Особенности организации уроков чтения в период обучения грамоте в условиях 4-летней начальной школы
статья по чтению (1 класс) по теме
В работе рассмотрены вопросы особенности организации уроков чтения и письма в период обучения грамоте. Знание психологических основ методики и педагогических требований к огранизации у помогут качественно выстроить учебный процесс обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №82
«Особенности
организации уроков
чтения в период
обучения грамоте в
условиях 4-х летней
начальной школы».
Работу выполнил
учитель начальных классов:
Храмова Ольга Николаевна
План:
Введение. 1-2
Актуальность данной темы. 3-9
Основная часть.
а) Особенности организации уроков чтения и письма в период
обучения грамоте в условиях 4-х летней начальной школы 10-12.
б) Психологические основы методики обучения грамоте шес-
тилетних детей 13-15
в) Педагогические требования к организации обучения гра-
моте в условиях 4-х летней начальной школы 16-17
г) Периодизация процесса обучения грамоте шестилетних
детей 18-20
д) Характеристика современного комплекса по обучению
грамоте 21-23
е) Организация и содержание работы в подготовительный
период обучения грамоте
ж) Организация и содержание работы в основной (букварный)
период обучения грамоте 35-40
III. Заключение. 41-43
IV. Библиография.
V. Приложение.
Помнить – значит сохранить в памяти
порученное тебе другими, а знать - это
значит делать по-своему, не упёршись
глазами в образец и не оглядываться
всякий раз на учителя.
Сенека.
Любить – значит желать другому того,
что считаешь за благо, и желаешь
притом не ради себя, но ради того кого
любишь, и стараешься по возможности
доставить ему это благо.
Аристотель.
«… Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка.
… Укажу только на влияние, которое имеет хорошее или дурное приготовление в отечественном языке и на всё учение дитяти. Изучение каждого предмета передаётся ребёнку, усваивается им и выражается всегда в форме слова Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, тёмно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета.
… Учение детей отечественному языку имеет три цели: во-первых, развивать в детях ту врождённую душевную способность, которую называют даром слова, во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логику этого языка, то есть грамматические его законы в их логической системе …
… Дар слова есть сила, врождённая душе человека, и, как всякая сила, телесная или духовная, крепнет и развивается не иначе, как от упражнений.
… Упражнения дара слова должны быть изустными и письменными, и притом изустные должны предшествовать письменным …», - так Константин Дмитриевич Ушинский определил задачи обучения родному языку для начального этапа (9.104, 162,163,186).
Для современной школы подготовка в области родного языка – центральная проблема обучения. Язык – цель и средство обучения, способ существования и развития личности. Мышление и логика, эмоции и чувства, культура непосредственной и опосредованной коммуникации, освоение наследия и взгляд в будущее – всё это языковая подготовка.
Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая людей в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).
Школа должна обеспечивать детей знаниями по русскому языку и научить применять их в речевой практике. Обучение языку, в процессе которого дети учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме, влияет на общее развитие ребёнка, на успешное усвоение знаний по всем предметам.
Основной задачей начального обучения языку является организация регулярного, интенсивного и систематического усвоения норм литературного языка.
Содержание и объём учебного предмета «Русский язык» определено программой – государственным документом, обязательным для выполнения; программа также указывает требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Программа начальной школы по русскому языку состоит из трёх разделов:
обучение грамоте и развитие речи,
грамматика, правописание и развитие речи,
чтение и развитие речи.
Помимо этого она содержит подразделы: «Внеклассное чтение», «Чистописание».
Рассмотрим только те задачи, которые решает первый раздел «обучение грамоте и развитие речи».
Обучение грамоте решает основную задачу: научить детей читать и писать. В этот период ребёнок учится расчленять речь на слова, слова на слоги и звуки, образовывать из звуков и букв слова. Это способствует развитию фонематического речевого слуха, то есть умения слышать не только произносимые слова и слоги, но и составляющие их звуки. Параллельно в это время научить детей правильно писать буквы, читать и списывать с печатного и письменного текстов, писать под диктовку и так далее.
Обучение в школе начинается с элементарного чтения и письма. В дальнейшем умение читать и писать совершенствуется, укрепляются навыки, растёт степень их автоматизации.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» определяет начальную школу как самостоятельное звено в системе обязательного общего образования, что позволяет начальной школе функционировать и как самостоятельное учреждение, и как первая ступень основной или средней общеобразовательной школы, что соответствует традициям российского образования.
В мировой системе образования начальная школа России занимает стабильное место в первой десятке стран. В сравнении с другими развитыми странами младшие школьники России показывают достаточно высокие результаты обучения.
Анализ статистических данных позволяет определить следующие тенденции в развитии сети образовательных учреждений:
число начальных школ в России сокращается (с 18.688 в 1985 году до 16.990 в 1996 году). При этом часть начальных школ реорганизована в средние, однако большинство из них закрыто, особенно на селе.
Это обусловлено недостаточным финансированием образовательных учреждений, дефицитом педагогических кадров, отсутствием ученических мест для одновременного обучения детей 6 и 7 лет, нежеланием некоторых родителей отдавать шестилетних детей из детского сада в школу. Помимо этого, жесткая регламентация требований к организации школьной среды для шестилетнего первоклассника (три отдельных помещения для игр, занятий, сна) создали большие трудности для их реализации в массовой школе.
