методическая разработка урока литературного чтения по теме Л. Н. Толстой "Филипок"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Попова Елена Викторовна

Конспект урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока литературного чтения

Класс: 2

Тема урока: «Л. Н. Толстой «Филипок»

Тип урока: изучение нового  материала

Форма урока: смешанного типа

Цели  урока:

Образовательная: познакомить детей с произведением Л. Н. Толстого «Филипок».

 Развивающая: развивать речь, мышление, воображение, умения анализировать и делать выводы, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.

Воспитательная: воспитывать интерес к учению.

 Оборудование урока: ноутбук, проектор, учебник Л.Климанова «Литературное чтение», раздаточный материал, презентация, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass.

Ход занятия:

Конспект занятия

Деятельность учеников

I. Организационный этап

Цель этапа: включить учащихся в учебно-познавательную деятельность.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем мы урок.

Мне с вами интересно, друзья!

С удовольствием ваши ответы

Слушаю я.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

- Что мы будем делать на уроке: вспоминать, читать, сравнивать, думать, рассуждать, доказывать, оценивать делать выводы.

II.  Мотивация, актуализация знаний, целеполагание

Цель этапа: мотивировать обучающихся на прочтение текста.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, автора которого вы назовете сами, если вспомните…

Слайд «Он создал первую азбуку для детей и открыл первую школу для крестьянских детей».

- Найдите портрет великого русского писателя на своих столах, покажите.

- Название нового произведения вы тоже определите сами, если разгадаете числовой ребус.

22

10

13

10

17

16

12

ф

и

л

и

п

о

к

- Предположите, о ком мы прочитаем, определите возраст героя. Докажите свое мнение.

Дети читают слайд, находят портрет, показывают

На столах раздатка «алфавит», дети подбирают буквы к числам и составляют слово на доске.

III. Изучение нового произведения «Филипок»

Цель этапа:  познакомить с содержанием произведения.

- В произведении Л. Н. Толстого «Филиппок» встречаются слова, которые сейчас редко употребляются в речи, научимся их правильно читать.

Слобода

Пострелёнок

Сенцы

Украдкой

Бедовый

Подённая работа

Бежать во весь дух

полы

- При чтении текста обратите на них внимание, предположите, что они могут обозначать?

- Читать текст мы будем совместно с диктором.

Первичное восприятие текста.

- Верно ли было наше предположение о герое произведения?

- Поработайте в парах, соедините новые слова с их значением. Проверьте свою работу.  

Слобода

Шустрый

Пострелёнок

Работа по дням

Сенцы

Скрытно от всех

Украдкой

Озорник

Бедовый

Пригород

Подённая работа

Коридор

Бежать во весь дух

Нижняя часть раскрывающейся снизу одежды

полы

Очень быстро

Анализ произведения и вывод главной мысли.

- Возьмите картинный план, поставьте их в соответствии с содержанием текста. Проверьте.

- Перечитайте текст, разделив его на части, опираясь на картинный план и подсказки.

C:\Users\Саушкина\Desktop\6635_-\7.jpg

C:\Users\Саушкина\Desktop\6635_-\5.jpg

C:\Users\Саушкина\Desktop\6635_-\8.jpg

C:\Users\Саушкина\Desktop\Filippok-300x531.jpg

Анализ каждой части. Составление плана.

Чтение 1 части « цепочкой».

 Тест

1. Куда ушёл отец у Филиппка?

А) в лес;

Б) на подённую работу;

В) в поле.

2. С кем остался дома Филиппок?

А) с мамой;

Б) с бабушкой;

В) с братом.

 3. Чью шапку надел мальчик?

А) брата;

Б) свою;

В) отцовскую.

- Дайте название 1 части. Поместите это название в схеме. Проверка.

Скучно дома

Чтение 2 части « цепочкой».

Тест.

1. Далеко ли была школа?

А) в селе;

Б) в городе;

В) за селом у церкви.

