Работа в группе на уроках математики при изучении диаграмм как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
статья по математике (3, 4 класс)

В курсе математики тема «Диаграммы» стала одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, которая широко используется в СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. У учащихся формируются представления о приёмах сбора необходимых данных и наглядном изображении, что также способствует умению анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_attestatsii.docx13.74 КБ

Предварительный просмотр:

Работа в группе на уроках математики при изучении диаграмм как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Тема данной статьи является весьма актуальной, так как ФГОС второго поколения требует от ученика умения воспринимать информацию, представленную в разных видах, и представлять её по-разному.

Особенностью темы «Диаграммы» в начальной школе является то, что при изучении ученики осваивают форму представления информации, в то время как её содержание не регламентируется. Ученики могут получить информацию в готовом виде или извлечь из различных источников, а могут собрать сами данные, проведя опрос одноклассников по интересующей их теме. Последняя ситуация предоставляет наибольшие возможности для развития коммуникативных умений школьников. Такую работу целесообразнее проводить в группах, т.к. надо вместе выбрать тему, провести опрос, собрать и обработать данные, обобщить их в таблице, затем уже представить на диаграмме. Возникает проблема, как выстроить работу в группах при изучении диаграмм, чтобы она развивала коммуникативные УУД школьников.

Вопросом объединения учащихся в группы занимаются многие психологи и педагоги, например:  Михаил Николаевич Снаткин, Исаак Яковлевич Лернер, Маргарита Дмитриевна Виноградова, Илья Борисович Первин  и др.

В литературе предлагается несколько критериев для выделения групп учащихся. Они могут быть связаны:

  • с особенностями умственной деятельности учащихся (соотношение наглядно-образных и отвлечённых компонентов мышления, совокупность определённых интеллектуальных свойств);
  • с личностными особенностями учащихся (отношение к учению, интересы, трудолюбие и т.д.);

      одновременно с интеллектуальными и с личностными особенностями школьников.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

По мнению Асмолова Александра Григорьевича, для того чтобы сформировать у учащихся УУД, в образовательной системе существует следующий путь, который проходит каждый ученик:

  • вначале формируется первичный опыт выполнения УУД;
  • основываясь на опыте, учащийся осваивает знания о способе выполнения этого УУД;
  • далее УУД включается в практику учения на уроке и др;
  • в завершение организуется контроль уровня сформированности УУД.

В основном содержании курса математики УМК «Планета знаний» (М.И. Башмаков, М.Г.  Нефедова) изучение диаграмм отражено в разделе «Работа с данными». В третьем классе дети знакомятся со столбчатыми и круговыми диаграммами, а в четвёртом классе вводится новое понятие – линейная диаграмма. С точки зрения авторов работа над диаграммами не ограничивается одним разделом, эта работа тесно связана с основным математическим материалом и учебными задачами курса математики. Материалы темы «Диаграммы» нацелены в основном на обобщение и систематизацию знаний учащихся:

- знаний учащихся о способах представлении информации;

- восприятие информации, представленной в разных видах;

- работы с диаграммами;

- перевод одного вида информации в другой (например, текст в схему).

Можно сделать вывод, что очень важно научить ребёнка воспринимать информацию, представленную в разных видах и работать с диаграммами уже в начальной школе. Эту работу целесообразнее проводить в группах, т. к. снижается уровень тревожности учащихся, улучшается психологический климат в классе, вырастает чувство ответственности за проделанную работу, знания усваиваются прочнее, в работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Из этого следует, что групповая форма работы активно включает каждого ученика в процесс усвоения темы.

Для подтверждения этой гипотезы необходимо было провести эксперимент: выбрать экспериментальный и контрольный классы, выявить особенности экспериментального класса для организации работы в группе. Для этого следует определить отношение учащихся к математике, сравнить успешность при изучении математики и выявить уровень коммуникативных УУД.

Экспериментальный класс практически не отличался от контрольного класса, т.к. программы одинаковые, количество сильных и слабых учеников одинаковое, отношение к урокам математики тоже. Задание «Рукавички» в обоих классах показало средний уровень коммуникативности учащихся классах.

