Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
1. Пояснительная записка
2. календарно - тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_3_klass.docx | 92.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов»
Согласовано на заседании методического совета школы председатель ___________В.М. Прохоревич протокол № от 28.08.2014г. | Утверждаю: директор школы ________________А.Д. Грибецкая Приказ от 29.08.2014г. № 480
|
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО __________О.В.Есина Протокол № 1 от 28.08.2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для 3 класса
Есиной Ольги Валерьевны,
учителя начальных классов
пгт. Излучинск
2014/2015 учебный год
- Пояснительная записка
Программа по литературному чтению для 3 класса разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373);
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
«О внесении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10».
Программа учебного курса «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе примерной программы по литературному чтению к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М. : Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, М. В. Бойкина, С. И. Волкова, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова, к учебнику «Литературное чтение 3 класс в 2 частях / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградова, М. В. Бойкина - М.: Просвещение, 2014 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 /2015 учебный год»).
Общими целями учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе являются:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Рабочая программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь обучающихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Обучающиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); обучающиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, обучающиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Школьники осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста обучающиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится 170 часов (5 час в неделю, 4 часа в неделю - по программе , 1 час в неделю добавлен за счёт компонента образовательного учреждения, 34 учебные недели).
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и
интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
- Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
- Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.
- Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий (УУД).
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
- Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
- Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
- Использовать в работе дополнительную литературу.
- Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
- Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, модель,
- иллюстрация и др.)
- Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
- Анализировать, сравнивать героев, их поступки, факты.
Коммуникативные УУД
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
- Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
- Критично относиться к своему мнению
- Понимать точку зрения другого
- Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
- Содержание начального общего образования
по учебному предмету
Раздел курса | Кол-во часов | Содержание учебного раздела | |
1 | Самое великое чудо на свете | 5 ч | Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. |
2 | Устное народное творчество | 18 ч | Русские народные песни. Докучные сказки. Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и серый волк», «Сивка – бурка». Проект «Сочиняем волшебную сказку» |
3 | Поэтическая тетрадь 1 | 15 ч | Проект «Как научиться читать стихи?» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой» И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно», «Встреча зимы» И. З. Суриков «Детство», «Зима». |
4 | Великие русские писатели | 29 ч | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» И. А. Крылов. Басни Лирические стихотворения М. Ю. Лермонтова Детство Л. Н. Толстого. Рассказы Л. Н. Толстого |
5 | Поэтическая тетрадь 2 | 8 ч | Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы» Стихотворения К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина |
6 | Литературные сказки | 9 ч | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки» В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница» В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». |
7 | Былины и небылицы | 13 ч | М. Горький «Случай с Евсейкой» К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» А. И. Куприн «Слон». |
8 | Поэтическая тетрадь 1 | 9 ч | С. Чёрный. Стихи о животных А. А. Блок. Картины зимних забав С. А. Есенин |
9 | Люби живое | 19 ч | М. М. Пришвин «Моя Родина» И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» В. И. Белов «Малька провинилась». «Ещё про Мальку» В. В. Бианки «Мышонок Пик» Б. С. Житков «Про обезьянку» В. П. Астафьев «Капалуха» В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». |
10 | Поэтическая тетрадь 2 | 10 ч | С. Я Маршак «Гроза днем». «В лесу над росистой поляной» А. Л. Барто «Разлука». «В театре». С. В. Михалков «Если» Е. Благинина «Котёнок», «Кукушка». Проект «Праздник поэзии» |
