Разработка урока по литературному чтению в период обучения грамоте 1 класс."Звук йэ, буквы Е,е"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Найденко Алла Дмитриевна

Урок по литературному чтению по направлению начальная школа предназначен  для проведения по учебно-методическому комплексу «Школа России» в курсе обучения грамоте в букварный период. Ресурсом для проведения урока является учебник «Азбука»авторов В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Виноградской, М.В.Бойкиной, изданный в г.Москва «Просвещение» 2011 г.

Для изучения курса «Обучение грамоте» определено 5 часов в неделю. Данный урок является первым уроком по изучению йотированных гласных и определению способов определения их в потоке звучащей речи.

Содержание урока предусматривает деятельностный подход и определяет зону ближайшего развития таких универсальных учебных действий как  личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные. Урок относится к типу урока формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями .Целевое назначение урока состоит в применении усваиваемых знаний об йотированных гласных в решении учебных заданий и в формировании орфографической зоркости, с опорой на полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_chtenie_bukva_e.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Пояснительная записка.

Урок по литературному чтению по направлению начальная школа предназначен  для проведения по учебно-методическому комплексу «Школа России» в курсе обучения грамоте в букварный период. Ресурсом для проведения урока является учебник «Азбука»авторов В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Виноградской, М.В.Бойкиной, изданный в г.Москва «Просвещение» 2011 г.

Для изучения курса «Обучение грамоте» определено 5 часов в неделю. Данный урок является первым уроком по изучению йотированных гласных и определению способов определения их в потоке звучащей речи.

Содержание урока предусматривает деятельностный подход и определяет зону ближайшего развития таких универсальных учебных действий как  личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные. Урок относится к типу урока формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями .Целевое назначение урока состоит в применении усваиваемых знаний об йотированных гласных в решении учебных заданий и в формировании орфографической зоркости, с опорой на полученные знания.

Урок состоял из следующих этапов, формирующих УУД:

1.Этап мотивации предполагал определение учащимися значения и смысла приобретаемых знаний в практической жизни.

2.На этапе включения в учебную деятельность применялся метод групповой работы, обеспечивающий социальную компетентность младшего школьника, а именно: умение слушать и слышать других, вступать в диалог, участвовать в обсуждении и выстраивать взаимоотношения со сверстниками.

3.На этапе выявления места и причины затруднения применялся проблемно-поисковый(продуктивный) метод изучения материала, организован процесс постановки вопросов «Что я знаю?», «Что должен узнать?»

4.На этапе построения действий выхода из затруднения учащиеся следуют изученному алгоритму: определение места новой буквы на ленте букв по характеристике звука, который она обозначает.

5.Этап открытия новых знаний предполагал сравнение новой буквы с окружающими предметами, выявление существенных признаков сходства этих предметов и буквы.

6.В ходе выявления нового затруднения определяется проблема обозначения мягкого слияния (двух звуков) одной буквой и выявления вывода о том. Что два звука на письме обозначаются буквой е. Дается понятие- йотированного звука .На данном этапе применяются методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источника информации(учебника)

7.На этапе первичного закрепления и применения нового знания учащиеся определяют основные вопросы урока, упражняются в чтении открытых и закрытых слогов с изученной буквой, работают в парах и определяют в тексте йотированные гласные. В ходе закрепления используются возможности электронного ресурса приложения к учебнику «Азбука», материал которого позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке.

8.В ходе закрепления и применения нового знания применяются активные методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: логические игры, дифференциация звуков.

9.На этапе заключения применяется прием мотивации для  нахождения информации в разных источниках для ответа на вопрос учителя

10.Этап  рефлексии отражает подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность

К показателям результативности данного урока можно отнести умение читать слоги и слова с изученной буквой е, определять в звуковом потоке речи йотированные звуки, выполнять звуко-буквенный анализ слов, умения выделять и использовать при ответе опорные слова(йотированные гласные, хитрые гласные, антонимы), прозвучавшие в вопросах учителя. Сюда можно отнести и межнадпредметные умения, которые проявляются в развитой речи учащихся, в навыках самоконтроля, в умении работать с учебником, в умениях делового сотрудничества в условиях парной и групповой работе.

                                       Тема: «Звук [й,э],[э].Буквы Е,е»

Цель темы: формирование у учащихся мотивации к обучению.

