Открытый урок по литературному чтению по теме "Обобщение по разделу "Страна детства". 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок составлен в игровой форме. Ученики закрепляют знания по прочитанным в разделе "Страна детства" произведениям. Выполняют творческие задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_chteniyu_-strana_detstva.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению
по теме
« Обобщение по разделу «Страна Детства»
4 «А» класс
Дата проведения: 05.02.2015г.
Класс: 4 «А»
Тема урока: Обобщение по разделу «Страна Детства».
Учитель: Дегтярева О.В.
Планируемые результаты:
—предметные:
- знать книги из раздела «Страна детства»,
- умение ориентироваться в содержании раздела,
- читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя,
- увеличивать темп чтения вслух,
- воспринимать на слух художественное произведение;
—метапредметные:
- формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,
- планирование вместе с учителем деятельности по теме урока,
- оценивание своей работы на уроке,
- анализ художественного текста,
- поиск необходимой информации в книге,
- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника,
- осмысление привал взаимодействия в паре и группе;
—личностные:
- осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову».
Цели урока:
- повторить и обобщить изученный материал;
- развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления.
- углублять знания детей об олицетворении, метафоре, сравнении,
- формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать.
Задачи урока:
- учить работать с текстом,
- находить средства художественной выразительности
Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного материала, применение знаний и умений.
Вид урока: урок – деловая игра.
Технологии урока:
- информационно-коммуникационные технологии;
- обучение в сотрудничестве, работа в парах, в группах;
- здоровье-сберегающие.
Оборудование:
Компьютер учителя, компьютерная презентация по теме урока, выставка книг писателей Б.С.Житкова, К.Г.Паустовского, М.М.Зощенко, книги у детей на партах с произведениями перечисленных авторов, учебники, тетради КИМ для самостоятельной работы у учащихся, листочки для рефлексии, ребусы.
Структура урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний
3.Самоопределение к деятельности.
4.Работа по теме урока.
5.Физминутка для глаз.
6.Закрепление умений и навыков в знании текстов по данной теме.
7.Самостоятельная работа по теме. Тест.
7.Рефлексия.
8.Итог урока. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. (слайды №1,2)
2.Актуализация знаний. (слайд №3)
В той удивительной стране,
Где я увидел свет,
Как многим, исполнялось мне,
И пять, и десять лет.
Все те, кто рос тогда со мной,
И набирал года,
Однажды с этою Страной,
Простились навсегда.
Задание:
Прочитайте способом «птичий базар», медленно, с ускорением, выразительно.
Жанр этого произведения? (стихотворение)
Докажите. (Дети называют рифмованные слова)
3.Самоопределение к деятельности. (слайд №4)
— Узнали ли вы это стихотворение? (Дети читали его во втором классе.)
«Мой секрет» С. Михалкова.
- О какой Стране идёт речь? (О Стране Детства)
- Кто мне скажет тему сегодняшнего урока? (Обобщение по разделу)
4.Работа по теме урока.
1.Как выглядят писатели? Найди лишний портрет.
Посмотрите на доску (на доске портреты писателей: М.М.Зощенко, Б.С.Житкова, К.Г.Паустовского, Э.Грига).
Найдите лишний портрет (дети показывают портрет Э.Грига).
Почему? (это портрет композитора)
Что объединяет эти все портреты? (это писатели, произведения входят в раздел «Страна детства»).
2.Как зовут писателя?
1).Поставьте их по порядку изучения. ( Б.С.Житков, К.Г.Паустовский, М.М.Зощенко).
2).Вспомните, как зовут писателей? (Слайд №5)
Распределите правильно таблички с инициалами (на доске)
(Дети расставляют на магнитной доске карточки с именами под портретами писателей).
4.Узнать писателя.
1 (слайд №6)
—Он родился в семье художника в Петербурге. После окончании гимназии поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Не закончив курса, он отправился на фронт начавшейся Первой мировой войны добровольцем; участвовал в боях, отличаясь храбростью и отвагой, за что был удостоен пяти орденов. (М.М.Зощенко)
2 (слайд №7)
—Он провёл детство в Одессе, очень любил море и мечтал о морской профессии. Он был героем стихотворения Маршака «Почта». Дружил в детстве с К.И.Чуковским. (Б.С.Житков)
3 (слайд №8)
—Он писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Моё состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и в первой незрелой прозе».
(К.Г.Паустовский)
3.Путаница (Слайд №9)
Соедини стрелками:
Б.С.Житков «Ёлка»
М.М.Зощенко «Корзина с еловыми ветками»
К.Г.Паустовский «Как я ловил человечков»
На доске ученики распределяют иллюстрации к произведениям писателей.
5.Из какого произведения эти строки?
1. (Слайды №10-11)
—Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах.
(К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)
Найдите в учебнике этот отрывок. Есть ли в этом отрывке литературные приёмы (олицетворения, эпитеты, сравнения). Найдите и прочитайте.
(Дети ищут в учебниках на данной странице примеры)
2. (Слайды №12-13)
—А я был удивительно маленького роста и мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.
