1.Самоопределение к учебной деятельности.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
3.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
4..Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
5.Проектирование и фиксация нового знания.
.Физкультминутка.
9.Включение в систему знаний и повторения. 10.Рефлексия учебной деятельности.
11. Домашнее задание | 1. Проверка готовности учащихся: Самоконтроль готовности к уроку. 2.Установка на урок: (слайд 1) -Тема нашего сегодняшнего урока «Ребята и зверята». Как вы думаете, о чем мы будем говорить? -Мы будем вести разговор о животных. -Я думаю, что мы будем читать о малышах, ведь сказано «зверята», значит они ещё маленькие. -А как вы считаете, легко ли живется сейчас зверятам в лесу? -Им очень тяжело: ещё очень холодно, да и голодно, ведь на земле ещё лежит снег. - А может ли человек помочь зверятам? -Я думаю, что люди могут помочь животным: дать им еду, потому что зверям трудно сейчас добывать себе пищу. -Предлагаю вам сегодня организовать столовую для зверей. Ребята, за правильные ответы на уроке вы будете получать угощение для наших четвероногих друзей. А в конце урока заполним ими кормушку. Итак, за работу! 3. Проверка домашнего задания: а) Цифровой диктант. -С какими животными мы познакомились с вами на предыдущем уроке? - Мы познакомились с Мартышкой, Удавом, Слоненком и Попугаем. -Героями какого произведения они являются? -Это герои произведения «Привет Мартышке». -Кто автор этого произведения? -Это произведение написал Григорий Остер. (слайд №2) -Вам понравилось это произведение? -Да, это очень интересная сказка. -Вы с удовольствием прочитали эту сказку, поэтому, думаю, цифровой диктант будет написан вами без ошибок. ( Дети, используя цифры, оценивают истинность высказываний учителя: верное- 1, ложное -0). (слайд №3)
Взаимопроверка. За безошибочные ответы дети получают угощения для зверей. б) Дифференцированная работа. - Продолжим нашу работу по группам. Предлагаю учащимся 1 и 2 группы план пересказа сказки. Пожалуйста, проверьте, не нарушена ли последовательность изложения. Если есть ошибки, исправьте их.
-Ребята, работающие в третьей группе, прочитайте 2 вопрос к тексту сказки и найдите ответ на этот вопрос в тексте. -Пока ребята готовятся, ученики 4 группы прочитают стихотворение «Горячий привет» с дополнительными пометами, которое написал О. Дриз
Прис-ла-ла мне тё-тя пе-че-нья, кон-фет, Ва-реж-ки, шарф и го-ря-чий при-вет. Вот ва-реж-ки, шарф И кон-фе-ты с пе-чень-ем… Где же при-вет? Я и-щу с не-тер-пень-ем.
И с чем он: с гри-ба-ми? С ка-пус-той? С ва-рень-ем?
На-вер-ное, ма-ма при-вет э-тот пря-чет, Что- бы ос-тыл: вид-но о-чень го-ря-чий. |
(слабочитающие дети читают текст «цепочкой», получают за работу угощение для зверят). -А теперь, ребята, у вас есть время для изготовления обложки к произведению, над которым работают ваши товарищи. ( КТД, учащиеся 4 группы работают над изготовлением обложки к сказке). -Предоставляем слово учащимся 1 и 2 группы. -Мы нашли ошибки в плане. События в сказке происходили в другом порядке: 1.Привет от Удава. 2. Мартышка идёт за приветом. 3. Делюсь хорошим настроением. -Вы хорошо справились с заданием, получите угощение для зверей. -По составленному плану подготовьте пересказ от имени полюбившегося вам героя этой сказки. (слайд4) (дети выбирают карточки с изображениями героев сказки и готовят в микрогруппах пересказ от имени полюбившегося им героя). А теперь послушаем следующую группу. -Ребята, прочитайте вопрос. Дети читают вопрос: -Найди в тексте, как Удав объясняет Мартышке смысл выражения «передать привет», прочти ещё раз. Тебе понравилось объяснение Удава? (учащиеся 3 группы читают подготовленный отрывок). -Вам понравилось объяснение Удава? -Да, объяснение понравилось, ведь он говорит о том, что он делится хорошим настроением со своими друзьями. -Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием, получите заслуженную награду. - Возьмите карточки. Прочитайте внимательно записанные на них слова и определите лишнее слово в каждой из них. (учащиеся 3 группы выполняют задание, определяют в каждой из предложенных карточек лишнее слово).
