Конспект урока по литературному чтению М.Цветаева "Рябина".
план-конспект урока по чтению по теме
Конспект урока носит познавательный характер. Учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством великой поэтессы М.Цветаевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetaeva.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: М.Цветаева «Рябина».
1. Организационный момент.
- Здравствуйте! Внимательно посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу, и пусть, только хорошее и доброе настроение останется с вами на уроке.
2. Повторение пройденного материала.
- Сегодняшний урок литературы начнём с работы в группах.
- Давайте вспомним основные правила работы в группах.
1. Объединиться в группы.
2. Получить задание.
3. Разгадать кроссворд.
4. Назвать ключевое слово.
5. Время и результат.
6. Работать дружно.
- Объединяемся в группы. Первый ряд – это первая группа, второй – вторая, третий – третья. Задание, которое будет предложено группам, направлено на то, чтобы проверить домашнюю работу, а также, выполнив задание, вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока. Каждая команда получает кроссворд. Вам нужно ответить на все вопросы, а также, выписать ключевое слово.
Кроссворд.
- Продукт, острая приправа, которой не ел герой рассказа В. Голявкина. (Горчица).
- Кто автор фантастической повести «Миллион и один день каникул»? (Велтистов).
- Имя мальчика, от имени которого ведётся повествование в рассказах В.Драгунского. (Дениска).
- В каком из своих стихотворений Гумилёв Н.С. описывал луга, пахнущие мёдом, осенний ветер, придорожную траву? (Детство).
- На каком виде транспорта катался от скуки герой из рассказа В. Голявкина? (Трамвай).
- Назовите фамилию директора зоопарка, который был превращён в козлика в рассказе К. Булычёва «Консилиум». (Царевич).
- Назовите фамилию автора, который написал стихотворение «Две кузницы». (Твардовский).
- Как называются люди – свет в произведении Е. Велтистого «Миллион и один день каникул"? (Тахионы).
- Какое ключевое слово получилось у команд? (Цветаева).
- Давайте проверим правильность ваших ответов. (Учитель задаёт вопрос, команды в порядке очереди дают ответы).
Сообщение темы урока.
- Вы правильно назвали ключевое слово. Сегодня мы будем говорить о жизни и творчестве Марины Цветаевой.
3. Биография М.Цветаевой
(С биографией М. Цветаевой знакомит учитель, опираясь на фотографии).
Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года с субботы на воскресенье, в полночь, накануне церковного праздника – Иоанна Богослова.
Её отец – основатель Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, мать – пианистка. В 1914 году Марина Цветаева вместе со своим мужем Сергеем Эфроном поселились в уютном большом доме в городе Москве в Борисоглебском переулке. Давайте посмотрим, что же это за дом, и чем он так понравился М. Цветаевой. (Видеоролик «Дом Марины»).
Через 30 лет в 1922 году семья Цветаевых уехала заграницу – эмигрировала. Жизнь Марины Цветаевой не была радостной, т.к. она тосковала по Родине. Давайте прослушаем её стихотворение, которое так и называется «Тоска по Родине». (Видеофрагмент).
В начале войны в 1941 году Цветаева оказалась вместе со своим сыном в городе Елабуге в эвакуации. Она осталась без денег, без работы, без жилья. 31 августа 1941 года она покончила жизнь самоубийством. (Фотография могилы М.Цветаевой).
- Давайте послушаем, что писала М.Цветаева в начале своей жизни. (Видеоролик).
Моим стихам. Написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт…
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой …
-Вы прослушали стихотворение, рассказанное устами М.Цветаевой. Как вы думаете, какое слово она не договорила. (Слово – черёд).
- Да, черёд стихотворений М.Цветаевой настал. Теперь она – классик русской поэзии, одна из её вершин. Стихи М. Цветаевой пользуются огромной популярностью. (Учитель знакомит ребят со сборниками стихотворений М.Цветаевой).
Физминутка.
Руки за спинку, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим - на парту гляди.
И снова наверх – где там муха летит?
Глазами повертим, поищем её.
И снова читаем. Немного ещё.
4. Работа с учебником.
- А сейчас откройте учебники и найдите стихотворение, которое начинается словами «Красною кистью рябина зажглась…» (Выразительное чтение данного стихотворения учителем).
После прочтения учитель задаёт вопрос:
- Что испытывает поэтесса от того, в какой день она родилась? (Гордость, ведь в этот день люди праздновали церковный праздник, в этот день родилась она – будущая поэтесса).
- Какие строки в этом стихотворении указывают на время года, в которое родилась М. Цветаева?
- Прочитайте стихотворение самостоятельно, найдите не совсем понятные выражения, слова и мы вместе попробуем их объяснить.
- Лексическое значение, каких слов вам не совсем понятно? (Ответы детей).
- Как вы понимаете смысл выражения «рябина зажглась»? «Спорили сотни колоколов?» В этом стихотворении упоминается имя святого Иоанна Богослова. Вы что-нибудь знаете об этом святом?