(М.М.Зощенко «Ёлка»)
(Работа с учебником.)
3. (Слайды №14-15)
—Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил уцепились в сиденья. Сидят как приклеенные.
Ага! Так погодите же…
(Б.С.Житков «Как я ловил человечков»)
(Работа с учебником.)
6.Бюро находок. (Слайды №16-20)
Определите, из какого произведения предмет:
Фарфоровая кукла, рояль, кораблик, паровозик, яблоко, хлопушка, корзина с шишками, чёрное платье, нож, хрустальная туфелька.
7.Произведения в загадках и ребусах
Отгадайте первую загадку – о ком идёт речь? (слайд №21)
—Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет?
(композитор, «Корзина с еловыми шишками»)
На доске портрет Грига.
У Эдварда Грига была маленькая дочка Александра. К сожалению, она умерла от болезни в детстве. Больше детей у Грига не было. Боль утраты он пронёс через всю жизнь и все свои чувства выражал в музыке.
5.Физминутка для глаз.
Дети рассматривают картинки под музыку Э.Грига «Утро».(слайды №22-45)
6.Закрепление умений и навыков.
1.По иллюстрации узнайте произведение. (слайд № 46)
2.Ребусы (Ребята объединяются в небольшие группы и отгадывают ребусы)
Каждая команда разгадывает по 2 ребуса. (слайды №47-48)
Проверка по слайдам на доске.
3.Каверзные вопросы:
1)Пословица недаром молвится. (слайды №49-51)
—Отгадайте, какое слово нужно заменить в пословицах и поговорках
Изменив всего лишь одно или два слова, верните
современным пословицам и поговоркам их прежнее звучание.
Догадайтесь, к какому произведению оно является ключевым.
—Поздний он гложет кость.
Из песни слова не выкинешь, из-за стола его не выгонишь.
Незванный он хуже татарина.
(гость, «Ёлка», М.М.Зощенко)
—Не вся та она , что звучит.
Под хорошую её и змеи пляшут.
Фома её разумеет, а Ерёма плясать умеет.
(музыка, «Корзина с еловыми шишками», К.Г.Паустовский)
—Изменив всего лишь одно или два слова, верните (слайд № 52)
современным пословицам и поговоркам их прежнее звучание
- Скучен день до вечера, коли делать уроки.
(Скучен день до вечера, коли делать нечего).
- Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать.
(Не стыдно не знать, стыдно не учиться).
- Испокон века телевизор растит человека.
(Испокон века книга растит человека).
4.Тест №6 в тетрадях КИМ. (слайд № 53)
Самостоятельная работа учащихся.
I в. – стр.14
II в. - стр.15
7.Рефлексия. (слайд № 54)
Вам понравилась работа на уроке. Сейчас продолжается работа в группах.
На листочках, которые вам раздали, обратитесь к другим командам с советом прочитать произведение одного из писателей. Объясните свой выбор по плану (на слайде):
1.Имя, отчество, фамилию писателя;
2.Названия произведений;
3.О чём писал автор;
4.Почему нравятся произведения этого писателя.
(5-6 предложений)
8.Итог урока. Домашнее задание. (слайд № 55)
Прочитайте полученные работы (по одному человеку из каждой команды.
Дома нарисуйте своё представление о стране детства.
Подготовьте пересказ одного из произведений этих писателей (дополнительный материал)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению А. Милн "Винни - Пух" 2 класс, Школа 2100
Данная презентация поможет учителю организовать урок по данной теме в интересной, познавательной форме. К презентации прилагается конспект урока, в котором расписаны все этапы ....
Конспект открытого урока по литературному чтению. А. П. Чехов. "Белолобый", 4 класс, УМК Система развивающего обучения Л.В. Занкова.
Данный конспект был разработан для открытого урока по литературному чтению. Предназначен для 4 класса,работающего по УМК Система развивающего обучения Л.В.Занкова...
Открытый урок по литературному чтению. С. Михалков "Новогодняя быль".2 класс.
Урок литературного чтения по произведению С. Михалкова "Новогодняя быль". Чтение произведения, вопросы, умение работать с текстом и иллюстрациями. Как итог урока- тест....
открытый урок по литературному чтению Е.И. Чарушин "Теремок" 1 класс
открытый урок по литературному чтению Е.И. Чарушин "Теремок" 1 класс...
Открытый урок по литературному чтение на родном языке в 4 классе.
Тыва тоолдар делегейинче аян-чорук.Тайылбыр методу, болуктеп ажылдаары, класс-биле ниити ажыл....
Конспект открытого урока по литературному чтению на родном языке в 1 классе "Л.Н. Толстой "Косточка", В.Осеева "Кто наказал его?"
Открытый урок по литературному чтению на родном языке в 1 классе "Л.Н. Толстой "Косточка", В.Осеева "Кто наказал его?"...
Открытый урок по литературному чтению "Л.Н.Толстой "Котёнок" 2 класс УМК "Школа России"
Открытый урок по литературному чтению "Л.Н.Толстой "Котёнок" 2 класс УМК "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС НОО...