Справочно: по результатам международных сравнительных исследований, проведённых в 46 странах мира, начинают обучение с 6 и 7 лет. Продолжительность начального обучения:
3 года – 1 страна (Россия);
4 года – 7 стран (Литва, Румыния, Болгария, Латвия, Словения, Австрия, Германия);
в других странах продолжительность обучения в начальной школе больше.
Начиная с 1986 по 1990 год наблюдалось увеличение контингента учащихся, обучающихся в начальной школе по программе четырёхлетнего обучения (от 5 до 34% от общего числа учащихся начальной школы), в последующие годы это соотношение практически не изменилось и составляет по России соответственно 64 и 36%. (по данным Министерства общего и профессионального образования Р.Ф. на 1999 год).
За последние 5 лет отмечается рост числа таких общеобразовательных учреждений, как школа – детский сад. Обучение в них детей начальной школы создаёт комфортные условия для ребёнка. В школе – детском саду обеспечивается преемственность в организации учебной деятельности детей от 6 до 9 лет.
С 1985 года происходят серьёзные изменения в структуре и содержании начального образования. В связи с переходом на четырёхлетнее начальное образование содержание трёхлетнего образования было трансформировано в соответствии с увеличением продолжительности обучения в начальной школе на год и приходом детей шестилетнего возраста.
В начале 90-х годов начался процесс образования. В начале 90-х годов начался процесс обновления начального образования, ориентированный на кардинальное изменение приоритетов целей обучения, на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных способностей.
За последние годы произошло значительное обновление содержания образования в начальной школе. Первоклассники обучаются грамоте по новым курсам, которые построены на коммуникативно- деятельной основе и ориентированы не только на овладение детьми навыками чтения, письма, но и на развитие познавательных и речевых способностей, формирование у детей интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения.
Комплексный анализ действующей в России системы начального образования, проведённый коллегией Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, свидетельствующей о том, что в последние годы проведена значительная работа по развитию содержания образования в начальной школе, созданию новых учебников, внедрению новых образовательных систем.
Вместе с тем обозначился ряд проблем, требующих решения в ближайшие годы.
В настоящее время (данные 1999 г.) большинство детей обучается в трёхлетней начальной школе и лишь 36% заканчивают четырёхлетнюю школу.
Учащиеся трёхлетней начальной школы в основном должны осваивать примерно тот же объём содержания образования, что ведёт к перегрузке, резко возрастает интенсивность учебного процесса, ведёт к перегрузке, резко выраженной утомляемости, следствием чего является нарушение физического и психического здоровья обучающихся.
За три года не успевают полностью сформироваться необходимые общеучебные умения, навыки самоконтроля, самооценки .
Кроме того, трёхлетний срок обучения в начальной школе не позволяет полно представить в учебном плане жизненно важные для развития младшего школьника предметы, которые обеспечивают формирование воображения, творчества, эстетической и физической культуры.
Исследования специалистов Института возрастной психологии показали, что четырёхлетняя система обучения в большей мере соответствует возрастным функциональным возможностям развития детей, состоянию их здоровья и работоспособности.
Четырёхлетняя школа обеспечивает благоприятную адаптацию ребенка в школе, позволяет снять негативные эффекты школьного стресса, способствует плавному переходу ребёнка из дошкольного детства к систематическому обучению.
Переход нашей системы образования на четырёхлетний цикл обучения в большинстве школ России позволит решить ряд важных педагогических задач:
обеспечить оптимальное распределение материала по годам обучения, что предполагает некоторую перестройку систематизирующих заключительных (вводных) разделов программ для каждого класса;
устранить некоторые несоответствия между предусмотренными программами развивающего обучения знаниями, умениями и навыками и современнным стандартом начального образования;
выделить дополнительное время для решения специфических задач развивающего обучения, обеспечить более плавное вхождение ребёнка в учебную деятельность через игровую;
создать более широкую базу для дифференциации обучения в соответствии с фактическим уровнем развития уровнем развития учащихся путём переноса части обязательного материала в разделы для факультативного изучения;
увеличить количество и разнообразить типы упражнений, обеспечивающих более тщательную и постепенную отработку основных учебных действий, особенно на начальных стадиях обучения.
Исходя из сказанного, классическая четырёхлетняя начальная школа – школа родного языка, материнская по направленности учебно- воспитательного процесса, должна соединить в себе наиболее рациональные идеи и подходы, выработанные с учётом специфики обучения шестилетних детей.
Чтение и письмо – сложные психические процессы. Опытный читатель обладает так называемым «полем чтения», то есть может охватить зрением значительную часть текста (2 –3 слова). При этом читающий схватывают слова по их общему виду. И лишь незнакомые слова взрослый прочитывает по слогам.
«Поле чтения» начинающего читателя ограничено, он охватывает лишь одну букву: чтобы её узнать, нередко приходится сравнить её с другими. Прочтение буквы вызывает у ребёнка желание сразу назвать звук, но мы требуем читать целый слог, поэтому приходится читать следующую букву, удерживая в памяти предыдущую, слить два или три звука и воспроизвести то сочетание, которое составляет единую звуковую структуру слова или слова. И здесь для многих детей кроются немалые трудности. Для прочтения нужно произвести столько актов восприятия и узнавания, сколько букв в слоге, слов в слове.
