Конспект урока по литературному чтению Тема: Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Мичурина Татьяна Сергеевна

Урок нацелен на знакомствоспроизведением Л.Н.Толстого "Лев и собачка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Зиняковская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

             Класс: 3

             Учебник «Родная речь»

Авторы: Голованова М. В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.

Провела: учитель начальных классов

        Мичурина Т.С.

2012 год

Цели урока

обучающие:

познакомиться с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

 развивающие:

развивать навыки словесного рисования

формировать коммуникативные речевые умения: умение высказать свою точку зрения, посочувствовать или порадоваться за героя

развивать творческое воображение, внимание, речь учащихся

воспитывающие:

воспитывать любовь, внимательное и доброе отношение к животным

Оборудование:

а) для учителя:

волшебная шкатулка, иллюстрации произведений Л.Н.Толстого,

карточки с заданиями для уч-ся, иллюстрации диких животных,

портрет писателя, название произведения, человечки настроения,

иллюстрации льва и собачки, картинный план,

б) для детей:

 учебник, сигнальные карточки,  карточка для оценивания своей работы на уроке

План урока                                                Хронометраж

1мин.

1. Орг. момент

          5мин

2. Проверка домашнего задания

3. Подготовительная работа         4мин

4. Сообщение темы урока        1мин

5. Работа над новым произведением

а) первичное чтение        5мин

б) проверка первичного понимания текста        2мин

в) словарная работа        1мин

г) чтение детьми        5мин

6. Анализ текста        6мин

7. Физкультминутка        1мин

8. Закрепление пройденного

а) вторичный синтез             3мин        

б) коллективное составление картинного плана             2мин

д) пересказ по плану             2мин

в) работа над идеей произведения             1мин

г) творческая работа             3мин

9. Итог урока.  Рефлексия              2мин        

10. Домашнее задание            

Ход урока

1. Орг. момент

«Долгожданный дан звонок

 Начинается…..(урок)

- Садитесь, ребята. Чтобы наш урок сегодня прошёл успешно, начать его нужно с хорошего настроения. А помогут нам в этом две волшебные шкатулки. В первую вы должны сложить всё самое ненужное: тревогу, сомнения, неуверенность. А из второй взять всё самое лучшее: доброжелательность, желание работать на уроке и, конечно, хорошее настроение. (Дети подходят к столу)

-А теперь подарите свои улыбки и хорошее настроение друг другу и нашим гостям.

2. Проверка домашнего задания

-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством

Л. Н. Толстого. Давайте вспомним, какие его произведения вы уже знаете (называют)

-А насколько хорошо вы их помните, вы должны будете показать, выполнив следующее задание: вам предстоит узнать произведение, из которого взяты строки

- Работать будете в группах.  (Детям раздаются карточки с разными текстами, дети обсуждают прочитанное, дают ответ.

Дети из других групп оценивают ответ своих одноклассников с помощью сигнальных  карточек)

-Хорошо. Молодцы.

3. Подготовительная работа

- А сейчас я предлагаю назвать животных, изображённых на картинках.

 ( На доске вывешены иллюстрации диких животных )

- К какой группе животных их можно отнести? (Дикие, хищники)

- Почему? (Сильнее, питаются другими животными, есть острые зубы, клыки.)

- Кого из них называют «царём зверей»?

- Почему? (Грозный, благородный, большая грива)

Дополнит ваши высказывания о льве Яна Кузнецова (Сообщение о льве)

4. Сообщение темы урока

- Ребята, Л. Н. Толстой был не только писателем, но и педагогом.

- Кто такой педагог? Каким словом, близким по значению, можно его заменить? (Учитель)

- Что делает педагог? (Учит)

- Сегодня вы познакомитесь ещё с одним его произведением и узнаете, чему хотел вас научить Л. Н. Толстой, написав этот рассказ.

- Называется произведение «Лев и собачка»

(Вывешивается название произведения)

5. Работа над новым произведением

- Откройте стр. 137 вашего учебника.

- Как называется жанр произведения? (Быль)

- Что такое быль? (То, что было в действительности)

- Прослушайте, я его прочитаю, а вы следите за мной.

а) первичное чтение

до слов «… и бросили ко льву на съедение…» (Остановка чтения)

- А сейчас подумайте, что было дальше? (Предполагаемые ответы детей)

- Теперь давайте узнаем, как было на самом деле.

(Чтение рассказа до конца)

б) проверка первичного понимания текста

- Понравился вам этот рассказ?

- Какие чувства вы испытывали, когда его слушали?

- Приклейте кружочек тому человечку, который передаёт ваши чувства и настроение

( На доске вывешены человечки – настроения)

- Почему вам было грустно?

-Кто главные герои произведения? (Лев и собачка)

( На доске появляются изображения льва и собачки)

Какой лев? Какая собачка?

