Календарно- тематическое планирование по литературному чтениею УМК Перспектива 2 класс_ 2017-2018 уч.год_136 часов
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) на тему

Лапина Ольга Ивановна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»

для 2 «В» класса на 2017-2018 учебный год

разработана на основе рабочей программы «Литературное чтение» (1-4 классы),

утвержденной приказом директора МБОУ «Гимназия №12»

 

В результате обучения предмета «Литературное чтение» реализуются следующие цели:

· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

· воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

· обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

 

Основные задачи:

· развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

· учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;

· формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление, развивать поэтический слух;

· формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, обогащать чувственный опыт ребёнка4

· формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;

· расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;

· обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Учебно-методическое обеспечение

· Основная образовательная программа НОО (1-4 классы) МБОУ «Гимназии №12»

· Рабочие программы. Литературное чтение. Предметная линия учебников Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной, Просвещение, 2014;

· Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 1. М., «Просвещение», 2012;

· Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 2. М., «Просвещение», 2012;

· Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение». М., «Просвещение», 2016;

· Климанова Л.Ф, Бойкина М.В. Методическое пособие для учителя «Уроки чтения». М., 2013год

П

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ   2 класс,  136 часов

Автор учебника: Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий.

урока

Дата проведения урока

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Примечание

План

Факт

Вводный урок (1 ч)

01.09.

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника.

Учатся ориентироваться в учебнике по литературному чтению,  применять систему условных обозначений при выполнении заданий, находить нужную главу в содержании учебника. Предполагают  на основе названия раздела учебника, какие произведения будут  рассматриваться в данном разделе. Предполагают  на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Объясняют  нравственный смысл стихотворений о книгах.

«Любите книгу» (9 ч)

04.09.

Любите книгу. Рассказы о любимых книгах Ю.Энтин  «Слово про слово».  В. Боков. Книга – учитель…

Рассказы о любимых книгах. Обсуждение высказывания М.Горького. Перечитывание текста целыми словами. Работа в паре: поиск ответов на вопросы с опорой на текст. Сравнение мультфильма с художественным произведением

05.09.

Г. Ладонщиков. Лучший друг. Пословицы о книге.
М. Горький о книгах.

Готовятся к выразительному чтению  стихотворений. Обсуждают пословицы. Определяют паузы  и интонацию в стихотворении.

06.09.

Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока.

Слушают информацию о том, как появились книги. Читают статьи учебника и определяют ключевые слова. Определяют конкретный смысл понятий: рукописная книга, иллюстрация.

08.09.

Книги из деревянных дощечек.

Рукописные книги Древней Руси

Работают  в паре, выслушивая мнения друг друга. Определяют  название выставки  Работают с репродукцией картины В.Васнецова «Святой Нестор-летописец».

11.09.

Н. Кончаловская.  

В монастырской келье…

Знакомятся с книгой Н.Кончаловской «Наша древняя столица» - рассматривают обложку, обсуждают содержание. Рассказывают, какой представляют себе первую книгу.

12.09.

Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей.

Рассматривают тематический каталог в библиотеке. Знакомятся со справочной и энциклопедической литературой для детей. Выбирают книгу и самостоятельно с ней работают. Рассуждение «зачем люди создали энциклопедии?»

13.09.

Мои любимые художники-иллюстраторы. Владимир Лебедев. Алексей Пахомов. Евгений Чарушин.

Высказывают предположения о том, кто такие художники-иллюстраторы. Рассматривают иллюстрации и знакомятся с о старейшими и современными художниками-иллюстраторами.

15.09.

По следам самостоятельного чтения. Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка. Главная мысль стихотворения

Самостоятельно знакомятся со стихотворением Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка», отвечают на вопросы учебника. Самостоятельно читают  произведение; определяют главную мысль стихотворения.

18.09.

По следам семейного чтения. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.

Работают над пословицами: определяют смысл, лексическое значение незнакомых слов. Записывают наиболее понравившиеся пословицы в «Копилку мудрых мыслей».

«Краски осени»  (13 ч)

19.09.

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: сравнение, сборник

Формулируют вопросы, которые будут обсуждать на уроке. Создают небольшой текст об изменении в природе осенью.

20.09.

Входная контрольная работа.

Самостоятельно пишут контрольную работу.

22.09.

Осень в художественном произведении А. Пушкина,

С. Аксакова

Осень в  произведениях живописи В. Поленова,  А. Куинджи

Формулируют вопросы, которые будут обсуждать на уроке. Создают небольшой текст об изменении в природе осенью. Читают стихотворение А.Пушкина, отвечают на вопросы, готовятся к выразительному чтению. Самостоятельно читают произведение С.Аксакова, отвечают на вопросы. Знакомятся с репродукциями живописи, беседуют по картинам, определяют, почему картины названы по - разному.  Предлагают свои варианты названия картин.

25.09.

