Урок чтения "Золотые слова" Зощенко М.М.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Полтавская Зоя Александровна

Урок чтения в 3 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_moy.docx58.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова»

Класс:  3 класс

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: продолжить формировать навыки беглого чтения и правильной речи.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко; создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.

 Развивающие: развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы; способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.  

Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать  любовь  к книгам и чтению.

Ход урока:

I.  Оргмомент.        Смело, чётко говорим и тихонечко сидим!

 Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края!

Спина? – Прямая!

II. Речевая разминка.

Три сороки – тараторки таратоли на горке.

- Объясните смысл скороговорки. Почему именно сороки?

(Болтливого человека сравнивают с сорокой)

Учитель: Я предлагаю вам обратиться к нашей шкатулке  слов.

(учащиеся вынимают карточки со словами и зачитывают)

        

Учитель:  А что это за слова? Когда  нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?

Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. 

 А как можно назвать  человека, который всегда  говорит такие волшебные слова? (воспитанный человек)

 Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.

Учитель: 

На доске записаны два слова: Этика, этикет.  

Учитель: Что общего у этих слов? (однокоренные)

Учитель: Кто объяснит значения этих слов? (учащиеся пробуют объяснить)

Учитель: В толковом словаре  В. Даля дано такое толкование слов.

/на доске появляются карточки /

Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

III. Подготовка к изучению нового материала.

/На экране появляется портрет писателя./

Учитель: Знаете ли вы этого человека? Это М.М.Зощенко. (биография)

Учитель: В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко.

Уникальность музея состоит в том, что в кабинете  все вещи подлинные, обстановка в которой  жил  писатель, воссоздана  с детальной точностью.

IV.Сообщение темы, целей урока.

         Сегодня мы  будем знакомиться  с  творчеством  Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности.

        Рассказ «Золотые слова», как вы думаете, слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?

        Какие слова могут считаться «золотыми»? (волшебные, ценные)

       Когда  нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?

Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые слова.

Словарная  работа.

(На доске записаны слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте.)

Прельщала стала заманчивой, приятной.

Угореть  отравиться угаром, потерять соображение.

Угоревший – отравился угаром.

Развязно излишне свободно и непринуждённо  в обращении с другими.

Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать  испытывать сожаление об этом.

V. Первичное чтение.

- После прочтения 1 отрывка, ответим на вопрос «От чьего имени ведется рассказ?»

  1. Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.

Прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.

1 остановка.   (1 часть заканчивается  предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».) 

Учитель: От чего имени ведётся рассказ?

          Почему дети любили ужинать со взрослыми? (свои ответы можно подтверждать словами из текста)

          Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

          Как наказал отец Миньку и Лёлю?

          Расскажите как,  нужно себя вести за столом во время еды.

          Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

Лексическая работа.

  Объясните,  как  вы понимаете устойчивые словосочетания.

Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.

Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

Желала загладить происшествие  - исправить положение

ФИЗМИНУТКА

2.Продолжение чтения

- Когда прочитаем 2 отрывок, скажете, можно ли рассказ назвать юмористическим?

2 остановка. (2 часть заканчивается  предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

Как изменилось поведение Лёли и Миньки?  Почему это произошло?

Как вы думаете, чем закончится рассказ?

3.Чтение до конца.

    Почему папа назвал их поведение глупым?

VI. Беседа.

Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?

Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой».

В чем  заключается основная мысль рассказа?

VII.Итог урока. Рефлексия.

Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком.

Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой  вывод вы сделали для себя?

Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.

Закончите урок одним из предложений:

Я узнал на уроке….

Мне было интересно потому , что…

Я сделал вывод, что…

 

VIII. Домашнее задание.     

Выразительное чтение  и тест.

Приложение №1

 

                                                           ТЕСТ

 

  1. Что забавляло Лёлю и Миньку, когда они ужинали со взрослыми?

А) вкусная еда,        Б) интересные рассказы,        В) кто как ест?

2. Как Леля вела себя за столом:

А) сидела тихо,        Б) тараторила без умолку,   В) хвалила еду?

3. Начальник рассказывал историю:

А) о пожарном,        Б) о враче,                             В) о свадьбе?

4. Лёлю и Миньку наказали на:

А) неделю,                Б) месяц,                               В) два месяца?

5. Разрешив сесть детям снова за стол со взрослыми, папа запретил:

А) чавкать,                Б) разговаривать,                 В) есть руками?

6. Неприятная история произошла из – за:

А) булки с маслом,   Б) бутерброда с колбасой,  В) жареной курицы?

7. Масло упало:

А) на стол,  Б) в тарелку папиного начальника,   В) в стакан с чаем?

8. Что сделал папин начальник , глотнув чай с маслом?

А) подпрыгнул на стуле,    Б) громко закричал,    В) убежал из комнаты?

9. В чём было главное «преступление» детей:

А) промолчали,

Б) нарочно кинули масло в стакан,  

В) убежали из комнаты?

10. Золотыми словами были те, что учили:

А) всегда слушаться взрослых,

Б) всё делать с учётом изменившейся ситуации,

В) никогда не вмешиваться в разговоры старших?

Приложение №2

                     Восстановите правильный порядок событий

 

                                                  План:

          Помилование и папины условия.

          Папин совет или Золотые слова.

          Ужин со взрослыми.

          Плохое воспитание или История о пожарном.

          Наказание.

          Заключение или Золотые слова жизни.

          Главное преступление или случай с маслом в чае.

   

 

Приложение № 3

« … Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко (растаяло, подтаяло)  то на меня, то на стакан с чаем.

        Я хотел его (смазать, намазать) на булку и уже стал (уводить, отводит) руку от стакана. Но тут моё масло (неожиданно, нежданно) с ножа и упало прямо в чай … »

         « … Она стала смяться  (оглядываясь, поглядывая) то на меня, то на стакан с чаем.

           Но она ещё больше (посмеялась, засмеялась) когда папин начальник, что-то рассказывая, стал ложечкой (помешивать, смешивать) чай.

           Он мешал долго, так что всё масло  (растаяло, подтаяло) без остатка.  И чай стал похож на куриный бульон».                                                                                                                                                       

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...