 В экспериментальном классе можно пронаблюдать резкую дифференциацию детей по уровню знаний, что делает целесообразным применение групповой деятельности в сочетании с фронтальной работой. Эта форма работы будет лучшей при формировании коммуникативных УУД у учащихся.

Обучающий эксперимент проводился в 3-м и в 4-м классах, необходимо было выделить темы из примерного тематического планирования, которые нацелены на изучение школьниками  диаграмм. Был взят период – конец 3 класса и весь период 4 класса. Цель групповой работы – активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

 Из описанных ранее способов формирования групп, в данной работе выбран и реализован подбор группы под лидера.

На первом этапе изучения темы ребятам предлагались готовые диаграммы. На этих

уроках происходило первое знакомство детей со столбчатыми диаграммами. Задания были направлены, с одной стороны, на развитие умения работать с различными видами информации, с другой – на организацию повторения и обработку вычислительных умений. Дети извлекали информацию из диаграмм, отвечали на вопросы.

На втором этапе работы с диаграммами  дети переводили информацию из текста в форму диаграммы. Работа также проводилась в группах, а результаты проверялись другими группами. Большое внимание уделялось тому, как учащиеся могут договорится между собой, прийти к правильному решению, распределить роли внутри своей группы.

Третий этап работы усложнялся тем, что дети сами подбирали готовую информацию для составления диаграмм.  Каждой группе было дано задание – изобразить на диаграмме какие-то данные о географических объектах, изученных на уроках по окружающему миру.

И на четвёртом этапе обучающего эксперимента была проведена работа по построению диаграмм, когда дети сами выбирали тему, собирали информацию в группе и строили диаграммы. Чтобы самостоятельно построить диаграммы, был дан план  их построения, он был взят из учебников УМК «Диалог», так как в учебниках УМК «Планета знаний» его нет. К каждой формулировке плана учитель подводил детей наводящими вопросами.

Экспериментальное обучение было проведено с конца 3 класса и весь 4 класс на уроках математики. Обучение строилось в групповой форме, и именно совместная деятельность обучаемых обеспечила хорошее формирование коммуникативных УУД (по результатам наблюдения учителя).

Чтобы подвести итог экспериментального обучения, был проведён контрольный этап эксперимента, который включил в себя: самостоятельную работу, оценку общей успеваемости по математике и сравнительный анализ уровня коммуникативных УУД.

Эксперимент проводился в контрольном и экспериментальном классах.

Результаты самостоятельной работы у учеников экспериментального класса оказались выше, чем у учащихся контрольного класса. В экспериментальном классе изучение диаграмм осуществлялось преимущественно в групповой форме работы, что в целом изменило результаты к лучшему.

В экспериментальном классе после введения групповой формы работы изменилась в лучшую сторону успеваемость по математике, а результаты в КК остались на прежнем уровне.

Для сравнения уровня коммуникативных УУД (в конце эксперимента), проведена диагностика «Носочки» (по аналогии «Рукавички») в ЭК и КК. Методы, критерии оценивания и уровни оценивания остались прежними, как в методике «Рукавички». Работы детей этих классов показали, что уровень коммуникации остался прежним – средним в КК, а в ЭК стал высоким.

Следовательно, работа в группах на уроке математики при изучении «Диаграмм» оказала положительное влияние на формирование коммуникативных УУД в экспериментальном классе.

В заключении хотелось бы отметить, что групповую работу необходимо включать в любую учебную деятельность, т.к. она способствует хорошему формированию коммуникативных УУД, что заявлено в ФГОС и способствует лучшему усвоению учебного материала.

В курсе математики тема «Диаграммы» стала одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, которая широко используется в СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. У учащихся формируются представления о приёмах сбора необходимых данных и наглядном изображении, что также способствует умению анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение на уроках литературного чтения

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение  на уроках литературного чтения...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

В статье раскрываются теоретические основы, практические основы, а также средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках руского языка...

тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

Групповая работа на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Групповая работа на уроках в начальной школекак средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной деятельности (обобщение педагогического опыта)

Проблема исследования: каковы возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и ...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе групповой работы.

Формирование  коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе групповой работы....