А. Майков. «Кроет уж лист золотой…». С. Есенин. Закружилась листва золотая… Ф. Васильев. Болото в лесу. Эпитет и сравнения – средства художественной выразительности, используемые в авторских текстах

Учатся воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи, рассказывать о красоте своей страны. Знакомятся с понятием «эпитет», «сравнение». Находят эпитеты, сравнения в произведениях поэтов..

26.09.

Чтение наизусть. И.Токмакова.

Опустел скворечник…  
А. Плещеев. Осень наступила…

 Повтор как одно из основных средств художественной выразительности. Темп чтения.

Знакомятся со смыслом понятий «темп», «интонация». Выбирают стихотворения для выразительного чтения. Наблюдают, как с помощью художественных средств автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом поэтическом текстах.

27.09.

Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки.

Участвуют в работе группы; договариваются друг с другом. Распределяют роли. Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Определяют конкретный смысл понятий «сравнение», «сборник». Читают вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Находят эпитеты, сравнения. Объяснять смысл понятий «темп»

29.09.

Народные приметы. Осенние загадки.

Участвуют в работе группы; договариваются друг с другом. Знакомятся

С пословицами и приметами, Составляют загадки, делают зарисовки.

02.10.

Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.

Классифицируют  книги по по темам. Находят нужную книгу по заданным параметрам. Участвуют в работе группы; договариваются друг с другом. Распределяют роли.

03.10.

По следам самостоятельного чтения.  Цвета осени. С. Маршак. Сентябрь. Октябрь. Л. Яхнин. Осень в лесу.
Н. Сладков. Сентябрь

Самостоятельное чтение стихотворений С.Маршака из книги «Круглый год». Создают  иллюстраций к стихотворениям С.Маршака.  Находят объяснение незнакомых слов с помощь толкового словаря. Создают иллюстраций к стихотворению. Проводят исследовательскую работу по стихотворению Л.Яхнина «Осень в лесу». Самостоятельное чтение, отвечают  на вопросы по тексту.

04.10.

По следам семейного чтения. С.Образцов. Стеклянный пруд. Создание текста по аналогии.

Читают  вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Проверяют  себя и самостоятельно оценивают свои достижения .

06.10.

Наш театр.  Инсценирование произведения Н.Сладкова   «Осень»

Читают название рубрики, тему урока и формулируют основные задачи урока. Знакомятся с произведением Н.Сладкова «Осень». Называют главных героев, распределяют роли. Тренируются в группах выразительно читать этот текст. Сравнивают сказочное и реальное в произведении «Осень».

09.10.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Н.Никитин «Встреча зимы».

 И.Бунин. «Листопад».

Работа по вопросам учебника. Подготовка материала к созданию газеты «прогулки по осеннему лесу».

10.10.

Контрольная работа по разделу «Краски осени»  

Самостоятельно пишут контрольную работу по разделу

Мир народной сказки  (17 ч)

11.10.

Знакомство с названием  раздела. Освоение основных понятий раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел.

Предполагают на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Определяют конкретный смысл понятий: сказка, сказочный персонаж, вымысел.

13.10.

Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль.

Знакомятся с собирателем русских народных сказок А.Н.Афанасьевым, В.И.Далем. Работа с иллюстрациями к сказке. Работа в группах: воспроизведение сказки по фрагментам.

16.10.

Русская народная сказка. Заячья избушка. Пересказ сказки по серии иллюстраций.

Знакомство со сборником русских народных сказок «Заюшкина избушка».Читают текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок; называют  героев сказки; пересказывают сказку по серии иллюстраций; восстанавливают  пропущенный эпизод.

17.10.

Русская народная сказка. Лисичка-сестричка и волк. Восстановление событий сказки на основе рисунков.

Проводится коллективная игра «Собери все сказки о лисе», инсценирование фрагментов различных сказок о лисе. Знакомятся с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк». Выделяют главных героев, сравнение их с другими героями сказки. Рассказывают  сказки по иллюстрациям. Определяют ключевые слова в будущем тексте.

18.10.

Корякская сказка. Хитрая лиса. Сравнение героев сказок.

 Проводится прогнозирование содержания сказки «Хитрая лиса» по заголовку». Сравнение русской народной сказки и корякской.

20.10.

Русская народная сказка. Зимовье зверей. Чтение сказки по ролям.

«Парад живых героев сказок» - представление сказочного героя по реплике, произнесённой им. Читают и перечитывают сказку с дополнительными вопросами. Моделируют сказку методом составления диафильма.

23.10.

Русская народная сказка. У страха глаза велики. Составление плана сказки.

«Парад живых героев сказок» - представление сказочного героя по реплике, произнесённой им. Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами. Моделирование сказки методом составления диафильма.

24.10.

Белорусская сказка. Пых. Сравнение сказок.

Читают сказки «Пых», сравнивают со сказкой «У страха глаза велики».

25.10.

