | Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Создание текста поздравительной открытки. Коллективное редактирование созданных текстов. Создание иллюстрации к поздравительной открытке. | Представление своих работ. | |||||||
Раздел «Люблю всё живое» (16 часов) | ||||||||||||
Тема: «Люблю всё живое» (2 часа) | ||||||||||||
107 | Осмысление нравственно-этических понятий. С. Чёрный «Жеребёнок». Выявление авторского отношения к герою. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Книги С.Михалкова. Книги Саши Чёрного. | Осмысленное чтение произведений под руководством учителя; умение находить слова, которые позволяют увидеть созданную автором картину. Умение участвовать в коллективной беседе, отвечая на поставленные вопросы. | Знакомство с названием нового раздела. Чтение диалога Ани и Вани. Чтение высказывания Самоварова. Знакомство с произведением Саши Чёрного «Жеребёнок», выразительное чтение. Знакомство со стихотворением С.Михалкова «мой щенок». | Работа в паре: определить в стихотворении слова, которые помогают представить жеребёнка. | |||||||
108 | С.Михалков «Мой щенок». Придумывание возможного варианта развития сюжета. | Выразительное чтение стихотворения. | ||||||||||
Тема: «Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идёт» (3 часа) | ||||||||||||
109 | С.Снегирёв «Отважный пингвинёнок». Определение главной мысли текста. Создание собственного текста на основе личного опыта. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги Г.Снегирёва. Книги М. Пришвина. | Знакомство с прозаическими текстами; осмысление произведений под руководством учителя. Умеют: - делить текст на смысловые части и озаглавливать их, составлять план и пересказывать текст; - определять главную мысль произведения; - составлять план прочитанного произведения. | Знакомство с произведением Г.Снегирёва «Отважный пингвинёнок». Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами. Составление таблицы вопросов по осмыслению художественного произведения. Определение главной мысли произведения. Анализ пословиц (стр.93). Знакомство с произведением М.Пришвина «Ребята и утята». Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами произведения Е.Чарушина «Страшный рассказ». Работа по вопросам учебника. Сравнение произведений. | Создание своего текста «Как я победил страх» | |||||||
110 | М.Пришвин «Ребята и утята». Составление плана. Пересказ рассказа. | Выразительное чтение | ||||||||||
111 | Е.Чарушин «Страшный рассказ». Пересказ текста по опорным словам. | Пересказ по плану | ||||||||||
Тема: «Нелегко снимать зверей» (2 часа) | ||||||||||||
112 | Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Н. Рубцов «Про зайца» и научная статья из энциклопедии «Заяц». | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Детская энциклопедия «Я познаю мир» | Умеют: - сравнивать различные виды текстов; - выбирать книгу по различным основаниям, представлять выбранную книгу; - участвовать в коллективной беседе; - создавать собственные произведения, альбомы о животных | Знакомство с текстом о зайце из энциклопедии и стихотворения Н.Рубцова. Сравнение текстов, выяснение позиции автора. Знакомство с произведением Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Определения типа текста. | Описать встречу писателя с зайцем. | |||||||
113 | Проект. В.Берестов. «С фотоаппаратом». Создание текста на заданную тему. | Выразительное чтение. | ||||||||||
Тема: «Мы идём в библиотеку» (2 часа) | ||||||||||||
114 | Мы идём в библиотеку. Сказки и рассказы о животных. Воспроизведение содержания текста с элементами описания. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. Книги В.Бианки «Рассказы и сказки о животных», «Лесные домики». | Знакомство с книгами В.Бианки. Знакомство с жанром «сказки-несказки». Умение выбирать книги по различным основаниям. Умение находить главную мысль, опорные слова, составлять план и пересказывать текст. | Знакомство с книгами В.Бианки на выставке. Определение, что объединяет эти книги. Деление книг на группы. Выбор книги из представленных, рассказ о книге. Знакомство с жизнью и творчеством В.В.Бианки. Знакомство с произведениями В.Бианки на книжной выставке. Чтение произведения «Хитрый лис и умная уточка». Определение жанра произведения. | Составление каталожной карточки. | |||||||
115 | В.В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка».Составление плана. Пересказ текста по опорным словам. | Рассказ о любимой книге В.Бианки. Работа в группе: найти опорные слова и составить план рассказа. | ||||||||||
Тема: «О чём плачет синичка?» (3 часа) | ||||||||||||