Задачи: познакомить учащихся с буквой «е»-заглавной и строчной, с её звуками; научить сравнивать заглавную и строчную буквы, выполнять последовательность действий, оценивать результаты своей работы на уроке

Планируемые результаты:

1.Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

2.Познавательные общеучебные: развивать познавательную инициативу(умение задавать вопросы, участвовать в учебном процессе); знакомиться со звуками[й,э],[э] и буквой «е»;

3.Познавательные логические: формировать умение сопоставлять звук и букву, формировать фонематический слух;

4.Коммуникативные: формировать умение работать в группе, договариваться и принимать решения

Термины и понятия: йотированные гласные,  антонимы

Ресурсы: учебник «Азбука», электронное приложение к учебнику, иллюстрации с изображением льва, ежевики, ершей, ехидны, экскаватора, схемы слов, гласные буквы, лента букв.

1.Мотивация учебной деятельности

Учитель. Азбука-начало всех наук.

Ведь слова рождаются из букв.

Если буквы будешь знать,

Сможешь книжку прочитать.

И услышишь в тот же час

Увлекательный рассказ.

2.Включение в учебную деятельность.

Соревнование ударных мастеров. Класс делится на 5 команд по числу изученных гласных(а,о,и,ы,у).На столе у каждой команды- визитная карточка, которая видна всем. На ней гласные буквы.

Учитель. Мы приглашены в Страну слов для срочных ударных работ. Ураганом сорвало со слов все ударения-слова потеряли живую силу. Мы сейчас ударные мастера. Но работы так много, что мы её  разделим. Каждая бригада мастеров будет ставить ударение только на свой ударный звук. Стоящие на столе буквы подскажут вам, за какой гласный звук вы отвечаете.(Учитель произносит слово и медленно хлопает в ладоши 3 раза, чтобы дети успели переговорить, команда «оживляет» слово. Она должна взяться за руки и поднять их вверх)

Слова: алмазы, рубины, изумруды, золото, скакуны, реки

3.Выявление места и причины затруднения

Учитель. Какое слово ударные мастера не смогли «оживить»?( слово реки).Выделите в слове ударный звук(звук [[э]). Произнесём это слово и хорошо потянем ударный гласный звук. ([р’-э-э-ки]) Какой слышим звук? ([э-э-э].) Как произносится согласный звук, который составляет с ним слог-слияние? (Он звучит мягко [р’].) Как читались согласные звуки, когда за ними следовал гласный [э]? (Твёрдо.)Какая возникла проблема? (согласный звук звучит мягко, хотя [э] указывает на твердость предшествующего звука)

 Вот эту проблему мы сегодня и будем решать. А поможет нам разобраться гость из Страны слов. Кто это(лев) Задавайте ему вопросы, спрашивайте о новом звуке. На грамотные вопросы лев обязательно ответит.(Учитель корректирует вопросы, при этом выделяются и поощряются следующие грамотные вопросы: Где место буквы на ленте букв, всегда ли  согласный  перед ней- мягкий? Какой звук обозначает новая буква в начале слова?

4.Построение действий выхода из затруднения

Звуко-буквенный анализ слова и определение слоговой структуры. Работа со звуковой схемой.

Произнесите название этого животного ещё раз, скажите, сколько в нём слогов. (В этом слове один гласный звук, значит, один слог.) Составим схему и подтвердим ту необычную ситуацию, которая у нас получилась

Определение места буквы на ленте букв.

 Рассмотрите ленту букв и подумайте, где стоят буквы гласных звуков, с которыми в слоге-слиянии согласные читаются твёрдо? Перечислите эти гласные буквы. (а, о, у, ы, э.)

а

о

у

ы

н

л

р

в

и

к

т

с

Какие буквы гласных звуков стоят в нижнем ряду? (Буква гласного звука [и].) Где будет место новой букве(в нижнем ряду) (Нам тоже нужна такая буква, с которой в слоге-слиянии согласный звук будет читаться мягко. Но этот звук должен быть очень похож на звук [э].

Какая осталась буква, которой не смогли воспользоваться Мастера ударения?(Показ букв Е,е)

5.Открытие новых знаний.

Игра «Вообразилия»

На что похожа эта буква?(лестница, гребень, грабли)

На дворе- такая жалость!-

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

Ева гребнем причесалась-

В нем три зубчика осталось.

Е на грядке пригодилась-

Вместо грабель потрудилась.

6.Выявление нового затруднения

Знакомство со звуком [й’э], который обозначается буквами Е, е.

Наступила ночь и нашему гостю-льву нужно было найти укромное место для сна. Он спрятался под широкими ветвями дерева, которое зимой и летом одного цвета. Что это за дерево? (Ель)

-Произнесём слово медленно, растягивая каждый звук. Внимательно слушаем звуки. Особенно самые первые. ([й,э л]. Произнесите первый звук. ([й’э].) Какие звуки слышите? ([й’] и [э].)

Какой грамотный вопрос вы зададите льву?( Как на письме обозначить эти звуки? Какой буквой?)