(проверка выполнения задания слабочитающих учащихся)
-Ребята, покажите, пожалуйста, обложку к данному произведению. (дети вывешивают обложку на доску и комментируют выполнение работы) -Мы читали сказку, поэтому используем «заместитель»- круг. Сказка о животных, раскрашиваем круг коричневым цветом. -Это авторская сказка, поэтому в верхней части обложки пишем фамилию и имя автора - Григорий Остер. -В нижней части пишем название произведения «Привет Мартышке». -За работу вам полагается награда, получайте.
Давайте послушаем краткое содержание этой сказки в пересказе её героев.(представители микрогрупп вывешивают на доске изображение своего героя и от его имени ведут рассказ). (Мартышка)-У меня было плохое настроение. Я сидела на пальме и ела бананы. Мне было вкусно, но грустно. Ко мне подошел Слоненок и сказал, что Удав мне передал привет. Я спустилась за приветом, но Слоненок мне его не отдал. Потерял. Попугай послал Слоненка к Удаву за новым приветом. Слоненок сбегал к Удаву, вернулся и сказал, что Удав передал мне огромный горячий привет. Но и этот привет был потерян. Тогда я сама отправилась к Удаву за приветом и он мне объяснил, что, передавая мне привет, он делился со мной своим хорошим настроением. Я прислушалась и поняла, что у меня прибавилось хорошего настроения. (аналогично пересказ звучит от имени Слоненка, Попугая, Удава). -Итак, перед вами герои прочитанного произведения. Скажите, пожалуйста, а можем ли мы встретить этих животных в наших лесах? -Нет, в наших лесах эти животные жить не смогут. Им не подходит наш климат, питание. -Да, действительно, эти животные привыкли жить совсем в других условиях. Посмотрите, как резвятся обезьянки на своей родине. (слайд 5). Давайте вместе с ними немного отдохнем. Физминутка «Обезьянки». Лучшие качели гибкие лианы, Это с колыбели знают обезьяны. Кто весь день качается, да, да, да! Тот не огорчается никогда! 4. Подготовка к изучению нового материала. -А теперь проверим, какие «лишние» слова нашли ребята, работающие по карточкам. - В карточке записаны слова: щука, лиса, сазан, карась. Лишнее слово «лиса», все остальные слова- названия рыб. -В этой карточке записаны слова: кабан, берёза, липа, дуб. Это названия растений, а лишнее слово-кабан. -Здесь записаны названия домашних животных: кошка, собака, лошадь. А слово «заяц» лишнее, это дикое животное. -Лишнее слово-«волк», он хищник; слова белка, лось, олень - названия травоядных животных. На доске появляется запись: волк, кабан, лиса, заяц -Что вы можете сказать об этих животных? Этих животных можно встретить в наших лесах. -Этих животных можно встретить даже у нас на Кубани, не только в лесах, но и в лесополосах. 5. Изучение нового материала. -Об этих животных написано немало произведений, ведь так интересно наблюдать за их жизнью. Именно этим и занимались писатели Н. Сладков, Е. Чарушин. Из под их пера вышло немало произведений, где описана жизнь лесных жителей. А Е. Чарушин ещё и рисовал героев своих произведений. Обратите внимание, кого чаще всего рисовал автор? (на доске выставка рисунков Е. Чарушина) -Автор чаще всего рисовал детёнышей зверей. А сейчас мы с вами познакомимся с произведениями об этих маленьких жителях леса. Предлагаю вновь работу по группам.
