Борис Заходер "История гусеницы"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Открытый урок по литературному чтению С видами УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по литературному чтению | 31.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Что характерно для сказочного героя
Б.Заходер «История Гусеницы».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации обучения: работа в группах, работа в парах, фронтальная работа, работа с книгой.
Цель: уточнить понятие « сказочный герой», что герои многих сказок ведут себя сходным образом; учить определять, кто является сказочным героем; совершенствовать умение анализировать сказки русские народные и современные авторские; развивать воображение, критическое мышление, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь и интерес к чтению.
Задачи: Продолжить учить детей представлять себе черты характера героя, его интересы, опираясь на высказывания и поступки героя. С помощью системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст. Обсудить возможность использования научных сведений в сказке и в стихотворении. Обнаружить, что герой авторской сказки обладает теми же чертами и поступает так же, как герой народной сказки. Учить обосновывать свою точку зрения. Развивать умение ориентироваться в тексте, определять тему и мысль текста. Воспитание чувства прекрасного через чтение произведения.
Планируемые результаты: учащиеся должны прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова - определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.
Основные понятия: Настоящий герой
Межпредметные связи: Окружающий мир, русский язык
Ресурсы :Основные: Учебник литературное чтение (авт. Чуракова Н.А ),
Дополнительные: карточки , мультимедийная установка для воссоздания презентации к уроку.
Формируемые УУД:
Личностные:
- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке;
- отстаивать при необходимости свою точку зрения;
- выражать свое собственное мнение;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
Регулятивные:
- планировать свои действия;
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Познавательные:
- эмоционально и осознанно воспринимать произведение;
- самостоятельно находить в тексе необходимые сведения;
- осуществлять поиск нужной информации, высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
- анализировать поступки, выделять главное;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
- задавать вопросы по существу, использовать речь для регуляции своего действия;
- формировать умения работать в паре, группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
- допускать существование различных точек зрения.
Ход урока
I.Организационный момент
Цель: 1) мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
- Ребята, сегодня на уроке мы работаем под девизом « С малой удачи начинается успех»
- Какое ключевое слово в этом высказывание?(Успех)
- Что необходимо для успешной работы на уроке?
(Быть внимательным, заинтересованным и.т.д.)
- Я желаю вам успешно поработать на уроке. Пожмите друг другу руки и пожелайте успеха.
- Сегодня мы занимаемся в группах и парах. А что нам для этого необходимо? (Прислушиваться к мнению соседа, работать дружно, помогать друг другу)
II.Проверка Д/з.
Цель: 1) Оценить творческую часть домашнего задания, через рефлексию.
- Сегодня мы с вами все вместе проверяем творческую часть домашнего задания. И первыми будут показывать своё творчество ребята, которые подготовили изменённую концовку сказки «Колобок». Остальные оцениваем творческую часть (рефлексия: «Плюс», «Интересно».)
- Вторыми показывают творческую часть группа ребят подготовившие «Синквейны» сказки «Колобок»,А сейчас «Синквейны» к сказке «Гуси – лебеди» продолжаем оценивать.
III. этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке.
- Скажите, ребята, кто – нибудь из вас был знаком до нашего урока с творчеством Б. Заходера? (ответы детей)
- Прочитайте эпиграф урока на слайде:
Ты-
Вдохновенный,
Ты, мой читатель,
Душой одарённый,-
Ты мне нужнее, чем
Сердце в груди.
Жду. Приходи.
Борис Заходер
- Сегодня члены клуба «Ключ и заря» приготовили нам небольшую информацию о писателе.
1 ребёнок
Годы жизни Бориса Владимировича Заходера 9 сентября 1918 года – 7 ноября 2000года. Он очень сильно любил читать и рано начал придумывать сказки, стихи, загадки.
2 ребёнок. Борис Заходер не только поэт, но ещё и сказочник. Героями его сказок становятся «братья наши меньшие» - птицы, звери, рыбы.
По мотивам сказок писателя «Русачок», «Кот и Кит», Сняты мультипликационные фильмы.
3 ребёнок. Борис Заходер ещё и переводчик. С его помощью переведены на русский язык известные произведения, такие как «Винни – Пух и Все –Все- Все». , «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», « Алиса в стране чудес», « Мэри Поппинс».
4 ребёнок За перевод книги «Алиса в Стране Чудес» Борис Заходер награждён почётным дипломом Андерсена. Это лучшая награда для любого писателя.
5 ребенок. Многие композиторы писали песни на стихи Б. Заходера. Самые известные из них – это песенки Винни – Пуха, Мэри Поппинс, Алисы в стране Чудес.(прослушивание отрывок из песен).