Мы идём в библиотеку.  Работа с тематическим каталогом Русские народные сказки.

Знакомятся с выставкой книг.  Объясняют, что в сказке является правдой, а что вымыслом. Сравнивать героев, события сказки. Выявляют особенности сказочного текста с учетом места проживания людей. Находят в тексте сравнения с помощью слов «будто», «как», «словно».

27.10.

По следам самостоятельного чтения. Хантыйская сказка. Идэ. Главная мысль сказки.

Самостоятельное чтение хантыйской сказки «Идэ».  Читают сказку по ролям, определяют речевую задачу персонажей (выразить, просьбу, удивление). Выразительно читают сказочные диалоги. Составляют план сказки; дополняют составленный план.

08.11.

Семейное чтение. Русская народная сказка. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Анализ сказки по вопросам учебника.

Распределять роли; договариваться о совместном представлении сказки.

Читать сказку по ролям,  определять речевую задачу персонажей (выразить просьбу, удивление). Выразительно читать сказочные диалоги, составлять план сказки, дополнять составленный план.

10.11.

Нанайская  сказка. Айога. Выразительное чтение диалога.

Работа с выставкой прочитанных ранее книг сказок. Определение области, где жили нанайцы. Работа с заголовком и иллюстрацией. Слушание сказки. Высказывают предположения о том, чему учит сказка.

13.11.

Ненецкая сказка. «Кукушка».Сравнение событий сказки.

Чтение ненецкой сказки «Кукушка». Работа по вопросам учебника.

14.11.

Наш театр. Лиса и журавль. Инсценирование сказки.

Формулируют основную задачу урока, основные шаги. Определение профессий, необходимых для постановки  спектакля. Слушание сказки. Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценирования сказки.

15.11.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Чтение раздела. Деление всех изученных сказок на группы. Работа с выставкой прочитанных книг, классификация сказок.

Описание любимых сказочных героев. Выполнение заданий в творческой тетради.

17.11.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение – описание лисы на основе опорных слов.

Пробуют составить  сочинение – описание лисы на основе опорных слов.

20.11.

Контрольная работа по разделу « Мир народной сказки  »  

Самостоятельно пишут контрольную работу по разделу

                                                                                              Весёлый хоровод  (10 ч)

21.11.

Знакомство с названием  раздела. Освоение основных понятий раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод.

Читают самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текстам). Находят вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагают на основе названия раздела, какие произведения представлены в разделе.

22.11.

Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине.

Составляют устный рассказ по картине Б Кустодиева «Масленица».. Читают текст осознанно, правильно целыми словами, замедляют и увеличивают темп чтения.

24.11.

Проект «Мы идём в музей народного творчества».

Знакомятся с экспозицией музея.  Различают понятия: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. Работают в группе, распределяют задания в группе, договариваются  друг с другом. Находят нужный материал на основе экспонатов, книг, статей.

27.11.

Народные  заклички,  приговорки, потешки, перевёртыши.

Знакомятся с малыми произведениями малых фольклорных жанров. Знакомство с закличками. Чтение приговорок., потешек, перевёртышей.

28.11.

Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи . Э.Успенский «Память».

Ю.Мориц «Хохотальная путаница»

Приём создания авторских произведений на основе народных.

Чтение приговорок., потешек, перевёртышей.

Чтение произведений Э.Успенского и Ю.Мориц.

Работают в группе, распределяют задания в группе, договариваются  друг с другом. Находят нужный материал на основе книг, статей.  Сравнивают авторские произведения с фольклорными работами.  

29.11.

Мы идём в библиотеку. Устное народное творчество.

Работают с рубрикой «Мы идём в библиотеку».  Находят книгу в библиотеке по заданной теме. Объясняют  назначение справочной и энциклопедической литературы.

01.12.

Самостоятельное чтение.

Стихи Д. Хармса «Весёлый старичок» «Небывальщина»

Слушают сообщение о писателе Данииле Хармсе. Самостоятельно читают стихотворение. Работают в группе: сочиняют небольшое стихотворение – небывальщину. Сравнивают произведения Д.Хармса с фольклорными.

04.12.

Семейное чтение. К. Чуковский. Путаница. Небылица.

Выразительное чтение стихотворении. Сочиняют свои стихи (небылицы) на основе художественного текста.

05.12.

Чтение наизусть. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Работают с выставкой книг. Отвечают на вопросы, определяют этапы выполнения заданий и выполняют их. Работают в паре: выполняют задание в творческой тетради. Читают и сравнивают два перевода стихотворения «Храбрецы». Определят интонацию при чтении. Выполняют задания в творческой тетради

06.12.

Проект. Подготовка и проведение праздника «Весёлый хоровод»

Выделяют главные слова в названии праздника, подбирают к нему ассоциации. Определят цель проекта. Распределяются на группы, определяют тему презентации в каждой группе. Составляют текст к представлению. Распределяют роли. Размечают текст.

