1 класс Урок литературного чтения в период обучения грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
1 класс Урок литературного чтения в период обучения грамоте. Тема "Звуки [д, д’], бука Дд". Педагогическая цель. Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [д, д׳], буквой Дд; обучение чтению слогов, слов с изученными буквами; развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgopolova_r.g._urok_literaturnogo_chteniya_v_period_obucheniya_gramote.docx | 32.79 КБ |
prilozhenie_1.docx | 651.86 КБ |
prilozhenie_2.docx | 10.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Звуки [д, д ׳], буква Д д.
Форма урока: урок открытия новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Технологии: здоровьесберегающая, игровая, информационно – коммуникационная, технология дифференцированного обучения, исследовательский метод обучения, учебный диалог.
Оборудование: презентация; лист А-4 с текстом предложений; карточки со словами; модели звуков; касса букв, ёлочки и кружки для самооценки; песня «Доброта», электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой 1(СD)
Педагогическая цель. Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [д, д׳], буквой Дд; обучение чтению слогов, слов с изученными буквами; развития речи.
Задачи. Познакомить со звуками [д,д׳], буквой Д д.
Овладение умением давать характеристику звукам; формировать навыки чтения
слов, предложений с изученными буквами.
Развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.
Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Формировать навыки работы в коллективе, навыки самостоятельной работы.
Воспитывать культуру учебного труда
Воспитывать любознательность в процессе учения.
Планируемые результаты.
Предметные. Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умеют использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; знают особенности произнесения звуков [д, д׳] и их характеристику; называют букву Дд как знак звука [д или д׳]; различают печатную и письменную, заглавную и строчную букву; анализируют слова по модели; озаглавливают текст.
Личностные. Эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции. Самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.
Метапредметные:
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
эмоционально – положительный настрой на уроке; создание ситуации успеха.
Познавательные: используют знаково – символические средства для решения учебных задач; осуществляют сранение, выполняют звуковой анализ слов, делают вывод. Смысловое чтение.
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; сотрудничество с учителем и детьми
Ход урока | Формируемые УУД |
(Приложение 3 - Слайд 1) (Звучит спокойная мелодия.) Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Улыбнулись все учтиво, Вижу: класс наш хоть куда, Мы начнём урок, друзья. - Сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. (Дети, поворачиваются к гостям и произносят) Дети: «В добрый день и в добрый час, очень рады видеть Вас!» - Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. (Дети повторяют за учителем): Я желаю тебе добра. Ты желаешь мне добра. Мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу. Сегодня мне бы хотелось увидеть, как вы сами умеете добывать знания. А чтобы урок был удачным - мы будем внимательны, активны и точны. - Начинаем работать, а свою работу оценивать нам поможет ёлочка. Ведь за окном зима. А значит скоро Новый год. А знаете ли вы, что более 300 лет назад царь Пётр I издал указ, в котором велел наряжать под Новый год ёлки. А т.к. игрушек не было, то люди украшали ёлку бусами, серёжками, кулонами. А мы будем украшать наши ёлочки цветными кружками. Но кружки необычные: красного цвета - за правильно выполненное задание синего цвета - за задание выполненное с ошибками; вы сами нашли ошибку и исправили её жёлтого цвета - за неудачно выполненное задание, когда вам потребовалась помощь учителя или ребят. (Приложение 1) | Регулятивные УУД (эмоционально – положительный настрой на уроке) |
- Мы продолжаем с вами исследовать звуки и буквы русского алфавита. - Чем отличаются звуки от букв? - Давайте вспомним, какие бывают звуки. (Приложение 3 - Слайд 2 ) | Личностные УУД ( самоопределение - система заданий) |