Кроме того, глаза начинающего чтеца нередко теряют строчку, так как глаз не приучен двигаться строго параллельно строке. Не всегда первоклассник понимает прочитанное, поэтому повторяет слоги или слова по два и более раз. Иногда ребёнок пытается угадать слово по первому слогу, по картинке или по контексту. Все указанные трудности постепенно исчезают, по мере того, как увеличивается «поле чтения».
Письмо – сложное речевое действие. Взрослый человек пишет не замечая элементарных действий, автоматически. У первоклассника этот процесс распадается на множество самостоятельных действий. Он должен следить за положением ручки и тетради, вспомнить письменную букву, соответствующую звуку или печатной букве, разместить её на строчке, соединить с другими. Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребёнка умственно и физически. В связи с этим на уроках следует проводить специальные упражнения для рук и корпуса, чередовать письмо с устными упражнениями.
Кроме того, у детей 6-7 лет слабо развиты мелкие мышцы рук, ещё не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Не закончено формирование и развитие мышц, костей кисти и пальцев, несовершенна ещё нервная регуляция движений.
Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, трудность завершения движений по сигналу. Очень важно отметить, что при выполнении движений у детей этого возраста основной контроль принадлежит зрению и при этом фиксируется не просто «поле чтения», а прослеживается всё движение от начала до конца. Поэтому дети так тщательно, с таким старанием выводят буковки, срисовывают рисунки, так трудно им провести даже несколько параллельных линий, ещё труднее «на глаз» определить наклон, величину букв. Вот почему легче писать и рисовать крупные буквы, большие фигуры.
Психологическое изучение процесса чтения и письма начинающего показывает, что ребёнок длительное время опирается на проговаривание вслух по слогам. Он может услышать произносимые звуки учителем, но, переходя к записи слова, он помогает себе собственным проговариванием к нему.
Ведущая роль во взаимодействии организма ребенка с окружающей средой принадлежит центральной нервной системе. Изучение функциональной зрелости мозга и других отделов центральной нервной системы показала, что дети 6 – 7 лет уже готовы к восприятию и переработке значительного потока информации. В этом возрасте возможно устойчивое внимание, однако оно непрочно, и если появляется что – то интересное, то внимание тут же переключается. Вот почему так активно реагируют дети на новое, яркое. Именно поэтому такое большое значение имеет для шестилеток не словесное объяснение, а показ, яркая картина. Это запоминается гораздо четче, сильнее, чем просто рассказ учителя.
Педагогикой определяются содержание и методы обучения, которые должны соответствовать возрастным возможностям учащихся.
Вниманию первоклассников отличается неустойчивостью, колебанием во время урока, ребенок еще не умеет его концентрировать или распределять.
Отличительная особенность памяти ребенка – преобладание наглядных образов над словесными, поэтому словесный материал запоминается им механически, и без осмысления.
Восприятие в этом возрасте характеризуется тем, что дети воспринимают предмет в целом, не расчленяя его. И в слове они воспринимают прежде всего смысл, а не состав. В первые недели ребенок часто смешивает понятия “слово”, “слог’’, “звук”, и “буква”, путают буквы, сходные по форме, и звуки, близкие по звучанию.
Первоклассник мыслит конкретными образами, абстрактное практически отсутствует.
В связи с этими особенностями психических процессов обучения грамоте организуется с помощью приемов и методов, помогающих реализовать принципы доступности и посильности, наглядности и индивидуального подхода.
Важное место на уроке шестилетних детей занимает игра.
Обучение грамотности детей продолжается при обучении детей:
с семи лет – 3,5 месяца (168 ч. по программе 1 – 3)
с шести лет – 7,5 месяца (243 ч. по программе 1 – 4 )
Процесс обучения грамоте разделяется на два периода: подготовительный (14 дней у семилеток и 54 дня у шестилеток) и основной (букварный): (у шестилеток до середины апреля и до середины декабря у семилеток).
Границы между подготовительным и основным периодами – переход к согласным звукам и буквам.
Подготовительный период имеет свои цели:
приобщение детей к учебной деятельности;
усвоение звуков в результате анализа звучащей речи;
подготовка к чтению и письму;
выявление степени готовности учащихся к обучению.
В подготовительном периоде выделяются две ступени: безбуквенная и изучение гласных звуков. На первой ступени дети овладевают такими понятиями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слог- слияние. В это же время происходит знакомство с учебной книгой – «Русской азбукой», со средствами письма.
На второй ступени подготовительного периода изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], и буквы Аа, Оо, Ии, ы, Уу.
Знакомство с пятью важнейшими гласными звуками и соответствующими буквами обеспечивает ориентировку на гласные при обучении чтению. С буквой Э знакомятся гораздо позже, так как она редко встречается в речи; с йотированными гласными Е, Я, Ё, Ю также на более позднем этапе, так как эти буквы обозначают гласные в особых условиях или слияние согласного с гласным.
Основной период характеризуется постепенным усложнением материала, увеличением объёма читаемых текстов, повышением уровня сформированности навыка чтения и письма, улублением анализа содержания прочитанного.