Мы – друзья (10 ч)

08.12.

Основные  нравственные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе.

Рассуждают о том, кого можно назвать настоящим другом. Знакомятся с пословицами о дружбе. Играют в игру Доскажи пословицу. Знакомятся с книгой В.Даля «Пословицы русского народа». Работают в паре: читают по ролям диалог Вани и Ани.

11.12.

Стихотворения о дружбе.

М. Пляцковский. Настоящий друг.

В. Орлов. Я и мы.

Знакомятся с произведением М. Пляцковского «Настоящий друг». Прослушивают песню в исполнении артиста. Выразительно читают стихотворение. Составляют анкету «Мой настоящий друг» (стр.47, Т.т). Знакомятся с произведением В.Орлова «Я и мы».

12.12.

Сочинение на основе рисунков учебника

Составляют текст рассказа по иллюстрациям учебника (стр.118), самостоятельно записывают его в «Творческую тетрадь».

13.12.

Н. Носов. На горке. Подробный пересказ от имени героя.

Чтение рассказа Н.Носова «На горке». Воспроизводят рассказ  по серии сюжетных картинок. Определяют последовательность событий, изображённых на иллюстрациях. Работают в группе. Выбирают лучшего рассказчика в группе.

15.12.

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях и дружбе.

Самостоятельное чтение. С. Михалков. Как друзья познаются.

Главная мысль.

Знакомятся с книжной выставкой. Чтение и рассказ о понравившейся книге.

Находят нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называют  выставку книг; группируют книги по подтемам.

Знакомятся с особенностями жанра басни. Самостоятельно читают басню С.Михалкова «Как друзья познаются». Работают по вопросам учебника. Воспроизводят басню.

18.12.

Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Обсуждение проблемы «Как найти друзей».

Знакомятся с произведением Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Отвечают на вопросы.  Знакомятся с выставкой книг. Составляют  план пересказа; сопоставляют придуманный план с планом в учебнике. Подробно пересказывают от имени героя. Определяют  главную мысль произведения; соотносят главную мысль с пословицей. Распределяют роли для инсценировки; договариваются друг с другом. Инсценируют произведение.

19.12.

Семейное чтение. А. Гайдар. Чук и Гек. Обсуждение проблемы рассказа на уроке и в семье.

Знакомятся с произведением А.Гайдара «Чук и Гек». Отвечают на вопросы.   Составляют  план пересказа; сопоставляют придуманный план с планом в учебнике. Подробно пересказывают от имени героя. Определяют  главную мысль произведения; соотносят главную мысль с пословицей. Распределяют роли для инсценировки; договариваются друг с другом. Инсценируют произведение.

20.12.

Наш театр.

И. А. Крылов. Стрекоза и Муравей. Инсценирование.

Рассказывают об особенностях басни, знакомых из прошлых уроков. Работают с выставкой книг И.А.Крылова. Знакомятся с басней «Стрекоза и Муравей». Проводят подготовку к инсценированию басни, отбирают выразительные средства, работают в «Творческой тетради». Инсценируют басню.

22.12.

Рубежная контрольная работа за 1 полугодие.

Самостоятельно выполняют контрольную работу, состоящую из трех блоков.

25.12.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Отвечают на вопросы, выполняют задания, вспоминают произведения, пересказывают их. Работают в группе: составляют текст беседы по опорным словам («Творческая тетрадь», стр.46). Проверяют  себя и самостоятельно оценивают свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Здравствуй, матушка - зима! (10 ч)

26.12.

Знакомство с названием  раздела «Здравствуй, Матушка Зима!».  Освоение основных  понятий раздела: выразительное чтение.

Проект «Готовимся к новогоднему празднику».

Определяют систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Предполагают  на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены.  Подготовка к празднованию Нового года в соответствии с выбором группы: отбор стихотворений, песен, игр. Выбор предложений по проведению праздника из «Творческой тетради» (стр.36). Создание театральных билетов, программок к празднику.

10.01.

Лирические стихотворения о зиме Ф. Тютчева. Чародейкою зимой…, А. Пушкина. Вот север, тучи, нагоняя… С. Есенина. Берёза. Поёт зима, аукает…

Знакомятся с особенностями поэтического произведения. Чтение стихотворения А.С.Пушкина, ответы по содержанию. Подготовка к выразительному чтению, и чтение стихотворения. Знакомятся с произведением Ф.Тютчева, ответы на вопросы, повторное перечитывание. Определяют средства выразительности, работают  над лексическим значением слов. Знакомятся с произведениями С.Есенина.

12.01.

Чтение наизусть.

Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.

Выразительно  читают наизусть стихотворения. Находят в тексте стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. Придумывают свои сравнения, подбирают эпитеты, олицетворения.

15.01.

Саша Черный. Рождественское.

К.Фофанов. Ещё те звёзды не погасли… Рассказ о празднике.