- Ребята, мы с вами начинаем изучать новый раздел вместе с нашими верными помощниками Машей и Мишей. А вот какой раздел вам нужно расшифровать. Зашифровала его наша гостья догадайтесь кто такая. ( Звучит аудиозапись Баба Яга Догадались? (Баба Яга)
- Расшифруй название главы.
Й О Р Е Г Я С Т Е А Д Ж О Р К А К ( Как рождается герой).
- Откройте содержание учебника. Найдите название глав, и определите, на какой странице начинается эта глава.
- Тема нашего урока « Как рождается герой»
- Подумайте, о чем пойдет речь на уроке?
- Кто такой герой?
- Проверим наши предположения, обратившись к учебнику.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о героях, но только сказочных. Что же характерно для сказочного героя?
- Цель нашего урока: Узнать, кто же будет являться главным сказочным героем?
- Постарайтесь своими словами рассказать, что характерно для сказочного героя. Учитывайте все три вывода, которые есть на плакате Летучей Мыши.
3. Первичное восприятие нового материала.
Цель:1) формировать знания и умения по изучаемой теме
Предлагаю вам провести такое исследование ( работа в группах). Вспомнить сказки «Колобок», «Гуси -лебеди», для этого вы должны образовать 4 группы.
- Первые две группы должны расставить препятствия в определенной последовательности.
- А следующие две группы должны будут доказать являются ли главные персонажи сказок настоящими героями
Колобок уходит из дома? По дороге ему встречаются опасности и препятствия? Какие именно? Все ли препятствия ей удалось преодолеть? Возвращается ли он домой? Можем ли мы назвать Колобка настоящим героем? Вывод: | Уходит ли Алёнушка из дома? По дороге ей встречаются опасности и препятствия? Какие именно? Все ли препятствия ей удалось преодолеть? Возвращается ли она домой? Можем ли мы назвать Алёнушку настоящим героем? Вывод: |
Отчет представителей групп.
4.Первичная проверка понимания
Цель: проверить степень усвоения нового материала
- Как вы думаете, а в современных сказках у которых есть авторы герои ведут себя подобным образом?
- Зачитайте вывод Анишит Йокоповны. (Если сказка написана по всем сказочным законам, то её герой обязательно ведёт себя по всем правилам.)
- Попробуем это проследить в сказке Б. Заходера « История гусеницы».
- Члены научного клуба «Путешествие в мир экологии» подготовили нам сообщение о гусеницах.
- 1 ребёнок. Из интернет ресурсов мне удалось найти несколько значений гусеницы, но нас интересует первое значение: Гусеница- лечинка бабочек.
- Гусеница — личинка бабочек
- Гусеница (Синяя гусеница, в другом переводе «Червяк» (англ. Caterpillar)) — героиня детской книги английского математика и писателя Льюиса Кэрролла (1864 год).
- Гусеница (Синяя Гусеница, исполнитель роли — Ральф Ричардсон) — героиня музыкального кинофильма 1972 года Алиса в Стране чудес (фильм, 1972) (ориг. название «Alice’s Adventures In Wonderland»), производства Великобритании.
- Гусеничный движитель — движитель гусеничного транспорта.
- Гусеничная лента — часть движителя гусеничного транспорта.
- Гусеница — словесное название российского оружия, обозначающее танковый мостоукладчик ТММ-6
- Гусеница — рассказ Александра Куприна эпохи Февральской революции (1918).
- Гусеница — героиня российского мультфильма Гагарин (1994), номинированного на «Оскар» и получившего «Золотую пальмовая ветвь» на фестивале в Каннах (1995).
- Гусеница (Зелёная гусеница) — героиня французского мультфильма Minuscule (Насекомые, Крохи, буквально Мелюзга) (2006).
- 2 ребёнок
Разновидностей гусениц очень много.
У гусениц обычно пять пар брюшных ног, но число их может сокращаться до двух-четырех пар, а у личинок некоторых видов, живущих на растениях, они и вовсе отсутствуют.
3 ребёнок. Кроме растительной пищи, гусеницы бабочек могут питаться и пищей животного происхождения. Гусеницам десятка семейств бабочек свойственно хищничество.
Откройте страницу 92. и выскажите свое мнение по плану задания.(Перечитать первые три части этого отрывка. Есть ли у каждой из них – своя тема? Найти, что об этом думает Миша. Просмотреть эти три части, определить какова же главная Мысль каждой части?)