1,2 группа | 3 группа | 4 группа | Чтение рассказа «Сорока и Заяц» Н. Сладкова. Ответить на вопрос: «Почему рассказ так назван?» Приготовиться к чтению в лицах. | Чтение рассказа Е. Чарушина «Зайчата». Подготовиться к чтению «цепочкой», подумать над ответом на вопрос к тексту. | Прослушивание рассказа «Лиса и Заяц» Н. Сладкова. |
(работа с учащимися 4 группы, чтение учителем рассказа «Лиса и Заяц»). -Как вы считаете, почему рассказ так назван? -В этом рассказе разговаривают лиса и заяц. -Прочитайте самостоятельно этот рассказ ещё раз и придумайте, что ответит зайчик на вопрос лисы. (работа с группой 3) -Прочитайте рассказ «Зайчата» цепочкой. (дети читают рассказ «цепочкой»- по одному предложению) -Как же должны вести себя маленькие зайчата? - Им нужно тихо сидеть в траве, не шевелиться. -Прочитайте, пожалуйста, теперь вопрос к этому рассказу и подумайте над ответом. (работа с группой 1,2) Чтение текста учащимися. -Вы познакомились с произведением Н. Сладкова «Сорока и Заяц». Как вы думаете, почему рассказ так назван? -Я считаю, что рассказ так назван потому, что в нём описан разговор Сороки и Зайца. -Прочитаем этот текст вместе и определим, где слова Сороки, а где – Зайца. (работа в группе) -А теперь давайте прочитаем этот разговор в лицах. (чтение текста детьми в лицах) -Спасибо, ребята, за работу, получите угощение для зайчика и обсудите вопрос : Как вы понимаете выражение «заячья душа» и почему о некоторых людях говорят так : «заячья душа»? (работа с учащимися 4 группы) -Ребята, прочитайте рассказ ещё раз. (чтение текста учащимися) -Как вы думаете, что ответит заяц лисе? -Мы считаем, что он скажет о том, что длинные ушки ему нужны для того, чтобы слышать, что к нему приближается враг. -А быстрые ножки ему нужны для того, чтобы убегать от врагов. -Спасибо, вы заработали награду. -Слово учащимся 3 группы. Прочитайте вопрос к тексту. (дети читают) -Как ты думаешь, какие качества воспитываются у зайчат в этом рассказе - осторожность или трусость? -Думаю, что у зайчат воспитывается осторожность, ведь их окружает много врагов. (слайд 6). -Итак, выражение «заячья душа», что же это значит? -«Заячья душа» это значит, постоянное чувство опасности, страха. -А почему о некоторых людях иногда говорят «заячья душа»? -Я думаю, что так говорят о тех людях, которые всего боятся. 6. Итог урока.
-Вот и подошел к концу наш урок, в течение которого вы старательно собирали угощение для наших маленьких четвероногих друзей. Давайте сейчас наполним кормушку. (дети складывают угощение в кормушку). -Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Думаю, что вы никогда не оставите в беде животных, и всегда будете стараться им помочь. Ваши друзья вам говорят «Спасибо». Ребята, а для вас самих этот урок оставил след? Я узнал, что в лесу зверям живется очень тяжело, их нельзя обижать, а нужно помогать. А я теперь знаю, почему иногда говорят «заячья душа». Я хочу прочитать еще книги о зверятах. Ребята, вы все сегодня прекрасно работали на уроке, поэтому каждый из вас может сегодня взять домой учебник и прочитать рассказы, над которыми мы сегодня работали. | Личностные УУД: - интерес к изучению нового произведения
Познавательные УУД: - извлекать информацию, представленную в разных формах.
Коммуникативные УУД: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные УУД: - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные УУД:- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; - строить рассуждения. Коммуникативные УУД: -высказывать и обосновывать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные УУД: - интерес к осознанному чтению текста Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные УУД: - строить рассуждения. Коммуникативные УУД: -высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные УУД: - осознание ответственности за произнесённое слово. Регулятивные УУД: - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные УУД: - осуществлять анализ и синтез. Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; -высказывать и обосновывать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные УУД: - интерес к чтению, к созданию собственных текстов, - осознание ответственности за произнесённое слово.
Регулятивные УУД: - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные УУД: - строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: - слушать и слышать других. Пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
. Коммуникативные УУД: -высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные УУД: - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться совершенствованию собственной речи; - интерес к тексту, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; . Регулятивные УУД: Работать по алгоритму, - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные УУД: - извлекать информацию, представленную в разных формах; - пользоваться словарями, справочниками. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной с учётом речевой ситуации.
Личностные УУД: - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. Познавательные УУД: - строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: -высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные УУД: - интерес к чтению книг.
Регулятивные УУД: - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные УУД:- пользоваться словарями, справочниками. |