Читают стихотворения. Знакомятся с произведениями С.Чёрного и К.Фофанова. Сравнивают стихотворения.  Выразительно  читают стихотворения. Находят в тексте стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. Придумывают свои сравнения, подбирают эпитеты, олицетворения.

16.01.

К. Бальмонт. К зиме.

Знакомятся  со стихотворениями К.Бальмонта. Отвечают на вопросы учебника. Выразительно  читают стихотворения. Находят в тексте стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения.

17.01.

Чтение наизусть. С. Маршак. Декабрь. Средства

художественной выразительности: олицетворения.

Читают наизусть стихотворения. Знакомятся со стихотворениями С.Маршака. Отвечают на вопросы учебника.

19.01.

А. Барто «Дело было в январе…» Сказочное в стихотворении.

С.Дрожжин. Улицей гуляет…

Выразительно  читают стихотворения. Находят в тексте стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. Придумывают свои сравнения, подбирают эпитеты, олицетворения.

22.01.

Загадки зимы.  Соотнесение отгадки и загадки.

Работают  над лексическим значением слова «Загадка». Чтение загадок. Выделяют в тексте слова, на которые указывает загадка. Подбирают слова-ассоциации к отгадке. Чтение понравившихся загадок.

23.01.

Проект. Праздник начинается, конкурс предлагается…

Определят цель проекта. Распределяются на группы, определяют тему презентации в каждой группе. Составляют текст к представлению. Распределяют роли. Создают  рабочие группы. Разрабатывают задания для проведения праздника: подборают стихотворений о зиме, новогодних игр и конкурсов; материалов для украшения класса; классной газеты; подбирают подарки и призы. Распределяют задания между всеми участниками праздника.

24.01.

Контрольная работа по разделу « Здравствуй, матушка - зима!  »  

Самостоятельно пишут контрольную работу по разделу

Чудеса случаются  (16 ч)

26.01.

Знакомство с названием  раздела «Чудеса случаются».  Освоение основных  понятий раздела: литературная сказка

Читают текст осознанно, правильно целыми словами, замедляют и увеличивают темп чтения. Определяют систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагают на основе названия раздела учебника, какие произведения в нем представлены. Знакомятся с поэтом А.С. Пушкиным. Работают с книгами, представленными на выставке.

29.01.

Мои любимые писатели. Сказки А. С. Пушкина.

Знакомятся со сказкой А.С.Пушкина. Определяют строчки стихотворения, которыми можно подписать иллюстрации. Определяют, сколько раз в сказке повторяется одна и та же мысль.

30.01.

А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Герои сказки.

Особенности литературной сказки

Дают  характеристику героев, называют их качества. Обсуждают с друзьями проблему, можно ли рыбку из сказки А.С. Пушкина назвать благодарной, справедливой, доброй.

31.01.

А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.

Чему учит сказка?

Определяют  основные события сказки. Называют главную мысль сказки. Соотносят смысл сказки с пословицей. Соотносят  рисунки и текст. Подробно пересказывают сказку.

02.02.

Д. Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки. Выставка книг.

Создают  выставку книг; группируют книги по подтемам. Работают с выставкой книг по теме: «Литературные сказки»..

05.02.

Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.  Особенности литературной сказки.

Определяют основные события сказки. Называют  главную мысль сказки. Соотносят смысл сказки с пословицей. Соотносят  рисунки и текст. Подробно пересказывают  сказку. Сравнивают  сказки: героев, события. Распределяют  роли для исценирования; договариваются  друг с другом.

06.02.

Дж. Харрис. Братец Лис и братец Кролик.  Особенности литературной сказки.

Определяют основные события сказки. Называют  главную мысль сказки. Соотносят смысл сказки с пословицей. Соотносят  рисунки и текст. Подробно пересказывают  сказку. Сравнивают  сказки: героев, события. Распределяют  роли для исценирования; договариваются  друг с другом. Выразительное чтение.

07.02.

Д. Мамин – Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок.

Сравнивают сказки; создают собственные тексты на основе художественных;  распределяют роли для исценирования; договариваются друг с другом. Инсценируют произведение.

09.02.

Э. Распе. Из  книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки.

Знакомятся с произведениями «Чудесный олень» и «Оттаявшие звуки», перечитывают их с дополнительными вопросами.

Создание собственной истории по аналогии с авторским текстом.

12.02.

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки

Знакомятся с выставкой книг. Определяют, что объединяет представленные книги. Чтение и рассказ о понравившихся книгах.

13.02.

Мои любимые писатели.

Сказки К. Чуковского.

Знакомятся с биографией К. Чуковского и его творчеством. Читают в учебнике статью о Чуковском, работают с выставкой книг

14.02.

Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона».Особенности литературной сказки.

 Читают в учебнике статью о Чуковском, работают с выставкой книг.  Определяют основные события сказки. Называют  главную мысль сказки.

16.02.

Семейное чтение.  