Дополнительные сведения.
Иоанн Богослов является одним из учеников Иисуса Христа, самым любимым его учеником. Иоанн Богослов написал Апокалипсис, т.е. откровение. В своём труде он описал события, которые произойдут с человечеством, в будущем, т.е. как бы говорил словами Бога. Когда к Иоанну Богослову пришла смерть, его ученики закопали его тело на одном из греческих островов. На утро, когда народ собрался у могилы Святого, тела его не нашли, т.к. Бог забрал тело и душу Иоанна на небеса. Конечно, такое бывает очень редко, ведь если душа улетает на небеса, то тело остаётся в земле.
- Как понимаете смысл последних строк «Мне и доныне хочется грызть жаркой рябины горькую кисть»? (Жизнь М.Цветаевой сравнивается с яркими красными ягодами рябины и горькими, опять же, как ягоды рябины, поворотами в её судьбе).
- Сейчас вы самостоятельно прочитаете данное стихотворение и подготовитесь к конкурсу чтецов.
Конкурс чтецов.
С каждого ряда выходит по одному ученику, которого выберут дети. После чтения стихотворения тремя участниками, выбирается самый лучший чтец. Оценки за чтение выставляют обучающиеся.
Чтение стихотворения «Бежит тропинка с бугорка».
- Предлагаю прочитать вам данное стихотворение самостоятельно и придумать название. (После прочтения обучающиеся предлагают названия к данному стихотворению).
- Каким настроением наполнено стихотворение?
- В каких строчках можно проследить, что детство у Цветаевой было замечательным?
- О каких играх вспоминает поэтесса?
- Кто готов выразительно прочитать данное стихотворение? (Можно прослушать чтение 2-3 учеников).
- Поэт рисует картину словами, а художник красками. Какими красками вы бы нарисовали картину к этому стихотворению? Я предлагаю вам попробовать нарисовать такую картину в своём воображении. (Учитель включает музыку, и дети пытаются представить какие-то картины. Затем они делятся своими впечатлениями).
5. Итог урока.
- Стихотворения, какой поэтессы мы с вами читали на уроке? Что вы запомнили из жизни М. Цветаевой? Какое стихотворение вам показалось наиболее красивым? Почему?
6. Домашнее задание.
- Самостоятельно прочитать стихотворение М. Цветаевой «За книгами», проиллюстрировать стихотворение, сделать к рисунку подпись словами из текста. Подготовить выразительное чтение. (На данном этапе учитель может предложить послушать выразительное чтение заранее подготовленного ученика, чтобы у детей было представление о том, как правильно прочитать данное стихотворение). Оценки за урок.
Урок закончен. Спасибо!
- Продукт, острая приправа, которой не ел герой рассказа В. Голявкина.
- Кто автор фантастической повести «Миллион и один день каникул»?
- Имя мальчика, от имени которого ведётся повествование в рассказах В.Драгунского.
- В каком из своих стихотворений Гумилёв Н.С. описывал луга, пахнущие мёдом, осенний ветер, придорожную траву?
- На каком виде транспорта катался от скуки герой из рассказа В. Голявкина?
- Назовите фамилию директора зоопарка, который был превращён в козлика в рассказе К. Булычёва «Консилиум».
- Назовите фамилию автора, который написал стихотворение «Две кузницы».
- Как называются люди – свет в произведении Е. Велтистова «Миллион и один день каникул?
- Продукт, острая приправа, которой не ел герой рассказа В. Голявкина.
- Кто автор фантастической повести «Миллион и один день каникул»?
- Имя мальчика, от имени которого ведётся повествование в рассказах В.Драгунского.
- В каком из своих стихотворений Гумилёв Н.С. описывал луга, пахнущие мёдом, осенний ветер, придорожную траву?
- На каком виде транспорта катался от скуки герой из рассказа В. Голявкина?
- Назовите фамилию директора зоопарка, который был превращён в козлика в рассказе К. Булычёва «Консилиум».
- Назовите фамилию автора, который написал стихотворение «Две кузницы».
- Как называются люди – свет в произведении Е. Велтистова «Миллион и один день каникул?
- Продукт, острая приправа, которой не ел герой рассказа В. Голявкина.
- Кто автор фантастической повести «Миллион и один день каникул»?
- Имя мальчика, от имени которого ведётся повествование в рассказах В.Драгунского.
- В каком из своих стихотворений Гумилёв Н.С. описывал луга, пахнущие мёдом, осенний ветер, придорожную траву?
- На каком виде транспорта катался от скуки герой из рассказа В. Голявкина?
- Назовите фамилию директора зоопарка, который был превращён в козлика в рассказе К. Булычёва «Консилиум».
- Назовите фамилию автора, который написал стихотворение «Две кузницы».
- Как называются люди – свет в произведении Е. Велтистова «Миллион и один день каникул?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...