Начало основного периода совпадает с изучением первой согласной буквы. Главные задачи основного периода:
изучение все буквы;
усвоить сочетания букв;
практически усвоить правила графики;
выработать навык плавного слогового с переходом на целые слова чтения;
развивать интерес к чтению, к литературе;
развивать речь и мышление.
Основной (букварный) период обучения грамоте включает четыре последовательных ступени. На первой ступени букварного периода учащиеся овладевают приёмами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Тексты просты и кратки. Используются слоговые таблицы для чтения и составления слов.
На второй ступени учащиеся овладевают быстрой ориентировкой в слого-звуковой структуре слова, закрепляют основные приёмы чтения слов, включающих слияния в разных позициях. Обучаются приёму выборочного чтения, правильному построению ответов на вопросы, последовательному пересказу прочитанного.
На третьей ступени значительно возрастает объём чтения (несколько текстов на одной странице), появляются стихотворные тексты. Главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения. Большое внимание уделяется развитию связной речи, высказываниям по картинке, активизации и обогащению словаря.
На четвёртой ступени читают много разнообразных текстов, при этом работа приближается к той, которая будет присутствовать на уроках классного чтения.
В основной период обучения грамоте один раз в неделю 20 мин. от урока обучения грамоте отводится на проведение занятия внеклассным чтением.
Обучение грамоте организуется с помощью учебной книги «Русская азбука» (авторы В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестов) как для обучения семилетних, так и шестилетних детей.
В основе «Русской азбуки» лежит творческое использование теоретических положений.
Новым по сравнению с ранее действующими учебниками является иная последовательность изучения звуков и букв. Методическая основа обучения грамоте по «Русской азбуке», а так же «Прописям» 1, 2, 3, 4, (авторы В.Г. Горецкий и Н.А. Федосова) раскрывается в следующем:
построение обучения грамоте с учётом частотности букв и связанных с ними звуков, а так же порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков;
одновременное изучение парных по твёрдости и мягкости согласных звуков;
непременное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых слияниями), а так же овладение плавным слоговым чтением;
применением оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов, помогающих детям в усвоении реально существующих соотношений между звуковой и графической формации слов;
использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучении их главных свойств и признаков;
усвоение учениками ряда грамматико-орфографических правил и выработка умений пользоваться ими в письменных и устных формах речи;
формирование у детей ведущих видов речевой деятельности – говорении и слушания, чтения и письма;
развитие эмоциональной сферы детей на основе нравственного воспитательного воздействия.
Учебник «Русская азбука» подготовлен специально для использования в условиях массового обучения детей 6-7 летнего возраста, впервые вводятся тексты, предназначенные для учеников умеющих читать или знающих все буквы русского алфавита.
Кроме этого в учебнике органически сочетаются представления об учебной деятельности, о структуре детской игры и о возрасте 6-7 лет как переходном от игровой к учебной деятельности. Игровая форма введения понятий позволяет мотивировать постановку новых учебных задач так, чтобы у самих детей (а не у учителя) возникали те вопросы, на которые дети ищут ответ на уроке. В результате возникает возможность с самого начала обучения включить в поиск общих способов действия большую часть класса, а не только тех нескольких первоклассников, у которых уже сложился познавательный интерес.
В учебнике присутствуют игровые персонажи, воплощающие неосознанные, спонтанные лингвистические ориентировки маленьких школьников. Это Буратино, Мальвина, Иван-царевич и так далее.
Игровые персонажи служат не только для более глубокого понимания лингвистических понятий, они аппелируют к эмоциям и воображению детей. В результате резко обогащается поисковая активность класса; дети используют все свои познавательные возможности, а не только формально-логическое мышление, недостаточно развитое у многих 6-7 летних школьников. Работа по «Русской азбуке» строится так, чтобы развитие языковой рефлексии не заглушало языковой интуиции.
В отличии от всех издававшихся ранее азбук и букварей, «Русская азбука» проиллюстрирована одним художником С.Р.Ковалёвым, что позволило избежать стилистической пестроты иллюстраций. Дополняя тексты, они достаточно хорошо, широко и многообразно отражают окружающую действительность, служат богатым источником познания детьми жизни.
Таким образом, перечисленные выше особенности «Русской азбуки» и созданное к нему методическое пособие, а так же «Прописей№ 1, 2, 3, 4 есть основа для «запуска» системы начального образования на четырёхлетний режим образования.
Речевые навыки чтения и письма имеют неоспоримо большое значение в жизни и деятельности культурного человека.
В младшем школьном возрасте дети 6-7 лет обучаются грамоте (чтению и письму), однако выработка автоматизированности этих сложных речевых действий происходит в течение последующего, более длительного периода при условии систематических упражнений с целью качественного совершенствования. От степени овладения этими навыками зависит не только успех продвижения школьника в учебной деятельности, но и его психическое и интеллектуальное развитие.
Рассмотрим более подробно обучение первоначальному письму. Письмо как вид речевой деятельности в сравнении с чтением имеет более сложную природу, характеризующуюся специфическим рукодвигательным компонентом, который реализуется в процессе непосредственного воспроизведения букв и их соединений на бумаге.
Формирование навыка письма как одного из сложнейших навыков человеческой деятельности основывается на определённых принципах обучения.
