Урок литературного чтения 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
А.Погорельский «Черная курица…»
4 класс
Учитель: Шешинева И.В.
Тема: А. Погорельский « Черная курица, или Подземные жители»
Цели урока: Раскрыть нравственный смысл произведения; совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, пересказ текста, выборочного чтения; учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение; учить четко отвечать на поставленные вопросы; совершенствовать элементарные библиографические навыки; закреплять умение самостоятельно работать с книгой; развивать читательскую самостоятельность.
Оборудование: Фильмопроектор, диафильм, магнитофонные записи, магнитофон, макет подземного дворца, изображение Черной курицы, иллюстрации старого Петербурга, элементы костюмов (гребешок, корона, накидка, воротничок ), книга с закладками, кисточки, стаканчик с водой, листок бумаги (у детей).
Ход урока:
- Организационный момент
- Вводная беседа
- Прежде чем начать наш урок, я хочу рассказать вам, какой сон видел недавно мой сын. Будто добрый волшебник сказал ему, что сможет выполнить одно его желание. Сын долго мучился, думал во сне и наконец загадал, чтобы ему подарили трансформер. Я тогда подумала, ведь это действительно очень трудно – выбрать одно-единственное желание из множества. Интересно, а какое желание загадал бы каждый из вас?
( Дети загадывают желания, вдруг беседу прерывает непонятно откуда взявшийся голос.
Магнитофонная запись: «…Ко-ко-ко…Не торопитесь высказывать свои желания. Ко-ко-ко…»
Из-за ширмы появляется фигурка Черной курицы.)
Черная курица. Поспешность может привести к печальному концу… Я знаю одну очень грустную историю о том, как непродуманный поступок маленького мальчика сделал несчастными много людей… Ко-ко-ко…
(Курица исчезает)
- Беседа о книге и об авторе.
- Ребята, а ведь мы с вами тоже знаем эту историю. Придумал её…
(Антоний Погорельский)
- А хотите, я вам открою секрет? Антоний Погорельский- это не настоящие имя и фамилия автора. Вы, наверное, знаете, что многие писатели пользуются литературным именем. Как оно называется?
(псевдоним)
-Правильно. Псевдоним «Антоний Погорельский» взял себе писатель Алексей Алексеевич Перовский, современник Пушкина; взял он его в честь села Погорельцы, в котором жил.
Свою волшебную повесть «Черная курица, или Подземные жители» он написал около 200 лет назад для своего племянника Алеши, который потом стал известным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.
А кто скажет, как звали главного героя произведения?
(Алеша)
- Правильно, автор так его назвал в честь своего племянника.
4. Рассказ учителя.
- Итак, давайте вспомним эту историю…
(Звучит музыка, демонстрируются иллюстрации с видами старого Петербурга.)
- Было это давным-давно, в старом Петербурге. В то время дети учились не в школах, а в пансионах. Как в современных интернатах, ученики жили там без родителей. Девочки тогда учились отдельно от мальчиков.
В одном из таких пансионов находился мальчик Алеша, которому тогда было 10 лет. Он был хороший, добрый, его все любили.
«По воскресеньям и праздникам он читал книги о рыцарях. И тогда воображение переносило его в старинные времена, рыцарские замки, страшные развалины и дремучие леса.
Другое его любимое занятие было кормить курочек, которые гуляли по двору и жили в специально выстроенном для них домике. Алеша знал их всех по именам, разнимал их драки и кормил крошками, которые собирал со скатерти после обеда и ужина.
Особенно он любил черную хохлатую курицу, названную Чернушкой. Она была ласковая и даже позволяла себя гладить.
Однажды Алеша увидел возле своих курочек кухарку. В руках у неё был большой нож. Она просила Алешу поймать черную курицу, и даже схватила её за крыло, как вдруг Алеша так неожиданно бросился на шею кухарке, что та упустила Чернушку.
- Душенька, любезная Тринушка! Пожалуйста, не тронь мою Чернушку!
Та была вне себя от досады и хотела уже бежать жаловаться учителю, но Алеша прицепился к полам платья и так умильно стал просить ее, что она остановилась.
- Тринушка, ты такая хорошая, милая. Оставь мою Чернушку. А я… подарю тебе золотой, его мне моя бабушка…
И кухарка согласилась…»
(На фоне кадров диафильма звучит магнитофонная запись с эпизодом, когда Чернушка впервые появилась в спальне Алеши, до слов «Иди за мной…»)
- Знакомство с книгой.
- А что было дальше, мы узнаем, если откроем книгу, которая лежит у вас на партах.
6. Выразительное чтение.
