Обобщающий урок по произведениям К.И Чуковского
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения с элементами театрализации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_proizvedeniyam_chukovskgo.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок литературного чтения, посвященный жизни и творчеству К. И. Чуковского для учащихся начальных классов.
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
МКОУ «Орловская СОШ»
Н.А.Стрединина.
Цели:
Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателя К. И. Чуковского.
Формировать позитивное отношение учащихся к личности Чуковского как гражданина, отца, писателя.
Развивать навыки выразительного чтения, развитие речи через объяснение лексического значения слов, понимание и знание текста, навыки сочинительства и рисования. Развивать внимание, любознательность, сосредоточенность
Оформление:
На сцене из большого листа бумаги сделан силуэт дерева, на котором висят рисунки с изображением предметов по произведениям К. И. Чуковского (самовар, свечка, градусник, лопата, носки, мочалка, телефон).
Перед доской расположены детские игрушки.
На сцене висят два воздушных шарика с буквами “К” и “Ч”.
Оформлена выставка книг К. И. Чуковского и детских рисунков по его произведениям.
Ход праздника.
Учитель
Сегодня Королева книга приглашает нас в гости писателю, которого любят и взрослые, и дети, к Корнею Ивановичу Чуковскому.
– В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей!
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
1. й ученик:
У Корнея Ивановича была большая и интересная жизнь. Родился он в 1882 году в Петербурге. Младенца Николая Корнейчукова крестили во Владимирской церкви. Мать новорожденного, Екатерина Осиповна Корнейчукова, крестьянского сословия. К этому времени у нее уже была трехлетняя дочь Мария.
2- й ученик:
Мама мечтала дать детям образование, поэтому Коля ходил в детский сад мадам Бухтеевой, что по тем временам было редкостью небывалой.
После детского сада мальчик поступил в гимназию.
Учиться Коля любил, латынь знал на “отлично”.
3-й ученик.
Верите ли вы, что К.И. выгнали из гимназии?
Это было на самом деле. Коля учился в то время, когда был издан указ, запрещать принимать в гимназию детей кучеров, лакеев, поваров. Семья будущего писателя была бедна и тогда двери в гимназию для Николая закрылись.
Коля самостоятельно изучал английский язык, впоследствии перевел многие произведения английской литературы на русский язык. Все рассказы о Шерлоке Холмсе известны русскому читателю под редакцией К. И. Чуковского. К. И. Чуковский перевел и “Робинзона Крузо» и произведения Марка Твена.
Учитель.
Давайте послушаем некоторые из его переведенных стихотворений.
(Дети читают стихи английские народные песенки“Котауси и Мауси” )
Корней Чуковский
Котауси и Мауси
Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси.
Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси:
"Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси!
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!"
Но ответила умная Мауси:
"Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые-презлые зубауси!"
Так ответила умная Мауси -
И скорее бегом от Котауси.
1926
4 – ученик.
В 20-х годах писатель преобразовал свою прежнюю фамилию и назвался Корнеем Чуковским. У К. И. Чуковского было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними в море, катал их на лодке, строил вместе с ребятишками сказочные замки из песка. Жили они дружно и весело.
5= ченица:
Дети, верите ли вы, что стихотворение «Чудо - дерево» Чуковский написал для своей дочки?
Это, правда, стихотворение было написано после того, как дочка Мурочка потеряла свою туфельку.
Дети читают стихотворение
Как у нашего Мирона,
На носу сидит ворона.
А на дереве ерши,
Строят гнёзда из лапши,
Сел баран на пароход,
И поехал в огород.
В огороде-то на грядке,
Вырастают шоколадки.
А у наших у ворот,
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки.
Новые калошки.
Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше — гамаши,
Зинке — ботинки,
Нинке — чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!
Эй вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные калошки.
Кому нужны сапоги,
К чудо-дереву беги!
Лапти созрели,
Валенки поспели,
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?
Рвите их, убогие!
Рвите, босоногие!