Принципы обучения письму включают как общедидактические, так и принципы, вытекающие из специфики формирования графических навыков письма. Такие общедидактические принципы, как сознательность в обучении, доступность, постепенный переход от простого к более сложному, повторность, наглядность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, находят своё воплощение в конкретной работе по гистописанию.
Технология обучения первоначальному письму и формирования графического навыка определяется системой принципов, методов и приёмов, используемых на уроках письма, то есть русской графики, и занятиях по выработке автоматизированности действия воспроизведения букв и их соединений на бумаге. Это, прежде всего принципы: 1) поэлементного изучения; 2) одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов, а также: 3) принцип логической группировки буквенных знаков.
Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию буквы должно предваряться формированием в памяти ребёнка чёткого зрительного образа этой буквы, то есть он должен ясно представлять себе, из каких зрительных элементов она (буква) состоит и в каких пространственно-количественных соотношениях эти элементы находятся в ней. Воспроизведение букв реализуется также на основе элементов, но теперь уже двигательных. Благодаря этому у ученика формируется дифференцированный зрительно-двигательный образ каждой буквы, что составляет необходимую основу для выработки графического навыка.
Системно-структурный подход к графическому материалу, то есть алфавиту письменных букв позволил наполнить традиционный поэлементный принцип новым развивающим содержанием, так как стало возможным совокупность письменных букв русского алфавита структурировать в виде графической системы. Основу этой системы составляют восемь элементов, то есть структурных единиц: прямая линия ( ﺍ ), линия с закруглением с одной стороны ( Į ), линия с закруглением с двух сторон ( Ѕ ), линия с петлёй ( j ), линия с четвертным овалом ( Ь ), плавная линия ( ), овал ( О ) и полуовалом ( כ ). Если форма – постоянное свойство названных выше элементов, то к их переменным свойствам следует отнести размер, пространственное положение и количество.
Принцип одновариантного (стабильного) начертания письменных букв обусловлен закономерностями движения руки при письме. Это прежде всего пронация: круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу, -
Рука в процессе письма выполняет единообразные, идентичные движения.
Суть логической группировки буквенных знаков заключается в том, что все буквы объединены в 8 групп по признаку наличия в них общего (одного и восьми) элемента. 1 группа: и, ш, й, И, Ш, Й, г, п, т, р; 2 группа: Л, М, Я, л, м, я, А; 3 группа: ц, щ, Ц, Щ, у, Ч, ч; 4 группа: с, е, ё, С, Е, Ё, о, О, а, д, б; 5 группа: ь, ы, ъ, в; 6 группа: Н, Ю, К, н, ю, к; 7 группа: з, э, х, ж, В, З, Э, Х, Ж, ф; 8 группа: Ф, У, Г, П, Т, Б, Р, Д.
Логический принцип группировки письменных букв позволяет нам в довольно короткий срок после букварного периода целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти учащихся чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки и тем самым заложить прочные основы к выработке автоматизированности графического навыка.
Наиболее острой является проблема обучения письму шестилетних детей. Как известно, в этом возрасте рука ребёнка (мелкая мускулатура пальцев, координация движений, неокончившееся окостенение кисти) не готова к быстрому овладению письмом. Дети в этом возрасте могут успешно овладеть процессом чтения, но медленное развитие письма тормозит овладение ребёнком грамоты.
Эти проблемы в настоящее время являются дискуссионными, и полностью проблема обучения письму детей шестилетнего возраста не решана. Остаются нерешёнными вопросы о роли сознания зрительного и тактильного образа буквы, попытки подготовки моторики до и во время обучения письму. Активно работали над этими проблемами Ю.И.Фаучек, Н.Г.Агаркова, Е.Н.Соколова.
Методический комплекс по обучению письму созданный авторами В.Г.Горецким и Н.А.Федосовой, состоящий из «Прописей» №1,2,3,4 и методического пособия тех же авторов, направлен на то чтобы научить ребёнка писать, уметь выражать свои мысли письменно, то есть уметь общеться. При этом письмо должно стать потребностью самого ребёнка, стимулировать в нём желание не только писать, но и сочинять скороговорки, стихотворени, совершенствовать речь. И что самое важное, этот комплекс учитывает возрастные особенности детей шестого года жизни.
В основе этой обучающей системы лежит предваряющее ориентировочное действие (работа практического характера перед письмом или вспомогательная работа при письме: модульная сетка, конструирование с помощью гибких материалов элементов букв, самих букв и так далее).
Такой подход облегчает усвоение навыков техники письма, позволяет уже в начале обучения письму развивать орфографическую зоркость, слуховое восприятие речи.
Итак, вот он мой 1А класс. С чего начать всю эту огромную работу? Опираясь на многолетний труд учёных педагогов и психологов, я решила идти по следующему пути: в период обучения грамоте выработать у детей навыки элементарного чтения и письма, я так же подготовить учеников к усвоению грамматических и словообразовательных норм родного языка, правил орфографии, развить речь и мышление учащихся.
Начала я свою работу с выявления степени готовности к обучению. В итоге у меня получились такие таблицы (см. приложения 1).
Кроме этого я выявляла готовность к звуковому анализу, устную связную речь. Всё это получило своё отражение в диагностических картах, заведённых на каждого ученика (см. приложение 2).