Л. Толстой.  Два брата.

Знакомятся с произведением Л.Толстого «Два брата».. Подробно пересказывают, отвечают на вопросы.

19.02.

Наш театр.

К. Чуковский. Краденое солнце.

Знакомятся с темой урока «Наш театр». Определяют этапность подготовки к инсценированию произведения (чтение произведения, распределение ролей, отбор средств для создания образа, инсценирование, рефлексия). Знакомство со сказкой «Краденое солнце». Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценирования сказки.

20.02.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

 

Работают с выставкой книг: распределяют произведения на авторские и литературные. Рассказывают об особенностях народной и литературной сказки. Чтение болгарской сказки «курица, несущая золотые яйца».

Сравнение болгарской сказки и сказки А.С.Пушкина (сюжет сказки, герои сказки, главная мысль сказки).

21.02.

Контрольная  работа  по разделу «Чудеса случаются»

Самостоятельно пишут контрольную работу по разделу

Весна, весна! И всё ей радо!  (11 ч)

23.02.

Знакомство с названием  раздела «Весна, весна! И всё ей радо!».  Освоение основных  понятий раздела: олицетворение, воображение.

Работа с рубрикой «Читаем и наблюдаем» в «Творческой тетради» (стр.67-68). Знакомятся с темой урока: определяют опорные слова, подбирают слова-ассоциации. Чтение диалога Ани и Вани, чтение сообщения профессора Самоварова.

26.02.

Ф. Тютчев. Зима недаром злится… Приём контраста в лирическом стихотворении.

Чтение стихотворения Ф.Тютчева. Определяют  симпатии автора, выражают свои симпатии. Самостоятельное чтение стихотворений по группам.

27.02.

Чтение наизусть. Весна в лирических стихотворениях

И. Никитина, А. Плещеева,

И. Шмелёва, Т. Белозёрова и произведения живописи

А. Куинджи.

Выразительно читают стихотворения. Определяют  тему произведений, рассматриваемых на уроке. Сравнивают образы, представленные в лирическом стихотворении.

28.02.

Чтение наизусть. Картины весны в произведениях

А. Чехова, А. Фета, А.Барто.

Создание вопросов на основе прочитанных произведений.

Знакомятся с произведением А.Чехова «Весной». Перечитывают текст с дополнительными вопросами. Сравнивают произведения со стихотворениями А.Фета и А.Барто.

02.03.

Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне.

Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне: выбор жюри, объяснение критериев (соответствие теме, выразительность при чтении). Подведение итогов конкурса, определение победителя.

05.03.

Чтение наизусть. Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак.

И. Токмакова.

Саша Чёрный.

Знакомятся с книгами о весне на выставке. Выбор и презентация своей книги. Самостоятельно знакомятся  с произведением С.Маршака «Март». Самостоятельное чтение стихотворений И.Токмаковой, Саши Чёрного.

06.03.

Устное сочинение по картине И. Левитана  «Ранняя весна»

Знакомятся с репродукцией картины Левитана «Ранняя весна».  Создание небольшого текста по картине И.Левитана. Путешествуют по картине: подбор слов, которые помогут представить реку, небо, снег.

07.03.

Семейное чтение.

 А. Майков. Христос Воскрес!

К. Крыжицкий «Ранняя весна».

Знакомятся со стихотворением А.Майкова «Христос Воскрес». Описание картины К. Крыжицкого  «Ранняя весна».

09.03.

Наш театр.

С. Маршак. Двенадцать месяцев. Инсценирование.

Определение этапности подготовки к инсценированию произведения (чтение произведения, распределение ролей, отбор средств для создания образа, инсценирование, рефлексия). Знакомятся  с пьесой-сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев». Работают в группах: распределяют роли, отбирают средства  выразительности для инсценирования сказки.

12.03.

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Создание своей выставки книг по прочитанным в этом году произведениям.

Создание текста о весне. Коллективное редактирование получившихся текстов. Представление своих работ.

13.03.

Контрольная работа по разделу  «Весна, весна! И всё ей радо!»

Самостоятельно пишут контрольную работу по разделу

Мои самые близкие и дорогие (8 ч)

14.03.

Знакомство с названием  раздела «Мои самые близкие и дорогие».  Освоение основных нравственных  понятий раздела: семья, согласие, ответственность.

Определяют систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагают на основе названия раздела учебника, какие произведения в нем представлены. Обсуждают в паре, в группе, что такое согласие, ответственность. Рассматривают фотографии (стр.69), беседа по фотографии.

16.03.

Стихи  о маме и папе.

Р. Рождественский. Ю. Энтин.

Б. Заходер. Выразительное чтение.

Чтение стихотворения Р.Рождественского «На земле хороших людей немало». Чтение стихотворения Ю.Энтина о маме. Создание текста о маме. Рассказывают о традициях своей семьи. Рассказывают о своей маме. Размышляют, в чем заключается семейное счастье.