11 | Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 14 ч | В. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок » А. П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама» М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники» Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон». В. Ю. Драгунский «Друг детства» Сборник юмористических рассказов Н. Носова |
12 | По страницам детских журналов | 10 ч | По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки» Ю. И. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели» Г. Б. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды» Р. Сеф «Веселые стихи». |
13 | Зарубежная литература | 10 ч | Древнегреческий миф «Храбрый Персей» Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» |
170 |
- Календарно - тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»
3 класс (170 часов, 5 часов в неделю)
Программное содержание по разделу | Содержание характеристики основных видов деятельности | Тема урока | № урока | Количество часов | Дата проведения | |||||
Планируемые предметные результаты | УУД | |||||||||
Раздел № 1. Самое великое чудо на свете (5 ч) | ||||||||||
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Введение в тему «Самое великое чудо на свете». Знакомство с рукописными книгами Древней Руси. Знакомство с деятельностью первопечатника Ивана Федорова. Обобщение знаний по теме «Самое великое чудо на свете». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. | Рукописные книги Древней Руси. | 1/1 | 1 | |||||
Первопечатник Иван Федоров. | 2/2 | 1 | ||||||||
Урок-путешествие в прошлое. | 3/3 | 1 | ||||||||
Проверим и оценим свои достижения. Тест №1. | 4/4 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. Летописи прошлых лет. | 5/5 | 1 | ||||||||
Раздел № 2 Устное народное творчество (18 часов). |
Русские народные песни. Докучные сказки. Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и серый волк», «Сивка – бурка». Проект «Сочиняем волшебную сказку» | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. сочинение докучных сказок. Произведение прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». «Иван Царевич и Серый волк». «Сивка - Бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке Васнецова и Билибина. Сравнение художественного и живописного текста. Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами без ошибок и повторов. Использовать чтение про себя при составлении выборочного и краткого пересказов. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывать волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Инсценировать сказку, распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального и изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Устное народное творчество. Русские народные песни. | 1/6 | 1 | |||||
Докучные сказки | 2/7 | 1 | ||||||||
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 3/8 | 1 | ||||||||
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 4/9 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. «Русские народные сказки». | 5/10 | 1 | ||||||||
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 6/11 | 1 | ||||||||
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 7/12 | 1 | ||||||||
Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк» | 8/13 | 1 | ||||||||
Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк» | 9/14 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. Иван - герой русских сказок. | 10/15 | 1 | ||||||||
Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк» | 11/16 | 1 | ||||||||
Русская народная сказка «Сивка – бурка». | 12/17 | 1 | ||||||||
Русская народная сказка «Сивка – бурка». | 13/18 | 1 | ||||||||
Русская народная сказка «Сивка – бурка». | 14/19 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. Русские народные сказки. | 15/20 | 1 | ||||||||
Проект «Сочиняем волшебную сказку» Проверка техники чтения. | 16/21 | 1 | ||||||||
КВН «Устное народное творчество». | 17/22 | 1 | ||||||||
Проверочная работа №1 по теме «Устное народное творчество» | 18/23 | 1 | ||||||||
Раздел № 3 Поэтическая тетрадь 1 ( 15 часов) | ||||||||||
Проект «Как научиться читать стихи?» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой» И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно», «Встреча зимы» И. З. Суриков «Детство», «Зима». | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Фета, И. Никитина, И. Сурикова. Средства художественной выразительности: олицетворение, эпитеты, сравнение. Прием звукозаписи как средство выразительности. Подвижные картины природы. Выразительное чтение стихотворений. Подготовка сценария – утренника «Первый снег». Оценка достижений. | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. | Проект «Как научиться читать стихи» | 1/24 | 1 | |||||
Внеклассное чтение. «Серии книг» и их назначение | 2/25 | 1 | ||||||||
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». | 3/26 | 1 | ||||||||
Ф. И. Тютчев «Листья» | 4/27 | 1 | ||||||||
Сочинение – миниатюра «О чем расскажут осенние листья» | 5/28 | 1 | ||||||||
А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка». | 6/29 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. Стихи поэтов - классиков ХIХ – начала ХХ века для детей. | 7/30 | 1 | ||||||||
А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой» | 8/31 | 1 | ||||||||
И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно». | 9/32 | 1 | ||||||||