 Попробуем произнести эти звуки покороче. Мы в жизни так медленно не говорим. (Произносим слово ЕЛЬ.) Какая буква просится для обозначения звуков ([й’] и [э])? (Буква е, она может обозначать сразу два звука [й’] и [э].) В каких случаях это происходит?» (Когда буква е стоит в самом начале слова, она обозначает два звука [й’э] и [э]. Например: ерши, ежи.)

7.Первичное закрепление и применение нового знания.

а)Какие главные вопросы нашего урока(Буква е,Е. Чтение слогов и слов. Определение случаев обозначения двух звуков и одного)

б)Чтение слогов и слов с буквой е(с.73 «Азбука»).

[не][ре][се][ле][ве][те]
[ен] [ер] [ес] [ел] [ев] [ет]

в) нахождение по иллюстрации слов, в которых встречается звук[й,э],[э](приложение 1)

г) Самостоятельная работа в парах: чтение рассказа про лису(с.73).Определение случаев обозначения буквой е двух звуков. Подчеркнуть эти места

Около ели лиса.

Она роет нору.

(Взаимопроверка)

-Почему букву «е» называют хитрой буквой, особой?

Какие два звука могут прятаться в букве «е»?

Буква е, когда стоит в начале слова и после гласной в Стране Русского языка называется йотированной.

Теперь сравните правило в учебнике и то, которое сами озвучили

«Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного»

8.Физминутка(дети хлопают в ладоши и подпрыгивают, когда слышат звуки[й,э],[э])

В алфавите, в букваре

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала,

Превратилась в букву Ш…

Школьник был, конечно, рад:

Вот так буква-акробат!

9.Закрепление и применение нового знания.

Работа с «Азбукой» с.74 Назовите слова с противоположным значением (антонимы):

Старые- новые

Высокие-…(низкие)

Толстые-…(узкие)

Определите, где встречается йотированный звук.(В конце слов, после гласной)

«Узнайте звук»

Встают только мальчики, если ответ начинается со звука[э] и только девочки- если ответ начинается со звука [й,э].

-Как называется по другому пища или её прием?(еда)

-Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля…(енот)

-Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её поди-ка:

Куст в колючках будто ёж,

Вот и назван …(ежевика)

-Поездка (экскурсия)

-Сооружение для хранения зерна(элеватор)

-Машина с большим ковшом(экскаватор)

Игра «Любопытный».Учитель задает учащимся вопросы. Учащиеся должны отвечать на них так, чтобы в начале слова были звуки[й,э],[э]

-Как тебя зовут?(Елена, Егор)

-Какое твое любимое дерево?(ель)

-Какую ты любишь ягоду(ежевику)

-Каких ты рыб ловишь?(ершей)

-Каких ты животных знаешь?(енот, ежи, ехидна ,ерши)

10.Заключение.

Я произнесу выражение, а вы определите, есть ли в нем звук о котором мы говорили.

Держать в ежовых рукавицах. Что оно означает? Как можно найти ответ на вопрос? (Спросить у родителей, в энциклопедии)

11.Рефлексия.

С помощью «Светофора» определите свою деятельность на уроке. Поднимите нужный кружок.(Красный-испытывал затруднения, желтый-понимал все, но немного ошибался, зеленый-все понял, не ошибался, активно работал на уроке)Определите деятельность нашего класса на линеечке достижений. Комментируйте свое решение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Урок литературного чтения ( в период обучения грамоте) по теме «Звуки [ б], [б\']. Буквы Б, б»

Урок литературного чтения ( в период обучения грамоте) с использованием мобильного класса по теме «Звуки [ б], [б\']. Буквы Б, б». Использование нетбуков экономит время на уроке, вносит элементы ...

Урок литературного чтения в период обучения грамоте. Тема урока: Звуки [н], [н,] и буквы Н, н.

Урок составлен к учебнику Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Азбука»  УМК «Перспектива»...

1 класс Урок литературного чтения в период обучения грамоте

1 класс Урок литературного чтения в период обучения грамоте. Тема "Звуки [д, д’], бука Дд".    Педагогическая цель.  Создать условия для ознакомления учащихся с   согласными...

Рабочая программа по предметам "Русский язык" и "Литературное чтение" в период обучения грамоте, 1 класс

Рабочая прогамма по предметам "Русский язык" (115 часов) и "Литературное чтение" (92 часа) в период обучения грамоте, 1 класс. УМК  "Школа России"...

Методическая разработка урока по литературному чтению в русскоязычной группе, 3 класс

1.Укытучы өчен: Белем бирү максаты ( дәреснең предмет нәтиҗәсе):--“Җәй җитә” текстындагы яңа сүзләр белән таныштыру.Үстерү максаты (дәреснең метапредмет нәтиҗәсе):-- чагыштыра , нәтиҗә ясы...