  1. 1

19.03.

Чтение наизусть. А. Барто.

Перед сном.  

Р. Сеф. Если ты ужасно гордый… Рассказ о маме.

Дж. Родари. Кто командует?

Знакомятся со стихотворением А.Барто «Перед сном». Соотносят  содержание текста и пословиц (стр.73).  Чтение стихотворения Р.Сефа. Создание иллюстраций к прочитанным стихотворениям

  1. 1

20.03.

Мы идём в библиотеку.  Книги о маме. Составление каталога  по теме.

Представление письменных работ о маме. Создание коллективного текста о маме. Работа в рубрике «Мастерская писателя» («Творческая тетрадь», стр.70-71).

  1. 1

21.03.

Самостоятельное чтение.

Э. Успенский. Если был бы я девчонкой. Разгром.

Б. Заходер. Никто.

Знакомятся  с произведениями Э.Успенского.Игра для мальчиков «Представьте себе…». Чтение стихотворения «Если был бы я девчонкой…». Знакомство со стихотворением «Разгром». Перечитывание с дополнительными вопросами. Чтение стихотворение Б.Заходера «Никто». Сравнение стихотворений «Разгром» и «Никто».

  1. 1

23.03.

Семейное чтение.

Л. Толстой. Отец и сыновья.

Старый дед и внучек.

Знакомятся  с произведениями Л.Толстого.

Работа по содержанию, отвечают на вопросы.

  1. 1

02.04.

Наш театр. Е. Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить. Инсценирование.

Знакомятся  с темой урока «Наш театр». Определение этапности подготовки к инсценированию произведения: чтение произведения, распределение ролей, отбор средств выразительности для создания образа. Работа в группе.

  1. 1

03.04.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Мои самые близкие и дорогие»

Создают  выставку книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Создают  текст поздравительной открытки. Коллективное редактирование созданных текстов.  Создают  иллюстрации к поздравительной открытке.

Люблю всё живое  (16 ч)

  1. 1

04.04.

Знакомство с названием  раздела «Люблю всё живое».  Освоение основных   нравственных понятий раздела: сочувствие, сопереживание.

Знакомятся  с названием нового раздела. Чтение диалога Ани и Вани. Чтение высказывания Самоварова.

  1. 1

06.04.

Саша Чёрный. Жеребёнок. Авторское отношение к изображаемому.

Знакомятся  с произведением Саши Чёрного «Жеребёнок», выразительное чтение.

  1. 1

09.04.

С. Михалков. Мой щенок.  Дополнение содержания теста.

Знакомятся  со стихотворением С.Михалкова «Мой щенок».

  1. 1

10.04.

Г. Снегирёв. Отважный пингвинёнок. Поступки героев.

  Знакомятся с произведением Г.Снегирёва «Отважный пингвинёнок». Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами. Составление таблицы вопросов по осмыслению художественного произведения. Определение главной мысли произведения. Анализ пословиц (стр.93).

  1. 1

11.04.

М. Пришвин. Ребята и утята. Составление плана.

Знакомятся  с произведением М.Пришвина «Ребята и утята».  Составление плана по рассказу.

  1. 1

13.04.

Е. Чарушин. Страшный рассказ. Составление плана на основе опорных слов.

Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами произведения Е.Чарушина «Страшный рассказ». Работа по вопросам учебника. Сравнение произведений.

  1. 1

16.04.

Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов. Про зайца. Заяц ( из энциклопедии).

  Знакомятся  с текстом о зайце из энциклопедии и стихотворения Н.Рубцова. Сравнение текстов, выяснение позиции автора.

  1. 1

17.04.

Проект « Создание фотоальбома о природе».

 В. Берестов. С фотоаппаратом.

Составляют рассказо своём любимце по плану. С.103

Создание фотоальбома о природе.

  1. 1

18.04.

Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.

  Знакомятся  с книгами В.Бианки на выставке. Определение, что объединяет эти книги. Деление книг на группы. Выбор книги из представленных, рассказ о книге.

  1. 1

20.04.

Мои любимые писатели. В. Бианки. Хитрый лис и умная уточка. Составление плана.

  Знакомятся  с жизнью и творчеством В.В.Бианки.  Знакомство с произведениями В.Бианки на книжной выставке. Чтение произведения «Хитрый лис и умная уточка». Определяют жанр произведения.  

  1. 1

23.04.

Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы

Н. Сладкова. Составление рассказа на основе серии картинок.

Знакомятся  с произведениями Н.Сладкова. Самостоятельное чтение рассказов Н.Сладкова. Определение жанра произведений. Чтение диалога ежа и лисицы по ролям.   Знакомятся  с книгами Н.Сладкова, рассматривание. Составляют  каталожные карточки.

  1. 1

24.04.

Семейное чтение.

В. Сухомлинский. Почему плачет синичка?