И. С. Никитин «Встреча зимы» | 10/33 | 1 | ||||||||
И. З. Суриков «Детство». | 11/34 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. Стихи поэтов - классиков ХIХ – начала ХХ века для детей. | 12/35 | 1 | ||||||||
И. З. Суриков «Зима». | 13/36 | 1 | ||||||||
Путешествие в литературную страну «Поэтическая тетрадь №1» | 14/37 | 1 | ||||||||
Проверочная работа №2 по теме «Поэтическая тетрадь № 1» | 15/38 | 1 | ||||||||
Раздел № 4. Великие русские писатели (29 ч) | ||||||||||
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» И. А. Крылов. Басни Лирические стихотворения М. Ю. Лермонтова Детство Л. Н. Толстого. Рассказы Л. Н. Толстого | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А.С. Пушкин — великий русский писатель. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина» Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Прием контраста как средство создания картин. Сравнение народной и литературной сказок. Тема сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А.С. Пушкина. Соотнесение рисунков И. Билибина с художественным текстом, их сравнение. Басни. Подготовка сообщения об И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Мораль басен. Герои басен. Нравственный урок читателю. Характеристика героев басни на основе их поступков. Инсценирование басни. Подготовка сообщения о М. Ю. Лермонтове на основе статьи В. Воскобойникова. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Л. Н. Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. Оценка достижений. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. | А. С. Пушкин «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина» | 1/39 | 1 | 23.10 | ||||
Внеклассное чтение. Творчество А. С. Пушкина | 2/40 | 1 | ||||||||
А. С. Пушкин. Лирические стихотворения. | 3/41 | 1 | ||||||||
А. С. Пушкин «Зимнее утро» | 4/42 | 1 | ||||||||
А. С. Пушкин «Зимний вечер» | 5/43 | 1 | ||||||||
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»… | 6/44 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. Сказки А. С.Пушкина | 7/45 | 1 | ||||||||
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»… | 8/46 | 1 | ||||||||
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»… | 9/47 | 1 | ||||||||
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»… | 10/48 | 1 | ||||||||
И. А. Крылов | 11/49 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. Творчество Крылова. | 12/50 | 1 | ||||||||
И. А. Крылов «Мартышка и Очки» | 13/51 | 1 | ||||||||
И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» | 14/52 | 1 | ||||||||
И. А. Крылов «Ворона и Лисица» | 15/53 | 1 | ||||||||
М. Ю. Лермонтов | 16/54 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. Развивающий час по басням Крылова. | 17/55 | 1 | ||||||||
М. Ю. Лермонтов «Горные вершины». «На севере диком …» | 18/56 | 1 | ||||||||
М. Ю. Лермонтов «Утёс». | 19/57 | 1 | ||||||||
М. Ю. Лермонтов «Осень» | 20/58 | 1 | ||||||||
Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя) | 21/59 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. Творчество Толстого Льва Николаевича | 22/60 | 1 | ||||||||
Л. Н. Толстой «Акула» | 23/61 | 1 | ||||||||
Л. Н. Толстой «Прыжок» | 24/62 | 1 | ||||||||
Л. Н. Толстой «Лев и собачка» | 25/63 | 1 | ||||||||
Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?» | 26/64 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. Творчество Л. Н. Толстого | 27/65 | 1 | ||||||||
Литературный праздник «Русские писатели». | 28/66 | 1 | ||||||||
Проверочная работа №3 по теме «Великие русские писатели» | 29/67 | 1 | ||||||||
Раздел № 5. Поэтическая тетрадь № 2 (8 ч) | ||||||||||
Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы» Стихотворения К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Н. А. Некрасов Авторское отношение к герою в повествовательном произведении в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Выразительное чтение стихотворений Н. А. Некрасова, К.Д. Бальмонта, И. А. Бунина. Создание словесных картин. Оценка планируемых достижений. | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. | Н. А. Некрасов «Славная осень!» «Не ветер бушует над бором…» | 1/68 | 1 | |||||
Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 2/69 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. Творчество Н. А. Некрасова | 3/70 | 1 | ||||||||
К. Д. Бальмонт «Золотое слово» | 4/71 | 1 | ||||||||
И. А. Бунин «Детство». «Полевые цветы». | 5/72 | 1 | ||||||||
И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги» | 6/73 | 1 | ||||||||
Развивающий час «Поэтическая тетрадь». Тест №2. | 7/74 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. « Лес не школа, а всему учит». Стихи о природе. | 8/75 | 1 | ||||||||
Раздел № 6 Литературные сказки ( 9часов) | ||||||||||
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки» В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница» В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Сравнение литературной и народной сказок. Составление характеристики героев сказок. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ. Нравственный смысл сказки. Оценка своих достижений. | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки» Проверка техники чтения. | 1/76 | 1 | |||||
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» | 2/77 | 1 | ||||||||
