Урок чтения в 1 классе коррекционной школы 8 вида "Составление и чтение слов и текста с буквой "Ж"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Маркова Вера Васильевна

Тип урока:  Урок – закрепление

Индивидуализированно-групповая форма обучения.

Цели урока: Учить составлять и читать слова, состоящие из  2-х-3-х слогов с буквой «Ж, ж».

Оборудование: АРМ, презентация, кассы букв, карточки-жуки, учебники, 3 цветка на доску разных размеров.

Задачи:

·         Формирование у учащихся  навыка  чтения, развитие фонетико-фонематического восприятия слов со звуком «ж».

·         Коррекция  зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.

·         Воспитание у детей  умение слушать учителя,  выполнять инструкции.

·         Формирование  положительной  мотивации к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chtenie_1_kl._markova.docx46.52 КБ

Предварительный просмотр:

 

Этапы

Деятельность учителя, её содержание, формы и методы

Деятельность учащихся, её содержание, формы  и методы

Универсальные учебные действия (совокупность способов действий учащихся, формирование умений учиться)

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Включение в деловой ритм.

 

Гости в доме – это всегда радость

Дети: Мы гостей сегодня ждали

     И с волнением встречали.

     Не судите очень строго,

     Ведь учились мы немного.

 Настройтесь на работу. Начнем наш урок. Сядьте ровно, слушайте внимательно, работайте активно.

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

2. Актуализация и фиксация затруднений в деятельности

Учитель выявляет уровень знаний.

 Повторим  правило  речи:

     Каждый день, всегда, везде

     На уроке и в игре,

     Громко четко говорим,

     Никуда мы не спешим

- Какое сейчас время года? Почему? Ребята, закройте глазки и послушайте.

СЛАЙД 4 – луг с цветами, птичками и насекомыми. Слышаться звуки птиц и насекомых).

-  Откройте глаза. Что вы слышали? Как можно назвать их одним словом? (насекомые). В какое время года можно их слышать? (летом) Где? (луг, поле, лес).  Представьте себе, что сейчас тепло, лето,  ярко светит солнышко.  Послушайте еще (звук жука). Чей это звук?

- Кто издает такой звук? (жук)

СЛАЙД 5

На  слайде появляется картинка жука и его звук.

   Фонетическая зарядка

- Давайте вместе с жуком споем его песенку. Для этого сядьте ровно, красиво, спинки прямо. Вдохните через нос и на выдохе произносим звук  (ж-ж-ж-ж-ж-) Сначала тихо, затем громче и громче.

  ИТОГ: Молодцы! Все умеете произносить правильно звук.

СЛАЙД 6 - пустой

Характеристика звука.

-Что вы можете рассказать про звук « ж»?

(согласный, твердый, звонкий)  

Молодцы!

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Познавательные:

3. Постановка учебной задачи: сообщение темы

 Создает проблемную ситуацию

СЛАЙД 7 (жук  учитель)                                                                          

Как-то летом на лужайке

Господин учитель Жук

Основал для насекомых

Школу чтенья и наук.

Вот стрекозы,

мушки, мошки,

Пчёлы, осы и шмели,

Муравьи, сверчки, козявки

На урок к Жуку пришли.  

- Ребята, учитель – Жук приглашает нас в гости на урок в свою школу.  А мы тоже покажем чему научились.

                                     

Формулируют тему урока: «Мы будем читать слова с буквой «Ж»

Регулятивные: целеполагание

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование учебной проблемы

4. Решение учебной проблемы

Организует учащихся по закреплению полученных знаний

Первое задание Жука

- Ребята, давайте вспомним, что мы знаем про жука?

Чистоговорка хором:

  1. Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет. 

–Кто сам хочет рассказать? Какие здесь есть еще слова со звуком «ж»?

- В какой части слова находится звук  «ж» в слове «жук» (в начале)

- Назовите слова со звуком «ж» определите, в какой части слова он находится

Давайте Жуку расскажем скороговорка про него:

  1. Жутко жуку жить на суку. (С хлопками: сначала медленно, затем быстрее; по одному)

ИТОГ

СЛАЙД 8 - пустой

Второе задание Жука

В школе Жука все насекомые очень любят играть. Давайте с ними поиграем! Дидактическая  игра «Поймай слово с буквой «Ж»

Учитель называет слова, а учащиеся  хлопают в ладоши, если услышат в слове звук «ж». Слова:  жук, стол, железо, стена, жаба, стол, ножницы, окно, живот, голова, жадина, телефон, пожар…и т.д.

ИТОГ

 

Третье задание Жука

СЛАЙД  9 – появляются цветы, а на них слоги (жа, жо, жу).

- Прочитайте слоги. (индив-но).

- А теперь прочитайте слова с этими слогами

 Далее под этими слогами появляются слова (жа-ло, Жо-ра, жук)

- В какой части слова стоит буква «ж»? Почему слово Жора пишется с большой буквы?

ИТОГ

СЛАЙД 10 - пустой

Включаются в самостоятельную деятельность

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: логическое решение проблемы, рассуждения, ответы на вопросы.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

Четвертое задание Жука

Давайте покажем  нашему Жуку как мы умеем составлять слова и работать с учебниками

(работа с учебником и с кассой букв)

-- Выложите первое слово в первом столбике

Находят в кассе букв нужные буквы и выкладывают слово ЖАР

- Какое слово у вас получилось? Что такое жар? (высокая температура у человека…)            

- Какой первый звук. Второй. Третий?   Назовите по порядку звуки слова и дайте характеристику каждого звука

-Найдите второе слово под словом жар (жара)

-  Чем отличаются слова? Как получилось слово?