Знакомятся  с произведением В.Сухомлинского. Самостоятельное чтение . Работа с текстом.

  1. 1

25.04.

Г. Снегирёв. Куда улетают птицы на зиму? Постановка вопросов  к тексту.

Комплексная контрольная работа.

Знакомятся с произведением Г.Снегирёва. Самостоятельное чтение. Вопросы и задания.

  1. 1

27.04.

Наш театр.

В. Бианки. Лесной колобок-колючий бок. Инсценирование.

  Знакомятся с темой урока. Определение этапности подготовки к инсценированию произведения. Работа в группе: распределение ролей. Отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Драматизация рассказа.

30.04.

Шутки-минутки.

В. Берестов. Заяц-барабанщик. Коза.

Выразительное  чтение стихотворения В. Берестова «Заяц-барабанщик», «Коза»; инсценирование шуточных стихотворений

01.05.

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Контрольная работа по разделу

«Люблю всё живое ».

Создают  выставку книг по прочитанным произведениям в этом разделе.  Создают  отзыва на книгу, представленную на выставке. Коллективное редактирование получившихся текстов. Презентация своих работ. Чтение и перечитывание стихотворения А.Барто «Думают ли звери?»  Создают каталога книг по выбранной теме.

Жизнь дана на добрые дела (15 ч)

02.05.

Знакомство с названием  раздела. Освоение основных   нравственных понятий раздела: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие.

  Знакомятся  с темой раздела. Какие дела можно назвать добрыми. Работа с пословицей. Работа в «Творческой тетради» - запись совершённых добрых дел.

04.05.

Какие дела самые важные. С. Баруздин. Стихи о человеке и его делах. Заголовок.

Поиск добрых дел,  о которых говорится в стихотворении С.Баруздина «Стихи о человеке и его делах».

07.05.

Л. Яхнин. Пятое время года. Силачи. Заголовок.

Знакомятся   с произведением Л.Яхнина «Пятое время года». Создание небольшого текста на тему.

Представление письменных работ. Знакомство с пословицами и поговорками. Чтение рассказа Л.Яхнина «Силачи».

08.05.

В. Осеева. Просто старушка.

Смыл заголовка.

Определение главной мысли. Чтение произведения В.Осеевой «Просто старушка». Сравнение произведений Л.Яхнина и В.Осеевой.

09.05.

Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим. Не смей!

  Знакомятся   с произведением Э.Шима «Не смей!»,

11.05.

А. Гайдар. Совесть. Е. Григорьева. Во мне сидит два голоса… Соотнесение содержание рассказа, стихотворения  с пословицей.

Знакомятся   с произведением А.Гайдара «Совесть».  Объяснение смысла пословиц, соотношение содержание текста с пословицей.

14.05.

Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести»

Коллективная работа со словом совесть. Составить предложение со словом совесть.

Рассуждать о том, кого можно назвать сильным человеком, что значит поступать по совести.

15.05.

И. Пивоварова. Сочинение.

В. Осеева. Три товарища.

Знакомятся   с рассказом В.Осеевой «Три товарища». Знакомство с рассказом И.Пивоварова «Сочинение».

16.05.

Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме».

Создание текста «Как я помогала маме». Коллективное редактирование работ. Создание иллюстрации к сочинению.

18.05.

Мы идём в библиотеку. Мои любимые писатели Н.Носов.

Знакомятся с выставкой, выбирают книгу из представленных. Знакомятся с творчеством писателя

21.05.

Самостоятельное чтение. Н. Носов. Затейники. Подбор заголовка.

Самостоятельно знакомятся с произведениями «Затейники», «Фантазёры». Определение, почему эти книги включены в раздел «Жизнь дана на добрые дела».

22.05.

Итоговая контрольная работа

Самостоятельно выполняют контрольную работу, состоящую из трех блоков.

23.05.

Н. Носов. Фантазёры.

Чтение по ролям.

Чтение по ролям.

25.05.

Семейное чтение.

И. Крылов. Лебедь, рак и щука. Смысл басни. Наш театр. С. Михалков. Не стоит благодарности.

Чтение произведений.  Работа в группе. Распределение ролей. Отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Выразительное чтение по ролям. Драматизация произведения.

Сравнение произведения с басней И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

25.05.

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Создание  выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Определение юмористических произведений. Обсуждение понятий добрые дела и добра наживать. Пересказ любимых произведений Н.Носова. Работа в «Творческой тетради».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку ( 3 класс) 2017-2018 у.г.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку ( 3 класс) 2017-2018 у.г....

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру ( 3 класс) 2017-2018 у.г.

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру ( 3 класс) 2017-2018 у.г....

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству( 3 класс) 2017-2018 у.г.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству( 3 класс) 2017-2018 у.г....

Календарно- тематическое планирование по музыке в 1 классе (2017-2018 уч. г.)

Календарно- тематическое планирование по музыке в 1 классе (2017-2018 уч. г.)...