В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница» | 3/78 | 1 | ||||||||
В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница» | 4/79 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. Читаю стихотворение и слышу сказки! | 5/80 | 1 | ||||||||
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 6/81 | 1 | ||||||||
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 7/82 | 1 | ||||||||
КВН «Литературные сказки». | 8/83 | 1 | ||||||||
Проверочная работа №4 по теме «Литературные сказки» | 9/84 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. Урок – игра «Поле чудес» по теме «Литературные герои». | 10/85 | 1 | ||||||||
Раздел № 7 Были-небылицы(13 ч) | ||||||||||
М. Горький «Случай с Евсейкой» К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» А. И. Куприн «Слон». | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Использование приема сравнения как основного приема описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. Определение жанра произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». Составление характеристики героев. Описание основных событий произведения А. И. Куприна «Слон». Составление различных вариантов плана. Подготовка пересказа. Оценка достижений. | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1/86 | 1 | |||||
М. Горький «Случай с Евсейкой» | 2/87 | 1 | ||||||||
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 3/88 | 1 | ||||||||
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 4/89 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. Про эту книгу (книги - самоделки из материалов периодической печати). | 5/90 | 1 | ||||||||
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 6/91 | 1 | ||||||||
А. И. Куприн «Слон». | 7/92 | 1 | ||||||||
А. И. Куприн «Слон». | 8/93 | 1 | ||||||||
А. И. Куприн «Слон». | 9/94 | 1 | ||||||||
Урок – путешествие по разделу «Были-небылицы». | 10/95 | |||||||||
Внеклассное чтение. Сочиняем рассказы о животных. | 11/96 | 1 | ||||||||
Тест №3 по теме « Были – небылицы». | 12/97 | 1 | ||||||||
Обобщение знаний по разделу «Были - небылицы». Проверка техники чтения. | 13/98 | 1 | ||||||||
Раздел № 8. Поэтическая тетрадь №1 (9 ч) | ||||||||||
С. Чёрный. Стихи о животных А. А. Блок. Картины зимних забав С. А. Есенин | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. Звукозапись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворений. Оценка достижений. | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. | С. Чёрный «Что ты тискаешь утенка?». | 1/99 | 1 | |||||
С. Чёрный «Воробей». «Слон» | 2/100 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. Урок – игра «Поле чудес» по теме «Стихи о животных». | 3/101 | 1 | ||||||||
А. А. Блок «Ветхая избушка». | 4/102 | 1 | ||||||||
А. А. Блок «Сны». «Ворона». | 5/103 | 1 | ||||||||
С. А. Есенин «Черёмуха» | 6/104 | 1 | ||||||||
Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь №1». | 7/105 | 1 | ||||||||
Проверочная работа №5 по теме «Поэтическая тетрадь № 1» | 8/106 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. О чём говорят стихи? | 9/107 | 1 | ||||||||
Раздел № 9. Люби живое. (19 ч) | ||||||||||
М. М. Пришвин «Моя Родина» И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» В. И. Белов «Малька провинилась». «Ещё про Мальку» В. В. Бианки «Мышонок Пик» Б. С. Житков «Про обезьянку» В. П. Астафьев «Капалуха» В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста М. М. Пришвина «Моя Родина» Определение жанра произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек». Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. В. И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку» - главные герои рассказа. В. В. Бианки «Мышонок Пик» - составление плана на основе названия глав. Составление рассказа о герое произведения. Б. С. Житков «Про обезьянку» - герои произведения. Пересказ, краткий пересказ. В. П. Астафьев «Капалуха» - герои произведения. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. Оценка достижений. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. | М. М. Пришвин «Моя Родина» | 1/108 | 1 | |||||
И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 2/109 | 1 | ||||||||
И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 3/110 | 1 | ||||||||
В. И. Белов «Малька провинилась». | 4/111 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. О братьях наших меньших. Рассказы о животных В. Чаплиной. | 5/112 | 1 | ||||||||
В. И. Белов «Ещё про Мальку» | 6/113 | 1 | ||||||||
В. И. Белов «Ещё про Мальку» | 7/114 | 1 | ||||||||
В. В. Бианки «Мышонок Пик» | 8/115 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. О братьях наших меньших. Рассказы о животных Б. Житкова | 9/116 | 1 | ||||||||
В. В. Бианки «Мышонок Пик» | 10/117 | 1 | ||||||||
Б. С. Житков «Про обезьянку» | 11/118 | 1 | ||||||||
Б. С. Житков «Про обезьянку» | 12/119 | 1 | ||||||||
Б. С. Житков «Про обезьянку». | 13/120 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. Где? Что? Как и почему? Рассказы - загадки про зверей и птиц. | 14/121 | 1 | ||||||||
В. П. Астафьев «Капалуха» | 15/122 | 1 | ||||||||
В. П. Астафьев «Капалуха» | 16/123 | 1 | ||||||||
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». | 17/124 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. Урок-конференция «Земля – наш дом родной». | 18/125 | 1 | ||||||||
