: «Урок- игра «Счастливый случай». Обобщающий урок по произведениям Л.Н.Толстого»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

: «Урок- игра «Счастливый случай». Обобщающий урок по произведениям Л.Н.Толстого»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ с.Балаши»

Конспект открытого урока по литературному чтению

Тема: «Урок- игра «Счастливый случай». Обобщающий урок по произведениям Л.Н.Толстого»

Аржаткина А.Г.

Тема: «Урок- игра «Счастливый случай». Обобщающий урок по произведениям Л.Н.Толстого»

Цели:

1.Закрепить знания обучающихся произведений Л.Н.Толстого, его героев

2. Развивать интерес к писателю, как к личности, и к его произведениям

3. Воспитывать в себе нравственные, моральные, этические, эстетические качества, на примерах героев произведений Л.Н.Толстого.

Тип урока: закрепление знаний.

Оборудование: портрет писателя Л.Н.Толстого, выставка книг, рисунки детей, иллюстрации к худ. произведениям Толстого. Песочные часы на 1 минуту, подарки для награждения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка темы и цели урока.

Урок наш необычный, проведем  мы его в форме игры «Счастливый случай». Именно счастливый случай свел нас сегодня вместе, чтобы еще раз подумать , поразмышлять о таком вопросе, как общение с произведениями Л. Н. Толстого. Этой теме мы и посвящаем нашу игру.

        III.Закрепление.

Для начала класс разделим на две команды.

Гейм 1. «Разминка»

(Дается 1 минута, нужно как можно больше ответить на максимальное количество вопросов. За правильный ответ - 1 очко.)

Вопросы к 1 команде:

  1. Дата и год рождения Л.Толстого (9 сентября 1828 год)
  2. Как звали отца Толстого? (Николай Ильич)
  3. С кем из русских поэтов Лев Николаевич находился в родстве? (А.С.Пушкин)
  4. Сколько детей было в семье (5)
  5. В каком году Толстой открыл  школу для крестьянских детей в Ясной Поляне (1859г)
  6. Сколько еще былооткрыто школ в соседних уездах (26)
  7. К занятиям какого вида спорта сохранил любовь до самых преклонных лет (гимнастикой)
  8. Годы учебы в Казанском университете (1844-1847г)
  9. В каком году, сдав в Тифлисе экзамен, поступил юнкером в

    4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады. (1851г.)

  1. Что из пищи не любил Толстой (молоко, рыбу)

Вопросы ко 2 команде:

  1. В каких годах Толстой участвовал в героической обороне Севастополя (1854-1855)
  2. В каком году создал азбуку (1870)
  3. В какой губернии родился Толстой (Тульская)
  4. В каком году женился на Софье Андреевне Берс(1862)
  5. С какого года член корреспондент Императорской Академии наук (1873)
  6. Назовите любимых композиторов Толстого (Бах, Гендель, Шопен)
  7. В каком году Толстой сочинил вальс(1840)
  8. Сколько детей было у самого Л.Н.Толстого (13)
  9. Какое животное страшно боялся Толстой (крыса)
  10. В каком году скончался Толстой(20 ноября 1910)

Молодцы ,ребята. Вы справились с этим заданием.

Гейм 2 «Заморочки из бочки»

(участники команд достают номера вопросов на листочках и отвечают оочередно.)

Вопросы : Из каких произведений взяты строки?

 - И так несколько ночей братья друг другу хлеб перекладывали, пока один другого на месте не застал. (сказка «Два брата»)

- Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. (рассказ «Зайцы»)

- Он поднимался выше и выше и полетел один над тайными всколыхавшимися волнами. (рассказ «Лебеди»)

- Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.  (рассказ «Прыжок»)

- Целый день он бился, метался по клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. (Лев и собачка)

- Жил богатый купец, и было у него три дочери. Собрался он ехать за  товаром и спросил у дочерей, что им привести. ( сказка «Ореховая ветка»)

Молодцы и с этим заданием вы тоже справились.