Не придётся вам опять
По морозу щеголять
Дырками-заплатками,
Голенькими пятками!
6 - ученик
Гуляя на даче с любимой дочкой Мурочкой, Чуковский сочиняет “Федорино горе”, “Мойдодыр”.
Оба эти произведения – о чистоте.
К “Мойдодыру” Чуковский написал даже подзаголовок: “Мурке, чтобы умывалась”.
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице прошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза.
Растопырила глаза:
“Что такое? Почему?
Ничего я не пойму”.
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
“Ой-ой-ой!Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!”
И ответила посуда:
“Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!”
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
“Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
Проведем аукцион.
Корзинка с потерянными вещами».
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
Ребята, а верите ли вы, что К.И. написал «25 загадок»?
(ответ детей)
Да это правда и сейчас мы с вами по загадываем загадки, которые написал К.И.
(дети загадывают загадки)
Учитель. В одном из живописнейших мест Подмосковья, в знаменитом поселке писателей Переделкино, отрылся музей Корнея Чуковского.
Это необычный музей: здесь посетителей называют гостями, здесь каждый день смеются дети, и звучат стихи не только К.Чуковского, но и А.Блока, С.Маршака, Б.Пастернака.
Побывав в музее, вы снова встретитесь и с давно знакомым Мойдодыром, и с Бармалеем, и с Крокодилом, увидите те самые комнаты, где жил проказник Бибигон.
Возможно, когда-то кому-нибудь из вас повезет, и вы сможете посетить этот чудесный уголок.
Ученик.
- К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным.
Ученик
Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".
Дети инсценируют
Муха-Цокотуха.
Я по полю утром шла?
Дети. Да!
Муха-Цокотуха.
На полянке я копеечку нашла.
Дети. Побежала на базар и купила самовар.
Муха-Цокотуха.
Я – Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Я сегодня жду гостинца,
Я сегодня – именинница.
Я ходила на базар,
Я купила самовар.
Угощу друзей чайком,
Пусть приходят вечерком.
Я – Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
У меня для гостей
Много вкусных сластей!
Воспитатель. Спасибо Муха-Цокотуха, присаживайся к ребятам.
– Ребята, скажите, эта героиня из какой сказки к нам пришла?
Дети. Из сказки “Муха-Цокотуха”.
Ученик. Чуковский часто был гостем в школе, где учились его дети, готовил спектакли, приглашал своих друзей-литераторов для выступления перед детьми.
Ведущий.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
Ведущий читает текст. На сцене ученики в костюмах: доктор Айболит, около него пес с перевязанной лапой и другие больные звери, доктор им оказывает помощь.
Ведущий. И пришла к Айболиту лиса.
Лиса. Ой, меня укусила оса!
Айболит имитирует движение удаления жала, обрабатывает рану, радостная лиса уходит под музыку, поблагодарив Айболита.
Ведущий. И пришел к Айболиту Барбос.
Барбос. Гав! Гав! Меня курица клюнула в нос.
Нос завязан, пес показывает на него, жалобно скулит. Айболит гладит бедного Барбоса, мажет ему нос зеленкой. Барбос благодарит, пританцовывая, пристраивается около Айболита.
Ведущий. Прибежала зайчиха
И закричала.
Зайчиха.
Ай! Ай!
Мой зайчик попал под трамвайчик!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвайчик!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки.
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой.
Ведущий. И сказал Айболит...
Айболит. Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке.
Ученик в костюме зайца сидит за сценой, а доктору передают большого плюшевого зайца (осторожно, из рук в руки) все собравшиеся на сцене звери; звучит тревожная музыка, на ее фоне ведущий читает текст, Айболит имитирует движения пришивания ног большой иглой.
Ведущий. И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого.
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
Игрушку незаметно убирают, а из-за сцены выскакивает ученик, исполняющий роль зайца, и под веселую музыку исполняет танец, потом вместе с ним танцуют зайчиха и все звери из танцевальной группы.
Ведущий. А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеется она, и кричит...
Зайчиха. Ну, спасибо тебе, Айболит!