Тест №4 по разделу «Люби живое». | 19/126 | 1 | ||||||||
Раздел № 10. Поэтическая тетрадь №2 (10 ч) | ||||||||||
С. Я Маршак «Гроза днем». «В лесу над росистой поляной» А. Л. Барто «Разлука». «В театре». С. В. Михалков «Если» Е. Благинина «Котёнок», «Кукушка». Проект «Праздник поэзии» | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выразительное чтение стихотворений. Работа над проектом «Праздник поэзии.» Оценка своих достижений. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения. | С. Я Маршак «Гроза днем». «В лесу над росистой поляной» | 1/127 | 1 | |||||
А. Л. Барто «Разлука». Проверка техники чтения. | 2/128 | 1 | ||||||||
А. Л. Барто «В театре». | 3/129 | 1 | ||||||||
С. В. Михалков «Если». «Рисунок» | 4/130 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. Что говорят стихи? Поэзия С. Я. Маршака | 5/131 | 1 | ||||||||
Е. Благинина «Котёнок», «Кукушка». | 6/132 | 1 | ||||||||
Проект «Праздник поэзии». | 7/133 | 1 | ||||||||
Крестики-нолики по теме «Поэтическая тетрадь №2». | 8/134 | 1 | ||||||||
Проверочная работа №6 по теме «Поэтическая тетрадь № 2» | 9/135 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». Книги о сверстниках, о школе. | 10/136 | 1 | ||||||||
Раздел № 11. Собирай по ягодке – наберешь кузовок. (14 ч) | ||||||||||
В. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок » А. П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама» М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники» Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон». В. Ю. Драгунский «Друг детства» Сборник юмористических рассказов Н. Носова | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особенности заголовка произведения В. В. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Соотнесение пословицы и содержания произведения. А. П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама» - герои рассказа, особенности речи героев, чтение по ролям. М. М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники» - смысл названия рассказов. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий. Н. Н. Носов «Федина задача», «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Сборник юмористических рассказов Н. Н. Носова. Оценка планируемых достижений. | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | В. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | 1/137 | 1 | |||||
А. П. Платонов «Цветок на земле» | 2/138 | 1 | ||||||||
А. П. Платонов «Цветок на земле» | 3/139 | 1 | ||||||||
А. П. Платонов «Еще мама» | 4/140 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. Знай и люби родную природу! | 5/141 | 1 | ||||||||
А. П. Платонов «Еще мама» | 6/142 | 1 | ||||||||
М. М. Зощенко «Золотые слова» | 7/143 | 1 | ||||||||
М. М. Зощенко «Великие путешественники» | 8/144 | 1 | ||||||||
Н. Н. Носов «Федина задача» | 9/145 | 1 | ||||||||
Н. Н. Носов «Телефон» | 10/146 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. «От чистого сердца». Произведения о маме. | 11/147 | 1 | ||||||||
В. Ю. Драгунский «Друг детства». | 12/148 | 1 | ||||||||
Тест № 5 по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». | 13/149 | 1 | ||||||||
«Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые детские журналы. | 14/150 | 1 | ||||||||
Раздел № 12. По страницам детских журналов (10 ч) | ||||||||||
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки» Ю. И. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели» Г. Б. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды» Р. Сеф «Веселые стихи». | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Путешествие по страницам журналов для детей. Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего города. Выразительное чтение стихотворений Р. Сефа. Оценка планируемых достижений. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Ю. И. Ермолаев «Проговорился». | 1/151 | 1 | |||||
Внеклассное чтение. Пресс- турнир «По страницам детских журналов» | 2/152 | 1 | ||||||||
Ю. И. Ермолаев «Воспитатели» | 3/153 | 1 | ||||||||
Г. Б. Остер «Вредные советы». | 4/154 | 1 | ||||||||
Г. Б. Остер «Как получаются легенды» | 5/155 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». | 6/156 | |||||||||
Легенды своей семьи, своего дома, своего города | 7/157 | 1 | ||||||||
Р. Сеф «Веселые стихи». | 8/158 | 1 | ||||||||
Тест № 6 по теме « По страницам детских журналов» | 9/159 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение. Читательская конференция «По страницам детских журналов». | 10/160 | 1 | ||||||||
Раздел № 13. Зарубежная литература (10 ч) | ||||||||||
Древнегреческий миф «Храбрый Персей» Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» - нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике. Оценка планируемых достижений. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, | Древнегреческий миф «Храбрый Персей» | 1/161 | 1 | |||||
Древнегреческий миф «Храбрый Персей» | 2/162 | 1 | ||||||||
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 3/163 | 1 | ||||||||
Внеклассное чтение КВН по сказкам Г. Х. Андерсена. | 4/164 | 1 | ||||||||
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 5/165 | 1 | ||||||||
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 6/166 | 1 | ||||||||
Тест № 7 по теме «Зарубежная литература». | 7/167 | 1 | ||||||||
Брейн-ринг по теме «Зарубежная литература». | 8/168 | 1 | ||||||||