- Найдите по оглавлению сказку «Черная курица…». Пролистайте её, рассмотрите иллюстрации. Я просила вас найти дома и заложить закладкой красного цвета тот эпизод, в котором рассказывается о том, куда пошел Алеша и Чернушка в первую ночь. Давайте прочитаем этот отрывок.
- Почему в этот раз они не смогли попасть в подземное царство?
- Что же было во вторую ночь?
- Закройте глаза. Постарайтесь представить тронный зал дворца – с хрустальными люстрами, роскошным троном и маленькими человечками, одетыми в рыцарские доспехи, красивые кафтаны, придворных дам.
(В это время демонстрируется макет подземного дворца, зажигаются свечи.)
- Откройте глаза. Куда мы с вами попали? ( к королю подземного царства)
7. Чтение по ролям.
- Что же произошло с Алешей у короля? Откройте страницу, вы должны были заложить её закладкой темного цвета. Прочитайте отрывок по ролям.
-Как отнесся король к желанию Алеши? Давайте перечитаем это предложение.
8. Краткий пересказ текста.
- Кто помнит, что же было с Алешей дальше? Как изменился Алеша? Как он принимал незаслуженные похвалы вначале; потом?
9. Работа с иллюстрациями.
- Пока мы читали книгу, вы рассматривали иллюстрации. Они помогали нам лучше представить прочитанное. А кто мне подскажет, где в книге можно найти фамилию художника, который создал эти иллюстрации?
- Прочитайте фамилию художника.
- Понравились ли вам его иллюстрации?
- А теперь я покажу вам свои иллюстрации. Кто на них изображен?
- Одинаковый ли Алеша на этих рисунках?
- Как вы думаете, какой из этих мальчиков спас Черную курицу?
- Почему вы так думаете?
- А каким мы видим Алешу на втором рисунке?
- Ребята, почему же к нему больше не приходила Черная курица?
- А почему же тогда курица вернула ему конопляное зернышко после того, как Алеша его выронил?
10. Выборочное чтение.
- Давайте прочитаем отрывок, который вы заложили закладкой зеленого цвета, где Чернушка возвращает Алеше зернышко. И мы найдем ответ на наш вопрос.
- Кто может ответить на мой вопрос предложением из текста?
- Ребята, искренне ли было желание Алеши исправиться?
- А что же помешало ему исполнить эти намерения?
- Чем же «заплатил» Алеша жителям подземного царства за их доверие и доброту?
- Как же это получилось?
11. Сопоставление музыкального образа и образа литературного.
- А теперь давайте послушаем музыку. Подумайте, к какому эпизоду из сказки ее можно отнести по настроению.
(Звучит запись музыки композитора Мариэлло.)
- Кто какой эпизод вспомнил? Почему? Какая это музыка?
12. Рисование.
- Возьмите кисточки. Положите перед собой листы бумаги. Постарайтесь передать цветом, тонами, полутонами то настроение, те чувства и эмоции, которые вызывают у вас эта музыка и отрывок из сказки, который я прочитаю…
«Алеша, прощай, более мы не увидимся!.. - Прощай в последний раз!..»
- Кто хочет поделиться с нами своим настроением? Что вы почувствовали? Вам было грустно или весело?
- А как вы думаете, что чувствовал Алеша в это время?
13.Итог урока.
- Ребята, а вы когда-нибудь в жизни испытывали подобное чувство? Как проявлялось это состояние? При каких обстоятельствах? Вы можете не отвечать на этот вопрос. Я знаю, что не всегда бывает об этом приятно вспоминать. Но что поделать? Жизнь преподносит нам разные уроки. Она всегда будет нас испытывать, проверять. И мы должны быть готовы к встрече с трудностями и во всех ситуациях должны оставаться людьми.
(Звучит музыка.)
- Вот мы и прочитали эту добрую, очень грустную и мудрую сказку. Она заставила заглянуть нас в собственное сердце, в свои мысли. Подумать о себе, о том, какие мы, достойны ли мы называться настоящими людьми.
Читая эту сказку, мы не раз задумывались и не раз задавали себе вопрос: «Почему?» Вот и сейчас я хочу задать тот же вопрос: почему нам кажется правдивой, жизненной эта вымышленная история? (Все на свете человеку дается трудом. Только то, что дается трудом, идет на пользу.)
14. Оценки. Домашнее задание.
- Постарайтесь дома нарисовать героев повести так, чтобы мы поняли, в какой момент сказки они изображены. Передайте характер этих персонажей.
- Вы все хорошо поработали на уроке. Спасибо вам. Подойдите ко мне поближе. Положите руки друг другу на плечи. Очень важно чувствовать плечо товарища, знать, что в трудную минуту тебя поддержат. Пожалуйста, не забывайте о том, как раскаивался Алеша. Не повторяйте его ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....