У зайчишки ничто не болит.
Может, может зайчишка плясать
И от хитрой лисички удрать.
Зайчиха благодарит Айболита, берет его за руки и вместе с ним танцует в центре сцены.
Музыка стихает. Заяц обращается к Айболиту и всем присутствующим на сцене и в зале.
Зайчишка.
Буду правила я выполнять,
И по рельсам трамвайным
Не буду гулять.
(Обращается к Зайчихе.)
Лучше нам в свой лесок убежать
И историю эту друзьям рассказать.
Зайчишка и зайчиха убегают. В центре сцены остается Айболит. Участники танцевальной группы располагаются с двух сторон от него.
Ведущий. А все вместе хотим мы сказать:
Будем мы много раз повторять...
Группа 1. Ну, спасибо тебе, Айболит!
Становятся на правое колено.
Группа 2. Слава, слава тебе, Айболит!
Поднимают руки, обращенные к Айболиту, в знак признания и благодарности.
Все (хором). И у нас ничего не болит (кланяются Айболиту).
Айболит. Я желаю здоровья всем вам.
Но сейчас я бегу в Занзибар.
Айболит показывает направление своего маршрута на карте или на большом глобусе.
Айболит. Бегемоты объелись, и вот
У них разболелся живот.
Извините, скорей побегу!
Обещаю: я им помогу.
Свои слова Айболит сопровождает показом лекарств и медицинского оборудования, складывая все в сумку с красным крестом.
Айболит. Гоголь-моголь с собой захвачу!
Напою им тигрят, верблюжат,
Бегемотикам дам шоколад
И поставлю всем градусники.
Я желаю здоровья всем вам,
Но сейчас я спешу в Занзибар!
Доктор Айболит убегает, а перед сценой и на сцене вылеченные им звери танцуют под мелодию песни "Маленькая страна" и скандируют.
Все (хором). Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!
Ребята, Корней Иванович очень любил детей, Посмотрите, сколько сказок нам написал Корней Иванович Чуковский
Давайте, еще раз назовем их (перечисляют).
Рефлексия.
– Почему, вам, ребята, нравятся эти сказки?
Дети. Потому что они добрые, веселые, интересные, поучительные.
Учитель Чему нас учат сказки?
Дети. Быть добрыми, аккуратными, вежливыми.
Учитель Спасибо К. И. Чуковскому за замечательные сказки. Я вижу, вы нарисовали рисунки к своим любимым сказкам. Какие они у вас получились замечательные.
– А сейчас я вас приглашаю посмотреть выставку рисунков.
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по произведениям К.И.Чуковского
Презентация к обобщающему уроку по произведениям К.И.Чуковского...
Урок внеклассного чтения по теме «Чудо-сказки по произведениям К.И.Чуковского»
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.Класс: 3 План урока:Организационный момент....
Литературное чтение. Обобщающий урок по произведению Д. Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка». 3 класс
Цели: - углубленный анализ содержания- составление портретных характеристик персонажей- воспитание доброго отношения к тем, кто слабее;заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживан...
Чтение "Чуковский - детям" (урок - обобщение по произведениям К.И.Чуковского)
Цели урока6- помочь учащимся понять прелесть стихотворных сказок, лаконичность и ёмкость произведений Чуковского;- развивать устную речь, читательский кругозор, умение работать с книгой, библиографиче...
Обобщающий урок по теме «Жизнь и творчество К.И. Чуковского
Методическая разработка урока...
: «Урок- игра «Счастливый случай». Обобщающий урок по произведениям Л.Н.Толстого»
: «Урок- игра «Счастливый случай». Обобщающий урок по произведениям Л.Н.Толстого»...
Технологическая карта-обобщающий урок по произведениям М.Горького «Случай с Евсейкой» А.И. Куприна «Слон» К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей»(3 класс) УМК "Школа России"
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями М.Горького «Случай с Евсейкой», В.И.Куприна «Слон», К.Г. Паустовского «Растрепанный...