Работа в группе на уроках математики при изучении диаграмм как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
статья по математике (3, 4 класс)
В курсе математики тема «Диаграммы» стала одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, которая широко используется в СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. У учащихся формируются представления о приёмах сбора необходимых данных и наглядном изображении, что также способствует умению анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_k_attestatsii.docx | 13.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа в группе на уроках математики при изучении диаграмм как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Тема данной статьи является весьма актуальной, так как ФГОС второго поколения требует от ученика умения воспринимать информацию, представленную в разных видах, и представлять её по-разному.
Особенностью темы «Диаграммы» в начальной школе является то, что при изучении ученики осваивают форму представления информации, в то время как её содержание не регламентируется. Ученики могут получить информацию в готовом виде или извлечь из различных источников, а могут собрать сами данные, проведя опрос одноклассников по интересующей их теме. Последняя ситуация предоставляет наибольшие возможности для развития коммуникативных умений школьников. Такую работу целесообразнее проводить в группах, т.к. надо вместе выбрать тему, провести опрос, собрать и обработать данные, обобщить их в таблице, затем уже представить на диаграмме. Возникает проблема, как выстроить работу в группах при изучении диаграмм, чтобы она развивала коммуникативные УУД школьников.
Вопросом объединения учащихся в группы занимаются многие психологи и педагоги, например: Михаил Николаевич Снаткин, Исаак Яковлевич Лернер, Маргарита Дмитриевна Виноградова, Илья Борисович Первин и др.
В литературе предлагается несколько критериев для выделения групп учащихся. Они могут быть связаны:
- с особенностями умственной деятельности учащихся (соотношение наглядно-образных и отвлечённых компонентов мышления, совокупность определённых интеллектуальных свойств);
- с личностными особенностями учащихся (отношение к учению, интересы, трудолюбие и т.д.);
одновременно с интеллектуальными и с личностными особенностями школьников.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
По мнению Асмолова Александра Григорьевича, для того чтобы сформировать у учащихся УУД, в образовательной системе существует следующий путь, который проходит каждый ученик:
- вначале формируется первичный опыт выполнения УУД;
- основываясь на опыте, учащийся осваивает знания о способе выполнения этого УУД;
- далее УУД включается в практику учения на уроке и др;
- в завершение организуется контроль уровня сформированности УУД.
В основном содержании курса математики УМК «Планета знаний» (М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова) изучение диаграмм отражено в разделе «Работа с данными». В третьем классе дети знакомятся со столбчатыми и круговыми диаграммами, а в четвёртом классе вводится новое понятие – линейная диаграмма. С точки зрения авторов работа над диаграммами не ограничивается одним разделом, эта работа тесно связана с основным математическим материалом и учебными задачами курса математики. Материалы темы «Диаграммы» нацелены в основном на обобщение и систематизацию знаний учащихся:
- знаний учащихся о способах представлении информации;
- восприятие информации, представленной в разных видах;
- работы с диаграммами;
- перевод одного вида информации в другой (например, текст в схему).
Можно сделать вывод, что очень важно научить ребёнка воспринимать информацию, представленную в разных видах и работать с диаграммами уже в начальной школе. Эту работу целесообразнее проводить в группах, т. к. снижается уровень тревожности учащихся, улучшается психологический климат в классе, вырастает чувство ответственности за проделанную работу, знания усваиваются прочнее, в работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Из этого следует, что групповая форма работы активно включает каждого ученика в процесс усвоения темы.
Для подтверждения этой гипотезы необходимо было провести эксперимент: выбрать экспериментальный и контрольный классы, выявить особенности экспериментального класса для организации работы в группе. Для этого следует определить отношение учащихся к математике, сравнить успешность при изучении математики и выявить уровень коммуникативных УУД.
Экспериментальный класс практически не отличался от контрольного класса, т.к. программы одинаковые, количество сильных и слабых учеников одинаковое, отношение к урокам математики тоже. Задание «Рукавички» в обоих классах показало средний уровень коммуникативности учащихся классах.