 ЖАРА. Что такое жара? (повышение температуры вокруг нас: летом бывает, от печки нагревается сильно воздух) 2-й, 3-й столбики также.

ИТОГ

     

Выполняют задания учителя: составляют слова в кассе букв и читают их.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы учителя), рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением – контроль, коррекция; владение монологической  и диалогической формой речи.

6.Организация умственной  деятельности по  воспроизведению и применению уже усвоенных знаний.  Работа с текстом

Организует деятельность по применению знаний.

Словарная работа. Слово «лужок»

Ребята, а где находится школа для насекомых, в которой учитель – Жук? (на лужайке) Можно сказать лужайка, луг, а как ласково назвать луг? (лужок).

СЛАЙД 11  (лужок)

-Что изображено на слайде?

Появляется слово «лу-жок». Давайте прочитаем. В какой части слова звук «ж»?  

- Что такое лужок?

  Это – участок  земли,  покрытый разнообразной  растительностью.    

Физминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп! Присядем, отдохнем!

И опять вперёд пойдем!

МОЛОДЦЫ

СЛАЙД  12– пустой

Пятое задание Жука

Все ученики Жука  очень любят читать. Учитель – Жук предлагает вам познакомиться с новым рассказом.

- Рассмотрите картинку в учебнике. Что вы видите? Расскажите.

                                                                                         

Чтение текста «Лужок» по учебнику

  1. Учитель читает, а дети следят.

Вопросы по тексту (О чем рассказ?)

- Что делают дети?

- Кого дети видели на лугу?

2. Читает сильный ребенок

3.Читают по цепочке 1 группа детей (сильные) Сигнал указкой

- Как зовут детей?

- С какой буквы пишутся имена?

 4. Читаем хором.

 5. Найти и прочитать первой предложение, последнее. Найдите предложение, в котором говорится о детях.

- Кто запомнил название рассказа?

ИТОГ

Самостоятельная работа с текстом. Воспроизводят полученные знания.

Отвечают на вопросы по тексту, читают.

Регулятивные: контроль, коррекция, выявление и осознание того, что уже усвоено, осознания качества уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, работать в парах.

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию, исходя из темы урока

  1. Подведение итогов урока.

Ребята, где мы побывали сегодня? (в школе учителя – Жука)

- А кто учится в этой школе? (насекомые)

  -Что узнали?

- Поднимите дети  руку,  кому  было интересно на уроке?

- Что вам понравилось?

 

СЛАЙД  13 (Жук с указкой)

  – Жуку понравилось как вы выполняли задания.

Так наш Жук,

Стоит с указкой.

Учит азбуке стрекоз,

Мушек, мошек и козявок,

Мурашей, шмелей и ос.

- Оцените свою работу на уроке.

Ребята, у вас на партах лежат жуки. На доске 3 цветка разного размера.

- Кому на уроке было легко выполнять все задания, то посадите своего жука на самый большой цветок. Кто затруднялся в чем-то,  посадите жука  на средний, а кто не справился с заданиями,  тот на маленький цветок.

Урок окончен.

                                                               

 Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: смыслообразование


Тема урока: Составление и чтение слов и текста с буквой «Ж. ж»

Дать урока: 3.02.15

Тип урока:  Урок – закрепление

Индивидуализированно-групповая форма обучения.

Цели урока: Учить составлять и читать слова, состоящие из  2-х-3-х слогов с буквой «Ж, ж».

Оборудование: АРМ, презентация, кассы букв, карточки-жуки, учебники, 3 цветка на доску разных размеров.

Задачи:

  • Формирование у учащихся  навыка  чтения, развитие фонетико-фонематического восприятия слов со звуком «ж».
  • Коррекция  зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.
  • Воспитание у детей  умение слушать учителя,  выполнять инструкции.
  • Формирование  положительной  мотивации к обучению.

Познавательные УУД:

  • принимать учебную задачу;
  • решать учебную задачу под руководством учителя;
  • учиться читать слоги – слияния, слова и тексты с буквой ж;
  • группировать изученные буквы;
  • определять место  изучаемой буквы в алфавите;

Личностные УУД:

  • вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • осваивать новые виды деятельности,
  • участвовать в творческом, процессе;

Коммуникативные УУД:

  • отвечать на поставленные вопросы по содержанию теста;

Регулятивные УУД:

  • определять цель учебного задания;
  • контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;
  • отвечать на итоговые вопросы.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по чтению 3 класс коррекционной школы VIII вида по теме: По Г.Снегиреву "Верблюжья варежка".

Конспект урока и презентация по чтению и развитию речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида по теме: По Г.Снегиреву "Верблюжья варежка"....

Рабочая программа по чтению 9 класс коррекционная школа 8 вида индивидуальное обучение

Рабочая программа составлена для ученика 9 класса индивидуального обучения....

Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Занятие по предмету «Чтение». 2 класс. Коррекционная школа Тема: Обобщение к разделу «Мир животных». Урок обобщения изученного материала.

Вашему вниманию представлено индивидуальное занятие по чтению на дому с обучающимся 2го класса коррекционной школы, имеющим такие сложные сочетанные дефекты развития, как детский церебральный паралич,...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК: «Школа России» Тема: «Волшебные слова» по рассказу В. Осеевой

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮКласс: 2УМК: «Школа России»Тема: «Волшебные слова»Цель урока – познакомить детей с автором В.А. Осеевой, произведением «Волшеб...