116 | Маленькие рассказы Н.Сладкова. Составление рассказа по серии рисунков. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Книги Н.Сладкова | Знакомство с произведениями Н.Сладкова. Умение находить в тексте слова, характеризующие героев. Умение самостоятельно составлять рассказ по рисункам. | Знакомство с произведениями Н.Сладкова. Самостоятельное чтение рассказов Н.Сладкова. Определение жанра произведений. Чтение диалога ежа и лисицы по ролям. Знакомство с книгами Н.Сладкова, рассматривание. Составление каталожных карточек. | Работа в паре: составление рассказа по рисункам (стр.109) | |||||||
117 | В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?» Осмысление нравственно-этических понятий. | Нарисовать иллюстрацию. | ||||||||||
118 | Г.Снегирев «Куда улетают птицы на зиму…». Постановка вопросов к тексту. | Нарисовать иллюстрацию. | ||||||||||
Тема: «Наш театр» (2 часа) | ||||||||||||
119 | Художественные особенности сказки В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок». Чтение по ролям. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс | Знакомство с произведениями В.Бианки. Умение осмысливать произведение с помощью интерпретации текста. Умение выразительно читать произведение. Формирование творческих способностей через драматизацию. | Знакомство с темой урока. Определение этапности подготовки к инсценированию произведения. Работа в группе: распределение ролей. Отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Драматизация рассказа. | Сравнение данного произведения с русской народной сказкой «Колобок». | |||||||
120 | Инсценирование сказки В.Бианки «Лесной колобок – Колючий Бок». Выразительное чтение стихотворений В.Берестова «Заяц-барабанщик», «Коза». | Рефлексия на сыгранную роль. | ||||||||||
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (2 часа) | ||||||||||||
121 | Рассказ. Общее представление о жанре и выразительных средствах. Особенности научно-познавательного текста. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс | Знакомство с понятием жанра рассказа, научно-познавательного текста. Умение: - оставлять отзыв о прочитанном произведении; - находить в тексте средства художественной выразительности; - самостоятельно составлять рассказ. | Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Создание отзыва на книгу, представленную на выставке. Коллективное редактирование получившихся текстов. Презентация своих работ. Чтение и перечитывание стихотворения А.Барто «Думают ли звери?» Создание каталога книг по выбранной теме. | Создание иллюстрации к отзыву. | |||||||
122 | А.Барто «Думают ли звери?». Составление рассказа по заданной теме. |
| Создание текста по репродукции картины К.Лемоха | |||||||||
Раздел: «Жизнь дана на добрые дела» (14 часов) | ||||||||||||
Тема: «Жизнь дана на добрые дела» (2 часа) | ||||||||||||
123 | С.Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах». Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс. В.Даль «Пословицы русского народа» | Осознание понятий добрые дела, доброта, добренький, добро, жизнь дана на добрые дела. Умение определять главную мысль произведения; создание интерпретации текста на основе художественного текста. | Знакомство с темой раздела. Какие дела можно назвать добрыми. Работа с пословицей. Работа в «Творческой тетради» - запись совершённых добрых дел. Поиск добрых дел, о которых говорится в стихотворении С.Баруздина «Стихи о человеке и его делах». Знакомство с произведением Л.Яхнина «Пятое время года». Создание небольшого текста на тему. Коллективное редактирование текстов. | Работа в паре: чем различаются слова добрый и добренький. | |||||||
124 | Л.Яхнин «Пятое время года». Выявление авторского отношения к герою, понимание главной мысли произведения. | Закончить предложение: «Герой рассказа очень хотел совершить добрые дела, но только…» | ||||||||||
Тема: «Кто добро творит, того Бог благословит» (4 часа) | ||||||||||||
125 | Л.Яхнин «Силачи»,В.Осеева «Просто старушка». Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс | Осознание нравственных понятий на основе чтения различных текстов. Умение определять главную мысль произведения. Умение находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения. | Представление письменных работ. Знакомство с пословицами и поговорками. Чтение рассказа Л.Яхнина «Силачи». Определение главной мысли. Чтение произведения В.Осеевой «Просто старушка». Сравнение произведений Л.Яхнина и В.Осеевой. Знакомство с произведением Э.Шима «Не смей!», А.Гайдара «Совесть». Коллективная работа со словом совесть. | Рассказать о мальчике из произведения В.Осеевой «Просто старушка». | |||||||
126 | Э.Шим «Не смей!». Осмысление нравственно-этических понятий раскрытых в произведении. | Объяснить заголовок рассказа. | ||||||||||
127 | А.Гайдар «Совесть», Е.Григорьева «Во мне сидят два голоса». Понимание главной мысли произведения. | Выразить своё отношение к Нине. | ||||||||||
128 | Самостоятельное пользование словарями и справочной литературой. Построение плана собственного высказывания. | Составить предложение со словом совесть. | ||||||||||
Тема: «Кто скоро помог, тот дважды помог» (3 часа) | ||||||||||||