Уроки в начальный период обучения грамоте я строила с учётом особенностей внимания первоклассников, ведь дети не могут долго заниматься одним делом и быстро утомляются. Поэтому приходилось менять виды деятельности каждые 10-15 минут. Кроме этого важно было организовать работу так, чтобы рассказ и беседа сменялись активными действиями и физическими упражнениями.
Фрагмент урока 10 (с. 14 «Русской азбуки»).
Тема: «Звуки речи».
Подбор слов к заданной схеме:
Задание в форме игры «Кто больше назовёт таких слов».
Составление детьми рассказов о детских играх по картинке на доске. (Игры детей).
Представление о звуке. (Дети работают стоя). Дети выстраиваются цепочкой, ученик в роли машиниста даёт гудок (у-у-у)
Когда ещё произносят «у»? (при испуге, удивлении).
Какой звук произносит девочка, качая куклу? ( [a] ).
Когда ещё так говорят? (у врача, когда вспоминаем что-либо).
Вывод: звуки мы произносим и слышим.
Физминутка.
Я нашла себе жука (ходьба на месте)
На большой ромашке (руками показываем ромашку).
Не хочу держать в руках, (мах рукой)
Положу в кармашек. (имитация движения)
Ой, упал мой жук, (обхватить голову руками)
Нос испачкал пылью. (показать на свой нос)
Улетел зелёный жук,
Улетел на крыльях. (имитация движения).
Кроме того, на уроках используя занимательные и игровые моменты: отгадывание загадок, рассказывание сказок и их инсценировка, словесное рисование, чтение стихотворений наизусть.
Уже на первом этапе работы, я раздаю детям карточки для звукового анализа (см. приложение 3). Эти карточки представляют собой картонную полоску 15 см. в длину и 3 см. в ширину.
На этих полосках наклеены 7 поперечных полосок разного цвета. С помощью этих карточек дети показывают количество звуков в словах.
У каждого ребёнка есть пакет со звуковыми схемами для составления схем к любому заданному слову.
Важно с первых уроков учить детей правильно ставить ударение в словах. Мне и моим ученикам в этой работе помогает обычный … карандаш. Дети берут в руку карандаш (неочищенным концом вниз) и отстукивают количество слогов в слове вместе с учителем, а в дальнейшем – самостоятельно. Ударный слог выделяется более сильным ударом. Нехитрый, но очень действенный приём.
Чтобы подсчитать слова в предложении на первых порах использую отмашку рукой при произнесении каждого слова. Сколько взмахов руки, столько и слов в предложении. Когда дети научатся читать (основной период), этот способ будет актуален лишь тогда, когда предложение будет восприниматься учащимися на слух, а не прочитываться.
Все эти маленькие хитрости помогают маленькому человечку легче адаптироваться к школьной деятельности, делают учёбу доступнее для понимания и осмысления, а главное дети с удовольствием выполняют задания учителя.
Уроки письма в подготовительный период так же имеют свои особенности. Подготовительный период состоит из трёх этапов: 1) адаптационный (тут и далее «Пропись» №1 с. 6-12); 2) рабочая строка (с. 13-22); 3) элементы букв (с. 23-32). На первом этапе первоклассники знакомятся с гигиеническими правилами письма, причём каждое гигиеническое правило изучается отдельно в следующем порядке: посадка; положения листа, рук, ручки; движение ручки по строке. При этом я сама сначала показываю, совместно с детьми анализируем положение, анализируя ошибки, допущенные при этом.
На этом этапе главными помощниками для моих учеников стали штриховка и обводка фигур. «Пропись» №1 изобилует этими заданиями. При штриховке дети производят движения рукой, необходимые для развития всего двигательного аппарата руки. Во время такой работы дети не чувствуют усталости, хотя рука совершает те же мускульные сокращения, что и при письме, но делает это свободно, поэтому и гигиенические правила письма устраиваются легче.
На втором этапе подготовительного периода дети знакомятся с рабочей строкой и учатся писать в ней (с. 13-22).
Третий этап ставит своей целью научить писать основные элементы букв, находить их в буквах (с. 23-32), знакомить с названиями элементов букв.
В это время встречаюсь с родителями своих первоклассников каждый день. Даю рекомендации для укрепления и развития мелких мышц рук, координации движений. Это могут быть упражнения в растёгивании и застёгивании пуговиц, завязывании и развязывании лент, перекладывании мелких игрушек тремя пальцами (большим, указательным и средним), всасывании пипеткой воды, плетении из ниток, лепке, рисовании кистью и многое другое.
Все эти упражнения, как и гимнастика для пальцев, которая проводится на каждом уроке дважды, укрепляет руку, а так же снимает напряжение мышц во время урока письма.
Привожу одну из пальчиковых гимнастик, используемых перед письмом:
Сидит белка на тележке,
(сгибание пальцев рук и разгибание в такт песенке)
Продаёт она орешки:
(встряхивание кистей рук)
Лисичке – сестричке,
(сгибание в такт больших пальцев обеих рук)
Воробью,
(сгибание указательных пальцев)
Синичке,
(сгибание средних пальцев)
Мишке косолапому,
(сгибание безымянных пальцев)
Заиньке усатому.
(сгибание мизинцев).
Таких гимнастик у каждого учителя очень много. Меняя их на каждом уроке, вызываю у детей интерес – а что сегодня их ожидает на уроке?