2. Почему мальчик по дороге упал?

А) испугался;

Б) споткнулся;

В) уронила собака.

3. Клички собак, напугавших мальчика?

А) Жучка, Волчок;

Б) Волчок, Стрелка;

В) Юла, Жучка.

4. Почему Филипок долго стоял на пороге школы?

А) что учитель прогонит;

Б) что учитель заставит учиться;

В) что ребята будут смеяться.

- Дайте название 2 части. Поместите это название в схеме. Проверка.

Опасная часть дороги в школу

Физкультминутка.

Цель этапа: Снять усталость в процессе умственных занятий.

Чтение 3 части по ролям, соблюдая интонацию.

- Сколько героев для инсценировки нам нужно выбрать? (автор, учитель, Филиппок)

Ответьте предложением текста.

- Почему Филиппок заплакал?

- Что сделал учитель?

- А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филиппка?

- Предложите, как изменить содержание этой части, чтобы Филиппок не плакал?

- Дайте название 3 части. Поместите это название в схеме. Проверка.

Встреча с учителем

Чтение 4 части (жужжащее чтение)

Выборочное чтение.

- Как ребята объяснили появление Филиппка в школе?

- Изменилась ли интонация в голосе учителя? Почему?

- Почему Филиппок стал вдруг хвалиться?

- Что ответил учитель Филиппку? Почему?

«Ты погоди хвалиться»

- Мы получили план данного произведения. Как вы думаете, где он может нам пригодиться? (при подготовке пересказа)

Дети читают слова на слайде вслух, ставя ударение.

Звучит аудиозапись рассказа.

Ученик возле доски соединяет слова маркером, дети делают на карточках в паре, проверяют, поднимают сигнальные таблички ясно, не очень, не ясно.

Дети читают текст и делят на 4 части.

Картинный план помещается на доске.

Дети отвечают на вопросы по содержанию  каждой части, используя программу PROCLass либо отвечая устно.

Заголовки частей текста  прикрепляется к доске под картинным планом.

Составление словесного портрета главного героя по опорным словам.

 

- Выберите качества, которые подходят  Филипку. (Грустный, самостоятельный, серьёзный, настойчивый, весёлый, смелый, шутливый,          целеустремлённый)

Работа в группах.

- У каждой пары есть часть пословицы, соберите пословицы. Объясните. Это поможет нам определить главную мысль произведения.

1. Грамоте учиться - всегда пригодится.

2. Ум хорошо, а два лучше.

3. Доброе братство дороже богатства.

- А можно ли сказать, что у Филиппка всё закончилось? (Нет, всё только начинается.

Учёба - это тяжёлый, но очень интересный труд.)

C:\Users\Саушкина\Desktop\6635_-\1.jpg

На доску прикрепляется портрет мальчика, а к нему качества.

На доску прикрепляются пословицы.

Практическая творческая работа

Цель этапа: самостоятельное составление текста по теме.

Посмотрите на школу, в которую ходил Филипок. Чем она отличается от нашей школы? Давайте напишем Филипку письмо и расскажем о нашей школе. Возьмите шаблоны, допишите фразу, наклейте на бланк письма.

Дети дописывают фразы и наклеивают шаблоны на бланк письма.

V. Заключительный этап

Рефлексия

- Наш урок был настоящим спектаклем, артистами  были мы с вами. Мы хорошо поработали, всем спасибо. Как в театре - поаплодируем себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».

ТемаРусская народная сказка «Белые пёрышки» Цели Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать тех...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: А. П. Платонов "Ещё мама". ( 3 класс)

УМК:Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.Учебник « Литературное чтение» 3 класс 2 часть, автор В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2010 г.Поурочные разработки по литературному чте...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Юрий Коринец. Из книги «Там, вдали, за рекой» «Подарки под подушкой»

Цели: 1. Формировать читательские умения и навыки: понимать характер героя, идею                 произведения, составлят...