- Ребята, я сегодня шла на работу и думала, что всего дороже на свете? И вспомнила песню из мультфильма про Фунтика. – Хочу, чтоб вы её послушали. (Приложение 3 - Слайд 3 ) (Звучит 1 куплет песни «Доброта», он оканчивается словами «… всех дороже доброта.») - А вы согласны? - Как вы понимаете, что такое доброта? (ответы детей) - Каких людей мы называем добрыми? - Послушайте предложение: « Друзья, давайте делать добрые дела!» - Какой звук вы услышали в начале каждого слова? ( [д или д׳]) - Давайте вместе сформулируем тему нашего урока. (Звуки [д, д׳], буква Д.) - Возьмите планшет и обозначьте звук [д, д׳] буквой. Выявление причины затруднения. - Поднимите руку, кто не смог выполнить задание. - Почему у вас вызвало затруднение выполнение этого задания? | Личностные УУД ( самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.) |
- Давайте определим для себя цели. На доске схема с буквами: З Н П В А
| Регулятивные УУД ( планировать свою деятельность в начале урока), |
- Давай проведём исследовательскую работу и узнаем особенности новых звуков. Работать будете в парах. Вспомним правила сотрудничества. (Учитель начинает, дети заканчивают предложение.) а). Одна голова хорошо, … (а две лучше). б). Не будь тороплив, … (а будь терпелив). в). Ошибиться … (может каждый). г). Сначала подумай, … ( а потом скажи). д). Умеешь сам … (научи другого). Задание: составьте звуковые схемы слов ДОБРО, ДЕТИ и проанализируйте первый звук каждого слова. Разделите слова на слоги. - Закончив исследовательскую работу, давайте сделаем вывод: (Приложение 3 - слайд 4 ) - Назовите 1-й звук в слове ДОБРО - Какой он? (звук [д] – согласный - Почему? (1. Воздух при произношении встречает преграду: зубы, язык 2. произносится с шумом и голосом 3. слога не образует доб - ро) - звонкий - Почему? (Дети прикладывают ладонь к горлу. Чувствуем дрожание . Слышим гудение, звон) - твёрдый
Аналогичная работа со звуком [д׳]
Самооценка Оцените свою работу в парах. (Слушаем детей). Раскрасьте шарик, опираясь на наши критерии. Оценка учителя. Учитель вывешивает на ёлочку кружок того цвета, которых больше всего раскрасили дети. | Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах); участие в коллективном обсуждении. Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу. |
VI. Физминутка а). Упражнения под музыку. б). Упражнения для глаз (Приложение 3 - слайд 5) | Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни |
Работа со звуками [д,д׳].
- Найди место новых звуков в словах (учитель бросает мяч ребёнку и называет слово, дети определяют, где находится новый звук): Деревня, победа, родители, дорога, соседи, день, дыра, водопад, диван, сосе [т],
Получился … ДИКОБРАЗ
Ты не встреть его к несчастью. Чтоб тебя не проглотил. Он зовётся … КРОКОДИЛ
Строят чудные … ДВОРЦЫ
Хлынул дождик проливной, А потом повисло В небе коромысло. Ребятишек радует цветная … РАДУГА
(Дети, работая в парах, выполняют упражнение «Найди в словах звуки», а если осталось время, могут поиграть в игру «Найди слова со звуками [д,д׳]») 2. Самостоятельно. Составь звуковую схему слова. ( Дети работают по вариантам, затем выполняется взаимопроверка. Кто быстро справился с работой, могут поиграть: упражнение «Отгадай загадку и составь звуковую схему слова – отгадки» Ребята, которые не успели поиграть, а очень хочется, могут это сделать дома.)
Самооценка. Оценка учителя. | Познавательные УУД (логические ): построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Познавательные УУД: доказательство, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах). Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу. |
1. - На письме звуки [д, д׳] обозначаются буквой Д,д. - Где нужна заглавная буква Д? 2. - Давайте пофантазируем. На что похожа буква Д? (Приложение 3 - слайд 7) - Вот стоит дымок пуская Буква Д – труба печная. - Буква Д – добротный дом, Детский садик в доме том. - Д – корабликом плывёт, Д - печной трубой встаёт. 3. Сложи букву из счётных палочек. | Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «буква – знак для звука»
|
IX. Игра «Слово рассыпалось» (Приложение 3 - слайд 8 )
Работа с кассой букв. (дерево, дорога ) 2 ученика работают у доски. - Назовите новый звук в слове. (дерево - буквой д обозначили [д'], дорога - буквой д обозначили [д] ) Самооценка Оценка учителя | Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу. |
- Прочитать предложения , вставить нужные по смыслу слова. …(Дети) играли в лесу. Они увидели около … (дуба) росток. Это из жёлудя вырос … (дубок). Старые .. (дубы) береглú дубок.