в) словарная работа

- Как вы понимаете слово «ухватил»?

-Как сказать по-другому «легла подле него»?

г) чтение детьми

6. Анализ текста

- Где происходило событие, описанное в тексте?

- В какой стране находится этот город?

- Как по-другому можно заменить слово «зверинец»? (зоопарк)

- Кто был в зоопарке?

- Кого можно в нём можно увидеть?

- Как вы туда проходили?

- А как в то время можно было туда попасть?

- Как так получилось, что собачка оказалась в клетке у льва?

- Что испытывала маленькая героиня, оказавшись у грозного льва?

- Как относится к ней автор рассказа? (Переживает за неё, жалеет, называет «собачонка»)

- Как встретил собачку лев? Найдите подтверждение из текста.

- Как вы думаете почему? (Была очень маленькая, понравилась ему, показалась забавной)

- Как ей жилось со львом? Найдите подтверждение из текста.

- Как можно назвать их отношения? (Дружескими)

- Кто решил их разлучить?

- Сколько времени они жили вместе?

- Что случилось с собачкой?

- Как лев повёл себя сначала? (Трогал, нюхал)

- Почему он так себя вёл? (Не понимал, что случилось с собачкой, почему она вдруг с ним не играет, не хотел оставаться один)

- Изменилось ли поведение льва, когда он понял, что собачка умерла?

- Как автор передаёт это состояние? Прочитайте.

- Почему лев потом затих?

- Как хозяин зверинца захотел помочь льву?

- Как на это отреагировал лев?

- Что случилось со львом на шестой день?

7. Физкультминутка

- Молодцы! Хорошо поработали, а теперь пришло время отдохнуть.

- Мы немножко отдохнём,

 Встанем, глубоко вздохнём,

 Руки в стороны, вперёд,

 Нас ещё работа ждёт.

 Руки вниз, на пояс, вверх,

 Убегаем мы от всех.

 Побежим скорее в класс,

 Там послушаем рассказ.

8. Закрепление пройденного…

а) вторичный синтез

- Что вы можете сказать о человеке, который так поступил с собачкой? (Не любит животных, злой, бесчеловечный)

- Как бы вы поступили на месте этого человека, чтобы конец рассказа был другим? (Отдать мясо, заплатить деньги, прийти в другой раз, попросить деньги у друзей)

-Кто из героев рассказа вам симпатичен?

- Как по-другому можно назвать этот рассказ?

- А теперь представьте, что вы художники и вам надо нарисовать картинки к этому рассказу. Что вы бы нарисовали?

б) коллективное составление картинного плана с последующим обозначением частей плана на табличках на доске

в) пересказ по плану

г) работа над идеей произведения

- Чему учит этот рассказ? (Быть добрыми, любить животных, заботиться о них)

Л. Н. Толстой показал нам, что могут дружить и могучий лев и маленькая собачка, даже лев её пожалел, а человеку её было не жалко

д) творческая работа

- А у вас есть друзья среди животных?

- Предлагаю поиграть в игру «Колодец добрых дел»

- Какие добрые дела для своих питомцев вы делали? Расскажите.

-Я вижу, что у вас есть большое желание приносить окружающим радость, делать добрые дела. Ведь не случайно доброта – самое главное качество, которое должно быть на Земле.

- Завершить сегодня урок хочется стихотворением:

         Доброта нужна всем людям,

         Пусть побольше добрых будет

         Доброта, она из века –

         Украшенье человека.

9. Итог урока

- Что ценного вы извлекли из сегодняшнего произведения?

- Какое задание вам на уроке показалось интересным?

- Оцените свою деятельнось на уроке с помощью звездочки на отрезке

10. Домашнее задание

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по произведению Толстого Л.Н. "Акула".3 кл.

Конспект урока включает в себя задания на развитие критического мышления....

Конспект урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой. Акула."

Урок интегрированный, проблемный, с элементами исследовательской работы, урок комплексного развития речи, осознанного выразительного чтения художественного текста. Способствует эмоциональному развитию...

конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Правда всего дороже», «Котенок»». 2 класс

конспект урока содержит два урока.Работа со скороговоркой:на уроке дети знакомятся с рассказом Л.Н.Толстого "Правда всего дороже" и "Котенок"затем анализируется рассказ,  проводится словарная раб...

Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Филиппок». 2 класс

Цели:прививать учащимся интерес к школе, предмету;работать над развитием грамотной, выразительной речи.Познакомить учащихся рассказом Л.Н Толстого «Филипок»;Развивать умение делить текст на части, сос...

Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»

Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»...

урок по литературному чтению "Л.Н. Толстой "Лев и Собачка""

Анализ произведения Льва Николаевича Толстого "Лев и Собачка"...