Продолжительность основного (букварного) периода различна при обучении по программе 1-3 и 1-4: около шести месяцев, то есть до середины апреля при обучении шестилетних детей, и три с половиной месяца (до середины декабря) при обучении семилеток.
Граница между подготовительным и основным периодами – переход к согласным звукам и буквам.
Перечислим основные задачи основного периода:
изучить все буквы;
научить детей, правильно соотносить звуки и буквы;
усвоить сочетания букв;
практически усвоить правила графики;
выработать умение плавного слогового с переходом на целые слова чтения;
развивать интерес к чтению, литературе;
развивать речь и мышление.
Как уже отмечалось, основной (букварный) период обучения грамоте включает в себя четыре последовательные ступени.
На первой ступени учащиеся овладевают приёмами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. На этом этапе работы очень помогает разрезная азбука, слоговые таблицы, предметные картинки, по которым учащиеся учатся связному рассказыванию. По предметным картинкам учащиеся анализируют слого-звуковой состав слов с применением схем, выполняют словарно-логические упражнения, знакомятся с многозначными словами и словами, противоположными по значению, составляют предложения, выполняют упражнения по составлению слов.
На первой ступени букварного периода дети овладевают письмом слогов и первых слов, умением правильно писать слова на одинаковом расстоянии, записывать буквами слияния, не отрывая ручки от бумаги.
Стремясь помочь ребёнку оалвдеть слоговым чтением, я искала условные значки, которые помогли бы ученику овладеть чтением. Эти знаки я заимствовала из «Букваря» Д.Б.Эльконина. Слияние начала обозначать таким значком: до, на, ко, си. Если начертан этот знак, значит, надо слить эти звуки. Точка под буквой обозначает, что тянуть нельзя, нужно произнести отрывисто: дом, сумка, клён. Благодаря этому приёму дети быстрее овладевали чтением.
На каждом уроке использую хоровое чтение напечатанного на доске. Чтобы заинтересовать детей, провожу чтение в игровой форме: «Поймай шары», «Путешествующие слоги», «Поймай воздушного змея».
Каждый урок начинаю с речевой разминки:
би – бе – ба – бо – бу – бы;
ри - ре – ра – ро – ру – ры;
ста – сто – сту – сты – сти.
В работе над артикуляцией использую скороговорки, считалки:
Течёт речка, печёт печка.
Водовоз вёз воду из водопровода.
Чтение шёпотом:
Ра – ра – ра – Вере спать пора
Ры – ры – ры – Летают комары.
Ро – ро – ро – на полу стоит ведро.
Чтение вслух:
арка – арца арла – арча
арта – арща арси – арши
Чтение громко – быстро:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь.
Главная задача второй ступени – научить быстро ориентироваться в слого-звуковой структуре слов и закрепить основные приёмы чтения слов, включающих слияния в различной позиции.
Дети учатся повторному выборочному чтению, учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, последовательно пересказывать прочитанное, читать текст про себя, готовясь читать его для класса.
В это время широко использую ребусы, которых много в учебнике; соотнесение слов с рисунками; рассказывание по серии картинок.
Уроки письма включают в себя разнообразные виды работ: списывание с готового образца, воображаемое письмо, анализ формы букв; письмо отдельных букв без соединения с другими буквами, письмо сочетаний букв, слогов, целых слов с целью выработки навыка соединений букв.
На третьей ступени основного периода значительно возрастает объём чтения (несколько текстов на странице). Дети учатся читать не только прозаические, но также и стихотворные тексты. Главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения, причём в связи со звуковым анализом детям разъясняются правила произношения слов в речи (орфографические нормы).
На этой ступени ещё больше внимания следует уделять высказыванием по картинкам и наблюдениям, активизации и обогащению словаря.
Именно в этот период я начинаю работу по формированию навыков грамотного письма. Прежде всего это развитие фонематического слуха. Дети учатся слышать звуки, определять их количество в слоге, а затем в словах, различать гласные, согласные, ударные, безударные.
На четвёртой ступени дети много и разнообразно читают тематически сгруппированные произведения детских писателей.
Заключительная часть основного периода обучения грамоте серьёзны и помогают решать задачи подготовки к урокам чтения по книгам для чтения.
Так как основой обучения грамоте является звук, то на уроках обязательно провожу звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и слогов, анализ звуков и артикулирование (когда это возможно), работу над дикцией, логопедическую работу.
В своей работе я использую приёмы звукового анализа и синтеза, которые разработаны С.П.Редозубовым.
Анализ:
1) Выделение слов из речевого потока: речь предложение слово.
2) Деление слова на слоги и отчётливое произношение слов, выделение ударного слога.
3) Выделение нового звука.
4) Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчёт количества звуков в слове, определение характера связи между ними, слогового состава.
5) Артикулирование звука, анализ его образования.
6) Сопоставление и сравнение слов и слогов по звучанию.
7) Составление таблиц гласных и согласных звуков и букв.
Синтез:
Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление его из разрезной азбуки: чтение слога или слова.
Образование слоговых таблиц на основе гласного или на основе согласного; чтение таблиц из разрезной азбуки.
Чтение слов по подобию: сыр – сор.
Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова: мал – мала, мел – смел.
Добавление звука в середине слова: плот - пилот.