Физминутка

Гейм 3 «Ты мне, я тебе»  (Команды задают вопросы друг другу, подготовленные дома по произведениям Л.Н.Толстого)

Вопросы к команде 1:

  • Определите жанр произведения Толстого «Лебеди»(рассказ)
  • Маленькая подружка льва (Собака)
  • Кто автор этих слов?

- Тебе оттого скучно, что ты зол.(белка)

  • В каком произведении говорится о верном друге человека – собаке? (“Булька”).

Вопросы к команде 2:

  •  Определите жанр произведения Толстого «Как боролся русский богатырь» (былина)
  • Кто автор этих слов?

- Я не знаю своей силы. Надо испытать.

  • Страшное морское животное. (акула)
  • К какой басне Л.Н. Толстого подходит пословица “Кто вчера солгал, тому завтра не поверят”. (“Лгун”).

Гейм 4 «Темная лошадка»

(«Темная лошадка» предлагает три вопроса  )

  1. К какому произведению эта  иллюстрация?

        2. «Добавь нужное слово»

  • В … показывали диких зверей (Лондоне)
  • Если вспомнишь обо мне, то привези … (ореховую ветку)
  • Я не медведь, а … (князь)
  • Жил … у хозяина в работниках(Емельян)
  1. В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из … (каюты)
  2. Узнай героя:
  • «Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать:

 - Помогите, волк! Волк!» (Лгун).

  •   «Он никогда не ел слив и всё нюхал их» (Ваня).
  • «Школа была за селом у церкви... Когда он шел по своей слободе, собаки его не трогали….» (Филлипок).
  • «Слез с коня тут он, взялся за сумочку,

            Он приладился, взялся руками обеими,

            Во всю силу богатырскую принатужился, -

            А поднял суму от земли только на волос». (Святогор).

  • «Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:    

           Назад!Назад!- и увидали, что скачет охотник. (Вася, Катя,  котенок)

  • Она сказала: «Пустишь и я тебя помилую». (Лев и  мышь)

Гейм 5 «Гонка за лидером» 

(Команды соревнуются, кто быстрее даст ответ на вопрос)   

           Назови произведение, к которому  подходит пословица.

- Кто родителей почитает, тот во век не погибает  («Старый дед и внучек».)

- Один за всех, а все за одного ( «Отец и сыновья».)

- Волков бояться – в лес не ходить(«Как меня в лесу застала гроза».)

- Все хорошо, что хорошо кончается( «Как меня в лесу гроза застала».)

 - Без уменья и сила не причем ( «Как мужик убрал камень».)

- Корень ученья горек, да плод его сладок. («Филлипок».)

IV.Подведение итогов.

- Кого в работе на уроке вы хотите отметить? Почему?

 - Что нового вы узнали на уроке?

 - Какие из прочитанных произведений вам понравились?

 - Какую книгу захотелось прочитать?

 - Чему учат произведения Л, Н. Толстого?

Награждение победителей.

V. Домашнее задание.

Выполнить задание в РТ по теме «Проверь себя» и по желанию прочитать любое понравившееся произведение Л.Н.Толстого из предложенного списка, выполнить иллюстрацию к этому произведению.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра «Счастливый случай», 3 класс

Это необычный урок. Урок русского языка в форме игры «Счастливый случай» по теме «Состав слова». Цель урока: закрепить знания о составе слова, развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, логик...

"Счастливый случай" обобщающий урок по математике

Обобщающий урок по математике во 2 классе по УМК "Школа-2100". Авторы учебников С.А.Козлова,А.Г.Рубин, А.П.Тонких....

Урок-игра «Счастливый случай».Тема: «Состав слова»

Урок русского языка в 3 классе по программе Л.В.Занкова. Тема: "Состав слова"....

Урок-игра "Счастливый случай".

Игра помогает правильно распознавать части речи....

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Урок - игра "Счастливы случай"

Конспект  и презентация к уроку математики 2 класс по теме "Окружность" . УМК Перспектива. (Л. Г. Петерсон)...

Урок-игра «Счастливый случай»

Дети в игровой форме упражняются в распознавании частей речи, тренируются в употреблении синонимов и антонимов русского языка...