129 | В.Осеева «Три товарища». Устное словесное рисование. Осмысление нравственно-этических понятий. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс | Осознание: -нравственных ценностей; - понятия совесть. Умение: - самостоятельно определять главную мысль произведения; - находить слова, характеризующие героя, выражать отношение к герою; - участвовать в коллективной беседе; - самостоятельно создавать текст, писать сочинение. | Представление своих работ «Что такое совесть». Знакомство с рассказом В.Осеевой «Три товарища». Знакомство с рассказом И.Пивоварова «Сочинение». Создание текста «Как я помогала маме». Коллективное редактирование работ. Создание иллюстрации к сочинению. | Написать свой текст. Начните со слов: «Товарищ – это тот, кто..» | |||||||
130 | И.Пивоваров «Сочинение». Пересказ. | Пересказ текста. | ||||||||||
131 | Сочинение «Как я помогал маме». Создание собственного текста на основе художественного произведения. | Представление своих работ. | ||||||||||
Тема: «Мы идём в библиотеку» (3 часа) | ||||||||||||
132 | Выбор книг на основе рекомендованного списка. Понимание заглавия текста, его адекватное соотношение с содержанием. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс | Знакомство с произведениями Н.Носова. Умение: - работать с книгой, распределять книги по группам; - определять основную мысль произведения; -находить опорные слова в тексте. | Знакомятся с выставкой, выбирают книгу из представленных книг. Знакомятся с творчеством писателя. Самостоятельно знакомятся с произведениями «Затейники», «Фантазёры». Определение, почему эти книги включены в раздел «Жизнь дана на добрые дела». | Опрос: как найти произведения Н.Носова в библиотеке? | |||||||
133 | Н.Носов «Затейники», «Фантазёры». Чтение по ролям. Составление плана и пересказ текста. | Работа в паре: прочитать рассказ в лицах. | ||||||||||
134 | Басня. Общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». | Составить план рассказа | ||||||||||
Тема: «Наш театр» (1 час) | ||||||||||||
135 | С.Михалков «Не стоит благодарности». Выразительное чтение по ролям. Инсценирование произведения. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Театральные программки и билеты. Костюмы или элементы костюмов. | Уметь: - определять этапность подготовки к инсценированию произведения; - выразительно читать произведение; - самостоятельно определять главную мысль произведения; - сравнивать различные произведения; - создавать свой текст на основе художественного текста. | Знакомство с темой урока «Наш театр». Определение этапности подготовки к инсценированию произведения С.Михалкова «Не стоит благодарности». Чтение произведения. Работа в группе. Распределение ролей. Отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Выразительное чтение по ролям. Драматизация произведения. Сравнение произведения с басней И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак». | Рефлексия на сыгранную роль. | |||||||
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (1час) | ||||||||||||
136 | Юмористические произведения Н. Носова. Составление рассказа по иллюстрациям. | Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть II. Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс | Обобщение знаний по разделу. Умение создавать тексты на основе интерпретации художественных текстов. Освоение системы нравственно-этических ценностей в ходе прочтения произведения. | Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Определение юмористических произведений. Обсуждение понятий добрые дела и добра наживать. Пересказ любимых произведений Н.Носова. Создание списка рекомендуемой литературы для чтения летом. Работа в «Творческой тетради». | Работа в паре: обсудить смысл пословицы: «Красив тот, кто красиво поступает». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование уроков литературного чтения УМК "Перспектива" 1 класс
Календарно -тематическое планирование. УМК "Перспектива" 1класс"Литературное чтение". Л.Ф Климанова, В. Г. Горецкий, Л.А. Виноградская...
Календарно-тематические планы (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология)
Календарно-тематические планы соствлены к УМК "Начальная школа XXI века"....
Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".
Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК «Перспектива» 2 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК «Перспектива» 2 класс...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Календарно- тематическое планирование по литературному чтениею УМК Перспектива 2 класс_ 2017-2018 уч.год_136 часов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»для 2 «В» класса на 2017-2018 учебный годразработана на основе рабочей программы «Л...
Календарно-тематическое планирование по Литературному чтению (УМК "Перспектива") 1 класс
Данный материал может быть использован педагогами начальной школы, работающими по УМК "Перспектива"....