Перестановка слогов: сосна – насос.
Отбрасывание звука или слога: сухари – сухарь.
Добавление слога: наша – Наташа.
В обучении грамоте анализ всегда идёт несколько впереди синтеза, но в целом они неразрывны; анализ создаёт основу для овладения процессом чтения, синтез формирует навык чтения.
В заключение хочу сказать, что овладение элементарными навыками чтения и письма в период обучения грамоте – это начало длительного процесса изучения школьниками русского языка. При обучении детей грамоте я, как и все педагоги, преследую как ближайшие, так и отдалённые цели: выработка у детей навыков элементарного чтения и письма, подготовка учеников к усвоению грамматических и словобразовательных норм родного языка, правил орфографии, развитие речи и мышления учащихся.
Но никакие силы не смогут заставить первоклассника читать, писать, размышлять, если в классе не будет атмосферы сотрудничества, доброжелательности, уюта и комфорта.
Цель моей работы: раскрыть особенности организации уроков чтения и письма в период обучения грамоте в условиях 4-х летней начальной школы. Можно закупить новые учебные книги, прописи, методические пособия, но, пока учитель не изучит психологию шестилетнего ребёнка, невозможно говорить о переходе обучения по программе 1-4. весь процесс обучения в период обучения грамоте зависит от профессионализма учителя, умения ладить с учащимися и, наконец, от любви к детям. Только кропотливая, систематическая работа может дать желаемый результат.
На диаграмме можно наглядно увидеть уровень сформированности навыков чтения моих учеников.
Более подробно данные рубежного контроля представлены в приложении №4.
Практически все мои первоклассники в конце первого года обучения умеют связно воспроизводить все письменные буквы, знают начало и направление движения при письме, знают и используют три вида соединений букв, познакомились, по меньшей мере, с 10 видами орфограмм:
Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных;
Заглавная буква в начале предложения и точка в конце;
Правописание сочетаний жи, ши;
Правописание сочетаний чу, щу;
Правописание сочетаний ча, ща;
Отдельные случаи написания парных звонких / глухих согласных;
Отдельные случаи написания безударных гласных;
Отдельные случаи написания непроверяемых безударных гласных;
Разделительный Ъ;
Разделительный ь.
Работа над этой темой помогла мне в поиске оптимальных путей воспитания и обучения школьников именно в 4-х летней начальной школе, в необходимости ещё и ещё раз обращаться к передовому опыту учёных, педагогов и психологов.
Библиография.
Горецкий В.Г., Федосова Н.А.. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Москва: Просвещение, 1996г.
Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987г.
Методика обучения грамоте (под редакцией Т.П.Сальниковой). Москва – Воронеж, 1996г.
Методика обучения чтению (под редакцией Т.П.Сальниковой). Москва – Воронеж, 1996г.
Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. М.: Просвешение, 1990г.
Помогайка / Под редакцией О.В.Джежелей). М.: Столетие, 1995г.
Справочник руководителя и учителя начальной школы. Тула, Родничок, 1999г.
Тикунова Л.И. Раздаточные материалы по чтению. М.: Дрофа, 2002г.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968г.
Я расту / Под редакцией О.В.Джежелей). М.: Просвещение, 1994г.
Агаркова Н.Г. Информационно-методическое письмо «Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников» Начальная школа.- 1998. №8 – с.9-17.
Евладова Е.Б., Петракова Т.И. Подготовка будущих учителей к обучению шестилетних первоклассников письму (Начальная школа, 1991г. №6 с.78-81.
Петрова И.А. Переход на четырёхлетнее начальное обучение в образовательной системе Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова (Начальная школа, 1999г. №7 с.3-11).
Савельева Н.А., Зинченко И.В. Работа над формированием навыков грамотного письма (Начальная школа, 1992г. №4 с.26-28).
Трубицына Г.Д. Орфографическая пропедевтика на уроках обучения грамоте. (Начальная школа, 1990г. №3 с.26-28).
Фролова Л.А. Об орфографической работе в период обучения грамоте шестилетних детей. (Начальная школа, 1990г. №7 с.24-27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»
На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...
Примерное тематическое планирование уроков чтения в период обучения грамоте.
Тематическое планирование уроков литературного чтения в соответствии с ФГОС. 1 класс. УМК "Гармония"...
Урок литературного чтения ( в период обучения грамоте) по теме «Звуки [ б], [б\']. Буквы Б, б»
Урок литературного чтения ( в период обучения грамоте) с использованием мобильного класса по теме «Звуки [ б], [б\']. Буквы Б, б». Использование нетбуков экономит время на уроке, вносит элементы ...
Разработка урока по литературному чтению в период обучения грамоте 1 класс."Звук йэ, буквы Е,е"
Урок по литературному чтению по направлению начальная школа предназначен для проведения по учебно-методическому комплексу «Школа России» в курсе обучения грамоте в букварный период. Ресурсом для...
Урок чтения в период обучения грамоте
обучение чтению...
Педагогические условия организации орфографической работы в период обучения грамоте
Формирование орфографического навыка у младших школьников как психолого-педагогическая проблема. Общая характеристика орфографического навыка. Цель, задачи, содержание периода обучения грамоте. ...
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО
Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет; он приобретал и сторонников, и противников. На сегодняшний день ясно од...