- Прочитайте Машино высказывание. Вы тоже так думаете? (работа по учебнику на странице 92-93)
Миша | Маша |
тема | главная мысль |
О Гусенице | «Гусеница была очень прожорливая и радовалась, что еды вокруг много» |
Наступила весна | «Наступила весна и везде сделалось очень красиво, но Гусеница……..» |
О Лесном Клопе и Тлях | Нельзя же из –за еды – забывать обо всём на свете! |
Физминутка для глаз.
- Прочитайте конец первой части и начало второй. Найдите выделенные цветом слова. Можно ли сказать, что слово «хорошо» в обоих случаях наполнено одним и тем же смыслом, означает одно и то же?
( Слово «хорошо» в конце первой части произносится от лица Гусеницы и выражает её взгляд на жизнь. Для гусеницы «хорошо» - это когда вокруг много крапивы, то есть еды. Слово «хорошо» в начале второй части наполнено совсем другим смыслом. Оно произносится от лица автора и означает, что с наступлением весны вокруг стало красиво.)
- В какой части текста говорится о Кузнечике? ( в 5 части). А о птицах (в 4 части).
- Найдите как Гусеница называет и Кузнечика, и птиц? Почему? ( Гусеница называет и Кузнечика, и птиц «пустозвонами». Она считает, что пение и музыка – это пустое занятие «Песнями сыт не будешь! Для Гусеницы главное и единственное занятие, наполненное смыслом,- это еда.)
- Вы догадываетесь, что случилось с Гусеницей в конце последней части отрывка? ( Гусеницу унесла в клюве птица).
- Продолжаем читать диалог наших героев. ( с.93-94).
- Почему поэтесса придумала мальчику именно такую фамилию? ( Мальчик, словно кошка, утащил из гнезда воронёнка.)
- Сравните между собой строчки, выделенные одинаково. ( Сначала ворон пострадал от Жоры, а потом жора испытал то же самое от ворона).
-Можете сказать, что в этом стихотворении смешного?(Смешно в этом стихотворении то, как ворон и Жора меняются местами).
- Почему это стихотворение поместили после отрывка из текста Бориса Заходера?( Ответ уже прозвучал в словах Тани Перовой. Гусеница, так же как и Жора Кошкин, пренебрежительно относится к птицам и считает, что она права и оказываются в клюве у птицы.)
- Вернемся к плакату Летучей Мыши. Можем ли мы назвать гусеницу сказочным героем?
- Чтобы узнать, будет ли она являться настоящим сказочным героем, нам нужно прочитать всю сказку до конца.
- Какую цель ставили на урок?
Добились ли мы ее?
- Кто же такой настоящий сказочный герой?
- Где пригодятся полученные знания?
Рефлексия.
Продолжите высказывания:
Я узнал …
Мне было интересно…
Я научился …
Я испытал трудности…
Д/з
1 уровень. Сделать проект. « Настоящие герои русских народных сказок»
2 уровень. Составить свою сказку, где гусеница вернется домой настоящим героем.
3 уровень. У.с. 88 -92 выразительное чтение .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения Борис Заходер "История Гусеницы"
Данная презентация используется в 3 классе на заключительном уроке литературного чтения по данному произведению ( УМК "Перспективная начальная школа")....
Методическая разработка урока литературного чтения Борис Заходер "История Гусеницы"
Данная разработка предназначена для 3 класса по УМК "Перспективная начальная школа".Её содержание соответствует ФГОС....
Технологическая карта ПНШ для проведения литературного чтения в 3 классе Борис Заходер «История Гусеницы» Л. Яхнин «Лесные жуки»
Технологическая карта урокаБорис Заходер «История Гусеницы»Л. Яхнин «Лесные жуки» Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: Борис Заходер «История Гусеницы», Л. Яхнин «Лесные ...
Технологическая карта для проведения урока литературное чтение в 3 классе Борис Заходер «История Гусеницы» Михаил Яснов «Гусеница - бабочке»
Технологическая карта урокаБорис Заходер «История Гусеницы»Михаил Яснов «Гусеница - бабочке»Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: Борис Заходер «История Гусеницы», Михаил Яснов...
Технологическая карта ПНШ для проведения литературного чтения в 3 классе Борис Заходер «История Гусеницы»
Технологическая карта урокаБорис Заходер «История гусеницы»Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: Борис Заходер «История гусеницы»Цели урока: формирование представления о сказоч...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Борис Заходер «История гусеницы» 3 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: Борис Заходер «История гусеницы» 3 класс. ПНШ...
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. ПНШ. Борис Заходер «История гусеницы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. ПНШ. Борис Заходер «История гусеницы»; Л. Яхнин «Лесные жуки»....