Оценка достижений. | -проверять предметные универсальные учебные умения | Обобщение знаний по теме «Зарубежная литература». Проверка техники чтения. | 9/169 | 1 | ||||||
Оценка достижений. | -проверять предметные универсальные учебные умения; -составлять списки книг для чтения летом (с учителем) | Итоговая диагностическая работа. | 10/170 | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса
К концу года обучающиеся научатся:
- различать произведения устного народного творчества;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст объёмом не более 1,5 страниц;
- делить текст на смысловые части;
- составлять простой план текста;
- читать осознанно текст;
- читать стихотворные произведения наизусть;
- осуществлять выбор произведения для чтения перед аудиторией;
- читать осознанно текст художественного произведения « про себя» (без учёта скорости);
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
- отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные;
- использовать приобретённые знание и умения в практической жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
- выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;
- чётко, ясно, развёрнуто излагать мысли в устной и письменной форме;
- проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении произведений литературы.
Сведения о контроле
Название раздела | Количество часов | проверка техники чтения | тест | проверочная работа | проект |
Самое великое чудо на свете | 5 ч | 1 | |||
Устное народное творчество | 18 ч | 1 | 1 | ||
Поэтическая тетрадь 1 | 15 ч | 1 | 1 | ||
Великие русские писатели | 29 ч | 1 | |||
Поэтическая тетрадь 2 | 8 ч | 1 | |||
Литературные сказки | 9 ч | 1 | 1 | ||
Были и небылицы | 13 ч | 1 | 1 | ||
Поэтическая тетрадь 1 | 9 ч | 1 | 1 | ||
Люби живое | 19 ч | 1 | |||
Поэтическая тетрадь 2 | 10 ч | 1 | 1 | ||
Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 14 ч | 1 | |||
По страницам детских журналов | 10 ч | 1 | |||
Зарубежная литература | 10 ч | 1 | 1 | 1 | |
Итого | 170 часов | 5 | 7 | 7 | 2 |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания | |
Книгопечатная продукция | ||
Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М. : Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, М. В. Бойкина, С. И. Волкова, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова | В программе определены цели и ценностные ориентиры начального курса литературного чтения; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение. | |
Учебники. 1. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова); (Москва, «Просвещение» 2014 год) | Методический аппарат учебников организует ориентировку учащихся при формировании важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделить главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т. д.) и обеспечивает их поэтапную отработку. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учащихся, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений. Текстовой материал учебников способствует духовно-нравственному развитию младших школьников, осознанию ими важнейших нравственно-этических понятий (дружба, доброта, взаимопонимание, уважение к старшим, любовь к родителям и др.). | |
Рабочие тетради Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина; Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс (Москва, «Просвещение» 2014 год) . | Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления полученных знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях приведены в полном соответствии с содержанием учебников. | |
Методические пособия для учителя Климанова Л. Ф, Горецкий В. Г Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс Книги для учителя
| В пособиях рассматриваются теоретические основы обучения чтению, , основные положения программы «Литературное чтение» в начальной школе, даются общие рекомендации по организации урока. В книгах рассматривается требование к обучению творческому чтению и подходы к формированию читательской активности младших школьников. | |
Печатные пособия | ||
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Словари по русскому языку. Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей | Комплекты для обучения грамоте используются для организации практической работы на уроке. Их применение обеспечивает реализацию деятельностного метода. | |
Технические средства обучения | ||
Интерактивная доска Настенная магнитная доска (3шт.) с набором магнитов для крепления таблиц Компьютер Мультимедийный проектор Сканер Принтер лазерный | ||
Экранно-звуковые пособия | ||
Климановой Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. Электронное приложение | Аналог учебника используется при объяснении и закреплении программного материала. Содержит задания для работы со словарными словами, по развитию речи, игровые задания. Пособие может быть использовано для организации фронтальной и индивидуальной работы в класса, а также для самостоятельного изучения программного материала дома. | |
Оборудование класса | ||
Ученические двухместные столы с комплектов стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Держатели для схем и таблиц |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....
Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...
Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....