В экспериментальном классе можно пронаблюдать резкую дифференциацию детей по уровню знаний, что делает целесообразным применение групповой деятельности в сочетании с фронтальной работой. Эта форма работы будет лучшей при формировании коммуникативных УУД у учащихся.
Обучающий эксперимент проводился в 3-м и в 4-м классах, необходимо было выделить темы из примерного тематического планирования, которые нацелены на изучение школьниками диаграмм. Был взят период – конец 3 класса и весь период 4 класса. Цель групповой работы – активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Из описанных ранее способов формирования групп, в данной работе выбран и реализован подбор группы под лидера.
На первом этапе изучения темы ребятам предлагались готовые диаграммы. На этих
уроках происходило первое знакомство детей со столбчатыми диаграммами. Задания были направлены, с одной стороны, на развитие умения работать с различными видами информации, с другой – на организацию повторения и обработку вычислительных умений. Дети извлекали информацию из диаграмм, отвечали на вопросы.
На втором этапе работы с диаграммами дети переводили информацию из текста в форму диаграммы. Работа также проводилась в группах, а результаты проверялись другими группами. Большое внимание уделялось тому, как учащиеся могут договорится между собой, прийти к правильному решению, распределить роли внутри своей группы.
Третий этап работы усложнялся тем, что дети сами подбирали готовую информацию для составления диаграмм. Каждой группе было дано задание – изобразить на диаграмме какие-то данные о географических объектах, изученных на уроках по окружающему миру.
И на четвёртом этапе обучающего эксперимента была проведена работа по построению диаграмм, когда дети сами выбирали тему, собирали информацию в группе и строили диаграммы. Чтобы самостоятельно построить диаграммы, был дан план их построения, он был взят из учебников УМК «Диалог», так как в учебниках УМК «Планета знаний» его нет. К каждой формулировке плана учитель подводил детей наводящими вопросами.
Экспериментальное обучение было проведено с конца 3 класса и весь 4 класс на уроках математики. Обучение строилось в групповой форме, и именно совместная деятельность обучаемых обеспечила хорошее формирование коммуникативных УУД (по результатам наблюдения учителя).
Чтобы подвести итог экспериментального обучения, был проведён контрольный этап эксперимента, который включил в себя: самостоятельную работу, оценку общей успеваемости по математике и сравнительный анализ уровня коммуникативных УУД.
Эксперимент проводился в контрольном и экспериментальном классах.
Результаты самостоятельной работы у учеников экспериментального класса оказались выше, чем у учащихся контрольного класса. В экспериментальном классе изучение диаграмм осуществлялось преимущественно в групповой форме работы, что в целом изменило результаты к лучшему.
В экспериментальном классе после введения групповой формы работы изменилась в лучшую сторону успеваемость по математике, а результаты в КК остались на прежнем уровне.
Для сравнения уровня коммуникативных УУД (в конце эксперимента), проведена диагностика «Носочки» (по аналогии «Рукавички») в ЭК и КК. Методы, критерии оценивания и уровни оценивания остались прежними, как в методике «Рукавички». Работы детей этих классов показали, что уровень коммуникации остался прежним – средним в КК, а в ЭК стал высоким.
Следовательно, работа в группах на уроке математики при изучении «Диаграмм» оказала положительное влияние на формирование коммуникативных УУД в экспериментальном классе.
В заключении хотелось бы отметить, что групповую работу необходимо включать в любую учебную деятельность, т.к. она способствует хорошему формированию коммуникативных УУД, что заявлено в ФГОС и способствует лучшему усвоению учебного материала.
В курсе математики тема «Диаграммы» стала одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, которая широко используется в СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. У учащихся формируются представления о приёмах сбора необходимых данных и наглядном изображении, что также способствует умению анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение на уроках литературного чтения
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение на уроках литературного чтения...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка
В статье раскрываются теоретические основы, практические основы, а также средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках руского языка...
тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...
Групповая работа на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Групповая работа на уроках в начальной школекак средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной деятельности (обобщение педагогического опыта)
Проблема исследования: каковы возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и ...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе групповой работы.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе групповой работы....