-Повторим правила чтения. Как надо читать? (громко, плавно, чётко произносить звуки) - Плавное чтение слогов; слов (сначала чтение по слогам, потом слово прочитывается целиком с правильной постановкой ударения) Проверка работы в группах : чтение предложений. Критерии: Читать громко, чётко. Показать голосом, интонационно начало и конец предложения. Выделить голосом значимое слово. (Дети 1 группы следят за чтением детей по «Азбуке») Беседа. - Что нашли дети в лесу? - Из чего вырос маленький дубок? - Как же дубы берегли дубок? ( предположения детей) - Чтобы проверить, верно ли мы рассуждали, откройте учебник на с. 12.и прочитаем рассказ ещё раз до конца. - О чём же этот рассказ? (о маленьком дубке) - Какой заголовок мы выберем к рассказу? Самооценка, взаимооценка Оценка учителя | Познавательные УУД информационные: работа с текстом; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений, установление причинно- следственных связей Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми, управление поведением партнёра РегулятивныеУУД: оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу. |
XI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
а). – Вспомним цели, которые вы для себя поставили.
- Что особенно понравилось? - Что вызвало затруднение? - Мы выполнили поставленные цели? б). Самооценка знаний обучающимися. -Как вы отработали на уроке? (Приложение 3 - Слайд 11) (На уроке мне было интересно (неинтересно, скучно). Я был внимателен, активен, всё понял, помогал другим ребятам. Я был невнимателен, мало поднимал руку, затруднялся , мне помогали ребята.) в). - Оцените, пожалуйста, себя по следующим критериям: Справился со всеми задачами уверенно, могу помочь другим Справился со всеми задачами Справился со всеми задачами, но мне нужна помощь в … (Дети раскрашивают шарик на ёлочке) (Приложение 3 - Слайд 12) - Спасибо, ребята, за работу. Я увидела, что вы умеете сами добывать знания, помогаете друг другу. - Я в течение урока наблюдала и увидела, что вы хорошо научились оценивать себя и своих товарищей. Покажите, какие нарядные ёлочки у вас получились. Я благодарю вас за работу. | Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока). |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Приложение 1
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Текст
… играли в лесу. Они увидели
около … росток. Это из жёлудя
вырос … . Старые …
берегли дубок.
Вставить слова:
Дети дуба дубок дубы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»
На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...
Особенности организации уроков чтения в период обучения грамоте в условиях 4-летней начальной школы
В работе рассмотрены вопросы особенности организации уроков чтения и письма в период обучения грамоте. Знание психологических основ методики и педагогических требований к огранизации у пом...
Тесты по чтению в период обучения грамоте.
Проверка знаний по фонетике, орфографии и пунктуации в букварный период....
Урок литературного чтения ( в период обучения грамоте) по теме «Звуки [ б], [б\']. Буквы Б, б»
Урок литературного чтения ( в период обучения грамоте) с использованием мобильного класса по теме «Звуки [ б], [б\']. Буквы Б, б». Использование нетбуков экономит время на уроке, вносит элементы ...
Разработка урока по литературному чтению в период обучения грамоте 1 класс."Звук йэ, буквы Е,е"
Урок по литературному чтению по направлению начальная школа предназначен для проведения по учебно-методическому комплексу «Школа России» в курсе обучения грамоте в букварный период. Ресурсом для...
Урок литературного чтения в период обучения грамоте. Тема урока: Звуки [н], [н,] и буквы Н, н.
Урок составлен к учебнику Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Азбука» УМК «Перспектива»...
Рабочая программа по предметам "Русский язык" и "Литературное чтение" в период обучения грамоте, 1 класс
Рабочая прогамма по предметам "Русский язык" (115 часов) и "Литературное чтение" (92 часа) в период обучения грамоте, 1 класс. УМК "Школа России"...